Рабочая программа по модульному предмету Брянский край
1.Пояснительная записка
Программа составлена на основе рекомендаций Департамента общего и профессионального образования Брянской области по преподаванию регионального компонента «Брянский край».
Авторы: В.Н. Лупоядов, Л.Ю. Лупоядова(История родного края).
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 3 класса предусматривает обучение истории родного края 1 час в неделю, всего 34 часа.
Календарно-тематическое планирование составлено по содержанию учебника В.Н. Лупоядова и Л.Ю. Лупоядовой «История родного края» рекомендованного Департаментом общего и профессионального образования Брянской области.
2. Цель курса :
Формирование элементарных знаний, направленных на осознание необходимости изучения краеведения, заботы о крае.
Изучение истории родного края, особенностей культуры, быта и традиций.
Воспитывать любовь к своей малой родине.
Прививать гордость за свой народ и его героическое прошлое.
Пробудить познавательный интерес к истории родного края.
Знакомство учащихся с историческим наследием региона.
Задачи:
Развитие познавательного интереса учащихся, творческой активности.
Развитие любознательности и желания получать знания.
Формирование положительного отношения к окружающему миру.
Научить учащихся пользоваться научной литературой.
Учить любить историю своего края.
Раскрытие творческих способностей, воображения и фантазии.
.Пробудить у учащихся интерес к предмету «Брянский край. История родного края».
Региональный компонент представляет собой систему знаний и культурного опыта учащихся, отражает особенности культурно - исторического, социально – экономического развития региона.
Под региональным компонентом понимаем педагогически отобранный материал, раскрывающий историческое, культурное своеобразие региона, региональную специфику социальной жизни общества.
Это реализуется в результате освоения содержания образования, дополняющего и конкретизирующего содержание разделов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Основные подходы при реализации минимума содержания образования предмета «Брянский край. История родного края»:
- краеведческий подход – выявление историко – культурных связей, знакомство с социальным и культурным пространством региона для развития самосознания школьников;
- содержательно – деятельностный подход – включает учащихся в активную творческую проектно – исследовательскую деятельность;
- личностно – ориентированный подход – создание условий для формирования готовности и потребности личности к самообразованию.
3. Основные направления работы по программе:
- Познавательно-исследовательское:
подготовка исследовательских рефератов, участие в конкурсах, олимпиадах.
- Духовно-творческое:
конкурсы стихов, рассказов, плакатов, рисунков, сказок, театрализованные представления, изготовление поделок из природных материалов и бытовых отходов; фотовыставки.
- Просветительское:
проведение экскурсий по родному краю, изготовление плакатов, газет;
- Природоохранное:
посадка деревьев, кустарников; создание и уход за цветочными клумбами; изготовление скворечников и кормушек (охрана птиц).
- Туристско-оздоровительные:
4. Методы и формы работы.
Для облегчения понимания материала детьми в процессе обучения предлагаются игровые формы.
На занятиях применяются различные формы деятельности: викторины, выставки, конкурсы и др.
При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, игра, конференция и т.д., а также краеведческие рассказы и народные сказки, что легко воспринимается детьми и заставляет их размышлять, делать свои выводы.
Занятия предусматривают получение знаний не только на специальных занятиях внеурочной деятельности, но и во время прогулок, экскурсий и нацелено на общее развитие ребят, на развитие наблюдательности, внимания.
5. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.
В сфере познавательных УУД учащиеся научатся :любить историю своего края.
рассказывать о том как жили наши предки,
иметь преставление о достопримечательностях нашего края,
знать символы области, историю своего имени.
Регулятивные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
Принимать и сохранять учебную задачу;
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
Оценивать правильность выполнения действия;
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.
Коммуникативные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
Вести диалог;
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии
Формулировать собственное мнение и позицию;
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
Задавать вопросы;
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Личностные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
- желание приобретать новые знания;
- способность оценивать свои действия.
- объяснять что связывает тебя с малой родиной.
6. Предполагаемый результат:
1. Формирование личности, знающей историю родного края.
2. Создание проектов «История родного края», в которых будет собран и систематизирован весь исследовательский материал и творческие работы учащихся.
3. Участие в конкурсах краеведческой направленности.
7. Литература:
Учебник В.Н. Лупоядов и Л.Ю. Лупоядова «История родного края».
«Слово о полку Игореве»
С. Бородин «Дмитрий Донской».
Свод памятников архитектуры Брянской области.
Наш край в истории Отечества ( сборник)
Деснинские древности.
Вырезки из газет по краеведению.
1.Пояснительная записка
Программа составлена на основе рекомендаций Департамента общего и профессионального образования Брянской области по преподаванию регионального компонента «Брянский край».
Авторы: В.Н. Лупоядов, Л.Ю. Лупоядова(История родного края).
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 3 класса предусматривает обучение истории родного края 1 час в неделю, всего 34 часа.
Календарно-тематическое планирование составлено по содержанию учебника В.Н. Лупоядова и Л.Ю. Лупоядовой «История родного края» рекомендованного Департаментом общего и профессионального образования Брянской области.
2. Цель курса :
Формирование элементарных знаний, направленных на осознание необходимости изучения краеведения, заботы о крае.
Изучение истории родного края, особенностей культуры, быта и традиций.
Воспитывать любовь к своей малой родине.
Прививать гордость за свой народ и его героическое прошлое.
Пробудить познавательный интерес к истории родного края.
Знакомство учащихся с историческим наследием региона.
Задачи:
Развитие познавательного интереса учащихся, творческой активности.
Развитие любознательности и желания получать знания.
Формирование положительного отношения к окружающему миру.
Научить учащихся пользоваться научной литературой.
Учить любить историю своего края.
Раскрытие творческих способностей, воображения и фантазии.
.Пробудить у учащихся интерес к предмету «Брянский край. История родного края».
Региональный компонент представляет собой систему знаний и культурного опыта учащихся, отражает особенности культурно - исторического, социально – экономического развития региона.
Под региональным компонентом понимаем педагогически отобранный материал, раскрывающий историческое, культурное своеобразие региона, региональную специфику социальной жизни общества.
Это реализуется в результате освоения содержания образования, дополняющего и конкретизирующего содержание разделов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Основные подходы при реализации минимума содержания образования предмета «Брянский край. История родного края»:
- краеведческий подход – выявление историко – культурных связей, знакомство с социальным и культурным пространством региона для развития самосознания школьников;
- содержательно – деятельностный подход – включает учащихся в активную творческую проектно – исследовательскую деятельность;
- личностно – ориентированный подход – создание условий для формирования готовности и потребности личности к самообразованию.
3. Основные направления работы по программе:
- Познавательно-исследовательское:
подготовка исследовательских рефератов, участие в конкурсах, олимпиадах.
- Духовно-творческое:
конкурсы стихов, рассказов, плакатов, рисунков, сказок, театрализованные представления, изготовление поделок из природных материалов и бытовых отходов; фотовыставки.
- Просветительское:
проведение экскурсий по родному краю, изготовление плакатов, газет;
- Природоохранное:
посадка деревьев, кустарников; создание и уход за цветочными клумбами; изготовление скворечников и кормушек (охрана птиц).
- Туристско-оздоровительные:
4. Методы и формы работы.
Для облегчения понимания материала детьми в процессе обучения предлагаются игровые формы.
На занятиях применяются различные формы деятельности: викторины, выставки, конкурсы и др.
При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, игра, конференция и т.д., а также краеведческие рассказы и народные сказки, что легко воспринимается детьми и заставляет их размышлять, делать свои выводы.
Занятия предусматривают получение знаний не только на специальных занятиях внеурочной деятельности, но и во время прогулок, экскурсий и нацелено на общее развитие ребят, на развитие наблюдательности, внимания.
5. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.
В сфере познавательных УУД учащиеся научатся :любить историю своего края.
рассказывать о том как жили наши предки,
иметь преставление о достопримечательностях нашего края,
знать символы области, историю своего имени.
Регулятивные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
Принимать и сохранять учебную задачу;
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
Оценивать правильность выполнения действия;
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.
Коммуникативные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
Вести диалог;
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии
Формулировать собственное мнение и позицию;
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
Задавать вопросы;
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Личностные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
- желание приобретать новые знания;
- способность оценивать свои действия.
- объяснять что связывает тебя с малой родиной.
6. Предполагаемый результат:
1. Формирование личности, знающей историю родного края.
2. Создание проектов «История родного края», в которых будет собран и систематизирован весь исследовательский материал и творческие работы учащихся.
3. Участие в конкурсах краеведческой направленности.
7. Литература:
Учебник В.Н. Лупоядов и Л.Ю. Лупоядова «История родного края».
«Слово о полку Игореве»
С. Бородин «Дмитрий Донской».
Свод памятников архитектуры Брянской области.
Наш край в истории Отечества ( сборник)
Деснинские древности.
Вырезки из газет по краеведению.