Тематический план и содержание учебной дисциплины экология 36 часов
6.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУДб.13 Экология
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихсяОбъем часов ОК
1 2 3 4
ОУДб.13.01. Введение
Содержание учебного материала.
Объект изучения экологии – взаимодействие живых систем. История развития экологии. Методы, используемые в экологических исследованиях. Роль экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей. Значение экологии при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования.
Практическое занятие
Практическая работа № 1. Методы экологических исследований. Значение экологии. 2 ОК 01. –
ОК 10.
Внеаудиторная самостоятельная работа.
Подготовка докладов «Значение экологии при освоении моей профессии» 2 ОК 01. –
ОК 10.
ОУДб.13.02. Экология как научная дисциплина Содержание учебного материала.
Общая экология. Среда обитания и факторы среды. Общие закономерности действия факторов среды на организм. Популяция. Экосистема. Биосфера.
Социальная экология. Предмет изучения социальной экологии.
Среда, окружающая человека, её специфика и состояние. Демография и
проблемы экологии. Природные ресурсы, используемые человеком. Понятие
«загрязнение среды».
Прикладная экология. Экологические проблемы: региональные и
глобальные. Причины возникновения глобальных экологических проблем.
Возможные способы решения глобальных экологических проблем.
Демонстрации:
Экологические факторы и их влияние на организмы.
Межвидовые отношения: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм.
Практические занятия
Практическая работа №2. Экосистема. Биосфера.
Практическая работа № 3. Причины возникновения и способы решения глобальных экологических проблем.
Практическая работа№ 4. Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах Ивановской области 6 ОК 01. –
ОК 10.
Внеаудиторная самостоятельная работа.
Работа с учебной, справочной литературой и интернет – ресурсами.
Подготовка рефератов.
Создание презентаций.
Примерная тематика рефератов и презентаций:
Среда обитания и среды жизни: сходства и различия.
Межвидовые отношения: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм
Популяция. Экосистема. Биосфера.
Демография и проблемы экологии
Природные ресурсы и их классификация 4 ОК 01. –
ОК 10.
ОУДб.13.03. Среда обитания человека и экологическая безопасность Содержание учебного материала.
Среда обитания человека. Окружающая человека среда и её компоненты. Естественная и искусственная среды обитания человека. Социальная среда.
Основные экологические требования к компонентам окружающей человека среды. Контроль качества воздуха, воды, продуктов питания.
Городская среда. Городская квартира и требования к её экологической безопасности. Шум и вибрация в городских условиях. Влияние шума
и вибрации на здоровье городского человека.
Экологические вопросы строительства в городе. Экологические требования к организации строительства в городе. Материалы, используемые в строительстве жилых домов и нежилых помещений. Их экологическаябезопасность. Контроль качества строительства.
Дороги и дорожное строительство в городе. Экологические требования к дорожному строительству в городе. Материалы, используемые при дорожном строительстве в городе. Их экологическая безопасность.
Контроль качества строительства дорог.
Экологические проблемы промышленных и бытовых отходов в городе. Твёрдые бытовые отходы и способы их утилизации. Современные способы переработки промышленных и бытовых отходов.
Сельская среда. Особенности среды обитания человека в условиях
сельской местности. Сельское хозяйство и его экологические проблемы.
Пути решения экологических проблем сельского хозяйства.
Демонстрация
Схема агроэкосистемы.
Практические занятия
Практическая работа № 5. Окружающая человека среда и ее компоненты .Практическая работа № 6. Контроль качества воздуха, воды, продуктов питания.
Практическая работа № 7. Городская квартира и требования к ее экологической безопасности.
Практическая работа № 8. Влияние шума и вибрации на здоровье городского человека.
Практическая работа№ 9. Современные способы переработки промышленных и бытовых отходов.
Практическая работа № 10. Описание жилища человека как искусственной экосистемы. 11 ОК 01. –
ОК 10.
Внеаудиторная самостоятельная работа.
Работа с учебной, справочной литературой и интернет – ресурсами.
Подготовка рефератов.
Создание презентаций.
Примерная тематика рефератов и презентаций:
Окружающая человека среда и её компоненты: различные взгляды на одну проблему.
Причины возникновения экологических проблем в городе.
Причины возникновения экологических проблем в сельской местности.
Проблемы водных ресурсов и способы их решения (на примере России).
Современные требования к экологической безопасности продуктов питания.
Твёрдые бытовые отходы и способы решения проблемы их утилизации 4 ОК 01. –
ОК 10.
ОУДб.13.04. Концепция устойчивого развития Содержание учебного материала.
Возникновение концепции устойчивого развития. Глобальные
экологические проблемы и способы их решения. Возникновение экологических понятий «устойчивость» и «устойчивое развитие». Эволюция взглядов на устойчивое развитие. Переход к модели «устойчивость и развитие».
«Устойчивость и развитие». Способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие». Экономическая, социальная, культурная и экологическая способы устойчивости, их взаимодействие и взаимовлияние. Экологические след и индекс человеческого развития.Демонстрации:
Использование ресурсов и развитие человеческого потенциала.
Индекс «живой планеты».
Экологический след.
Практические занятия:
Практическая работа № 11. Способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие».
Практическая работа № 12. Индекс «живой планеты».
Практическая работа № 13. Решение экологических задач на устойчивость и развитие.
Практическая работа № 14. Решение экологических задач на устойчивость и развитие. 8 ОК 01. –
ОК 10.
Внеаудиторная самостоятельная работа.
Работа с учебной, справочной литературой и интернет – ресурсами.
Подготовка рефератов.
Создание презентаций.
Примерная тематика рефератов и презентаций:
Возможности управления водными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.
Возможности управления лесными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.
Возможности управления почвенными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.
Возобновимые и невозобновимые ресурсы: способы решения проблемы исчерпаемости.
Земельный фонд и его динамика под влиянием антропогенных факторов.
История и развитие концепции устойчивого развития 4 ОК 01. –
ОК 10.
ОУДб.13.05. Охрана природы
Содержание учебного материала.
Природоохранная деятельность. История охраны природы в России. Типы организаций, способствующих охране природы. Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. Особо охраняемые природные территории и их законодательный статус. Экологические кризисы и экологические ситуации. Экологические проблемы России.
Природные ресурсы и их охрана. Природно-территориальные аспекты экологических проблем. Социально-экономические аспекты экологических проблем.
Природные ресурсы и способы их охраны. Охрана водных ресурсов в России. Охрана почвенных ресурсов в России. Охрана лесных ресурсов в России. Возможности управления экологическими системами (на примере лесных биогеоценозов и водных биоценозов).
Демонстрации:
Ярусность растительного сообщества.
Пищевые цепи и сети в биоценозе.
Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме.
Особо охраняемые природные территории России.
Практические занятия:
Практическая работа № 15. Охрана воздушных ресурсов в России.
Практическая работа № 16. Охрана водных ресурсов в России.
Практическая работа № 17. Охрана почвенных и лесных ресурсов в России.
Практическая работа № 18. Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы. 9 ОК 01. –
ОК 10.
Внеаудиторная самостоятельная работа.
Работа с учебной, справочной литературой и интернет – ресурсами.
Подготовка рефератов.
Создание презентаций.
Примерная тематика рефератов и презентаций:
Проблемы почвенной эрозии и способы её решения в России.
Проблемы устойчивости лесных экосистем в России.
Система контроля экологической безопасности в России.
Основные экологические приоритеты современного мира.
Особо неблагоприятные в экологическом отношении территории России: возможные способы решения проблем.
Особо охраняемые природные территории и их значение в охране природы. 4 ОК 01. –
ОК 10.
Всего: 54 Внеаудиторная самостоятельная работа: 18 Обязательная аудиторная: 36