Урок «Состав. Отличительные признаки предметов»
«Состав. Отличительные признаки предметов» (3 класс)
Организационный момент.
Здравствуйте. Садитесь. Какой сейчас у нас урок? (информатика) Посмотрите внимательно на свое рабочее место, все ли у вас приготовлено к уроку? Что нам понадобится для работы на уроке? (рабочая тетрадь, ручка, карандаш, дневник) Итак, начнем наш урок.
Проверка домашнего задания.
Давайте вспомним тему прошлого урока (состав объектов).Посмотрите внимательно на рисунок и назовите состав домика (стены, крыша, труба, крыльцо, окно). А еще мы учились называть адрес элемента предмета. Давайте проверим как вы с этим справились в домашнем задании. Какие номера были заданы? (№14 и №15)
Итак, задание №14: Назовите состав поезда (паровоз, вагоны). Назовите адрес вагона – ресторана (поезд, вагон №4).
Следующее задание №15: Назовите состав кресла (спинка, сиденье и ножки). Каким будет адрес сломанной ножки кресла? (кресло, ножка №2).
А сейчас поменяйтесь тетрадями и проверьте домашнее задание друг у друга. Поставьте следующие оценки:
Оценка «5», если нет ошибок,
Оценка «4», если 1 или 2 ошибки;
Оценка «3», если 3 или 4 ошибки;
Оценка «2», если больше 4 ошибок.
Поднимите руку те, у кого нет ошибок, у кого одна или две ошибки, 3 или 4 ошибки, больше 4 ошибок.
В домашней работе вы называли адрес вагона – ресторана, сломанной ножки кресла, а сейчас попробуем назвать ваш полный домашний адрес. С чего нужно начать? (с Солнечной системы). Итак, назвать ваш полный домашний адрес (спросить 2 – 3человека) (Солнечная система, планета Земля, Российская Федерация, алтайский край, Волчихинский район, село Волчиха, улица …, дом…).Изучение нового материала.
Посмотрите внимательно на доску. Какое общее название можно дать этим предметам? (кубики) Какие они? (разные) Чем они отличаются? (цветом)
Как назовем следующую группу предметов? (самолеты) Чем они отличаются? (формой)
Следующая группа предметов – это … (яблоки). Чем они отличаются? (размером)
Каким одним словом вы бы назвали отличия предметов, которые мы перечислили: цвет, форма, размер? (признаки) Подумайте и обсудите в парах: Как бы сформулировали тему урока?
Итак, тема урока: Состав. Отличительные признаки. Что в названии темы нам уже знакомо? (состав) А с чем еще предстоит познакомиться? (отличительными признаками предметов) Подумайте каждый сам и обсудите в парах: Какие задачи вы поставите перед собой на этот урок?
Итак, основная задача нашего урока – Какие признаки отличают предметы друг от друга. Подумайте: что т кто поможет решить нашу задачу? (учитель, учебник, товарищ и вы сами)
Работа с учебником.
Итак, прейдем к решению нашей задачи. Откройте учебники на странице 40, упражнение №16. Сравните карандаши на рисунке. Какие они? (разные) Давайте заполним схему состава отличительных признаков карандашей. Чем могут отличаться карандаши? (оболочкой, стержнем, размером) Как может отличаться оболочка? (по форме, по цвету) Как может отличаться стержень? (по цвету, по толщине) Заполните схему в учебнике самостоятельно.
Сверьте заполненную схему со схемой на доске, исправьте ошибки, если они есть. Поднимите руку те, у кого нет ошибок, у кого одна ошибка или две ошибки, у кого больше двух ошибок.
Разминка для пальцев.
Перед тем, как приступить к работе на компьютерах, нужно провести разминку для пальцев.
Десять серых зайцев
Сидели под кустом.
И двое вдруг сказали:
«Вон человек с ружьем»
Двое закричали:
«Давайте убежим»,
Двое прошептали:
«Давайте помолчим»
Двое предложили:
«Мы спрячемся в кустах»,
А двое вдруг спросили:
«Он может сделать бах?»
БАХ! Выстрелил охотник,
Нажав ружья курок.
И десять серых зайцев
Пустились на утек.
Работа на компьютере.
Каждый из вас должен изобразить группу предметов, обладающих отличительными признаками. Желательно, чтобы каждый предмет имел больше одного отличительного признака. Например, группа цветы. Как могут они отличаться? (по цвету, форме, размеру, количеству)
Разминка для глаз.
После работы за компьютером необходимо провести разминку для глаз, чтобы ваши глазки отдохнули. Проведем разминку для глаз.
Чтоб глаза твои зоркие были,
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти легкие движенья
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотри и под ноги,
Вправо, влево побыстей.
Удивимся, что такое?
И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочки часов,
Проведем глазами дружно,
Ну, а дальше – будь здоров!
Самостоятельная работа.
У каждого из вас на столах лежат листочки с заданиями. Вам нужно найти отличия на рисунке и обвести их в кружок. Время на выполнение две минуты. Давайте проверим по образцу. Поднимите руку те, кто нашел все семь отличий, 5- 6 отличий, 4- 3 отличия, меньше двух отличий.
Работа с учебником.
Откройте учебник на странице 41, упражнение №18. Посмотрите на рисунок и назовите признаки, по которым эти дома отличаются (размер, цвет, наличие трубы). Как домики отличаются по размеру? (шире, уже, выше, ниже) Как домики отличаются по цвету? (зеленый, белый, красный) Как домики отличаются по наличию трубы? (есть труба, нет трубы)Игра «Чем отличаются?»
Сейчас я предлагаю вам поиграть. Я буду называть предмет, а вы приводите отличительные признаки. В игре действует принцип аукциона - побеждает последний, давший правильный ответ.
река (длина, ширина, глубина, скорость течения, какие рыбы водятся, в какой стране протекает);
порода собаки (цвет, размер, размер хвоста, длина шерсти, сторожевые качества, охотничьи качества);
корабль (размеры, число иллюминаторов, численность экипажа, назначение (военный, торговый, пассажирский), наличие и число спасательных шлюпок). Молодцы. Еще хотите поиграть? (Да).
Игра «Что названо»
А сейчас следующая игра. Теперь я буду называть предметы, а значение отличительных признаков, а вы должны назвать собственно отличительный признак и общее название.
20 сантиметров (размер рыбы, длина цветка, расстояние от уха до уха, глубина лужи и т.д.);
синий (цвет стен дома, цвет лепестка, цвет платья).
Итоговый контроль.
Какая задача была поставлена на урок? (Какие признаки отличают предметы друг от друга) Давайте посмотрим как вы ее решили. По каким признакам предметы могут
отличаться друг от друга? (цвет, форма, размер) А какие еще признаки вы можете назвать еще? (масса, возраст, пол, количество)Информация о домашнем задании.
Вариант 1: Выполнить в учебнике №18 на странице 41
Вариант 2: Выполнить в учебнике №18 на странице 41, Дорисовать недостающие детали, чтобы сделать рисунки одинаковыми и раскрасить рисунки.
Рефлексия.
Посмотрите на доску. Давайте представим, что мы на полянке. Полянка есть, но нет на ней цветов. Давайте заполним эту полянку цветами:
Красным – во время работы на уроке не было ошибок;
Желтым – во время работы на уроке были ошибки и надо еще поработать.
Посмотрите, какая красивая полянка у нас получилась. Вы получили удовольствие от урока? (да) И я тоже.