Стандартные алгоритмы обработки массива (9 класс)
Дата __________________ Класс 9 _____
Тема урока: «Стандартные алгоритмы обработки массива»
Цель урока:
1) рассмотреть действия, которые можно выполнить над массивом.
2) формирование понятия массива, знаний характеристик массивов и их элементов, овладение умениями и навыками осуществлять ввод и вывод значений элементов одномерного массива.3) развитие структурного мышления учащихся, предлагаемых учителем, развитие способностей к формализации.4) привитие исследовательского подхода в познании нового, формирование умения применять на практике полученные знания.Тип урока: комбинированный, лекция, самостоятельная работа обучающего характера с последующей самопроверкой.Оборудование (средства обучения): проектор, компьютеры, демонстрации записей, книга.
Ход урока
1. Организационный момент. Приветствие учащихся. Проверка отсутствующих.
2. Проверка домашнего задания.
В программировании линейная таблица называется одномерным массивом.
Массив характеризуется:
типом, то есть все элементы массива имеют один и тот же тип;
именем, массив имеет имя – одно для всех элементов;
размером, размер массива – это количество его элементов;
Массив (array, от французского – сплошной) – упорядоченная группа фиксированного количества переменных одного типа, имеющая общее имя.
Каждый элемент такой совокупности обозначается именем массива с индексом (номером элемента в массиве).
Элемент массива – отдельная переменная, входящая в массив.
Индекс элемента массива – номер элемента в массиве.
Особенность массивов заключается в том, что все элементы массива являются данными одного типа.
Массиву присваивается имя, при помощи которого можно ссылаться на него как на единое целое, так и на любой из его элементов.Обращение к элементу массива:<имя массива>[<индекс>], <имя массива> - требования к имени массива:- не должен содержать символов русского алфавита;- не должен начинаться с цифры;- не должен содержать знак пробела;индекс (номер элемента) может быть выражением порядкового типа.Индекс 1 2 3 N
Описание массива Var a: array[1..n] of тип;Имена элементов записываются следующим образом: A[1] A[2] A[3] A[n]
А - имя массива, 1-N - индекс массива.
В зависимости от количества используемых индексов, массивы могут быть одномерные (строка), двумерные (таблица), трехмерные и т.д.
3. Объяснение темы урока
При решении задач часто приходится заполнять массив.
Рассмотрим несколько способов заполнения массивов, учащиеся записывают в тетради конспект
Первый способ - это заполнение одномерного массива с клавиатуры.
Второй способ - это заполнение с помощью генератора случайных чисел. Этот способ более удобен тогда, когда в массиве много элементов, и их точные значения не слишком важны (Random(x) - сгенерировать случайное число, не превышающее х. Randomize - делает работу генератора случайной).
Третий способ - это чтение значений элементов из файла или как постоянную.
1. С клавиатуры.VarMas: array[1..100] of integer;I,n: integer;BeginWriteln('введите размер массива');Readln(n); {Количество элементов массива}For I:=1 to n do beginwriteln('введите ', I , ' -й элемент массива');readln(n);
end;end.
2. С использованием датчиков случайных чисел.VarMas: array[1..100] of integer;i ,n: integer;beginrandomize; {инициализация встроенного генератора случайных чисел} Writeln('введите размер массива');Readln(n); For i:=1 to n dobeginmas[i]:=-5+random(15); {ввод значений массива, значение массива изменяется от -5 до 10}write(mas[i], ' '); {вывод элементов массива}end;end.
3. Как постоянная:Constb: array[1..10] of integer = (2, 4, 6, 8, 10, 12,14, 16, 18, 20);g: array[1..5] of char = ( 'a', 'b', 'c', 'd', 'e');Vara: array[1..5] of integer;Begina[1]:=6; a[2]:=23; a[3]:=14; a[4]:=56; a[5]:=34;...End.
3. Практическая работа.
Задача 1. Вывести на экран элементы массива
Program vivod;var a:array [1..5] of integer;i:integer;BeginWriteln ('Введите элементы массива');for i:=1 to 5 doreadln (a[i]);for i:=1 to 5 dowriteln('a[',i,']= ',a[i]);end.
Задача 2. Найти среднее арифметическое числоProgram srednee;vara:array [1..10] of integer;i:integer;s,sr:real;begins:=0;writeln ('Введите элементы массива');for i:=1 to 5 dobeginreadln(a[i]);s:=s+a[i];sr:=s/10;end;writeln ('среднеарифметическое = ', sr:7:2);end.
4. Подведение итогов урока. Теперь настала пора подвести итоги нашего урока. Еще раз обратим наши взоры на экраны компьютеров и посмотрим, у кого что получилосьУчитель обращает внимание ребят на творческие находки, типичные ошибки, рациональное и нерациональное выполнение работ, оценивает деятельность каждого, отмечает лучшие работы. Сегодня сделали большой шаг вперед.
5. Домашнее задание: Проработать данные задачи дома. Запомнить ход их решения.Создайте массив А[1..8] с помощью генератора случайных чисел с элементами от -10 до 10 и выведите его на экран. Подсчитайте количество отрицательных элементов массива.