Открытый урок по теме Симфоническая и камерная музыка
МОУ Старомайнская средняя школа №2
р. п. Старая Майна Ульяновской области.
Урок музыки в 6 классе,
тема: «Мир образов камерной и симфонической музыки».
Учитель музыки: Барт Н.В.
Тема урока: «Мир образов камерной и симфонической музыки».
Оборудование: учебник Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская «Музыка» 6 класс, электронное пианино, ноутбук, проектор.
Цель урока:
- Выяснить, что объединяет двух великих людей: А.С. Пушкина и Г.В. Свиридова.
Задачи:
- Показать возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного сочинения.
- Познакомится с музыкальными терминами: музыкальная иллюстрация, сюита, кульминация.
Ход урока
- Исполнение песни «Лесное солнышко».
1 слайд
- На протяжении нескольких уроков, мы ведём разговор о мире образов камерной и симфонической музыки.
2 слайд
- Что это за музыка – Камерная?
- А какая музыка называется симфонической?
- Вспомним состав симфонического оркестра.
3 слайд
(Оркестр, состав музыкантов играющих на различных музыкалььных инструментах. струнно-смычковая группа инструментов,
духовая – деревянная группа инструментов,
медная – духовая группа инструментов,
ударная группа инструментов).
- А какие вы знаете средства музыкальной выразительности?( мелодия, ритм, темп, лад, )
Все эти знания нам сегодня пригодятся во время урока.
4 слайд
- А, что такое иллюстрация? (живописное изображение написанного словами).
- А музыкальная иллюстрация? – это картина, которую можно “увидеть” (услышать – представить) и прочувствовать сердцем.
5 слайд
Сегодня мы познакомимся с музыкальными иллюстрациями Г.В. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель».
6 слайд
Цель нашей работы:
- Выяснить, что объединяет двух великих людей: А.С. Пушкина и Г.В. Свиридова.
7 слайд
- увидеть возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного сочинения.
- познакомится с музыкальными терминами: музыкальная иллюстрация, сюита, кульминация.
8 слайд
Повесть «Метель» была написана А. С. Пушкиным в 1830 году за один день (20 октября).
А.С. Пушкин не случайно так назвал повесть. Природная стихия играет главную роль. Сюжет повести развивается, движется благодаря метели.
В начале повести мы видим обычную ситуацию. Девушка и юноша полюбили друг друга, но их брак не возможен по причине несогласия родителей из-за бедности жениха. И вот влюбленные решают бежать. Когда Марья Гавриловна бежит, ей мешает сама жизнь – плохая погода, метель. Она как бы не пускает Машу, ветер дует ей в лицо, силясь остановить ее.
Владимира же метель пытается запутать, увести его подальше от Жадрино.
Историю третьего героя в повести «Метель» - Бурмина – мы узнаем в самом конце произведения. Это опять поездка и опять метель. «Буря не утихала», «между тем метель не унималась» и тому подобное. Но теперь метель ведет героя навстречу его судьбе.
Так природная стихия привела к алтарю двух незнакомых людей – Марью Гавриловну и Бурмина. И устранила третьего – Владимира.
В 1964 году к Свиридову обратился известный артист и кинорежиссер Владимир Басов, приступавший к съемкам кинофильма «Метель» по пушкинской повести.
Композитора привлекла идея воссоздать в музыке образ современной Пушкину провинциальной России. Его музыка лишена того оттенка иронии, который явно ощущается в повести. Он исходил из интонаций, бытовавших в начале XIX века: вальсовых, маршевых, романсовых, перезвона бубенцов, всегда висевших на дугах ямщицких лошадей.
9 слайд
- В 1973 году из отдельных музыкальных эпизодов, созданных для кинофильма, композитор решил составить сюиту. Ее девять номеров стали иллюстрациями к пушкинской повести.
10слайд сюита - форма музыкального произведения состоящая из нескольких разнохарактерных пьес, объединённых единством замысла.
11 слайд
Открывает цикл музыкальных иллюстраций пьеса “Тройка”. Музыка Свиридова иллюстрирует эпиграф к повести из баллады Жуковского «Светлана».
(читает ученик)
Кони мчатся по буграм
Топчут снег глубокий...
Вот, в сторонке божий храм
Виден одинокий...
Вдруг метелица кругом;
Снег валит клоками;
Черный воран, свистя крылом,
Вьется над санями;
Вещий стон гласит печаль!
Кони торопливы
Чутко смотрят в тёмну даль,
Воздымая гривы...
- Вступление звучит грозно, сурово, как бы говоря о судьбоносной роли метели в жизни героев повести «Метель». Прежде чем послушать эту музыку, прочитаем два эпизода из повести(стр.121-читают ученики)
- Слушание музыкального фрагмента.
- В каком эмоциональном состоянии прибывает герой повести –Владимир Бурмин? (растерянность, страх, беспокойство, волнение)
- А какие средства выразительности использует композитор для развития главного образа пьесы? (звучание симфонического оркестра, яркую динамику, чёткий ритм)
12 слайд
Хотя в повести нет описания бала, но рассказ о восторженном отношении женщин к воинам-победителям дал повод Г. Свиридову для создания образа бала в своих музыкальных иллюстрациях.
(читает ученик)
- Балы были неотъемлемой частью дворянского быта, а в провинции тем более. Это было почти единственное развлечение, где можно было не только встретиться с соседями, но и пообщаться, развлечься. На балах молодые люди знакомились друг с другом, там же зарождались первые чувства симпатии, привязанности, любви.
- Три мелодии получают свое развитие в музыке «Вальса». Композитор не ограничился развитием одной мелодии, потому что жизнь музыки «Вальса» гармонично сочетает в себе различное состояние чувств.
- Какие картины рисует ваше воображение?
- В какой форме написан этот вальс?
13 слайд
Есть хорошая русская поговорка – «Время лечит».
Следующий номер этого цикла называется “Весна и осень”. Как в природе одно время года приходит на смену другому, так и в жизни человека одно чувство сменяется другим. Потеря восполняется новыми впечатлениями. Весеннее чувство любви к Владимиру сменилось осенью потери и печальных воспоминаний. Но весна новой любви непременно придет в ее сердце!
- Слушание фрагмента
- Какое настроение создаёт эта музыка?
(Темы весны и осени очень напевны, проникновенны.
Музыка звучит легко, нежно, красиво, лирично.
Однако в них есть различие: тема весны – мажорна, а тема осени – минорна. Музыка весны звучит солнечно, улыбчиво, тепло. А музыка осени – печально, задумчиво, сердечно.)
- Какой инструмент солирует в теме весны? (флейта, Ее тембр передает воздушность, легкость.
- А в теме осени? (солирует скрипка. Это голос души человека. И минорная мелодия осени печалью своей глубоко проникает в сердце человека).
10 слайд
(читает ученик)
“Романс”- кульминация музыкальных иллюстраций.
Чутко следуя вкусам того времени, стремясь приблизиться к чувствам современников Пушкина, композитор вводит в свой цикл “романс без слов”, подчеркивая, что это был любимый жанр городского музицирования той поры.
Пьеса рисует музыкальные портреты Марьи Гавриловны и Бурмина.
Романс является образцом красоты и совершенства в творчестве Свиридова. Всё пленяет здесь: искренность и простота, сдержанность и скромность в выражении чувств. Красивая песенная мелодия правдиво передаёт содержание текста: вначале вы услышите спокойную, задушевную беседу двух молодых людей, постепенно волнение нарастает, и музыка выразительно передаёт признание в любви.
- Слушание фрагмента.
- Тембр трубы придает мелодии силу звучания, выражая глубокие искренние чувства любви героев. И «Романс» становится гимном любви.
15 слайд
Пастораль в переводе с латинского означает “пастушечий”. Это музыкальное произведение, рисующее сцены безмятежной сельской жизни, картины природы.
Эта музыка по настроению созвучна первым строкам повести, рисует картину жизни русской провинции: размеренную, спокойную.
В повести можно найти короткое упоминание о природе, на фоне которой происходит объяснение между Марьей Гавриловной и Бурминым: «Бурмин нашел Марью Гавриловну у пруда, под ивою, с книгою в руках и в белом платье, настоящею героинею романа».
Пьеса наполнена нежным трепетным чувством влюбленного сердца, созвучна образу Марьи Гавриловны.
Используются тембры деревянных духовых (флейты, гобоя) и струнных инструментов.
16 слайд
Следующая пьеса – яркий жизнерадостный «Военный марш».
В пьесе “Марш” ярко передана атмосфера торжеств, подъема патриотических чувств народа России. На первый план выходят жизнерадостность русских военных, восторг от победы, юмор и бесшабашность молодости
- Слушание фрагмента
17 слайд
Описание сцены “Венчание” завершает повесть А.С. Пушкина «Метель». Композитор переносит нас в маленькую церквушку, где происходит обряд венчания. Бурмин с раскаянием рассказывает Марье Гавриловне о своей жестокой шутке.
(читает ученик) Буря не утихала; я увидел огонёк и велел ехать туда Я вошел в церковь, слабо освещенную двумя или тремя свечами. Девушка сидела на лавочке в темном углу церкви; Старый священник подошел ко мне с вопросом: "Прикажете начинать?" - "Начинайте, начинайте, батюшка", - отвечал я рассеянно. Девушку подняли. Она показалась мне недурна... Непонятная, непростительная ветренность... я стал подле нее перед налоем; священник торопился; трое мужчин и горничная поддерживали невесту и заняты были только ею. Нас обвенчали. "Поцелуйтесь", - сказали нам. Жена моя обратила ко мне бледное свое лицо. Я хотел было ее поцеловать... Она вскрикнула: "Ай, не он! не он!" - и упала без памяти“
Я повернулся, вышел из церквибросился в кибитку и закричал: «пошёл!» Я не имею и надежды отыскать ту, над которой подшутил.. - Боже мой,- сказала Марья Гавриловна,- так это были вы! И вы не узнали меня?...
- Слушание музыкального фрагмента.
- Эта музыка не звучит празднично и торжественно. Она звучит очень трепетно, печально, сумрачно. Минорная окраска в конце пьесы сменяется светлым мажорным аккордом, очевидно наводя на мысль о счастливом конце повести.
18 слайд
Восьмой номер иллюстраций “Отзвуки вальса” интонационно похож на “Вальс”, но звучит эта музыка по-другому... Светлая грусть, легкая тихая печаль пронизывают это произведение, как воспоминание о первой юношеской любви, которая продолжает жить в сердце, но уступает место другому чувству – зрелому и глубокому.
Завершает музыкальные иллюстрации пьеса “Зимняя дорога”. Этот номер перекликается с номером “Тройка”, но звучит уже гораздо спокойнее, умиротвореннее. Эта история закончилась, но жизнь – это бесконечная дорога, на которой нас ждут новые встречи
- Слушание фрагмента
19 слайд
(читает ученик) - Слушая музыку Свиридова так и видишь бесконечные заснеженные просторы России, занесенную дорогу, и по ней мчится вдаль русская тройка. Кони преодолевают снежную пелену, ямщик напряженно вглядывается вдаль, а путник, укутанный в теплую шубу, мирно дремлет под однозвучную песню русского колокольчика. Метель! Как бы беде не случиться, не сбиться с дороги. (читает ученик) - Музыкальные иллюстрации – симфонические пьесы Свиридова – не только запечатлели образы пушкинской повести, но и наполнили их новыми мыслями и чувствами, созвучными современным слушателям. Композитор превратил каждую пьесу в самостоятельное сочинение. Яркость и убедительность образов музыки Свиридова сделали возможной их вторую жизнь в кино, в концертном зале, в музыкальном театре – на эту музыку был поставлен балет. 20-21 слайд
- Что обьединяет поэта и музыканта в этой музыке?
(высказывания детей: великого поэта А.С. Пушкина и композитора Г. Сви-ридова объединяет любовь к Родине, к русскому народу, его культуре, традициям, простым человеческим чувствам. Всё это выражено глубоко, по-русски задушевно как у великого поэта А.С. Пушкина, так и у композитора Г.В. Свиридова).
Ну, что, ребята, справились мы с вами с поставленной задачей?
Конечно, справились.
РЕФЛЕКСИЯ:
Что нового вы для себя узнали на этом уроке?
Какие открытия сделали для себя?
Вам было интересно?
А хотели бы вы узнать, какие ещё произведения создал Г. Свиридов?
Нас ждут ещё открытия нового и прекрасного.
За активную работу на уроке получают оценки
А теперь всего доброго. До новых встреч!
22 слайд
Д/з – выразить свои чувства на основе прослушанных фрагментов, через рисунки, стихи и.т.д.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://bigslide.ru/muzika/24639-illyustracii-gsviridova-k-povesti-aspushkina-metel.html
15