Открытый урок по информатике на тему: Способы организации информации: списки, таблицы


УРОК ИНФОРМАТИКИ В 3 КЛАССЕ
(ПО ПРОГРАММЕ БЕНЕНСОН Е. П.)
ТЕМА: СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ: СПИСКИ, ТАБЛИЦЫ.

Тема: Способы организации информации: списки, таблицы.
Цель урока: приобретения опыта преобразования информации из одной формы в другую
Задачи:
формировать навыки работы со списками
формировать навыки работы с информацией
обратить внимание какую информацию удобно искать в тексте, в списке, в таблице.
Формировать навыки работы с компьютером: перетаскивание экранных объектов с помощью мыши методом Drag-and-Drop, ввод информации с помощью радиокнопок, использование экранных инструментов.
Воспитывать культуру учебного труда
Воспитание любознательности, интереса к окружающему миру
Оборудование: Программа Notebook.Ink, блокнот, карточки с текстом, учебники Бененсон Е. Г. Информатика 3 класс
Ход урока
Организационный момент
У.: Ребята, я желаю вам сегодня на уроке успехов. Хочется, чтобы каждый из вас, подобно тому, как цветы распускаются каждое утро, радуют и удивляют нас своей красотой, так и вы сегодня раскрыли все свои возможности и показали свои знания.
Сообщение темы и цели урока
Рефлексия
У.: Как вы думаете, о чём мы с вами будем сегодня говорить. Тема нашего урока «Способы организации информации: списки, таблицы».
Сегодня на уроке мы будем осваивать приемы и способы работы с информацией, научимся фиксировать собранную информацию в виде таблицы, продолжим формирование необходимых навыков работы за компьютером. Но сначала давайте ответим на вопросы.
3. Актуализация знаний
Учащиеся отвечают на вопросы.
Вопросы:
Предметы и явления, которые ты изучаешь или наблюдаешь вокруг себя. (Объект)
Общее в объектах и различия между ними …(Свойство)
Набор объектов с одинаковыми свойствами (Класс)
Если приходится иметь дело с большим числом объектов или их свойств, удобно использовать…(список)
Название объекта, записанного в список. (Элемент)
Каждый элемент списка имеет ….(Номер)
Элементы списка могут располагаться в порядке возрастания или в порядке убывания какого-нибудь свойства предмета. Такой список называется … (Упорядоченным)
Таблица состоит из строк и … (Столбцов)
Пересечение столбца и строки называется … (Ячейкой)
Это список ….(Многоуровневый)
Животные
1.1.Медведь1.2.Волк2. Птицы
2.1. Ястреб
2.2. Стриж
4. Работа над новым материалом
У.: Сегодня на уроке информатики вам будет представлена информация о цветочных часах. И вам предстоит, используя данную информацию, создать таблицу цветочных часов.
Рассказ учителя «Цветочные часы»
-Умейте понимать цветочные часы,
Часы лугов, степей и огородов.
Цветочные часы вас могут известить
О времени на всех земных широтах.
(С. Красиков Цветочные часы)
У.: Вам известно, что время можно определять не только по будильнику и настенным часам. Если вы вышли на прогулку и хотите узнать , который час, вам могут помочь цветы.
Дело в том, что разные цветы открываются и закрываются в определенное время суток. Конечно, с точностью до минуты время они не подскажут, но приблизительно определить, который час, все же возможно.
Эту способность растений люди заметили очень давно. Так, в Древней Греции и Древнем Риме на цветниках высаживали растения, цветки которых открывали и закрывали свои венчики в разное время суток. По таким «биологическим часам» можно определить время в ясный солнечный день.
У.: Из каких источников можно узнать дополнительную информацию о «цветочных часах»?
Д.: Из книг, из журналов, из Интернета.
(Если учащиеся не называют Интернет, то учитель помогает им.)
Учитель предлагает одному из учащихся поработать в сети Интернет и найти ответ на вопрос: Кто их ученых впервые составил цветочные часы? В каком городе были «пущены в ход» его цветочные часы?
Остальным учащимся учитель предлагает произведение В. Ветлиной «Цветочные часы» из книги “Рассказы о природе” на стр. 69.
(у учащихся текст может быть на карточках)
Чтение текста
Цветочные часыВремя можно определять не только по будильнику или настенным часам. Если ты вышел на прогулку и хочешь узнать, который час, то тебе могут помочь цветы. Дело в том, что разные цветы открываются и закрываются в определенное время суток. Конечно, с точностью до минуты время они не подскажут, но приблизительно определить, который час, все же возможно. В 5 часов открывается шиповник, козлобородник и мак. В 6 часов расцветает одуванчик. В 8 часов раскрывает свой венчик вьюнок. В 9 часов просыпается полевая гвоздика. В 10 часов закрывается цикорий. Козлобородник закрывает свои цветки в 11.00 часов. В 13 часов засыпают полевая гвоздика и одуванчик. В 14 часов закрываются маки. В 17 часов закрываются вьюнки, а в 19 часов - шиповник.
У.: Как организованна информация о цветочных часах?
Д.: В форме рассказа.
У.: Для того, чтобы составить модель цветочных часов, вся ли информация, представленная в рассказе, нам необходима?
Д.: Да.
У.: Какая именно информация вас будет интересовать в тексте?
Д.: Названия цветов и время распускания.
У.: Для того, чтобы нам было легче использовать нужную информацию для создания модели цветочных часов как нам ее лучше представить?
Д.: В виде списка.
У.: Каким должен быть список?
Д.: Упорядоченным
У.: Какое свойство нужно использовать как основу упорядочивания?
Д.: Время открытия цветов по возрастанию.
Индивидуальная работа: каждый ученик составляет список по времени открытия и закрытия цветов.
Учащиеся зачитывают свои варианты ответов.
У нас получилось 2 списка. Тогда, когда информация о свойствах объекта одного класса увеличивается, удобно ли нам использовать список или есть более удобный способ организации такой информации.
Объедините два списка в таблицу
Д.: Таблица
У.: Используя текст, представленный на листочках, детям надо в тетрадях начертить и заполнить предложенную таблицу.
Работа в парах.
№ Названия цветка Время распускания Время закрытия
Вывод: От чего зависит выбор способа организации информации. Вывод: Какой формой организации информации мы с вами пользовались?
В каком случае из списка удобнее выбирать информацию?
5. Практическая работа за компьютерами.
У.: Можем ли мы теперь перейти к практической работе и составить свои цветочные часы?
Д.: Да
У.: В этом вам поможет компьютерная программа «Посади цветы на клумбу-часы.
Учитель открывает программу на экране.
Учитель обращает внимание на многоуровневый список.
У.: Чем отличается список, который вы составили у себя в тетради, от того, который вы видите на экране?
Д.: Этот список многоуровневый.
У.: Назовите элементы первого уровня. Назовите элементы второго уровня.
Учитель объясняет режим работы программы и обращает внимание на те навыки работы на компьютере, которые понадобятся учащимся:
-перетаскивание объекта
- перемещение, закрытие, свертывание окон
Учащиеся повторяют правила поведения за компьютером и пересаживаются к машинам.
Самостоятельная работа за компьютерами.
6. Закрепление изученного
Итог урока.
Рефлексия