Разработка урока Лампа накаливания по физике (8 класс)

Конспект открытого урока Тема: «Лампа накаливания»
Класс: 8

Тип урока: урок изучения нового материала
Используемые технологии: ИК-технологии, здоровьесберегающая технология, элементы проблемного обучения.
Цель урока: изучение строения электрической лампы накаливания, выяснение эффективности использования электроэнергии.
Задачи урока:

Образовательные:
познакомить с историей изобретения электрической лампы накаливания
изучить строение электрической лампы накаливания, физическую основу работы лампы накаливания, применение.
убедить учащихся в эффективности энергосберегающих ламп.
Развивающие:
развивать у учащихся познавательный интерес,
творческие способности, самостоятельность;
интеллектуальное развитие учащихся.

Воспитательные:
формировать положительное отношение к проблеме экономии энергозатрат
расширить знания учащихся об одном из основных направлений научно-технического прогресса – развитии электроэнергетики и связанных с ним экологических проблем, воспитание убежденности в возможности использования достижений физики на благо развития благосостояния человека, чувства ответственности за сохранение окружающей среды
воспитывать экологическую культуру при использовании и утилизации ламп.
Программно - дидактическое обеспечение: учебник; тетрадь; компьютер; проектор; экран; презентации урока: «История лампочки», «Освещение квартиры», «Энергосберегающие лампы».
Ход урока.
Организационный этап.
Учитель приветствует учащихся, проверяется готовность учащихся к уроку.
Актуализация опорных ЗУН.
Вопрос: Ребята, какие виды искусственного освещения человек применял для освещения своего жилища? (примерные ответы учащихся: пламя факела, лучина, масляный светильник, свеча, керосиновая лампа, электрическая лампочка и т.д)
III.Объяснение новой темы.
Введение. Актуальность темы.
В современном мире мы не представляем свою жизнь без электроэнергии. Молодое поколение не мыслит своей жизни без мобильного телефона и Интернета, а компьютер и телефон не смогут работать без электроэнергии. Также изрядное количество электроэнергии расходуется на освещение жилых помещений.
Ресурсы электроэнергии не бесконечны.  Электроэнергия поступает в наши дома с электростанций различного типа, и для ее производства сжигаются уголь, нефть, газ.  Экономное использование электроэнергии позволит сократить объемы использования этих энергетических ресурсов, а, значит, и снизить выбросы вредных веществ в атмосферу, сохранить чистоту водоемов. Кроме того, увеличение эффективности использования электроэнергии - это и реальный способ снизить затраты на оплату счетов за электричество.
– Ребята мы в своей жизни постоянно используем энергию электрической лампы. А вот историю создания электрической лампы мало кто из вас знает.
Объявляется тема урока «Лампа накаливания»
Вот сегодня мы с вами и поговорим об истории происхождения этого предмета, строении лампы накаливания о лампах нового поколения. Начнём с истории.
Где появились первые лампы?
Кто же первым создал электрическую лампочку? В нашей стране ответят: Александр Николаевич Лодыгин. Американцы тут же возразят: Томас Эдисон. Кто прав?
Когда изобрели лампы? (сообщение и презентация ученика)
1) Ученик делает сообщение о создании электрической лампы, выделяя основные даты (учащиеся делают записи в тетради).
2) Устройство лампы – самостоятельно (работа с учебником) стр. 126.
3) Схематичное изображение на доске электрической лампы.
5) Работа с карточкой
- подпишите название элементов из которых состоит
электрическая лампочка

- Наиболее привычный для нас способ освещения своих домов – это использования ламп накаливания. Они широко распространены и очень дешевы. Вот только часто перегорают, особенно при скачках напряжения в сети. На смену ламп накаливания пришли люминесцентные лампы.

23 ноября 2009 года президент России подписал принятый ранее Госдумой закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно документу, с 1 января 2011 года к обороту на территории страны не допускается продажа электрических ламп накаливания мощностью 100 Вт и более; с 1 января 2013 года - электроламп мощностью 75 Вт и более, а с 1 января 2014 года - ламп мощностью 25 Вт и более.
Вопросы:
- используете ли Вы в своей квартире энергосберегающие лампы?
- знаете ли Вы о преимуществах и недостатках энергосберегающих ламп?
- хотели ли вы узнать об этом больше?
- соблюдаете ли Вы в домашних условиях элементарные правила энергосбережения?

- Проблема выбора того или иного типа ламп, применяемых в быту для освещения, остро встала перед многими из нас. Какие из ламп более экологичны и экономичны?
Эти лампы часто используют для освещения учреждений: школ, институтов, офисов. Но для освещения квартир выпускаются компактные люминесцентные лампы
( энергосберегающие лампы), потребляющие гораздо меньше электроэнергии.
Ребята, давайте, проверим действительно ли, энергосберегающие лампы меньше электроэнергии, чем лампы накаливания.

Решение задачи: В классе по 2 часа ежедневно горят в течение месяца 9 электрических ламп мощностью по 100 Вт каждая, а в другом классе 9 энергосберегающих ламп с мощностью 20 Вт. Определите стоимость электроэнергии, израсходованной за это время на освещение классных комнат при действующем тарифе (тариф узнать у учителя).
Вывод: Энергосберегающие лампы потребляют меньше электроэнергии чем лампа накаливания.
Заключительная беседа учителя (об утилизации).
Задание на дом:
§ «Электронагревательные приборы» прочитать.
Творческое задание : 1.История создания утюга 2.История создания электроплитки
Рефлексия.
- сегодня я узнал
- было интересно
- урок дал мне для жизни
- мне захотелось

Источники информации

А.В. Перышкин «Физика-8»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]











Заголовок 1 Заголовок 315