организация продуктивной деятельности учащихся на уроке истории на основе технологии развития критического мышления
Организация продуктивной деятельности учащихся на уроке истории на основе технологии развития критического мышления.
Гаврилькова Любовь Николаевна, учитель истории и обществознания.МОБУ Тумаковская СОШ, Красноярский край, Ирбейский район, С Тумаково, ул. Школьная 14.
Основа технологии РКМЧП – трехфазная структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. На стадии вызова ставится задача не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания либо создать ассоциации по изученному вопросу, что само по себе станет серьезным активизирующим фактором. На стадии осмысления идет непосредственная работа с информацией, причем приемы и методы технологии критического мышления позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным. На стадии рефлексии информация анализируется, интерпретируется творчески перерабатывается.
1.Первая стадия – вызов. Ученикам задаются вопросы, нацеленные на то, чтобы ученики вспомнили все, что знали о данной теме урока. Составляется список этих знаний. На этом этапе может быть проведена групповая дискуссия6 ученики делятся друг с другом своими знаниями, при этом важно услышать все, независимо от того, правильной или неправильной будет высказанная информация. При использовании «мозговой атаки» учащиеся работают сначала индивидуально, затем в парах, в группах. Они составляют списки того, что знают по теме урока. Идеи групповой «мозговой атаки» записываются на доске. Преподаватель может задать вопросы о том, что не обсуждалось, но имеет непосредственное отношение к теме. Важно, чтобы учитель говорил как можно меньше и давал говорить учащимся. Роль учителя состоит в том, чтобы выступать в качестве проводника и заставлять ученика думать и внимательно выслушивать соображения учащихся. На стадии вызова осуществляется несколько важных познавательных видов деятельности: - во-первых, учащиеся активно вспоминают (вызывают из памяти), что они знают по данной теме, при этом они анализируют собственные знания и, что очень важно, начинают думать о той теме, которую скоро начнут разбирать подробно. При этом огромное значение имеет то обстоятельство, что учащийся определяет уровень собственных знаний, к которым могут быть добавлены новые знания, ведь знание становится прочным, если приобретается в контексте того, что человек уже знает и понимает. Процесс учения – это процесс увязывания нового с уже известным. Обучаемые строят новые представления на основании предыдущих знаний и представлений. Дискуссия по имеющимся представлениям помогает выявить неправильное понимание, путаницу или ошибки в знаниях, которые никогда бы не проявились, если бы не состоялось активное рассмотрение уже существующих знаний и представлений;- во-вторых, происходит активизация обучаемого. Учение – активная, а не пассивная деятельность, но, как правило, учащиеся слушают учителя, который все время мыслит, тогда как сами безучастно сидят и думают о чем-то своем. Поэтому важно, чтобы обучаемые сознательно и основательно подходили к пониманию новой информации, они должны принимать активное участие в процессе учения. Участие становится активным, если учащийся думает целенаправленно, выражая свои мысли собственными словами. При этом демонстрация знаний (себе или партненру0 происходит при активной мыслительной деятельности с помощью устной и письменной речи;- в-третьих, поскольку долгосрочное понимание – это процесс увязывания новой информации с предыдущими представлениями, очень важна цель стадии – вызов интереса и определение цели изучения темы. Интерес и цель важны для поддержания активности учащихся. Существует два типа целей: цель, поставленная преподавателем, и цель, выбранная учащимся самостоятельно. Цели, выбранные самостоятельно, более сильны, чем цели, навязанные извне. Обычно личный интерес определяет личную цель. 2.Вторая стадия – осмысление. На этой стадии обучаемый вступает в контакт с новой информацией или идеями. Контакт может проходить в форме чтения незнакомого текста, прослушивания выступлений, просмотра видео и т.д. На стадии осмысления учитель оказывает наименьшее влияние на обучаемого – обучаемый должен самостоятельно и активно участвовать в данной работе. Методы и приемы, используемые учащимися на этой стадии, дают возможность активно отлеживать собственное понимание в процессе чтения, прослушивания выступления, просмотра видео и т.д. (например, метод инсерта и т.д.). Хорошие учащиеся отслеживают свое понимание, встречаясь с новой информацией. Хорошие читатели перечитывают кусок текста, если перестают его понимать. Хорошие слушатели, воспринимая сообщение, обычно задают вопросы или записывают то, что не поняли, для прояснения в будущем. Пассивные учащиеся обычно просто игнорируют пробелы в понимании. Кроме того, когда учащиеся осознанно отслеживают свое понимание, они непроизвольно соотносят новую информацию со своими установившимися представлениями – «строят мосты» между старыми и новыми знаниями. В результате создается новое понимание.3.Третья стадия – рефлексия. Эта стадия часто упускается из виду в процессе преподавания, хотя она не менее важна, чем другие (рефлексия – осознанное отражение тех предметных действий, которые человек строит при изучении каждого объекта). На стадии рефлексии учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают свои представления. Именно на этой стадии учащиеся действительно делают новые знания своими. Именно на этой стадии имеет место учение, которое служит человеку долго. Учение, по большому счету, ведет к изменению, переходу в новое качество. Изменения могут наблюдаться в виде нового набора поведенческих моделей. Ключевые идеи рефлексии:- Что я думаю об этом сейчас?- Как это соотносится с тем, что я знал раньше?- Как меняются мои представления?- Что я могу делать теперь иначе?Для реализации этой стадии урока сначала можно использовать метод «возврата» к результатам групповой «мозговой атаки», проведенной до чтения информации, чтобы определить, какие представления подтвердились в результате чтения, а какие отвергнуты. Можно провести заполнение таблицы инсерт, чтобы отразить моменты, характеризующие понимание; можно организовать групповую дискуссию, чтобы определить, требуется ли дополнительная информация. Все эти методы приводят учащихся к необходимости «возвращаться» к тексту и думать над его содержанием. На этой стадии достигаются несколько важных целей. В первую очередь учащиеся пробуют выразить новые идеи и информацию своими словами, т.е. переформулировать, т.к. они запомнят лучше то, что поняли в собственном контексте, выразили это своими словами. Такое понимание носит долгосрочный характер. Когда ученик активно переформулирует информацию с использованием собственного словаря, им создается личный осмысленный контекст. Второй целью этой стадии является живой обмен идеями между учащимися, что дает им возможность высказывать и аргументировать свою идею, а также познакомиться с различными представлениями. При этом они учатся строить свои представления с учетом других взглядов. Разрешая дискуссию на стадии рефлексии, учитель дает учащимся возможность рассмотреть целый ряд возможных вариантов. Известно, что критическое мышление усиливается в той атмосфере, где поощряются разные мнения. Основные шаги трех стадий можно представить следующим образом:1. Вызов – обсуждение до работы над текстом:- какова тема? (назвать ее);- что уже знаем или думаем, что знаем, об этом? (написать на доске);- что хотим узнать, выяснить? (написать на доске);- почему вам это нужно знать?2. Осмысление – или смысловая стадия – соприкосновение с новой информацией: незнакомым текстом, идеей, сообщением и т.д. Осуществляется по мере того, как учащиеся ищут информацию, связанную с новыми смыслами.3. Рефлексия – обсуждение после работы над текстом:- что выяснили?- какую новую важную информацию получили?- какое новое знание связано с тем, что знали раньше?- почему думают так, а не иначе?
Вариант конструирования урока истории в 7 классе по теме «Петровские преобразования» на основе таблицы ЗХУ.
З – что мы знаем Х – что хотим узнать У – что мы узнали и, что нам осталось узнать
1 2 3
Категории информации, которой мы намерены пользоваться Источники информации А. 1. Б. 2. В. 3. Г. 4. Д. 5. На стадии вызова прошу учащихся вспомнить, что им известно о реформах Петра. Примерные варианты ответов могут быть следующие (веду записи на доске, учащиеся - в рабочей тетради):- Я знаю, что Петр строил корабли.- А я – что стриг бороды.- Знаю, что Петр сам носил иноземное платье и всех заставлял так одеваться.- Знаю, что Петр разбил шведов под Полтавой.- Знаю, что Петр создал российский флот.- А я читал, что Петр приучил россиян пить кофе.- Петр построил город Санкт-Петербург.- Петр открыл окно в Европу.- Жизнь в России очень изменилась при Петре.Когда учащиеся назвали все, что им известно по теме урока, заносим уже имеющиеся сведения в таблицу (заполняем графу «Знаю»): 1 часть таблицы
знаю хочу знать узнал
- создал армию-создал флот- построил С-Петербург-стриг бороды- заставлял носить иноземное платье- заставлял пить кофе- Далее ведется работа со второй частью таблицы, в ней две графы:
2 часть таблицы
Категории информации Источники информации
Спрашиваю у учащихся: « Откуда у вас появились эти сведения?»- я читал книгу.- я смотрел фильм.- рассказывал отец.Подвожу предварительный итог: «Таким образом, источниками информации явились книги, кинофильмы, рассказы взрослых, но главным источником, ребята, станет текст, с которым мы будем работать». Далее учащимся предлагаю второе задание: «Сведения, которые мы записали в первую графу таблицы, касаются разных сторон жизни русского общества времен царствования Петра. Попробуем их систематизировать, выделить основные категории информации». С помощью учащихся заполняю вторую часть таблицы, теперь она выглядит так:
2 часть таблицы
Категории информации Источники информации
1.Реформа армии.2.Создание флота.3.Изменения в быту.4.Роль царя Петра. 1. Книги.2.Кинофильмы.3.Рассказы взрослых.
Затем (еще до работы с текстом) прошу учащихся задавать вопросы о том, что они хотели бы узнать о петровских преобразованиях; например:- Как сражалась новая русская армия?- А можно ли было откупиться и не стричь бороду?- Как общество относилось ко всем этим изменениям?Эти вопросы заносим во вторую графу первой части таблицы. После этого предлагаю перейти к главному источник информации, который поможет учащимся ответить на вопросы, подтвердить или опровергнуть уже имеющиеся у них сведения, расширить категории информации. Таким источником является текст параграфа, в котором подробно рассматриваются петровские преобразования.2. Стадия осмысления. Даю учащимся задание прочитать параграф. После прочтения текста возвращаемся к таблице. Спрашиваю учащихся, могут ли они ответить на вопросы, которые сами поставили перед прочтением текста? Учащиеся отвечают, что да, и в первой части таблицы оказываются заполненными все три графы. Далее обращаю внимание учащихся на необходимость поработать со второй частью таблицы, поскольку информация о петровских преобразованиях значительно расширилась: учащиеся узнали о том, как царь находил средства на проведение преобразований в стране, как изменилось управление Российским государством.В результате последовательной работы таблица выглядит следующим образом:
1часть таблицы
знаю хочу знать узнал
- создал армию- создал флот- много строил- стриг бороды- заставлял пить кофе- заставлял носить иноземное платье - Как сражалась новая армия?- Можно ли было откупиться и не стричь бороду?- Как общество относилось к этим изменениям? - После создания регулярной армии Россия начала одерживать победы.- Бояре могли заплатить налог на бороду.- Преобразования приживались с трудом.
2 часть таблицы
Категория информации Источники информации
Реформа армии
Создание флота
Изменения в быту
Роль царя
Налоги
Управление страной
Отношение к реформам Книги
Кинофильмы
Рассказы взрослых
Текст параграфа
3. Стадия рефлексии. В итоге можно поговорить с учащимися о том, как расширились их знания после прочтения текста по каждой из категорий информации. У этой формы есть еще один резерв – третья часть таблицы. Категории информации станут графами новой таблицы. Теперь учащиеся могут применить полученные знания для ее заполнения и показать себя знатоком темы «Петровские преобразования».
3 часть таблицы
Реформа армии Создание флота налоги Управление страной Изменения в быту Роль царя Отношение к реформам
1 2 3 4 5 6 7
Таким образом, каждый урок по технологии РКМЧП предполагает три стадии – «вызов-осмысление-рефлексия», а непременное условие их осуществления – это проведение дискуссий и обсуждений. Они знакомы учащимся, хотя в русле данной технологии имеют свою специфику. Они органично встраиваются в структуру урока, но не занимают много времени и тесно связаны с другими методическими приемами. Множественность методических приемов и возможность их комбинировать при неизмнности трехфазной модели позволяют сделать урок результативным, разнообразным и интересным.
Библиографический список.
Алексашина И.Ю. Учитель: новые ориентиры. СПБ., 1997.
Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании. Изд-во МПСИ, 2008.
Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления. М., 2000.
Лернер И.Я Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. М., 1982.
Развитие критического мышления через чтение и письмо6 учебно-методическое пособие для работников образования: учителей, управленцев, методистов, прошедших интерактивный семинар РКМЧП. Выпуск 1/ сост. С.Э. Бахарева. Новосибирск, 2003.