Конспект урока информатики Объекты окружающего мира


Тема Представление об объектах окружающего мира
Урок информатики в 8 классе по учебнику Н.В.Макаровой
(тематическое планирование составлено из расчета 1 час в неделю)
Цель:
научить выделять конкретные объекты из многообразия объектов окружающего мира;
сформировать умение описывать характеристики объекта (имя, параметры, действия, среду)
Опорные понятия:
предметы и явления материального мира;
результаты интеллектуальной деятельности человека.
Новые понятия:
объект,
имя объекта,
характеристики объекта,
параметры,
признак,
величина.
Задачи учителя
ввести понятие «объект»;
показать, что явления тоже можно считать объектами;
сформировать представление о параметрах объекта;
ввести табличную форму описания объекта.
Ход урока
Слайд 1 (Сообщение темы и целей урока)
Слайд 2 (Задание для ввода понятия «объект)
На слайде представлены понятия из разных сфер жизни (дерево, поэма, снег, задача, рисунок, кошка, воробей, радуга, сочинение, книга, стол…)Вопрос: На какие группы можно разделить эти понятия?
В ходе обсуждения появляется классификация:
живая природа – неживая природа,
материальные – нематериальные,
имеют форму – не имеют формы,
явления
Вопрос : Каким словом можно объединить все эти понятия?
а) предмет, б) объект, в) явление, г)животное
Вопрос: Приведите примеры словосочетаний с этим словом
Ответ: объект наблюдения, охраняемый объект …
Вопрос: Приведите свои примеры объектов
(Ответы записываются на доске).
Вопрос: Составьте схему классификации объектов, представленных на слайде
В качестве подсказки Слайд 3, (на котором отображены только стрелки)
объекты

нематериальные
материальные
явления


неживая природа
живая природа

не имеют формы
имеют форму


Вопрос: Дополните схему примерами, приведите свои примеры.
(используются, в том числе и примеры, записанные на доске)
Вопрос: Итак, что же можно назвать объектом?
Ответ: Все что нас окружает
Слайд 4 ( определение объекта)
Объект - некоторая часть окружающего мира, рассматриваемая человеком как единое целое.
Вопрос: Поясните смысл уточнения «рассматриваемая человеком как единое целое».
Ответ: Любой объект мы можем разделить на составные части, которые в свою очередь также можно рассмотреть как отдельный объект. Например, колесо велосипеда мы можем рассматривать как отдельный объект или же, как часть другого объекта – велосипеда.
Вопрос: Подумайте, есть ли что-то общее между всеми объектами, о которых шла речь на уроке?
Ответ: они все имеют название, выполняют то или иное действие или для чего-либо предназначен, существуют в каких-либо условиях….
Слайд 5 ( Характеристики объекта )
Имя (название)
Параметр - свойство объекта, которое может быть представлено конкретным значением:
- величина – количественная характеристика
- признак – качественная характеристика
Действие
Среда – условия существования объекта
Слайд 6 (самостоятельная работа)
Ученик 8 класса составил таблицу, в которой записал характеристики трех объектов, но он разрезал ее на части. Определите, о каких объектах идет речь, какими характеристиками обладают эти объекты.
Утка, действие, признак, стол, грифель, 2,5 кг, читать, библиотека, болото, книга, карандаш, перья, среда, 15 грамм, имя, текст, рисовать, величина.Слайд 7 (ответ к самостоятельной работе)
Проверьте свое решение
имя действие признак величина среда
утка летать перья 2,5 кг болото
книга читать текст 53 страницы библиотека
карандаш рисовать грифель 15 грамм стол
Слайд 8 (Итог урока)
Что можно назвать объектом?
Какими характеристиками обладает каждый объект?
Что такое среда объекта?
Как называется качественная характеристика?
Как называется количественная характеристика?
Слайд 9 (Домашнее задание)
Читать: тема 6; письменно: стр 69 №10