дополнительная общеразвивающая программа Как стать личностью
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр детского творчества
пгт. Ноглики
Протокол заседания «Утверждаю»
Экспертного совета № ___ Директор МБОУ ДОД ЦДТ
от 15 сентября 2014 г. ____________М.Ю. Полякова
Дополнительная общеразвивающая программа
«Как стать личностью»
модуль
«Шаги к познанию мира и себя»
Объединение
«Сталкер»
Возраст обучающихся 11-12 лет
Срок реализации программы 1 год
Автор-разработчик программы: Белошапкина Олеся Игоревна
Должность-педагог дополнительного образования
Квалификационная категория - первая
пгт. Ноглики
2014 г.
Пояснительная записка
Данная программа, как нормативный документ, разработана в соответствии с:
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29 декабря 2012г.;
Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г. № 1008 г. Москва «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам»;
Концепцией развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. № 1726-р;
Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г.№41 г. Москва «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
Письмом департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 «06-1844 (приложение «примерные требования к программам дополнительного образования детей»).
Согласно Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012г., дополнительные услуги реализуются в целях формирования и развития творческих способностей детей и взрослых, удовлетворения их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепления здоровья, а также организации их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные образовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
Согласно п. 4, ст.75 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Направленность программы
Образовательная программа «Как стать личностью» имеет социально педагогическую направленность. По функциональному предназначению она является учебно-познавательной, по времени реализации – одногодичной.
Программа разработана на основе авторской программы «Как стать личностью»: технология проектирования социального становления личности М.А. Тыртышная.
Новизна программы заключается в том, что её реализация осуществляется через самостоятельную деятельность обучающихся с дневниками развития и через активные методы обучения.
Актуальность программы
В материалах модернизации образования провозглашается компетентностный подход, как одно из важных концептуальных положений обновления содержания образования и на сегодняшний день основными базовыми компетентностями являются:
-компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
-в сфере гражданско-общественной деятельности;
-в социально-трудовой и бытовой сфере;
- а также компетентности в сфере культурно-досуговой деятельности.
Компетентность - интегральная (совокупная) характеристика интериоризированных личностью знаний, умений и навыков, проявляемых как спсобность и готовность личности к самостоятельным выборочным и проектировочным действиям при решении различных поведенческих и действенно-практических задач.
Позитивное содержание компетентностей можно рассматривать как социальный заказ современного российского общества.
На сегодняшний день основными параметрами личностного развития ребенка считают ориентацию на общечеловеческие ценности, гуманизм, интеллигентность, креативность, активность, чувство собственного достоинства, независимость в суждениях. Уровень развития этих качеств можно рассматривать как показатели сформированности социальной компетентности и социального становления личности.
Создание условий для интеллектуального и духовного развития, самопознания, самоопределения, самореализации личности в соответствии с индивидуальными личностными особенностями, все чаще рассматривается как важнейшая задача образования. Поэтому в последние годы акцент в воспитательной практике смещается в сторону поддержки становления в растущем человеке ярко индивидуального, которое призвано ему помочь, стать самим собой и добиться благодаря этому жизненного успеха.
Решить эту задачу можно только получив возможность создавать в социальной среде ребенка ситуации, требующие от него самостоятельного, осознанного выбора вида действия и уровня деятельности, ценностей и целей, мотивов и способов поведения, проб на встраивание разнообразия круга общения, требующих творческого проявления как групповых, так и индивидуальных коммуникативных навыков.
Предлагаемая технология создает модель самостоятельной деятельности обучающихся (при широком консультировании и помощи взрослых) для саморазвития и развития различных сторон личности.
Главный смысл этой деятельности в том, что ребенок шаг за шагом открывает для себя собственные психологические особенности и свойства, учиться осознавать их, анализировать и затем использовать эти знания и умения в жизни.
Воспитание, содействующее развитию индивидуальности, включает в себя следующие приоритетные направления:
Создание авторского отношения человека к собственной жизни, к своему социальному и природному окружению.
Развитие задатков и способностей растущего человека.
Освоение социокультурного опыта познания и преобразования себя и окружающей действительности.
Формирование нравственной направленности ребенка.
Развитие творческой активности детей.
Концепция программы
Концептуально программа развития ребенка исходит из теории социализации – индентификации личности Д.И.Фельдштейна, по которой в социальном становлении ребенка можно выделить несколько этапов – циклов. Педагогическое значение развития ребенка по этим циклам связано с расширением личностно-значимых для него ценных жизненных смыслов, социальных мотивов, переживаний, событий, восприятия окружающего мира, других людей, себя самого, возрастанием прав и свобод личности в сочетании с расширением социальных обязанностей и ответственности.
В деятельности ребенка это выражается в расширении круга проблем, которые человек стремится решить, и круга людей, с которыми взаимодействует личность. Подбирая, определяя, логически выстраивая формы и виды деятельности, анализируя собственное развитие на каждом этапе, ребенок и педагог создают условия для оптимального социального становления личности.
Принципы воспитательного взаимодействия
В качестве требований воспитания, ориентированного на развитие индивидуальности растущего человека, избираются следующие принципы построения воспитательного взаимодействия: целостности; бинарности; доминанты; вариативности; помогающих отношений; творческой активности и рефлексивности:
Принцип целостности: педагогические действия не должны распыляться ради формирования каких-то отдельных, порой и не очень существенных, сторон и качеств человека, а должны сосредотачиваться на развитии системообразующего свойства, придающего человеку целостность;
Принцип бинарности: (бинарный двойной, двуединый, состоящий из двух частей, компонентов и т.п.) предполагает выделение парных методов «воспитания-самовоспитания»;
Принцип доминанты требует внимательного изучения учащихся и тщательного анализа их поступков, что способствует выявлению, осознанию пониманию педагогом доминантных состояний у детей. Это является, несомненно, важным для развития индивидуальности ребенка, ведь из совокупности присущих им доминант формируется «руководящий стержень» их мыслей и действий, т.е. авторское отношение к жизни;
Принцип вариативности требует умения проектировать и создавать в воспитательном взаимодействии с учащимися ситуацию выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности ребенка, проявление его способностей. Педагог может и должен помочь учащемуся жить, учиться и воспитываться в условиях постоянного выбора цели, содержания, формирования способов организации индивидуальной и коллективной деятельности;
Принцип помогающих отношений нацеливает педагога на отказ от использования средств формирующей педагогики, на обогащение своего педагогического арсенала индивидуальными ориентированными формами и способами воспитательного взаимодействия;
Принцип творческой активности обращает внимание на необходимость проектирования и создания условий для проявления и развития креативных способностей учащихся, на стимулирование у них желания стать субъектами индивидуального и коллективного жизнетворчества;
Принцип рефлективности является отражением необходимости осуществления педагогической деятельности по формированию у детей умений и навыков самоанализа и самооценки, потребности в рефлексии событий, происходящих в совместной и индивидуальной жизни;
Технология проектирования социального становления личности
Технология проектирования социального становления личности представляет собой способ организации деятельности учащихся в объединении через самостоятельную работу с дневниками развития. Работа с «дневником» выполняет двойную роль. С одной стороны, он способствует стимулированию работы по самопознанию и саморазвитию, с другой служит диагностическим материалом для педагогического наблюдения.
Тренинговые занятия данной технологии включают в себя ряд возможностей, такие как психодиагностические, обучающие, развивающие, организационные.
Практическим результатом реализации технологии на каждом этапе являются:
- «видимое» расширение социального опыта ребенка в его общественных связях, разнообразии социальных действий;
- рост социальной и личностной активности;
- рост актуальных социальных знаний, умений и навыков;
-наличие четкой перспективной линии развития (карьерных и образовательных планов).
Цель: формирование социально-мировоззренческих компетентностей как совокупности социальных знаний, «набора» социальных ролей и навыков социально адекватного поведения (помочь учащимся осознать роль самоанализа и самовоспитания в становлении личности).
Задачи данной программы.
Воспитывающие (личностные):
создать условия для воспитания активной гражданской позиции и формирования толерантного сознания у обучающихся;
формировать ответственное отношение к учению, способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формировать осознанное и уважительное отношение к другому человеку, его мнению, культуре, религии народов России и народов мира;
способствовать освоению социальных норм, правил поведения социальной жизни в группах и сообществах, формированию межличностных отношений и навыков сотрудничества;
формировать ценности здорового и безопасного образа жизни;
создать условия для ситуации успеха;
способствовать формированию социальных навыков.
Развивающие (метапредметные):
создавать условия для овладения важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять поиск и обработку необходимой информации из различных источников, в том числе и Интернет и др.);
научить различным способам решения проблем творческого и поискового характера, для дальнейшего самостоятельного создание способа решения проблемы;
научить соотносить действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности;
способствовать формированию основ самоконтроля, самооценки;
научить навыкам организации учебного сотрудничества и совместной деятельности с педагогами и сверстниками –коммуникативные навыки;
способствовать формированию и развитию компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
развивать рефлексивные навыки;
научить учащихся развивать свою память, тренировать мышление.
Обучающие (предметные):
познакомить с понятиями «лидер», «лидерские качества», «волонтер», «милосердие», «добровольчество», «коллективно - творческая деятельность»;
познакомить с основными этапами работы по проектной деятельности (структура проекта);
научить обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
обучить навыкам по организации совместной коллективно-творческой деятельности;
научить планировать деятельность в соответствии с целью и поставленными задачами;
научить проводить социологическое исследование, анкетирование, интервью, беседу;
научить составлять план по реализации проекта;
научить работать с различными информационными источниками;
способствовать формированию навыков рефлексивной деятельности.
Отличительные особенности программы
Первая отличительная особенность заключается в том, что в основу программы положены актуальные идеи личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов к обучению.
Вторая отличительная особенность заключается в том, что технология основана на трех взаимодополняющих друг друга элементах:
1. Специальные тренинговые занятия, формирующие важнейшие социальные мировоззренческие компетентности.
2. Индивидуальная работа обучающихся с дневниками развития.
3. Проектная деятельность в социуме.
Дневники развития во время тренинговых занятий используются как «рабочие тетради».
Третья отличительная особенность характеризуется применением АМО. Активные методы обучения (игровые методы) – очень гибкие методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся.
Характеристики АМО:
АМО - это игровая форма организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей.
Мотивационный потенциал игры направлен на более эффективное освоение обучающимся образовательной программы.
АМО строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.
АМО характеризуются высоким уровнем активности обучающихся, разнообразием мыслительной и практической деятельности в процессе освоения учебного материала.
АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
Активные методы обучения обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:
формирование положительной учебной мотивации;
повышение познавательной активности учащихся;
активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;
стимулирование самостоятельной деятельности;
развитие познавательных процессов – речи, памяти, мышления;
эффективное усвоение большого объема учебной информации;
развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;
раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;
развитие навыков самостоятельного умственного труда;
развитие универсальных навыков.
Важным содержательным элементом технологии является эдвайс-встреча. Роль родителей в развитии индивидуальности трудно переоценивать. Они должны стать заинтересованными участниками этого процесса.
Это одна из форм работы с родителями, используется для обсуждения результатов и достижений (проблем) личностного развития. Представляет из себя, индивидуальные консультации с учителями предметниками, психологами, тьюторами. По специальному расписанию родители и дети приглашаются на консультации-встречи (по 10-15 минут), на которых обсуждаются проблемы и перспективы личностного развития ребенка и сообща вырабатываются пути разрешения проблем.
Структура занятия
1. Настрой на работу (игровой блок).
2. Тренинг.
3. Рефлексия.
Возраст детей: 11-12 лет.
Срок реализации образовательной программы - 1 год.
Форма занятий: групповая.
Режим занятий:
2 раза в неделю по 3 часа
Первый год обучения- 6 часов в неделю (192 часа в год).
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Описание ожидаемых результатов и способов их проверки включает:
Описание ценностных ориентиров содержания дополнительной общеразвивающей программы «Как стать личностью».
Описание личностных, метапредметных и предметных результатов по итогам учебного года.
Указание способов отслеживания (диагностики) успешности овладения обучающимися содержанием программы «Как стать личностью».
Описание ценностных ориентиров содержания образовательной программы «Как стать личностью».
Одним из результатов обучения по программе «Как стать личностью» является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) обучающимися системы ценностей:
ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, толерантности, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
2. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения образовательной программы «Как стать личностью»
Личностные результаты освоения программы «Как стать личностью» по итогам учебного года должны отражать:
воспитание Российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края;
формирование толерантного сознания, способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
формирование ответственного отношения к учению, способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения; осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование культуры межличностных отношений; навыков сотрудничества;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и на дороге;
формирование основ экологической культуры: принятие ценности природного мира. Готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, воспитание уважительного отношения к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения программы «Как стать личностью» по итогам учебного года должны отражать:
Познавательные:
поиск и выделение необходимой информации;
применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
постановка и формулирование проблемы;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных);
синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с выполнением недостающих компонентов;
самостоятельное создание способа решения проблем творческого и поискового характера;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных заданий;
Регулятивные:
умение самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе и альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия и тс планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
формирование основ самоконтроля, самооценки.
Коммуникативные:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками;
умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности).
Предметные результаты освоения программы по итогам учебного года должны отражать:
знания основных понятий таких как: лидер», «лидерские качества», «волонтер», «милосердие», «добровольчество», «коллективно - творческая деятельность»;
знания этапов проектной деятельности;
умения планировать свою деятельность в соответствии с целью и поставленными задачами;
умения составлять программу развития личности;
уметь проводить социологический опрос, анкетирование, интервью, беседу;
умения составлять план реализации проекта;
умения работать с различными информационными источниками;
умения обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
умения выражать свои ощущения, чувства и мысли (рефлексия).
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего проекта программы саморазвития на следующий год. Участие в реализации социальных проектов.
Формы подведения итогов:
творческий отчет;
презентация проекта –программы саморазвития на следующий год.
Также одной из форм подведения итогов является реализация Программы мониторинга результативности дополнительной общеразвивающей программы «Как стать личностью»
Учебно-тематический план
Части программы
Темы занятий
Количество часов
Часть А.
«Вводная»
Занятие 1. Тренинг «Давайте познакомимся»
3
Занятие 2. Игра «Правила работы в группе»
3
Занятие 3. Тренинг на сплочение команды
«Вместе –мы сила»
3
Занятие 4. Входная диагностика
3
Занятие 5. «Я-лидер»
«Что такое КТД» Акция «Просто так»
3
Занятие 6. Социальный проект – как одна из форм взаимодействия человека в обществе. Тренинг личностного роста «Конструктор успеха»
3
Занятие 7. «Милосердие – что это»
Тренинг «Мы с тобой одной крови»
3
Занятие 8. «Волонтерская деятельность»
Акция «Забота»
3
Занятие 9. Специализированный тренинг-марафон «Школа жизни" (тема: Человек читающий)
3
Занятие 10. КТД – Флэшмоб «Читать не вредно, вредно не читать»
3
Занятие 11. Основы проектной деятельности
«Выбор проблемы-или актуальные направления нашей современной жизни»
3
Занятие 12. КТД «Сюрприз –подарок для»
Подготовка к «Дню Ученика»
3
Занятие 13. Коллективная игра «Кораблекрушение»
3
Итого:
39
Часть Б.
«Я в социуме или способности человека»
Занятие 1. Ролевая игра «Я - волонтер»
Акция «Трудовая атака»
3
Занятие 2. «Мои способности для общей пользы»
КТД «Доброе дело»
3
Занятие 3. Технология проблемно-ориенированного анализа. Работа над проектом «Исследование проблемы».
3
Занятие 4. Тренинг «Конструктор успеха-нравственные качества личности»
КТД по проекту- социологический опрос населения
3
Занятие 5. Развитие креативного мышления. ТРИЗ технология. Метод фокальных объектов.
Работа над проектом- анкетирование обучающихся ОУ
3
Занятие 6. Основы проектной деятельности. Интервью и беседа. КТД по проекту.
3
Занятие 7. Игра «Создай проект"
Съемка видеоролика по проекту
3
Занятие 8. КТД «Бюро добрых услуг»
Вечер - встреча для пожилых «От всей души»
3
Занятие 9. Тренинг «Успешная личность»
КТД- Акция «Рука помощи»
3
Занятие 10. Развитие креативного мышления. «Синектика, «Аналогия», «Да-Нетка»
КТД «Здесь и сейчас»
3
Занятие 11. "Игра в нашей жизни"
КТД – веревочный курс
3
Занятие 12. Деловая игра «Дело моей жизни».
Фотосессия по проекту
3
Занятие 13. Тренинг «Мои стереотипы»
КТД «Копилка добрых дел»
3
Занятие 14. Промежуточный проект «Жизнь в обществе»
Программа развития личности
3
Занятие 15. КТД "Операция Новый Год"
Участие в утренниках
3
Итого:
45
Часть В.
«Познание мира»
Занятие 1. Основы проектной деятельности.
«Собственное исследование»
КТД – ролевая игра «Фабрика»
3
Занятие 2. Тренинг «Конструктор успеха-
управление своими эмоциями»
КТД-благотворительный аукцион
3
Занятие 3. Основы проектной деятельности
«Методы решения проблемы»
КТД выездной концерт для военнослужащих
3
Занятие 4. Тренинг «Связанные одной целью»
КТД «Библиокафе»
3
Занятие 5. Тренинг «Пойми себя и других»
КТД - конкурс скриншотов
3
Занятие 6. "Человеческие миры"
КТД –акция «Подари улыбку детям»
3
Занятие 7. Основы проектной деятельности
«Реализация проекта»
КТД - акция «Наши меньшие друзья»
3
Занятие 8. Тренинг «Конструктор успеха - на что я
способен» Реализация проекта «Орден милосердия»
3
Занятие 9. «Я и другой или как научиться
договариваться»
КТД – акция «Комплименты» или «Доброе слово»
3
Занятие 10. Большая психологическая игра
«Заколдованное сердце»
3
Занятие 11. Подготовка к акция «Я гражданин – России» Презентация проекта «Орден Милосердия»
3
Занятие 12. Промежуточный проект «Мир во мне и я для мира»
3
Занятие 13. Анализ деятельности по части В
3
Итого:
39
Часть Г.
«Мыслю, значит существую»
Занятие 1. Психологическая игра на сплочение
«Путешествие к волшебнику»
КТД – «ПДД или подарок далеким друзьям»
3
Занятие 2. Тренинг «Конструктор успеха- мое
мышление и память»
КТД- «Бюро добрых услуг»
3
Занятие 3. Тренинг «Расставь приоритеты»
КТД- выездной концерт
3
Занятие 4. Тренинг коммуникативной компетентности
3
Занятие 5. «Информация важна, информация нужна»
КТД –рейд по организациям
3
Занятие 6. Реализация проекта «Копилка добрых
дел» Вечер-встреча «От всей души»
3
Занятие 7. Коллективная игра «Мир чувств»
3
Занятие 8. Психологический тренинг «Шаг на встречу»
КТД- акция «Научиться жить вместе»
3
Занятие 9. Ответственное отношение
КТД- веревочный курс
3
Занятие 10. «Я креативная личность»
КТД- трудовой десант
3
Занятие 11. Тренинг «Конструктор успеха – мотивация»
КТД- «Доброе дело»
3
Занятие 12. Тренинг развития лидерских качеств
3
Занятие 13. «Учимся понимать и уважать других»
КТД- помощь друзьям
3
Занятие 14. Психологическая игра «Время выбрало нас» на развитие лидерских качеств
3
Занятие 15. Промежуточный проект «Я-лидер»
3
Занятие 16 Анализ деятельности по части Г
3
Итого:
48
Часть Д.
«Эмоции и чувства»
Занятие 1. Тренинг «Конструктор успеха – правила успешного человека»
3
Занятие 2. Игра с эмоциями
КТД – акция на эмоции «Обнимашки»
«Не хватает на проезд возьми монетку»
3
Занятие 3. Промежуточный проект «Мастер эмоций»
3
Занятие 4. Подготовка проекта «Мои планы на будущее»
КТД «Бюро добрых услуг»
3
Занятие 5. Анализ работы по части Д
3
Занятие 6. Проект «Мои планы на будущее»
3
Занятие 7. Творческий отчет группы по проекту
3
Итого:
21
Итого: 192 часа (64 занятия *3 часа)
Содержание учебно-тематического плана
Часть А. «Вводная»
Задачи:
- развитие интереса к саморазвитию, актуализация деятельности;
-пояснение форм и методов работы по программе;
-создание собственной программы развития.
Содержание: знакомство обучающихся с курсом обучения. Правила внутреннего распорядка учебного кабинета. Диагностика показателей сформированности социальных компетентностей и социального становления личности – личностные результаты Мониторинг результативности образовательной программы.
Формируются первичные навыки работы в группе, и актуализируется работа обучающихся по программе. Формируется представление о понятиях Личность и Индивидуальность, определяется индивидуальная программа работы каждого воспитанника. Понятие волонтер и введение в проектную деятельность.
2. Часть Б. «Я в социуме или способности человека»
Задачи:
- формирование у воспитанников представлений о видах способностей;
- тестирование и определение собственных способностей, определение способов и форм их развития.
Содержание: в этой части определяется, формируется общее представление о способностях человека проводится психологическое тестирование способностей. Основы проектной деятельности. Серия тренингов «Конструктор успеха»
Промежуточный проект «Жизнь в обществе» программа личностного развития
3. Часть В. «Познание мира»
Задачи:
- формирование представлений о категории познания, разнообразии окружающего мира
- формирование и тренинг чувственного познания о способах развития «каналов» познания мира;
Содержание:
Формируется представление о познании вообще, о формах познания мира человеком. Проводится серия тренингов на развитие лидерских качеств «Конструктор успеха». Работа над дневником развития - сбор материала, касающегося собственного мировоззрения. Реализация промежуточного проекта «Мир во мне, и я для мира». Работа над социальным проектом «Орден милосердия»
4. Часть Г. «Мыслю, значит существую»
Задачи:
- формирование представлений об особенностях и возможностях памяти, внимания и мышления;
- развитие этих особенностей;
- формирование навыков (творческого) критического мышления;
- развитие навыков групповой и индивидуальной работы;
- развитие информационно-познавательных компетентностей.
Содержание:
В этой части проводится тренинг на развитие общеучебных навыков, мышления и памяти. Консультационная помощь при самостоятельной работе обучающихся по развитию мышления, различных видов учебной и познавательной деятельности. Серия тренингов «Конструктор успеха». Промежуточный проект «Я-лидер» программа личностного развития. Реализация социального проекта «Орден Милосердия».
5.Часть Д. «Эмоции и чувства от А до Я»
Задачи:
- формирование представлений об особенностях проявления собственных чувств и эмоций;
- развитие навыков самоуправления. (Навыки владения и контроля над чувствами и эмоциями, получения удовольствия от их разнообразия и широты проявления)
Содержание:
В этой части программы проводятся познавательные тренинги управления эмоциями и чувствами человека (тренинг эффективного поведения), а также занятия, способствующие развитию представлений у обучающихся о чувствах, эмоциях. Главным результатом работы этой части должно стать умение детей анализировать причины своих чувств и эмоций и навыки их контролирования в процессе межличностного общения.
Презентация проекта «Мои планы на будущее»
Отчет по проекту «Орден милосердия»
6. Заключительная часть работы по программе
Задачи:
- подведение итогов развития за год, планирование дальнейшей программы развития.
Содержание:
Диагностика показателей сформированности социальных компетентностей и социального становления личности – личностные результаты Мониторинг результативности образовательной программы.
Методическое обеспечение образовательной программы
№
п/п
Раздел, тема
Форма занятий
Методы
Дидактический материал
Форма подведения итогов
1.
Часть А. «Вводная»
Тренинговое занятие,
Игра на сплочение
КТД
Активные методы обучения
Флипчарт, интерактивная доска, маркеры, ватман
Опрос, рефлексия,
беседа
2.
Часть Б. «Я в социуме или способности человека»
Тренинговое занятие,
Игра на сплочение
КТД
Активные методы обучения
Флипчарт, интерактивная доска, ватман, маркеры.
Опрос,
интервью, беседа, рефлексия.
Презентация промежуточного проекта «Жизнь в обществе»
3.
Часть В. «Познание мира»
Тренинговое занятие,
Игра на сплочение
КТД
Активные методы обучения
Флипчарт, интерактивная доска, ватман, маркеры.
Рефлексия, беседа,
Презентация промежуточного проекта «Мир во мне, и я для мира».
4.
Часть Г. «Мыслю, значит существую»
Тренинговое занятие,
Игра на сплочение
КТД
Активные методы обучения
Флипчарт, интерактивная доска, ватман, маркеры.
Опрос, рефлексия, беседа,
Презентация промежуточного проекта «Я - лидер».
5.
Часть Д. «Эмоции и чувства от А до Я»
Тренинговое занятие,
Игра на сплочение
КТД
Активные методы обучения
Флипчарт, интерактивная доска, ватман, маркеры.
Опрос, рефлексия, беседа,
Презентация проекта «Мои планы на будущее»
6.
Заключительная часть работы по программе
Тренинговое занятие,
Игра на сплочение
КТД
Активные методы обучения
Флипчарт, интерактивная доска, ватман, маркеры.
Презентация социального проекта, творческий отчет
Список использованной литературы:
Адаир Д. Психология лидерства. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 352 с.
Андреев В.И. Деловая риторика. – М.: Народное образование, 1995. – 208 с.
Битянова Н.Р. Психология личностного роста. Практическое руководство по проведению тренинга личностного роста психологов, педагогов, социальных работников. – М.: международная педагогическая академия, 1995. – 64 с.
Вересов Н.Н. Психология управления: Учебное пособие/ 3-е изд., испр и доп.- М.: Издательство МПСИ, 2006.- 304 с.- (Серия «Библиотека менеджера»).
Гиппиус С.В. тренинг развития креативности. Гимнастика чувств.- СПб.: Речь.2001.
Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире. – М.: ВАКО, 2004. – 122 с.
Кипнис М. Тренинг лидерства.- 2-е изд., стер.- М.: Ось- 89, 2006.- 144с.
Корнеева Е.Н. Активные методы социально-психологического обучения. Учебное пособие ГОУ ВПО "Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского" 2009.
Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте/ Под. Ред. И.В. Дубровиной.- 6-е изд.- М.: Академический проект, 2002.- 128 с.- (Серия «Руководство практического психолога»).
Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий/ авт.-сост. Ю. А. Голубева и др.- Волгоград: Учитель, 2009.- 206 с.
Тыртышная М.А. Новые технологии воспитания в работе классного руководителя / М.: «педагогический поиск», 2009. – 160 с.
Твердохлеб Н.А. Тренинг общения для подростков. Экспериментальная программа от самопознания до социальной адаптации.-М.: 144 с.
Литература, рекомендованная обучающимся:
Дэйл Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей?»
Ричард Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»
Пауло Коэльо «Алхимик»
Нил Доналд Уолш «Разговоры с Богом»
Копилочка активных методов обучения интернет ресурс http://moi-universitet.ru
Приложение1
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей
Центр детского творчества п.Ноглики
Программа мониторинга результативности
дополнительной общеразвивающей программы
«Как стать личностью»
Педагог Белошапкина Олеся Игоревна
п. Ноглики
2015г.
Пояснительная записка
На дополнительное образование как образовательную систему, развитие которой является одной из значимых задач образовательной политики, возложены воспитательные функции, поэтому диагностика освоения образовательной программы должна содержать ценностный компонент, демонстрирующий, как образовательная программа влияет на ценностный мир ребенка, мотивы его жизнедеятельности, развитие отношений к самому себе, к окружающему миру.
В МБОУ ДОД ЦДТ разработана система мониторинга, которая является инструментом оценки качества дополнительного образования через определение результативности реализации дополнительных общеразвивающих программ. Поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие личностных качеств учащихся, а в современном контексте – формирование базовых компетентностей, в качестве основополагающего подхода к оценке результативности реализации дополнительных общеразвивающих программ определен подход, сочетающий отслеживание динамики личностного развития, уровня освоения предметной области и формирование метапредметных результатов.
Исходя из вышеизложенного, программы мониторинга дополнительных общеразвивающих программ, реализуемые в Центре детского творчества включают в себя следующие виды мониторинга:
1. мониторинг предметных результатов (теоретическая и практическая подготовка в предметной области);
2. мониторинг личностных результатов;
3. мониторинг метапредметных результатов (уровня сформированности универсальных учебных действий - регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Личностные результаты
Определение самооценки (тест «Лесенка»),
Изучение уровня мотивации обучения (Методика Н.Г. Лускановой).
Изучение уровня сформированности коллектива обучающихся (программа изучения и развития детского коллектива),
Методика А.Н. Лутошкина.
Изучение уровня удовлетворенности работой учреждения (Адаптированная методика Е.Н. Степанова,
Изучение социализированности личности (Рожкова)
Метапредметные результаты
Методика Е.М. Александровской, Ст. Громбах.
Предметные результаты
Диагностика уровня сформированности социально-мировоззренческих компетентностей личности.
«Личностные и метапредметные результаты обучающихся
среднего звена – II ступень (11-14 лет)»
Тест на определение самооценки «Лесенка»
Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.
«Лесенка» имеет два варианта использования: групповой и индивидуальный. Групповой вариант позволяет оперативно выявить уровень самооценки. При индивидуальном изучении самооценки есть возможность выявить причину, которая сформировала (формирует) ту или иную самооценку, чтобы в дальнейшем в случае необходимости начать работу по коррекции трудностей, возникающих у детей.
Инструкция (групповой вариант)
У каждого участника – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной доске нарисована лесенка. «Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок». Затем повторить инструкцию еще раз.
Инструкция (индивидуальный вариант)
При индивидуальной работе с ребенком очень важно создать атмосферу доверия, открытости, доброжелательности. У ребенка должен быть бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш. «Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Объясни почему». В случае затруднений с ответом повторите инструкцию еще раз.
Обработка результатов и интерпретация
При анализе полученных данных исходите, из следующего:
Ступенька 1 – завышенная самооценка.
Она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой. В беседе дети объясняют свой выбор так: «Я поставлю себя на первую ступеньку, потому что она высокая», «Я самый лучший», «Я себя очень люблю», «Тут стоят самые хорошие ребята, и я тоже хочу быть с ними». Нередко бывает так, что ребенок не может объяснить свой выбор, молчит, улыбается или напряженно думает. Это связано со слабо развитой рефлексией (способностью анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих).
Именно поэтому в первом классе не используется балльная (отметочная) оценка. Ведь первоклассник (да и нередко ребята второго класса) в подавляющем своем большинстве принимает отметку учителя как отношение к себе: «Я хорошая, потому что у меня пятерка («звездочка», «бабочка», «солнышко», «красный кирпичик»)»; «Я плохая, потому что у меня тройка («дождик», «синий кирпичик», «черточка», «см.»).
Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка
У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я хороший, потому что учусь на одни пятерки, книжки люблю читать», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними играю», – и т.д. Это нормальный вариант развития самооценки.
Ступенька 4 – заниженная самооценка
Дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. В беседе ребенок может о ней рассказать. Например: «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика своего кричу)». Здесь налицо проблемы во взаимоотношениях в семье. «Я ни хорошая и ни плохая, потому что пишу плохо буквы, а мама и учительница меня ругают за это». В данном случае разрушены ситуация успеха и положительное отношение школьницы, по меньшей мере к урокам письма; нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми».
Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка
Младших школьников с низкой самооценкой в классе около 8–10%. Иногда у ребенка ситуативно занижается самооценка. На момент опроса что-то могло произойти: ссора с товарищем, плохая отметка, неудачно наклеенный домик на уроке труда и т.д. И в беседе ученик расскажет об этом. Например: «Я плохой, потому что подрался с Сережей на перемене», «Я плохая, потому что написала диктант на три», – и т.д. В таких случаях, как правило, через день-другой Вы получите от ребенка другой ответ (с положительной самооценкой).
Гораздо серьезнее являются стойкие мотивированные ответы ребят, где красной линией проходит мысль: «Я плохой!» Опасность этой ситуации в том, что низкая самооценка может остаться у ребенка на всю его жизнь, вследствие чего он не только не раскроет своих возможностей, способностей, задатков, но и превратит свою жизнь в череду проблем и неурядиц, следуя своей логике: «Я плохой, значит, я не достоин ничего хорошего».
Учителю очень важно знать причину низкой самооценки школьника – без этого нельзя помочь ребенку. Приведем примеры ответов ребят, из которых сразу становится понятно, в каком направлении оказывать им помощь: «Я поставлю себя на нижнюю ступеньку (рисует кружок на пятой ступеньке), потому что мама говорит, что я невнимательный и делаю много ошибок в тетрадях». Здесь необходима работа с родителями школьника: беседы, в которых следует объяснить индивидуальные особенности ребенка. Например, если это первоклассник, то необходимо рассказать, напомнить лишний раз родителям о том, что ребенок в этом возрасте еще не обладает ни устойчивым вниманием, ни произвольностью поведения, что у каждого ученика свой темп усвоения знаний, формирования учебных навыков. Полезно регулярно напоминать родителям о недопустимости чрезмерных требований к неуспевающему школьнику. Крайне важна демонстрация родителями положительных качеств, каждого успеха их ребенка.
«Я сюда себя поставлю, на нижнюю, шестую ступеньку, потому что у меня двойки в дневнике, а учительница меня ставит в угол». Первое, что необходимо сделать, – это выявить причину неуспешности школьника (его учебы, плохого поведения) и вместе со школьным педагогом-психологом, родителями начать работу по созданию успешной учебной ситуации. Существенную роль может сыграть положительная словесная оценка процесса деятельности и отношения ученика к выполнению учебной работы.
Все педагоги понимают, что отрицательные отметки не способствуют улучшению учебы, а лишь формируют негативное отношение ребенка к школе. Искать положительное в деятельности ученика, указывать даже на незначительные успехи, хвалить за самостоятельность, старание, внимательность – основные способы повышения самооценки школьников. «Я дерусь с ребятами, они меня не принимают в игру» (ставит себя на шестую ступеньку)». Проблема несформированности межличностных отношений – одна из острейших в современном начальном образовании. Неумение детей общаться, сотрудничать друг с другом – основные причины конфликтов в детской среде.
Ступенька 7 – резко заниженная самооценка
Ребенок, который выбирает самую нижнюю ступеньку, находится в ситуации школьной дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия. Чтобы отнести себя к «самым плохим ребятам», нужен комплекс негативных, постоянно влияющих на школьника факторов. К несчастью, школа нередко становится одним из таких факторов.
Отсутствие своевременной квалифицированной помощи в преодолении причин трудностей в обучении и общении ребенка, несформированность положительных межличностных отношений с учителями, одноклассниками – наиболее частые причины резко заниженной самооценки. Чтобы скорректировать ее, необходима совместная деятельность учителя, школьного педагога-психолога, социального педагога (в случае неблагоприятной обстановки в семье).
Суть педагогической поддержки педагога и его психологической помощи школьникам с низкими показателями уровня самооценки состоит во внимательном, эмоционально-положительном, одобряющем, оптимистически настроенном отношении к ним.
Доверительное общение, постоянный контакт с семьей, вера в ученика, знание причин и своевременное применение способов преодоления трудностей ребенка способны медленно, но поступательно формировать адекватную самооценку младшего школьника.
Методика Н.Г. Лускановой «Изучение уровня мотивации обучения»
Инструкция к тесту:
В каждом из вопросов выбери один ответ.
1. Тебе нравится в объединении или не очень? a. не очень b. нравится c. не нравится 2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь объединение или тебе часто хочется остаться дома? a. чаще хочется остаться дома b. бывает по-разному c. иду с радостью 3. Если бы педагог сказал, что завтра на занятия не обязательно приходить всем воспитанникам, ты пошел бы или остался дома? 1. не знаю 2. остался бы дома 3. пошел бы на занятия
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь занятия? a. не нравится b. бывает по-разному c. нравится 5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? a. хотел бы b. не хотел бы c. не знаю 6. Ты хотел бы, чтобы на занятиях было больше свободного времени? a. не знаю b. не хотел бы c. хотел бы 7. Ты часто рассказываешь об объединении родителям? a. часто b. редко c. не рассказываю 8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий педагог? a. точно не знаю b. хотел бы c. не хотел бы 9. У тебя в группе много друзей? a. мало b. много c. нет друзей 10. Тебе нравятся твои одногрупники? a. нравятся b. не очень c. не нравятся
Ключ к тесту.
Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.
№ вопроса
оценка за 1-й ответ
оценка за 2-й ответ
оценка за 3-й ответ
1
1
3
0
2
0
1
3
3
1
0
3
4
3
1
0
5
0
3
1
6
1
3
0
7
3
1
0
8
1
0
3
9
1
3
0
10
3
1
0
Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.
Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.
Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.
Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.
Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.
Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.
Программа изучения развития детского коллектива
Показатели
Ярко проявляются 3 балла
Проявляются 2 балла
Слабо проявляются 1 балл
Очень слабо проявляются 0 баллов
1. Движение к цели.
Коллективная деятельность направлена на реализацию социально значимых общественных задач и перспектив.
Коллективная деятельность направлена на достижение только общешкольных задач и перспектив.
Коллективная деятельность направлена на выполнение конкретных задач и поручений, замыкающихся в рамках классного коллектива.
Коллективная социально значимая деятельность проявляется очень слабо.
2.Самоуправле-ние
В классе есть реально действующие органы самоуправления, в основном самостоятельно решающие вопросы планирования, регулирования и контроля.
Органы самоуправления руководят преимущественно по инструкциям педагогов.
При непосредственном участии и поддержке педагогов.
Существующие органы самоуправления не действуют.
3. Общественное мнение
В основном все воспитанники единодушны в решениях вопросов, касающихся коллективной деятельности.
Большинство воспитанников приходит к правильному решению вопросов.
К правильному решению приходит лишь часть воспитанников, преимущественно актив.
Класс безразличен к вопросам коллективной жизни.
4. Дисциплина и взаимная требовательность.
Преобладают справедливые требования друг к другу. Требования принимаются и выполняются каждым.
Справедливые требования предъявляются и принимаются большинством учащихся.
Разумные требования предъявляются и принимаются незначительным меньшинством, преимущественно активом.
Требовательность друг к другу отсутствует, дисциплину поддерживают лишь педагоги.
5.Сотрудничество
и согласованность в работе.
Все учащиеся легко распределяют между собой работу.
Большинство распределяет между собой работу, при согласовании действий встречаются затруднения.
Работает лишь актив, при согласовании действий наблюдается пререкания, ссоры, обиды.
В коллективе не налажено сотрудничество, каждый действует в одиночку.
6. Стремление к общению в свободное время.
К общению стремиться каждый, преимущественно с товарищами по классу.
Большинство стремиться к общению и преимущественно общаются с товарищами по классу.
Общается друг с другом незначительная часть учащихся.
Общение очень ограничено.
7. Дружба и взаимопомощь.
Учащиеся защищают честь и достоинство каждого, в нужную минуту приходят на помощь друг другу.
Между большинством учащихся существуют доброжелательные отношения, но это не всегда выражается в действенной помощи друг другу.
Наблюдается иногда конфликты между группами.
Наблюдаются недоброжелательные отношения.
8. Творческое самовыражение личности.
Каждый учащийся занимается любимым делом: посещает кружки, секции.
Большинство учащихся посещают кружки, секции
Лишь часть учащихся реализует интерес к любимому делу: посещает кружки, секции, клубы и т.д.
В коллективе не созданы условия для творческого выражения личности.
9. Нравственные качества и такт.
Обладают тактом и основными нравственными качествами.
Тактичны, воспитаны, но равнодушны к безнравственным поступкам.
Наблюдаются в поведении факты невоспитанности и бестактности.
Ведут себя безнравственно.
Методика диагностики уровня сформированности
детского коллектива.
Назначение теста
Методика дает возможность, обобщив ответы всех членов группы, определять уровень ее развития, а также сравнивать между собой различные группы.
Инструкция к тесту
Вам предлагается ряд утверждений, которые охватывают самые разные стороны взаимоотношений в первичной группе. Членам группы нужно оценить, в какой степени каждое из предложенных для оценки утверждений характерно для данной групп. Давать оценку следует на основании одного из четырех вариантов:
а – данное утверждение полностью соответствует характеру отношений, сложившихся в нашей группе;
б – данное утверждение в общем характерно для нашей группы;
в – данное утверждение лишь в незначительной степени применимо к нашей группе;
г – данное утверждение не характерно для системы отношений, сложившихся в нашей группе (у нас все наоборот).
Тестовый материал
В нашей группе главный критерий ценности человека – его отношение к труду, к коллективу.
В нашей группе новичок скорее всего не почувствует себя чужаком, а встретит доброжелательность и радушие.
В нашей группе нет козлов отпущения и любимчиков.
Члены нашей группы не пройдут равнодушно мимо чьей-то беды, им чужда мораль “моя хата с краю”.
Дух бескорыстия и взаимопомощи отличает нашу группу.
Каждый из нас достаточно инициативен, чтобы в случае необходимости взять на себя ответственность за какое-то дело.
Для нас неприемлем принцип “Своя рубашка ближе к телу”.
Успех каждого из нас искренне радует всех и ни у кого не вызывает зависти.
Большинство из нас всегда может поступиться личным ради общего дела.
Наша группа обычно не ждет указаний, инициативы ей не занимать.
Обработка и интерпретация результатов теста
Обработка данных может производиться двумя способами. Первый способ заключается в дифференцированном количественном подсчете и сопоставлении буквенных знаков (А,Б,В,Г)
Преобладание ответов А свидетельствует о том, что группа, согласно мнению ее членов, может быть соотнесена к коллективу,
Б- к среднему уровню развития,
В – к низкому уровню развития,
Г - к группе номинального или корпоративного типа.
Второй способ заключается в переводе буквенных ответов в баллы по следующей схеме:
А – 3 балла;
Б – 2 балла;
В – 1 балл;
Г – 0 баллов.
После определения среднего показателя производиться его соотнесение со ступенью развития группы. Полученным количественным данным соответствуют следующие ступени группового развития:
2,4 – 3- коллектив («Горящий факел»),
1,8 – 2,4– автономия («Алый парус»),
1,2 -1,8 – кооперация («Мерцающий маяк»)
0,6 – 1,2 – ассоциация («Мягкая глина»)
0 – 0,6 – диффузная группа («Песчанная россыпь»)
Образное описание развития коллективов.
1 ступень. «Песчаная россыпь».
Не так уж редко встречаются на нашем пути песчаные россыпи. Посмотришь – сколько песчинок собраны вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Подует ветерок – отнесет часть песка, что лежит с краю, подальше, дунет ветер посильней – разнесет песок в стороны, пока кто-нибудь не сгребет его в кучу. Бывает так и в человеческих группах, специально организованных или возникших по воле обстоятельств. Вроде все вместе, а в то же время каждый человек сам по себе. Нет «сцепления» между людьми. В одном случае они не стремятся пойти друг другу не встречу, в другом – не желают находить общих интересов, общего языка. Нет здесь того стержня, авторитетного центра, вокруг которого происходило бы объединение, сплочение людей, где бы каждый чувствовал, что он нужен другому и сам нуждается во внимании других. А пока «песчаная россыпь» не приносит ни радости, ни удовлетворения тем, кто ее составляет.
2 ступень. «Мягкая глина».
Известно, что мягкая глина – материал, который легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера (а таким может быть в группе и формальный лидер детского объединения, и просто авторитетный школьник, и классный руководитель или руководитель кружка) этот материал превращается в красивый сосуд, в прекрасное изделие. Но если к нему не приложить усилий, то он может оставаться и простым куском глины. На этой ступени более заметны усилия по сплочению коллектива, хотя это могут быть только первые шаги. Не все получается, нет достаточного опыта взаимодействия, взаимопомощи, достижение какой либо цели происходит с трудом. Скрепляющим звеном зачастую являются формальная дисциплина и требования старших. Отношения в основном доброжелательные, хотя не скажешь, что ребята бывают внимательны друг к другу, предупредительны, готовы придти друг другу на помощь. Если это и происходит, то изредка. Здесь существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются между собой. Настоящего, хорошего организатора пока нет, или он не может себя проявить, или просто ему трудно, так как некому поддержать его.
3 ступень. «Мерцающий маяк».
В штормящем море мерцающий маяк и начинающему, и опытному моряку приносит уверенность, что курс выбран правильно. Важно только быть внимательным, не потерять световые всплески из виду. Заметьте, маяк не горит постоянным светом, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов придти на помощь».
Формирующийся в группе коллектив тоже подает каждому сигналы «так держать» и каждому готов придти на помощь. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, дружить. Но желание – это еще не все. Дружба, взаимопомощь, требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже очень частых вспышек. В то же время в группе есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители маяка» - актив. Можно обратить внимание и на то, что группа выделяется среди других групп своей «непохожестью», индивидуальностью.
Однако встречающиеся трудности часто прекращают деятельность группы. Недостаточно проявляется инициатива, редко вносятся предложения по улучшению дел не только у себя в группе, но и во всем учреждении. Видимы проявления активности всплесками, да и то не у всех.
4 ступень. «Алый парус».
Алый парус – символ устремленности вперед, неуспокоенности дружеской верности и долга. Здесь живут и действуют по принципу «один за всех и все за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника – знающие и надежные организаторы и авторитетные товарищи. К ним идут за советом, обращаются за помощью. У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за коллектив, все переживают, когда кого-то постигнет неудача. Группа живо интересуется тем, как обстоят дела в соседних классах, отрядах, и иногда ее члены приходят на помощь, когда их просят об этом.
Хотя группа сплочена, однако она не всегда готова идти наперекор «бурям», не всегда хватает мужества признать ошибки сразу, но это положение может быть исправлено.
5 ступень. «Горящий факел».
Горящий факел – это живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за других. Здесь ярко проявляются все качества коллектива, которые характерны для «Алого паруса». Но не только это. Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, поднимаясь на вершины, спускаясь в ущелья, пробивая первые тропы. Настоящим коллективом можно назвать лишь такую группу, которая не замыкается в узких рамках пусть и дружного, сплоченного объединения. Настоящий коллектив – тот, где люди сами видят, когда они нужны, и сами идут на помощь; тот, где не остаются равнодушными, если другим группам плохо; тот, который ведет за собой, освещая подобно легендарному Данко, жаром своего пылающего сердца дорогу другим.
Методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения.
Цель: Выявить уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива.
Ход проведения: На родительском собрании предлагается родителям внимательно прочитать ниже перечисленные утверждения и оценить степень согласия с ними. Для этого родителю необходимо обвести ниже каждого выражения одну цифру, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения.
4 – совершенно согласен;
3 - согласен;
2 – трудно сказать;
1 – не согласен;
0 – совершенно не согласен.
1. Объединение в котором занимается наш ребенок, можно назвать дружным
4 3 2 1 0.
2. В среде своих одногруппников ребенок чувствует себя комфортно. 4 3 2 1 0
3. Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку. 4 3 2 1 0.
4. Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и педагогами нашего ребенка. 4 3 2 1 0.
5. Объединение, в котором занимается наш ребенок, хороший педагог. 4 3 2 1 0.
6. Педагоги справедливо оценивают достижения нашего ребенка. 4 3 2 1 0.
7. Наш ребенок не перегружен учебными и домашними занятиями. 4 3 2 1 0.
8. Педагог учитывает индивидуальные особенности нашего ребенка. 4 3 2 1 0.
9. В ЦДТ проводятся мероприятия, которые интересны нашему ребенку. 4 3 2 1 0.
10. В ЦДТ работают различные кружки, секции, где может заниматься наш ребенок. 4 3 2 1 0.
11. Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания. 4 3 2 1 0.
12. В ЦДТ заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка. 4 3 2 1 0.
13. Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка. 4 3 2 1 0.
14. Администрация и педагоги создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка. 4 3 2 1 0.
15. ЦДТ по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни. 4 3 2 1 0.
Методика изучения удовлетворенности воспитанников жизнедеятельностью в образовательном учреждении.
Цель: Выявить уровень удовлетворенности воспитанников жизнедеятельностью в объединении и группе.
Ход проведения: Воспитанникам предлагается прослушать утверждения и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 – совершенно согласен;
3 – согласен;
2 – трудно сказать;
1 – не согласен;
0 – совершенно не согласен.
1. Я иду на занятия в ЦДТ с радостью.
2. В ЦДТ у меня обычно хорошее настроение.
3. В нашей группе хороший педагог.
4. К нашим педагогам можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.
5. У меня есть любимый педагог.
6. На занятиях я могу всегда свободно высказать свое личное мнение.
7. Я считаю, что в ЦДТ созданы все условия для развития моих способностей.
8. У меня есть любимые школьные предметы.
9. Я считаю, что ЦДТ по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.
10. На летних каникулах я скучаю по ЦДТ.
Обработка полученных данных. В качестве показателя удовлетворенности воспитанников занятиями в учреждении дополнительного образования детей жизнью (У) может рассматриваться частное отделение общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если (У) больше 3, то можно говорить о высокой степени удовлетворенности, если больше 2, но меньше 3, или У меньше 2, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности воспитанников школьной жизнью.
Изучение социализированности личности учащегося (Методика М.И.Рожкова)
Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.
Ход опроса
Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 – всегда;
3 – почти всегда;
2 – иногда;
1 – очень редко;
0 – никогда.
1. Стараюсь слушаться во всем своих педагогов и родителей.
2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
3. За что бы я ни взялся – добиваюсь успеха.
4. Я умею прощать людей.
5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.
7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
8. Считаю, что делать людям добро – это главное в жизни.
9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
12. Мне нравится помогать другим.
13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
16. Переживаю неприятности других, как свои.
17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.
18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.
19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.
Бланк ответов:
1
5
9
13
17
2
6
10
14
18
3
7
11
15
19
4
8
12
16
20
Среднее значение
Обработка данных:
Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности – с третьей строчкой. Оценка приверженности обучающихся гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) – с четвертой строчкой. Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка, если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что обучающийся имеет низкий уровень социальной адаптированности.
Коммуникативные, познавательные, регулятивные качества
Э. М. Александровская, Ст. Громбах
Схема наблюдения
за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся
(модифицированная Е.С. Еськиной, Т.Л. Больбот)
Высокий уровень – 44-50 баллов
Уровень выше среднего – 36-43 балла
Средний уровень – 26-35 баллов
Уровень ниже среднего – 21-25 баллов
Низкий уровень – менее 20 баллов
№
Критерии
Баллы
Поведенческие индикаторы
сформированности критерия
1.
Критерии эффективности учебной деятельности
1.1.
Учебная активность
0
1
2
3
4
5
– активность отсутствует;
– пассивен на уроке, часто дает неправильные ответы или не отвечает совсем, переписывает готовое с доски;
– активность кратковременная, часто отвлекается, не слушает;
– редко поднимает руку, но отвечает преимущественно верно;
– стремится отвечать, работает со всем классом, чередуются положительные и отрицательные ответы;
– активно работает на всех уроках, часто поднимает руку, отвечает преимущественно верно, стремится отвечать.
1.2.
Целеполагание
0
1
2
3
4
5
– плохо различает учебные задачи разного типа, отсутствует реакция на новизну задачи, нуждается в постоянном контроле со стороны учителя, не может ответить на вопросы о том, что сделал или собирается сделать;
– осознает, что надо делать в процессе решения практической задачи, в теоретических задачах не ориентируется;
– принимает и выполняет только практические задачи, в отношении теоретических задач не может осуществлять целенаправленные действия;
– охотно осуществляет решение познавательной задачи, регулирует процесс выполнения, четко может дать отчет о своих действиях после принятого решения;
– столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель и строит деятельность в соответствии с ней;
– самостоятельно формулирует познавательные цели, выходя за пределы требований программы, выдвигает содержательные гипотезы.
1.3.
Самоконтроль
0
1
2
3
4
5
– не умеет обнаружить и исправить ошибку даже по просьбе учителя, некритично относится к исправленным ошибкам в своих работах и не замечает ошибок других учеников;
– контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, не может обосновать своих действий;
– осознает правила контроля, но одновременно выполнять учебные действия и контролировать их не может, после выполнения может найти и исправить ошибки;
– ошибки в многократно повторенных действиях исправляет самостоятельно, контролирует выполнение учебных действий другими, но при решении новой задачи теряется;
– задачи, соответствующие усвоенному способу контроля выполняются безошибочно, с помощью учителя может обнаружить неадекватность способа новой задаче и внести коррективы;
– контролирует соответствие выполняемых действий способу, при изменении условий вносит коррективы до начала решения.
1.4.
Усвоение знаний, успеваемость
0
1
2
3
4
5
– плохое усвоение материала по всем темам и предметам, большое количество грубых ошибок;
– частые ошибки, неаккуратное выполнение учебных заданий;
– плохое усвоение материала по отдельным темам и предметам;
– редкие ошибки, чаще связанные с невнимательностью, успеваемость на оценки «3» и «4»;
– единичные ошибки, усвоение знаний на «хорошо»;
– правильное и безошибочное выполнение практически всех учебных заданий.
2.
Усвоение нравственно-этических норм и школьных норм поведения
2.1.
Нравственно-этическая готовность
0
1
2
3
4
5
– не умеет выделять моральное содержание ситуации (нарушение/следование моральной норме);
– ориентируется на моральную норму (справедливое распределение, правдивость, взаимопомощь);
– понимает, что нарушение моральных норм оценивается как серьезное и недопустимое;
– учитывает при принятии решения объективные последствия нарушения моральной нормы;
– адекватно оценивает свои действия и действия других с точки зрения нарушения/соблюдения моральной нормы;
– умеет аргументировать необходимость выполнения моральной нормы.
2.2.
Поведение на уроке
0
1
2
3
4
5
– не выполняет элементарных требований, большую часть урока занимается посторонним делом, играет;
– часто отвлекается на посторонние предметы, вертится, постоянно отвлекается;
– на уроке скован, напряжен или часто отвлекается;
– иногда поворачивается, обменивается мнениями с товарищами, но отвлекается редко;
– выполняет требования учителя, но иногда отвлекается;
– сидит спокойно, внимателен, добросовестно выполняет все требования учителя.
2.3.
Поведение вне урока
0
1
2
3
4
5
– часто нарушает нормы поведения, мешает окружающим;
– пассивен, движения скованы, избегает общения вне урока;
– не может найти себе занятие на перемене, переходит от одной группы детей к другой;
– активность ограничена занятиями, связанными с подготовкой к другому уроку или мероприятию;
– активность выражена в меньшей степени, предпочитает занятия в классе, чтение и т.д.;
– высокая активность, с удовольствием участвует в общих делах.
3.
Успешность социальных контактов
3.1.
Взаимоотношения с одноклассниками
0
1
2
3
4
5
– негативизм по отношению к сверстникам, постоянно ссорится, одноклассники его не любят;
– замкнут, пассивен, предпочитает быть один, другие ребята к нему равнодушны;
– предпочитает находиться рядом с одноклассниками, но не вступает с ними в контакт;
– сфера общения ограничена, контакт только с некоторыми сверстниками;
– мало активен, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются;
– общительный, коммуникативный, сверстники его любят, часто общаются.
3.2.
Отношение к учителю
0
1
2
3
4
5
– общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям, неадекватно реагирует, обижается, плачет;
– избегает контактов с учителем, при контакте тревожен, замыкается;
– выполняет требования формально, не заинтересован в общении, старается быть незаметным;
– старательно выполняет все требования учителя, но от контакта с учителем уклоняется, за помощью обращается к сверстникам;
– дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнять все требования, в случае необходимости обращается за помощью;
– проявляет дружелюбие, стремится понравиться, часто подходит после урока.
4.
Эмоциональное благополучие
0
1
2
3
4
5
– преобладает агрессия или депрессия;
– выражены депрессивные проявления без причин, агрессивные реакции, часто ссорится с одноклассниками;
– отрицательные эмоции превалируют (тревожность, огорчение, страхи, вспыльчивость, обидчивость);
– эмоциональные проявления снижены, часто бывает в подавленном настроении;
– спокойное эмоциональное состояние;
– находится преимущественно в хорошем настроении, часто улыбается, смеется.
Диагностика уровня сформированности социально-мировоззренческих компетентностей личности.
Теоретические знания по программе.
Показатели:
знания основных понятий таких как: лидер», «лидерские качества», «волонтер», «милосердие», «добровольчество», «коллективно - творческая деятельность»;
знания этапов проектной деятельности;
Практические знания по программе.
Показатели:
умения планировать свою деятельность в соответствии с целью и поставленными задачами;
умения составлять программу развития личности;
уметь проводить социологический опрос, анкетирование, интервью, беседу;
умения составлять план реализации проекта;
умения работать с различными информационными источниками;
умения обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
умения выражать свои ощущения, чувства и мысли (рефлексия).
Критерии оценки:
0 -1 баллов – низкая степень проявления показателя;
2-3 балла – средняя степень проявления показателя.
4 - 5 баллов – высокая степень проявления.
Ф.И.
Теоретические знания
Практические знания
Сумма баллов
уровень
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Средний балл по каждому показателю
Уровень сформированности:
0 – 14 – низкий уровень,
15-29 - средний уровень,
30-45 – высокий уровень.
Заголовок 3Заголовок 515