Методическая разработка по экологическому воспитанию: Как зайцу зиму пережить
Тема: «Как зайцу зиму пережить?».
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Цель: Формирование у детей представления о приспособлении животных в зимнем лесу ( на примере зайца- беляка) .
Задачи:
Образовательные:
1.Закреплять знания детей о диких животных, местах зимовки, их питании.
2.Познакомить детей со способом маскировки зайца.
3. Обогащать речь детей по теме «Дикие животные», расширять словарный запас.
Развивающие:
1. Продолжать развивать речь, внимание, память, мышление.
2. Развивать у детей умение участвовать в беседе.
3. Продолжать развивать умение согласовывать прилагательные с существительными.
Воспитательные:
1.Воспитывать умение слушать взрослых и выслушивать ответы других детей.
2. Воспитывать чувство любви к животным и стремление сохранить окружающий мир.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Методы и приемы:
Словесные: беседа, вопросы, пояснения;
Наглядные: наблюдение, демонстрация дидактических пособий;
Игровые: дидактическая игра, внезапное появление объекта, создание игровой ситуации;Практические : элементарные опыты.
Обогащение словарного запаса:
заяц-беляк, маскировка, линька, петлять.
Предварительная работа:
1. Рассматривание картинок с изображением диких животных зимой, зайца-беляка, зайца- русака.
2. Чтение рассказов о зайце: Э. Шим «Белые штаны», Л.Толстой «Зайцы», В.Берестов «Песня зайца», детских энциклопедий.
3. Загадывание загадок .4. Просмотр мультфильма «Пугали зайцы зайчонка» .5. Беседа о зайце-беляке и зайце-русаке.
Оборудование и материалы:
Картинки (заяц, волк, охотник), дидактические игры: «Лабиринт», «Собери картинку», «знаки –напоминалки», костюм Лесовичка, письмо от Лесовичка, планшет, силуэты зайца (светло-желтый, белый) , бумага размера А5 (белая, зеленая), красная прозрачная пленка, зеркальце, фонарик, аудиозапись «Солнечные зайчики».
Индивидуальная работа: с Леной К., Сашей М.
ХОД НОД:
I.Вводная часть:
(Дети встают в полукруг, произносят слова с воспитателем).
Воспитатель: Придумано кем-то и просто и мудро, При встрече здороваться «Доброе утро» - Здравствуйте! – скажем, и солнцу и птицам, - Здравствуйте! – милым улыбчивым лицам. И каждый становиться добрым , доверчивым Пусть доброе «Здравствуйте» слышно и вечером.
Ребята, сегодня утром я увидела у двери нашей группы вот этот конверт. Давайте откроем конверт и прочитаем письмо.(Воспитатель читает).
«Здравствуйте, детишки: девчонки и мальчишки! Пишет вам из сказочного, зимнего леса Лесовичок. Донес до меня ветер-шалун, про умную детвору, слыхал, что вы все знаете о зайце-беляке. Ждите в гости.» Подпись: Лесовичок.
Дети, послушайте стишок про Лесовичка.
Есть на свете старичок, Звать его Лесовичок. Носит он из пестрых листьев
Загляденье-колпачок.Сапоги берестяные,Шаровары расписные,Сам в зеленом армяке, Посошок в его руке.Каждый день, и в дождь, и в зной,Сторожит он мир лесной.Он в лесу все травы знает,И зверей оберегает.
II. Основная часть:
(Стук в дверь, заходит Лесовичок).
Лесовичок: Здравствуйте, мои друзья, к вам пришел из зимнего леса я.
Домик мой — в глуши лесной. И друзья мои со мной: Белки, ежики, кроты. Будь же другом мне и ты!
Ребята, есть у меня друг заяц-беляк (показывает картинку), он первый раз будет зимовать. Подскажите, как ему дожить до весны?
Воспитатель: Дети, поможем Лесовичку?
Дети: Да.
Воспитатель: Конечно, Лесовичок, мы тебе поможем. Вспомните, дети, зимой у зайца много врагов – лисы, волки, хищные птицы, да охотники могут зайца подстрелить. Но у него есть и «волшебные помощники», которые помогают ему быстро убегать от врагов. Что это за помощники?
Дети: У зайца быстрые, длинные лапы.
Воспитаталь: Первый помощник зайца зимой — это его сильные задние лапы. Именно ими заяц отталкивается от снега, убегая от врагов. Лена, вспомни, пожалуйста, как зайчик от врагов отбивается?
1 Ребенок: Сильными задними лапами отбивается заяц от своих врагов, если они его догонят. Ляжет заяц на спину и давай отбиваться от врага задними лапами! И не каждый его схватить сможет!
Саша, что еще делает зайчишка, чтобы не попасть в лапы хищников?
2 Ребенок: Зайчик очень умный и хитрый. Просто так под кустик не спрячется – сначала петлять по снегу начнет, чтобы свои следы запутать.
Воспитатель: Второй помощник зайца зимой — это заячьи «лыжи»! Да, почти настоящие! Откуда же у зайца лыжи? Послушайте. Зимой подошвы лапок зайца обрастают густыми волосками. От этого пальцы лап сильно раздвигаются и получаются как будто «лыжи». Поэтому зайчик легко бегает даже по рыхлому снегу. А пот, который выделяется на лапках зайца, смазывает подошвы лапок и защищает от налипания снега. Вот такие зимние лапки – «лыжи» есть у всех зайцев! Зимой зайцам – раздолье! По рыхлому снегу они ходят как в валенках, а по плотной корке снега мчатся стрелой на своих «лыжах» — лапках – никто не догонит! Люди так и говорят: «Зайца ноги носят».
А чем питается заяц зимой?
Дети: Зайцы едят кору деревьев и кустарников, мелкие ветки, а летом травку.
Воспитатель: Ребята, давайте соберем заячий корм. Игра «Собери картинку».
Лесовичок: Ест заяц зимой ветки деревьев кору молодых березок и ив. Очень любит заяц горькую кору молодых осинок. Зубы у зайцев очень острые – как ножницы!
Воспитатель: А теперь, давайте представим себя зайчиками и разомнемся.
Физкультминутка (Лесовичок играет вместе с ребятами).
Зайцы скачут – скок-скок!
Да на беленький снежок
Приседают, слушают,
Не идет ли волк.
Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
Лесовичок: Много у зайчишки врагов: от лисы, волка, охотника прячется. Любая ворона, сова увидят -заклюют. Днем опасно зайцу бегать по лесу – он сидит в норе – прячется от всех. А к вечеру выходит из своего укрытия поесть да побегать вволю.
Воспитатель: Дети, сейчас поиграем в игру «Лабиринт». Помогите зайчику выбрать дорожку , чтобы добежать до зайчихи, в лапы к хищникам не попасться ( выбирают верный путь).
«Летом – серый, зимой – белый», ребята, отгадайте, о ком речь? Правильно о зайце.
А почему же заяц к зиме белеет? Как вы думаете? Давайте проведем опыты и узнаем, нужно ли зайцу менять цвет шубки?
Экспериментальная деятельность:
Опыт №1
Воспитатель демонстрирует модель маскировки, ставя по очереди силуэт зайца сначала на белом листе, затем на зеленом.
Вопросы:
Ребята, почему так трудно догадаться, кто это?
Почему на зеленом фоне сразу понятно, что это заяц?
Смогут ли волк или лиса увидеть белого зайчика на белом снегу?
Воспитатель: Ребята, третий помощник зайца зимой — его белая зимняя шубка. Днем сидят зайцы под снежными белыми кустами в белой шубке, и их незаметно. Цвет их шерсти сливается с цветом снега. Они маскируются под фон пейзажа.
Животным на зиму тоже нужна теплая одёжка. Но рукавичек, шапочек, пальто у них нет. Откуда же у них берется зимняя шубка? Оказывается, звери осенью линяют и меняют мех на более толстый и теплый! Смена волос называется линькой. Линяет заяц два раза в год: осенью и весной. Но не сразу. И поэтому, зайцы любят тереться о кусты, чтобы побыстрее избавиться от старой шерстки. Поменял зайка шубку – значит, к зиме готов!
Дети, так нужно зайцу мех менять? Если да, то зачем?
Дети: Нужно менять, чтобы спасаться от волка, лисы, охотника и не замерзнуть .Опыт №2
Выкладываем на белый лист желтый силуэт зайца, накрываем картинку красной пленкой. Что видим? Заяц исчез!
Почему? Красный цвет - не чистый, он содержит в себе жёлтый, который сливается с цветом картинки.
Вывод:
Животные часто меняют окраску, сливаясь с цветом окружающего пейзажа, что помогает им защититься от хищников. Глаза хищника не могут отличить цвет его возможной жертвы от цвета листвы или травы. С приходом весны заяц снова будет линять, менять меха на серый, чтобы быть не приметным.
III. Заключительная часть :Воспитатель: Поиграем в игру «Так бывает или нет?». На слова «Трик-трак, это так!» — дети хлопают в ладоши. На слова «Трик-трак, это не так» — они убирают руки за спину и топают ногами в ритм фразы.
- Зайчик к зиме линяет.
- Трик-трак, это так!
-Зайчик в избушке живет.
-Трик-трак, это не так!
-Зайчик живет вместе с зайчихой.
-Трик-трак. это не так!
-Зайчик дружит с волком.
-Трик-трак, это не так!
-Зайчик всегда ходит в белой шубке?
-Трик-трак, это не так!
Зайчик ест волка?
-Трик-трак, это не так!
А чем же питается заяц зимой, чтобы не погибнуть? (Веточками, корой). Весело поиграли, молодцы!
РЕФЛЕКСИЯ:
Лесовичок: Ай да молодцы, ай да удалые ребятушки! Ах, порадовали старичка, расскажу зайчонку, как лютую зиму пережить.
Воспитатель: А это, Лесовичок, знаки- напоминалки ребята сделали для зайчика, возьми их с собой. Дети, подул ветерок и перемешал все картинки. Давайте наведем порядок, сначала разложим картинки «Кого нужно бояться зайцу в лесу?», затем «Что поможет спастись зайцу?».
Лесовичок: Очень жаль мне с вами прощаться,
Но, увы, пора расставаться.
Воспитатель: Ребята, попрощаемся с Лесовичком, приходи к нам весной и друга-зайчишку захвати. До скорой встречи!(Уходит).
Дети, вы теперь знаете, как в лесу непросто жить. Все животные леса приспособлены к трудным зимним условиям. Зайцу надо обязательно иметь быстрые ноги, чтобы убегать от врагов, шерсть белой окраски, пищу находить.
Ребята, а мы знаем, что есть еще и солнечные зайчики. Пойдемте пускать веселые, солнечные зайчики!
Дети: Пойдемте! (Пускают солнечные зайчики под песню «Солнечные зайчики».