Статья на тему развитие коммуникативных навыков на уроках английского языка
Есимканова А.Д.
учитель английского языка
КГУ СОШ № 10 г. Караганда
Развитие коммуникативных навыков учащихся
на уроках английского языка
Развивающемуся обществу требуются образованные, нравственные,
предприимчивые люди, которые могут самостоятельно получать и находить
информацию, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью,
динамизмом и конструктивностью.
Будущему специалисту для того, чтобы стать хорошим специалистом нужно иметь хорошо развитые навыки общения с людьми. К сожалению, в современной образовательной системе не существует отдельного предмета, направленного на развитие навыков общения. Поэтому, я считаю целесообразным развивать коммуникативные навыки на уроках английского языка, так как язык способствует развитию и формированию не только навыков иноязычного общения, но учит учащихся навыкам коммуникации.
Современный личностно- ориентированный подход в обучении предлагает целый ряд технологий, методов и приемов, позволяющих учитывать
личностно - значимый опыт ученика, его интересы, склонности и особенности каждого ученика. Я также выбрала в качестве одного из главных направлений своей деятельности развитие коммуникативных умений и навыков учащихся с помощью технологии «обучение в сотрудничестве», как
наиболее эффективным методом в реализации выделенной задачи. Технология «Обучение в сотрудничестве» и методы личностно - ориентированного обучения позволяют мне создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, дать возможность каждому ученику проявить свою активность, творчество. Учитель использует технологии сотрудничества, технологии дифференцированного и личностно-ориентированного обучения и другие современные технологии. Опыт направлен на решение следующих проблем:
-отсутствие культуры языкового общения у учащихся;
-несовершенство учебных материалов, которые не обеспечивают достаточный уровень речевой деятельности.
Главная цель, которую я поставила, начиная работу использования новых педагогических технологий для развития коммуникативных умений и навыков на уроках английского языка, состоит в развитии коммуникативных способностей. Исходя из обозначенной цели, я поставила перед собой следующие задачи:
-разработать систему заданий по английскому языку,
предполагающую самостоятельную работу учащихся;
- разработать методический инструментарий, направленный на развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках и во внеурочной деятельности;
- повысить уровень развития коммуникативных умений и навыков.
Основное условие решения проблемы учитель видит в том, чтобы создать на
уроке атмосферу общения и взаимодействия, эмоционально и положительно
настроить класс на работу. Для этого я создаю педагогические ситуации,
способствующие раскрытию своеобразия личности ученика и направленные
на развитие речевой коммуникативной компетентности, включающей
коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности.
Для того чтобы развивать устную речь необходимо создавать определенные условия - это знание темы, владение соответствующим языковым материалом, понимание ситуации и наличие стимула для высказывания. Материал для развития устной речи должен усваиваться до степени полной автоматизации во всех его употребительных формах. Далее при обучении говорению очень важно учитывать соотношения его важнейших форм монолога, диалога и полилога. Эти формы сосуществуют и переходят одна в другую. Монолог выстраивает один человек, во всех случаях говорящий является автором своего высказывания. Диалоги различают стандартные и свободные. Стандартные диалоги обслуживают типовые ситуации (кассир-покупатель, врач-больной), свободные диалоги бывают следующих типов (интервью, расспрос, беседа). Весьма распространенным вариантом диалога является полилог. Наиболее подходящим приемом развития полилога являются различные формы драм, включая ролевые игры.
Обучение в сотрудничестве это, прежде всего - групповая форма организации учебного труда, она обладает рядом достоинств: она способствует повышению мотивации к учению, учит объективно оценивать себя и других, повышает деловой статус ученика в коллективе. Для начального этапа обучения английскому языку наиболее эффективными и доступными являются такие формы работы, как драматизация и ролевая игра. Еще одной формой группового общения близкой к подлинному общению является дискуссионная игра, в ходе которой обсуждаются актуальные интересы для учащихся. Используются на уроках разные формы работы, парные, групповые, проектные формы работы, где успех каждого материализуется в успехе всей группы.
Таким образом, какие бы приемы не использовались для формирования и развития устной речи, зависит не только и даже не столько от объема лексического материала сколько от моментов психологических. Поэтому необходимо помочь учащимся преодолеть этот барьер, после чего начнется развиваться речевая деятельность.
У нас есть объективные и потенциальные возможности, чтобы при целенаправленной работе над формированием речевой деятельности учащихся на английском языке успешно решать задачи, поставленные в программе курса в области овладения устной речью.
Виды речевой деятельности на уроке можно классифицировать на:
а) высказывания несамостоятельные как по форме, так и по содержанию (повторение слов)
б) высказывания самостоятельные по содержанию ( клише)
в ) высказывания самостоятельные по форме, несамостоятельные по содержанию (пересказ, реферирование)
г) высказывания самостоятельные по форме и по содержанию, то есть те случаи, когда учащиеся находят объект для говорения и высказывания о нём.
Коммуникативная направленность определяет все составляющие учебно-воспитательного процесса по английскому языку. Обычно начинаю обучать говорению с основ, то есть со становления произносительных навыков формирования лексических и грамматических навыков, навыков аудирования. Для того, чтобы речь была речью по сути, а не только по форме, надо помнить о том, что в основе порождения и стимулирования речи лежит мотив, то есть намерение говорящего участвовать в общении. Личностно ориентированный подход к образованию предполагает осознанную ориентацию учителя на личность учащегося, что является главным условием его развития. Назначение личностно- ориентированного подхода к образованию состоит в том, чтобы содействовать становлению человека: его неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Е.В. Бондаревская отмечает, что образовать человека – значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству, что предполагает вовлечение в этот процесс самого ребенка. Она обращает внимание на то, что речь идет не о формировании каких–либо качеств, заранее заданных педагогом, не о преобразовании ребенка в направлении, определенным педагогом, а о помощи ребенку в развитии качеств, способностей, возможностей, заложенных в нем изначально. Содержательные аспекты личностно ориентированного образования прежде всего акцентирует внимание на развитии личностно–смысловой сферы учащихся, которое происходит в атмосфере интеллектуальных, нравственных, эстетических переживаний, столкновений мнений, взглядов, позиций, научных подходов, проектирование возможных решений познавательных и практических задач. При этом основным условием выступает вовлеченность ученика в критический анализ, отбор и конструирование личностно значимого содержания образования. Не меньшую роль играют аспекты образования, раскрывающие и определяющие отношения участников образовательного процесса. Сравнительно давно декларируется необходимость изменения отношения к ученику.
Для развития коммуникативных навыков и умений на уроках
английского языка можно отнести технологию сотрудничества, разработанную в 1978 году профессором Элиотом Аронсоном. Автор выделил основные принципы обучения в сотрудничестве:
а) группы учащихся формируются учителем до урока, разумеется, с учетом психологической совместимости детей. При этом в каждой группе должен быть сильный ученик, средний и слабый (если группа состоит из трех учащихся). Если группа на протяжении ряда уроков работает слаженно, дружно, нет необходимости менять их состав (это, так называемые, базовые группы). Если работа по каким-то причинам не ладится, то состав группы можно менять от урока к уроку;
б) группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между участниками группы (роли обычно распределяются самими учениками, но в некоторых случаях учитель может дать рекомендации);
в) оценивается работа не одного ученика, а всей группы (т.е. оценка ставится одна на всю группу); важно, что оцениваются не только и иногда не столько знания, сколько усилия учащихся (у каждого своя «планка»). При этом в ряде случаев можно предоставить учащимся возможность самим оценивать результаты (особенно промежуточные) своего труда;
г) учитель сам выбирает ученика, который должен отчитаться за задания. В ряде случаев это бывает слабый ученик (это касается, главным образом, лингвистических, грамматических и лексических знаний);
д) если слабый ученик в состоянии обстоятельно доложить результаты
совместной работы, ответить на вопросы других групп, значит, цель достигнута и группа справилась с заданием, ибо цель любого задания – не формальное его выполнение (правильное / неправильное решение), а овладение материалом каждым учеником группы.
Применение личностно- ориентированный подхода, технологии сотрудничества наиболее эффективно развивают коммуникативные навыки в области аудирования, чтения и говорения. Обучение и использование данных технологий возможны как на этапе работы с новым материалом, так и на этапе закрепления. Использование технологии сотрудничества и методов личностно-ориентированного обучения позволяет учащимся реализовать свой интерес к предмету, приумножать знания о нем и донести информацию до заинтересованной аудитории, продемонстрировать уровень знаний по английскому языку, совершенствовать умение участвовать в коллективных формах общения, подняться на более высокую ступень говорения, формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом. Следует также заметить следующее - у учащихся появляется больший интерес к изучению предмета английский язык.
Использованная литература:
1. Бельгибаева Д.А. Принципы коммуникативного обучения иностранным языкам Вестник КАСУ. 2005. 2. Гальскова Н.Д., Никитенко, З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. методическое пособие Айрис Пресс, 2004.
3.Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению : Пособие для учителей иностр. яз М.Просвещение, 2002.4. Пассов Е.И.Проблемы коммуникативного метода обучения иноязычной речевой деятельности Воронеж,2004.5. Рогова Г.В., Рабинович, Ф.М., Сахарова, Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе М. : Просвещение, 2009.6. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на М., 2000.