Использование ИКТ для повышения познавательного интереса на уроках математики в обучении детей с задержкой психического развития
ПРОЕКТ
ТЕМА
«Использование ИКТ для повышения познавательного интереса на уроках математики в обучении детей с задержкой психического развития»
Выполнила: Карпович Елена Григорьевна
Учитель МКОУ «Восходская СОШ»
Мишкинский район
2016
Содержание Страницы
Введение...3
Актуальность проекта..6
План реализации проекта....8
Описание проекта.........9
Анализ результативности работы над проектом...........10
Вывод.11
Литература 12
Введение.
Сегодня в сельских общеобразовательных школах России обучается много детей с проблемами в развитии. В некоторых из них число учащихся VII вида (с задержкой психического развития) и 8 вида (умственно отсталых) достигает 30-40%. Естественная, а иногда просто вынужденная в силу разных обстоятельств, интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в среду нормально развивающихся сверстников является сегодня распространенной. Причины такой интеграции чаще всего могут быть следующие: отсутствие специальных (коррекционных) учреждений на селе, их отдаленность от места проживания ребенка и в этой связи нежелание родителей обучать своих детей в специальных учреждениях в отрыве от дома.
В соответствии с Законом об образовании и Конвенцией о правах ребёнка общеобразовательная школа призвана подготовить детей с умственными, физическими и психическими отклонениями, как и нормальных детей, к жизни в условиях современного общества. Анализ опыта обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в сельских общеобразовательных школах показал существование различных вариантов организационного решения этой проблемы.
В большинстве сельских школ дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются в общеобразовательных классах вместе с другими детьми, нормально развивающимися сверстниками, но по своим индивидуальным планам и программам.
Выбор варианта организации обучения сельских детей с ограниченными возможностями здоровья зависит от многих обстоятельств, при этом в ряде школ присутствуют несколько способов организации обучения таких детей. Во всех случаях важнейшая задача сопровождения детей с ОВЗ состоит в том, чтобы помочь им успешно интегрироваться в общеобразовательную школу, в среду сверстников и дать почувствовать себя комфортно, а также развиваться с учётом своих возможностей.
Выпускник, имеющий проблемы, связанные со здоровьем, должен войти в общество, найти своё место в нем как полноценный и полноправный его член, способный к самостоятельной жизни, взаимодействию с окружающими людьми и полезной продуктивной деятельности. С этих позиций интегрированное (совместное) обучение выступает как наиболее эффективное средство достижения целей социализации, если в массовых образовательных учреждениях созданы условия, позволяющие получить качественное образование, коррекционную помощь, трудовую подготовку.
Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья к социальному окружению обеспечивается целенаправленной деятельностью педагогов в двух направлениях: повышение личностного потенциала самих детей с ОВЗ и работа с окружающими их людьми (главным образом, сверстниками) с целью повышения их толерантности к детям, которые отличаются от них по темпу психического развития и уровню здоровья. Современное российское образование выдвигает новые требования к системе обучения в школе. Главной и первостепенной задачей является необходимость повышения эффективности усвоения учебного материала, нацеленной не только на получение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, формирование познавательного интереса, необходимости постоянного развития.
По данным исследований, в памяти человека остается: 1/4 часть услышанного материала; 1/3 часть увиденного; 1/2 часть увиденного и услышанного; 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Что очень актуально для детей с задержкой психического развития, у которых проявляются недостатки развития внимания и памяти, быстрая утомляемость. Одним из принципов коррекционно-развивающего обучения является принцип наглядности материала.
Использование ИКТ является эффективным методом обучения и таким методическим приемом, который реализует принцип наглядности и активизирует интерес школьников, стимулирует их к восприятию знаний, позволяет организовать смену видов деятельности учащихся на уроке. ИКТ можно и нужно использовать на любом этапе урока математики.
Применение современных методов обучения совершенствует все виды познавательных мотивов, прежде всего широкие познавательные мотивы: интерес к знаниям, к содержанию и процессу учения. В той мере, в какой каждый ученик участвует в поиске и обсуждении разных способов решения проблемы, разных путей его проверки, у него, безусловно, совершенствуются и учебно-познавательные мотивы интерес к способам добывания знаний. Становятся более зрелыми и приемы целеполагания школьников с недостаточной математической подготовкой.
Реализация использования ИКТ в образовании направлена на изменение целей, содержания обучения, а также организации подходов к повышению познавательного интереса у учащихся с задержкой психического развития. В контексте идей личностно-ориентированного образования эта проблема в учебно-воспитательном процессе приобретает новые формы и содержание.
«Познавательный интерес – это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями» (Г.И. Щукина). В сферу познавательного интереса включаются не только приобретаемые школьниками знания, но и процесс овладения знаниями, процесс учения в целом, позволяющий приобретать необходимые способы познания и содействующий постоянному и поступательному движению школьника.
Интеллектуальная, волевая и эмоциональная стороны, познавательного интереса составляют не его части, а единое взаимосвязанное целое. Важной особенностью познавательного интереса является также и то, что центром его бывает такая познавательная задача, которая требует от человека активной, поисковой или творческой работы, а не элементарной ориентировки на новизну и неожиданность.
Во многих исследованиях познавательный интерес как мотив учения рассматривается во взаимной связи с другими мотивами. Г.И. Щукина вычленила признаки, отличающие познавательный интерес от других мотивов учения:
(Познавательный интерес – наиболее предпочитаемый школьниками мотив среди других мотивов учения.
(Познавательный интерес как мотив «раньше и более осознается школьниками»
(Познавательный интерес как мотив носит «бескорыстный характер».
(Познавательный интерес, «создавая внутреннюю среду развития, существенно меняет силу деятельности, влияет на её характер протекания и результат».
Показатели, характеризующие тот или иной уровень развития познавательного интереса, представлены в таблице.
Уровень
Характеристика деятельности учащихся
Высокий
Высокая самопроизвольная познавательная активность;
интерес к сущности явлений и процессов, к их взаимосвязям и закономерностям. Стремление разобраться в трудных вопросах;
интенсивно, с увлечением протекающий процесс самостоятельной деятельности; стремление к преодолению трудностей («не говорите», «не подсказывайте, я сам найду»); корреляция интереса и склонности (свободное время посвящается предмету интереса).
Средний
Познавательная активность, требующая систематических побуждений учителя;интерес к накоплению информации, в основе которой лежат факты, описания. Постижение сущности познания только при помощи учителя; зависимость процесса самостоятельной деятельности от ситуации, наличия побуждений;
преодоление трудностей с помощью других, ожидание помощи;
эпизодические занятия предметом интереса.
Низкий
познавательная инертность; эпизодический интерес к эффектным и занимательным сторонам явлений при отсутствии интереса к их сущности; мнимая самостоятельность действий (списывание с доски, у соседа по парте), частые отвлечения; полная бездеятельность при затруднениях;
отсутствие склонности к какому – либо виду деятельности.
Таким образом, у школьников одного и того же класса познавательный интерес может иметь разный уровень своего развития и различный характер проявлений, обусловленных различным опытом, особыми путями индивидуального развития.
Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности и, прежде всего, в учении.
Таким образом процесс развития интереса идет эффективнее если:
(на уроках создавать ситуации, вызывающие заинтересованность и любопытство объяснением новой темы, классными и домашними заданиями, постановкой вопросов на сообразительность, глубоким изучением какой-то темы и т.д.;
(учащимся давать творческие задания в последовательности по восходящей степени трудности;
(найти пути к сохранению детской работоспособности, жизнерадостности, хорошего самочувствия;
(использовать современные образовательные технологии
Особенности и механизмы формирования познавательного интереса у школьников с задержкой психического развития.
Система работы в классах коррекционно-развивающего обучения направлена на компенсацию недостатков развития, восполнение пробелов обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности детей, повышение их работоспособности, активизацию познавательной деятельности.
Психические особенности детей с трудностями в обучении обусловливают специфику в подходе к отбору содержания учебного материала для уроков. На первый план выдвигается то содержание, которое обеспечивает формирование положительной мотивации учебной деятельности, яркие эмоциональные проявления, расширение кругозора детей.
Особая роль отводится общеучебным и общепознавательным способам деятельности, как важнейшим компонентам учебного содержания, а именно: умениям наблюдать, анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать, доказывать, классифицировать. Эти умения формируются на материале всех учебных дисциплин, в том числе и математики.
Важнейшее условие эффективного и доступного построения учебного процесса заключается в том, чтобы в каждой теме выделять главный базовый материал, подлежащий многократному закреплению, а также дифференцировать учебные задания в зависимости от коррекционных задач. Большая роль отводится обогащению, систематизации словаря и развитию связной речи средствами математики.
Учебная деятельность должна быть богатой по содержанию, требовать от школьников интеллектуального напряжения. В то же время учебные задания должны быть безусловно доступны каждому ученику как по темпу, так и по характеру деятельности. Важно, чтобы школьники поверили в свои возможности, испытали интерес к предмету. Именно интерес является сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.
Актуальность проекта.
Изменения, происходящие сегодня в современном обществе, в значительной степени определяют особенности и необходимость внесения изменений в деятельность педагога.
В современных условиях, в образовательной деятельности важна ориентация на развитие познавательного интереса учащихся, сознательности учения, индивидуализация целей образования. Решить эту проблему старыми методами невозможно. Опыт преподавания позволил мне увидеть противоречия в массовой практике:
между социальным заказом общества и недостаточной мотивацией учебной деятельности обучающихся;
между едиными программными требованиями к изучению математики и разным уровнем учебных возможностей школьников;
между возрастающей сложностью и насыщенностью школьной программы, постоянно увеличивающимся уровнем требований и способностью ученика освоить весь объем предлагаемых ему сведений;
между репродуктивным восприятием математического материала отдельными обучающимися и необходимостью творческого преобразования их математической деятельности.
Задержка психического развития накладывает специфические особенности на развитие процесса познания, характеризуется снижением умственной работоспособности, отставанием в развитии познавательной деятельности.
Реализация данного проекта направлена на разрешение данных противоречий, поиск путей, возможностей построения системы методического инструментария, позволяющего развивать психофизические возможности и индивидуальные способности школьников с задержкой психического развития для развития познавательного интереса, сохранения успешности их учебной деятельности в условиях современных требований к образованию и с учетом специфики образовательного процесса коррекционного образовательного учреждения.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы, массового опыта, представленного в сети Интернет, свидетельствует о том, что в теории и на практике еще не накоплен опыт использования ИКТ для развития познавательного интереса именно у детей с задержкой психического развития. На сегодняшний день еще недостаточно изучены педагогические условия формирования мыслительной деятельности школьников с нарушением нормального темпа психического развития на основе использования на практике инновационных форм и средств, в частности ИКТ.
Новизна моего проекта состоит в том, что в современной литературе не был описан опыт по использованию ИКТ конкретно при работе с детьми с задержкой психического развития. А уже готовые материалы требуют адаптации к особенностям данного контингента учащихся.
Проблема.
У школьников с задержкой психического развития в среднем звене уровень развития познавательного интереса к такому предмету как математика достаточно низок в связи с его трудностью для данной категории школьников. По исследованиям ученых математика стоит на первом месте в шкале трудности школьных предметов (11 баллов). Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет учителя задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока.
Гипотеза.
Я предполагаю, что если я буду использовать при обучении школьников с задержкой психического развития ИКТ, то у них повысится интерес к изучению математики как к предмету, что в свою очередь повлияет на уровень математической подготовки учащихся.
Цель проекта:
разработка, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка влияния ИКТ на повышение познавательного интереса на уроках математики в обучении детей с задержкой психического развития.
Задачи проекта:
Поставленная цель и сформулированная гипотеза определяют задачи проектной деятельности:
1. на основе изучения современной психолого-педагогической литературы проанализировать возможности ИКТ, способствующие развитию познавательного интереса школьников с задержкой психического развития, повышению их учебной мотивации;
2. повышать уровень профессионализма и самообразования для обеспечения готовности к экспериментальной деятельности;
3. проанализировать программу по предмету и учебную литературу с точки зрения возможностей решения поставленной проблемы;
4. разработать систему диагностики, ориентировав ее на отслеживание результативности проектной деятельности;
5. повысить интерес учащихся к математике;
6. апробировать в процессе обучения учащихся различные виды работы по формированию познавательного интереса школьников к учению;
7. проанализировать результаты работы над проектом;
8. обобщить полученный методический опыт, представить его коллегам.
Участники проекта:
учащиеся среднего звена с 5 по 9 класс,
учитель математики Карпович Елена Григорьевна
Предмет исследования:
система педагогического и методического сопровождения обучения математике, способствующая развитию познавательного интереса школьников с задержкой психического развития и сохранению их учебной успешности при завершении обучения.
Методы реализации проекта.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы проекта используются следующие методы исследования.
Теоретические:
анализ закономерностей в развитии ребенка с задержкой психического развития;
современных тенденций в развитии образования (в том числе специального);
анализ психолого-педагогической литературы – в ходе разработки программы проектной деятельности;
анализ при изучении и представлении научных фактов, а также обосновании собственной точки зрения на формирование и развитие учебной успешности по математике школьников с задержкой психического развития.
Эмпирические:
организованное педагогическое наблюдение;
беседа;
тестирование;
метод экспертной оценки и самооценки.
Математические:
статистические методы обработки данных, полученных при диагностике
Ожидаемые результаты реализации проекта.
Краткосрочные: повысится познавательный интерес к предмету и как следствие качество усвоения учебного материала.
Долгосрочные: поможет учащимся успешно пройти государственную итоговую аттестацию и продолжить профессиональное обучение.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап с 01.01.16 г. по 9.11.16 г.
Основной этап с 10.11.16 г. – 25.05.19 г.
Заключительный этап – 01.09.19 г. по 31.05.20 г.
Место реализации проекта: МКОУ «Восходская средняя общеобразовательная школа»
Сроки реализации проекта: с 01.01.16г. по 31.05.20 г.
Практический результат – создание методических рекомендаций по созданию электронных презентаций и использованию ИКТ на уроках математики и формирование копилки дидактического материала.
Количественный состав исполнителей: коллективный.
Возрастной состав исполнителей: 11 – 15 лет.
Продолжительность выполнения: 4,5 года.
Результативность реализации проекта определяется при помощи динамической диагностики, анкетирования, тестирования, по показателям развития познавательного интереса к предмету.
План реализации проекта
этап
Задачи
Деятельность
Ожидаемый результат
1 этап Подготовительный. Аналитико – диагностический.
Изучение и анализ материалов по теме проекта.
Анализ научной, психолого-педагогической литературы по проблеме.
Сбор и анализ информации по теме проекта. Определение цели и задач. Повышение уровня самообразования.
Определение особенностей и механизмов формирования познавательного интереса на уроках математики школьников с задержкой психического развития.
Проведение исследований. Выводы на основании исследований и наблюдений из опыта работы.
Формулировка проблемы, гипотезы, практической значимости проекта. Выявление уровня сформированности познавательного интереса
В результате работы над проектом учащиеся получат возможность:
- развивать умение учиться, повышать личностный потенциал, познавательную мотивацию, уверенность в собственных силах и самостоятельность, что позволит сохранить их учебную успешность при дальнейшем продолжении обучения;
- определять и развивать индивидуальные способности и склонности на занятиях;
- повысить свою ИКТ компетентность.
2 этап
Основной. Практический
Подбор материала и создание заданий, способствующих развитию индивидуальных способностей, познавательного интереса к предмету.
Систематизация и апробирование возможностей ИКТ способствующих повышению познавательного интереса.
Привлечение учащихся к активной деятельности, выявление заинтересованности учащихся
Проведение уроков использованием ИКТ.
Разработка конспектов уроков по математике с использованием ИКТ.
Привлечение учащихся к активной деятельности. Повышение мотивации, веры в собственные силы
3 этап Заключительный. Аналитико – обобщающий.
Анализ проделанной работы по проекту, презентация наработок
Оформление методических разработок уроков в электронном виде с применением ИКТ по повышению познавательного интереса на уроках математики.
Обмен опытом. Трансляция опыта на федеральном уровне.
Диагностика эффективности проекта.
Проведение мониторинга и анкетирование.
Анализ результатов, наличие положительной динамики. Успешное завершение основной школы учащимися с задержкой психического развития.
Описание проекта
В подготовительный этап изучить, проанализировать литературу и всю собранную информацию по проблеме; провела диагностику учащихся. Проанализировав свой опыт сделала вывод, что приоритетным направлением моей деятельности станет использование ИКТ для повышения познавательного интереса на уроках математики в обучении детей с задержкой психического развития. Выбрала инструментарий для диагностики уровня развития познавательного интереса у учащихся с задержкой психического развития.
Было проведено входное анкетирование учеников с целью выявления отношения к предмету.
Учитывая приобретенные знания и данные, разработать методические рекомендации по созданию электронных презентаций и применению ИКТ на различных этапах урока для педагогов. Создать дидактический материал по применению ИКТ для повышения познавательного интереса на уроках математики для учащихся с задержкой психического развития.
С 10 ноября 2016 года начать основной этап в реализации проекта. Использование ИКТ начать плавно, постепенно, от простого к сложному.
Сначала использовать электронные презентации на уроках для объяснения нового материала. Предоставить учащимся в конце урока оценивать его интересность и полезность для себя на этапе рефлексии. Затем постепенно расширять возможности использования ИКТ на своих уроках:
проводить проверку домашнего задания с помощью презентации – теста с анимацией, который содержит формулировку задания и варианты ответа, где с помощью анимации отмечается правильный ответ или, отбрасываются неверные;
презентации – контроля для организации взаимопроверки домашнего задания;
на этапе актуализации знаний можно использовать презентацию с отсроченными ответами, которая будет содержать формулировку задания, с помощью анимации будет появляться правильный ответ; презентацию с анимированными слайдами;
на этапе объяснения нового материала можно применять презентацию – модель где с помощью анимации создавалась бы модель какого-либо процесса, явления, наглядного решения задачи;
слайд – шоу с демонстрацией иллюстраций с минимальным количеством текста, с установкой автоматической смены слайдов, иногда с циклическим повторением слайдов.
на этапе закрепления знаний можно использовать презентацию – задание, которая содержала бы формулировку задания, с помощью анимации организовывалось поэтапное решение задания и ответ; презентацию – слайды с вопросами и гиперссылками на файлы с теоретическим материалом, анимацией алгоритма.
Также я хочу включить в свою работу и использовала готовые компьютерные программы.
Таким образом можно организовать индивидуальный подход к детям с ОВЗ, занимающимся в обычном классе, так как всю работу можно организовать для ребёнка за персональным компьютером не зависимо от основного класса.
Анализ результативности работы над проектом
Устойчивый познавательный интерес школьников, – один из критериев эффективности педагогического процесса. Выявить уровень интереса, смысла учения для школьника – значит определить меры педагогического влияния, способы работы с этим школьником. Важнейшим методом изучения познавательного интереса является наблюдение, которое дает убедительный материал о становлении и характерных особенностях познавательного интереса на уроке. Для наблюдения необходимо иметь те показатели, по которым можно определить проявление познавательного интереса.
Изучение познавательных интересов школьников настоятельно требует их диагностики, выявление особенностей и уровня развития каждого из них, чтобы нацелить педагогические воздействия с большей точностью и надежностью. Этому в известной степени помогает беседа с учителями, родителями и самими учениками.
Для определения уровня познавательного интереса можно использовать методику Г.Ю. Ксензовой «Сформированности учебно-познавательного интереса». Исследование будет проводиться в течение трех лет, на одной и той же группе учащихся. Результаты будут представлены в виде таблицы.
Уровни развития познавательного интереса.
Название
уровня
класс
Отсутствие интереса
Реакция на новизну
Любопытство
Ситуативный учебный интерес
Устойчивый учебно-познавательный интерес
обобщенный учебно–познавательный интерес
5
6
7
Методом анкет можно проследить изменение направленности познавательного интереса учащихся от класса к классу. Результаты анкетирования, полученные в ходе исследования мотива изучения математики, проведенного на одной группе учащихся, представить в виде следующей таблицы.
Мотив
Класс
Интерес к предмету (Я изучаю математику не потому, что преследую какую-то цель, а потому, что сам процесс изучения доставляет мне удовольствие).
Сознательность (Занятия по данному предмету мне не интересны, но я сознаю их необходимость и усилием воли заставляю себя заниматься).
Принуждение (Я занимаюсь потому, что меня заставляют родители, учителя).
5
6
7
Практическая значимость проекта для участников образовательного процесса
Реализация проекта позволит:
Учащимся:
развить умение учиться, повысить личностный потенциал, познавательный интерес, уверенность в собственных силах и самостоятельность, что позволит сохранить их учебную успешность при дальнейшем продолжении обучения;
получить возможность определить и развивать индивидуальные способности и склонности на занятиях;
повысить ИКТ компетентность.
Педагогам:
повысить свою методическую компетентность;
обменяться положительным опытом, интересными наработками по проблеме проекта;
дать возможность учителям основной школы практически оценить возможности ИКТ для повышения познавательного интереса учащихся с задержкой психического развития.
Образовательному учреждению:
формировать положительный имидж образовательного учреждения на региональном уровне;
путем проектной деятельности определить эффективность применения ИКТ в системе коррекционно-развивающего обучения.
Вывод.
Проблема развития познавательного интереса всегда была в центре внимания педагогической теории и практики. Сегодня она особо значима, так как современное общество требует от человека не только исполнительности, но и самостоятельности в решении любого рода проблем. Ведущая деятельность школьника – учение. Именно она оказывает решающее влияние на его эмоциональное самочувствие, психическое и социальное развитие. Компоненты учебной деятельности вырабатываются постепенно, поэтому важно использовать такие формы, которые могли бы служить эмоциональной опорой в процессе учения, облегчали бы адаптацию учащихся в новой деятельности.
Литература
1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении/ Под ред. Г.И. Щукиной. - М.: Просвещение, 1984.
2. Возрастная и педагогическая психология. //Под ред.А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1990. - С.101-215.
3. Демченкова Н.А., Моисеева Е.А. Система математических задач как средство формирования познавательного интереса к математике/Актуальные проблемы обучения математике. -Т.2. -Орел: изд. ОГУ, 2002. -С.173-176.
4. Казанцев Ю. Стимулирование учебной деятельности школьников 5-7 классов. //Народное образование. -2000. -№7. -С.135.
5. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. Т.2. –Учпедгиз, 1939. -С.200.
6. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. - М.: Знание, серия «Педагогика и психология», 1979. -№2. - С.5-46.
7. Прядехо А.А. Алгоритм развития познавательных способностей учащихся. //Педагогика. -2002. -№3. -С.8.
8. Усова А.В. Чтобы учение стало интересным и успешным. //Педагогика. -2000. -№4.
9. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. -М., 1945. -С.511.
10. Финкельштейн В.М. Заинтересовать учеников. //Математика в школе. - 1993. -№2. - С.17-21.
11. Формирование познавательных интересов школьников. //Под ред. Щукиной Г.И.-Л., 1968.
12. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. -М.: Педагогика, 1971.
13. Информационные и дистанционные технологии в образовании: путь в XXI веке. – М.: 1999
14. Молоков Ю.Г., Молокова А.В. Актуальные вопросы информатизации образования//Образовательные технологии: Сб. науч. ст. Вып.1.
13PAGE 15
13PAGE 14215
15