Формирование познавательного интереса у учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках истории, с применением современных технологий


КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ ЗЕМЛЯНСКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Формирование познавательного интереса у учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках истории, с применением современных технологий
Выполнила:
Жарких Нина Александровна
учитель истории и обществознания
2016
Формирование познавательного интереса у учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках истории, с применением современных технологий
Изучение истории в нашей школе имеет большое коррекционное значение.
При изучении истории учащиеся испытывают немалые трудности в усвоении исторических знаний. Если в общеобразовательную школу дети приходят с достаточно разнообразными представлениями не только о современной жизни, но и о прошлой, то, у учащихся с ОВЗ, круг исторических представлений чрезвычайно узок и беден. Сами представления фрагментарны, неточны, порой искажены, или вовсе отсутствуют, поскольку социальный опыт детей ограничен рамками личных потребностей. Нарушенная познавательная деятельность не позволяет учащимся c ОВЗ должным образом воспринимать и осмысливать многие явления и события, если они отдалены во времени от современности. В связи с этим, история рассматривается как учебный предмет, в которой заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка к жизни, социально - трудовой и бытовой адаптации в обществе. Изучению истории особое внимание в нашей школе было уделено последние десятилетия. На протяжении многих лет в традиционном процессе обучения, учащийся играл пассивную роль, слушал, запоминал то, что давал учитель. До 2003года для наших школ не было даже учебников. Учебником служили "рассказы по истории СССР" для общеобразовательных школ. Этот учебник был разделен на три класса 7-9классы. Никаких методических разработок, курсов повышения квалификации по истории не было, не говоря уже об интернете.
В 2003 году для коррекционных школ появились учебники для 7, 8 и 9 классов. Вместе с ними появились учебно - методические пособия, которые помогают раскрывать образовательные коррекционно - развивающие, воспитательные задачи. Современный период исторического образования дает возможность включения активных методов в процесс обучения, при которых деятельность учащихся носит продуктивный характер. Обучение на уроках истории тесно связано с подготовкой школьников к самостоятельной жизни, которой подрастающему поколению необходимы не только исторические знания, но и умение их практического применения. Нa уроках истории в нашей школе используются: рассказ, беседа, выборочное чтение, работы с картами, картинами, схемами.          Живое слово учителя в процессе обучения играет ведущую роль: устное изложение не только является источником познания, но и сопутствует использованию других источников; с помощью устного слова осуществляется руководство познавательной деятельностью учащихся.
         Слово учителя на уроках истории выполняет следующие функции:
информационную (воссоздает целостные картины прошлого и современности); 2)    логическую («ведет» учащихся от картин и образов исторического прошлого к выводам, оценкам, понятиям, к пониманию закономерностей исторического процесса); 3) воспитательную (побуждает самостоятельно мыслить, развивает патриотические чувства и нравственные качества учащихся, расширяет их интересы).  Перечисленные функции тесно связаны между собой. Яркое  убедительное слово учителя, воздействуя на ум  и чувства учеников, надолго сохраняется в памяти и способствует прочности исторических знаний.
         В обучении истории учащихся с ОВЗ роль устного слова неизмеримо возрастает. Изложение учителя, его логика, умение экономично и точно распоряжаться своими словами, являются примером для подростков, своего рода стереотипом, на основе которого формируется речь и мышление учащихся специальной (коррекционной) школы.
На протяжении многих лет в традиционном процессе обучения учащиеся играют пассивную роль, слушают, запоминают, воспроизводят то, что дает им учитель, в результате чего знания формируются на уровне знакомства и мало развивают ученика. Одним из путей решения данной задачи является включение активных, современных методов в процесс обучения, при которых деятельность учащихся носит продуктивный, поисковый характер, который связан с подготовкой школьников к самостоятельной жизни, в которой подрастающему поколению необходимы не только исторические знания, но и умения практического применения, в быстро меняющихся условиях социума. Учителю необходимо приложить максимум усилий, чтобы у учащихся не было затруднений в процессе овладения новым материалом. Обучение надо проводить так, чтобы усвоение знаний шло не только на основе запоминаний, а на сознательном применении знаний в процессе решения познавательных задач, чтобы учащиеся умели рассуждать и использовали имеющую информацию. Необходимо повышать познавательную активность учащихся, включать учеников в творческую деятельность. В связи с этим возникла необходимость в разработке содержания и организации уроков истории, в которых бы уделялось внимание развитию познавательной деятельности учащихся с ОВЗ. В процессе организации обучения мною используются проблемные вопросы, дифференцированные задания по карточкам, а на этапе проверки, закрепления полученных знаний, дидактические игры. Такую работу следует начинать с первых уроков истории в 7 классе. Нaпример, в 7 классе при изучении истории нашей страны с древнейшего периода, учащимся можно предложить практическую работу по исторической тематике, нарисовать основные орудия труда славян, оружие и доспехи славянских воинов.
Разнообразные дидактические игры можно использовать на этапе повторения материала, при изучении таких тем, как ремесла восточных славян, славянские воины и богатыри, жизнь и быт людей в Киевской Руси. При этом используются такие игры, как историческая азбука, когда две команды учащихся подбирают исторические термины на заданную букву по пройденной теме. Побеждает та команда, которая больше всего назовет слов связанных с изучением исторического события. Дидактические игры можно проводить при обобщении каждой темы. Учащиеся принимают активное участие в данной игре.
В 7 классе используется следующая игра, в которой принимают участие 2 команды, кто быстрее и правильнее оденет одежду князя и крестьянина. На уроках истории используются проблемные вопросы и ситуации, которые вызывают у учащихся затруднение. Эти вопросы целесообразнее задавать при закреплении изученного материала. Например, предлагается ответить на ряд проблемных вопросов при проверке знаний по теме " Восточные славяне":
1. Почему люди писали на бересте?
2. Почему кузнецы и гончары пользовались особым уважением у соплеменников?
3. Сколько прошло времени с начала нападения на Русь монголо-татар?
Также используются организованные задания по карточкам. При этом учащиеся работают самостоятельно. Тем, кто испытывает трудности пользуются учебником. Например: " Основным занятием восточных славян было ...... ( учащиеся должны дописать) Что сеяли восточные славяне ..... ( дописывают необходимое).
Традиционным способом проверки знаний стало использование тестирования. Этот вид контроля имеет ряд преимуществ. Он позволяет экономить время на уроке, быстро устанавливает обратную связь с обучающимися и обсуждать результаты работы, сосредотачивать внимание на пробелах в знаниях, и вносить в них коррективы, определять перспективы дальнейшего продвижения в учении, дает возможность систематически контролировать знания большого числа учащихся на уроке, и формировать у них установку на неизбежность проверки, дисциплинирует их, приучает постоянно готовиться к урокам. Тестирование проводится, как правило, в нашей школе в конце четверти или полугодия. Но небольшое тестирование иногда проводится на уроках по карточкам.
Использование информационно коммуникационных технологий на уроках  истории способствует формированию информационной компетентности учащихся, повышению познавательной активности и учебной мотивации, позволяет по-новому организовать самостоятельную учебную деятельность школьников. Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и т.д. На уроках с использованием компьютера учитель выступает в роли консультанта, помощника в процессе овладения знаний учеником.
Уроки с использованием информационно- коммуникационных технологий можно разделить на несколько групп:
Уроки с использованием презентаций, подготовленных учителем.
Учитель в программе Power Point создает презентацию своего урока. Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса, что дает возможность учащимся в течение лекции учителя сконцентрировать на них внимание. Лекция учителя сопровождается видеорядом, который может быть представлен анимацией, рисунками, видеоматериалами, фотографиями, необходимыми картами и схемами.
Уроки с использованием Интернет-ресурсов.
Интернет можно рассматривать как часть информационно - коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Учитель истории может использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска исторических источников, текстов монографий и курсов лекций, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, рефератов и др.
Кроме этого, применение компьютерной техники делает урок привлекательным и по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно, происходит активизация мыслительных процессов, повышается уровень учебной мотивации школьников.
Таким образом, можно сделать вывод, что преподавание истории требует использования не одного, а ряда методов и их комплекса. Современные методы обучения будут активизировать познавательную деятельность обучаемых, вызывать и сохранять познавательный интерес. Сочетание методов позволит наилучшим образом учесть специфику содержания учебного материала, выбрать наиболее рациональные приемы овладения знаниями. На базе разнообразных методов создаются условия для всестороннего развития учебно - познавательных возможностей школьников. Не ограничиваться данными заданиями, а вести поиск новых, современных методов работы с учащимися с ОВЗ, с целью коррекции и развития их учебно - познавательной деятельности.
Используемая литература:
1. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: Материалы областной научно - практической конференции, посвященной 100-летию специального образования в России ( 27января,2009года, г. Борисоглебск).//Составители В.В. Васильев, Ю.В. Кондратова. - Воронеж, 2009-202с.;
2. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья Личностный рост.
2013г. Академия
3.Сетевые ресурсы интернета