Программа духовно-нравственного воспитания в пионерской организации.
Содержание
Пояснительная записка…………………………………….…………………….3
Планируемые результаты освоения обучающимися программы «Воспитать человека»……….....................................................................................................5
Календарно-тематический план заседаний учебы актива детской организации по программе «Воспитать человека» ……………………………….….…......9
Список литературы………………………………………………………..……..13
Приложение…………………………………………………………………...… 14
Пояснительная записка
В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику воспитательной работы, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен знать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
В материалах концепции духовно-нравственного развития и воспитания школьников, являющейся идеологической и методологической основой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, определенны цели и задачи современного образования: воспитание подлинно свободного, ответственного, компетентного, нравственного гражданина России. Решению данных задач должна способствовать хорошо организованная работа детской организации.
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению.
Духовность и нравственность человека является основой для развития его личности. В приоритетной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечено, что сегодня особенно актуальной становиться задача воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину. Однако, эта задача не может быть решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Актуальность данной программы «Воспитать человека» в работе детской организации определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Новизна программы «Воспитать человека» в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.
Руководитель детской организации проводит занятия во внеурочное время один раз в месяц. На занятиях присутствует весь актив детской организации .Программа «Воспитать человека» включает в себя 9 ч.
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у школьников.Задачи:1. Сформировать представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах HYPERLINK "http://www.pandia.ru/text/category/vzaimootnoshenie/" \o "Взаимоотношение" взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе HYPERLINK "http://www.pandia.ru/text/category/vzaimopomoshmz/" \o "Взаимопомощь" взаимопомощи и поддержки.4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.В результате прохождения программного материала к концу года обучающиеся должны знать:
1. Правила этики и культуры речи.
2. Требования к манерам, чем отличается корректное поведение от галантного.
3. Об источниках наших нравственных знаний.
4. О совести как основе нравственности.
5. Стихотворения о родине (на выбор).
6. Афоризмы.
7. О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих поступков.
Уметь:
1. Различать хорошие и плохие поступки.
2. Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.
3. Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.
4. Исполнять заповеди.
5. Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
· Личностные универсальные учебные действия:
У выпускника будут сформированы:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Учащийся получит возможность для формирования:
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
· Регулятивные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
· Коммуникативные универсальные учебные действия:
Учащийся научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Для оценки планируемых результатов освоения программы «Воспитать человека» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».
Задачи:
1. Познакомить детей с понятием корректного и галантного человека, с нравственным содержанием древних мифов, афоризмами.
2. Научить приемам самоконтроля и самовоспитания.
3. Раскрыть сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми, положительных моральных качеств в достойном поведении.
Утверждаю
Директор школы
__________________/И.И. Иванова/
«1»сентября 2015г.
ПРОГРАММНЫЙ
ПЛАН УЧЕБЫ АКТИВА
«Воспитать человека»
пионерской (детской) организации
НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
I четверть . Сентябрь.
Занятие №1 «Как стать лидером. Качества лидера».
Цель: изучение лично лидеров: приемы и методы изучения коллектива и выборы команды актива класса: изучение способов общения (знакомство).
Теория: для чего нужно знать самого себя и тех, кто рядом. Что такое самооценка и для чего она нужна. Как можно подобрать команду для совместной деятельности.
Практика: анкета – самохарактеристика – составление самооценки- составление мнения о себе «Кто Я?» - игры – знакомство «Рифмы»,»День рождения».
подведение итогов: чему научились на занятии, какие новые знания получили.
Октябрь.
Занятие №2 «Самовоспитание».
Цель: научить азам самовоспитания, умению видеть свои недостатки, составлять личный план самовоспитания и реализации данного плана.
1.Теория: Как я работаю над собой. О терпении. Конец каждого дела обдумай перед началом. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».
2. Практика: составление плана самовоспитания на неделю.
3.Подведение итогов.
II четверть. Ноябрь.
Занятие №3 «Школа - мой дом, и я в нем хозяин».
Цель: создание рабочей обстановки, способствующей успешной учебе каждого ученика, воспитание уважения к личности и ее правам, развитие культуры поведения и навыков общения, предупреждение детского травматизма.
Разработка основных правил поведения в школе, обязанности дежурного по школе и классу.
разработка обязанностей по секторам:
культурно-массовый;
волонтерский;
экологический;
спортивный;
редколлегия.
Декабрь.
Занятие №4 «Приветливость – золотой ключик, открывающий сердце людей».
Цели: научить воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.
Теория: Сила улыбки и вежливости.
Практика: тренинг «Здравствуйте, спасибо, пожалуйста».
Подведение итогов, исполнение песни «От улыбки станет всем светлей».
III четверть. Январь.
Занятие №5 «Как избежать конфликтов» Цель: рассмотреть причины возникновения конфликтов и способы выхода из них, научиться применять эти знания на практике.
Теория: что такое конфликты и почему они возникают. Как избежать конфликтов. Способы разрешения конфликтов.
Практика: тесты «Уверен ли ты в себе?», «Конфликтный ли вы человек?». Групповой тренинг «Конфликтная ситуация».
Подведение итогов.
Февраль.
Занятие №6 «Искусство и нравственность».
Цели: познакомить с нравственным содержанием древних мифов. Сформировать умение различать хорошие и плохие поступки.
1. Теория: За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях. Зло, как и добро, имеет своих героев.
2.Практика: «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» Обзор курса этикета.
3.Подведение итогов.
Март.
Занятие №7 «Общечеловеческие нормы нравственности»
Цели: Раскрыть сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми, положительных моральных качеств в достойном поведении.
1.Теория: Об источниках наших нравственных знаний. Совесть – основа нравственности. Чем ты сильнее, тем будь добрее.
2. Практика: ролевая игра «Заветы предков.» Афоризмы о совести, о родине, о дружбе.
3.Подведение итогов.
IV четверть. Апрель.
Занятие №8 «Твоя малая родина».
Цель: патриотическое воспитание, помощь ребенку в его становлении как гражданина своего Отечества.
1.Теория: Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. Как наши прадеды сражались за Родину.
2.Практика: ролевая игра « Мой первый друг, мой друг бесценный.»
3.Подведение итогов.
Май.
Занятие №9. «Пионерские организации - сущность и виды деятельности»
Цель: помощь ребенку в его становлении как гражданина своего Отечества, человека творческого, активного, самостоятельного. Возрождение механизмов самоуправления в школьных коллективах.
Самоуправление в пионерском отряде
Игра-практикум «Азбука пионерской жизни»
Деятельность по подготовке к вступлению пионерскую организацию.
Список литературы
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А. Г.Асмолов, Г. В. Бумеранская, И. А. Володарская и др.]: под ред. А. Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 200с.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 20с.
3. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э. Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников..- №1-9.
4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост. Е.С. Савинов.- М.: Просвещение, 20с.
5. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 20с.
6. Суслов В. Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В. Н.Суслов. - М.: Просвещение, 20с.
7. Тисленкова И. А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И. А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 20с.