исследовательская работа по краеведению История пионерской организации Алексеевской школы
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Алексеевская средняя общеобразовательная школа
Грибановского муниципального района
Воронежской области
ДЕТСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ЯНТАРНАЯ»
Районная краеведческая конференция
«Будь готов! Всегда готов!»,
посвященная 90-летию Пионерии
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«История пионерской организации Алексеевской школы»
Выполнил:
Челяпина Юлия
Ученица 9 класса
МКОУ Алексеевской СОШ
Руководитель:
Челяпина Наталья Ивановна,
учитель обществознания
МКОУ Алексеевская СОШ
с.Алексеевка ,2012г
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.стр.3
Цели и задачи.стр.4
III.Методические приёмыстр.4
IV. Основная часть..стр.5
1.Истоки пионерского движения...стр.5
2.Создание пионерской организациистр8
3.История создания пионерского движения Алексеевской школы...стр.10
4.Воспоминания пионеров прошлых лет....стр.12
5.Современное состояние детского движения...стр.18
V. Заключение.стр.20
VI. Список литературы...стр.21
I.ВВЕДЕНИЕ
Предметом данной исследовательской работы стало формирование и развитие детского движения в России в целом и в селе Алексеевка в частности. Работа может быть рассмотрена в рамках тематической секции «Летопись родного края» по программе «История детского движения».
Исследование является актуальным для современной теории и практики детского движения в нашей стране на протяжении всего XX века. Многие существующие сегодня детские и юношеские организации в своей основе опираются на пионерское движение. В начале XXI века в обществе налицо нарастание интереса к истории детского и молодежного движения в России.
Привлекательность детских организаций состоит в возможности самовыражения и самоутверждения детей и подростков в процессе совместного со взрослыми творения коллективной творческой жизнедеятельности.
Детская общественная организация позволяет каждому ребенку и подростку ощутить свою гениальность и востребованность. Через общение подростки усваивают жизненные ценности, нравственные идеалы, нормы поведения. В процессе совместной деятельности у них развивается такое качество, как способность к общению на основе партнерских отношений. Пробуя себя в общем деле, ребята усваивают ролевые формы поведения, формируют и развивают деловые качества, учатся руководить и подчиняться, быть организаторами дела и исполнителями.
II.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Цель: изучить историю зарождения и становления детского движения России.
Задачи исследования:
познакомиться с историей возникновения детского движения в России;
познакомиться с историей создания, деятельностью детского движения в селе Алексеевка;
узнать законы и традиции, существующие в детских объединениях;
начать систематизацию воспоминаний пионеров села разных лет.
III.Методические приемы.
Официальные документы, интернет сайты, изучение исторических источников, архивных источников краеведческого музея, архивных данных детской организации.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.ИСТОКИ ПИОНЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ
Для исследовательской работы по краеведению меня привлекла тема «История пионерской организации Алексеевской школы», биографии, интересные факты жизни и деятельности пионеров прошлых лет.
Эта тема наиболее близка всем нам, ведь школьная жизнь проходит перед нами ежедневно, ежегодно. Я считаю, что есть в нашей школе и в нашем селе пионеры-активисты, о которых нужно рассказывать, писать исследовательские работы и сохранить этот материал в школьном краеведческом музее для будущего поколения учащихся.
19 мая – 90 лет пионерии. У кого-то воспоминание о красных галстуках и "синих кострах" вызывает ностальгическую улыбку, у кого-то скептические комментарии, а мне кажется интересным рассмотреть сегодня историю пионерской организации.
В нашей школе уже велась работа по сбору материала по теме «История пионерской организации Алексеевской школы» и я решила продолжить работу, которую начинали старшие ребята.
В процессе поиска материалов я встречалась с ветеранами педагогического труда: Лаптевой Валентиной Васильевной, Власовой Ольгой Ивановной (работавшими старшими пионервожатыми в то время), встречалась и беседовала с педагогами школы: Муравьёвой Валентиной Ивановной, Муравьёвым Александром Ивановичем. Из этих встреч и бесед я узнала много интересного о школьной жизни пионерской дружины школы.
Начались поиски литературы, документов, фотографий, атрибутов пионерской организации и пионеров.
Я узнала историю пионерской организации страны, школы, как проходила жизнь по законам пионеров, какую роль играла пионерская организация в школьной жизни.
Я узнала, что в России первые организации для детей и юношества появились в начале XX века в Москве: создавались ученические организации, "Майские союзы" (движение по защите животных и птиц), "Артели тружениц", товарищества, летние площадки. Но первым массовым детским движением в России стало движение скаутов. Основой для пионерской организации стал имевшийся ранее богатый опыт русского скаутского движения. Ещё во время Гражданской войны скаутские организации помогали разыскивать бездомных детей, организовывали отряды детской милиции и оказывали социальную помощь. Однако, скаутское движение при новой власти было обречено на уход с исторической сцены, так как в России скаутские структуры зарождались и функционировали как монархические детские организации.
В 1922 г. скаутские организации в Советской России были запрещены. Однако, распустив скаутские организации, новая власть, всё же положительно оценила опыт скаутского движения и решила поставить его на службу интересам как партии, так и страны в целом.
В год запрета скаутинга в России в Москве появились первые отряды юных пионеров. Идея была сформулирована Н. К. Крупской, которая в 20-х числах ноября 1921 года несколько раз в разных местах выступила с докладом «О бойскаутизме», в котором предложила комсомолу взять на вооружение скаутские методы и создать детскую организацию, «скаутскую по форме и коммунистическую по содержанию». 19мая 1922 года - 2-я Всероссийская конференция комсомола приняла решение о повсеместном создании пионерских отрядов.
Октябрь 1922 года - 5-й Всероссийский съезд РКСМ постановил объединить все пионерские отряды, организованные в разных городах России, в детскую коммунистическую организацию "Юные пионеры имени Спартака".
21 января 1924 года - решением комсомола пионерской организации было присвоено имя В.И.Ленина.
Март 1926 года - Пионерская организация стала именоваться - Всесоюзная пионерская организация им. В.И.Ленина.
2.СОЗДАНИЕ ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.
Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина массовая детская коммунистическая организация в СССР. Символы её представляли собой несколько видоизменённые скаутскую символику: красный галстук (вместо зелёного), белая (вместо зелёной) блуза, скаутский девиз «Будь готов!» и скаутский же ответ на него «Всегда готов!». От скаутизма в пионерской организации сохранились игровые формы воспитательной работы с детьми, организация детей по отрядам, институт вожатых, сборы у костра, элементы символики (например, три лепестка лилии скаутского значка в пионерском значке заменили три языка пламени костра, три конца ставшего красным пионерского галстука стали означать три поколения: пионеров, комсомольцев и коммунистов).
В мае зажегся первый пионерский костёр в Сокольниках. На II Всероссийской конференции РКСМ (1922) был одобрен опыт детского движения Москвы и было предложено распространить его на всю Советскую Россию с учетом системы скаутинга. Позже, всё дальше отходя от колыбели скаутинга, пионерская организация обогатилась своей историей, своими традициями и характерными только для неё чертами.
Были утверждены первые документы: Торжественное обещание, Законы, Основные элементы, Программа, Временный устав организации детских групп «Юные пионеры имени Спартака». В 1924 году она была переименована во Всесоюзную пионерскую организацию имени В. И. Ленина.
На протяжении 1922 г. возникают пионерские отряды в целом ряде городов и селений.
Первый Всесоюзный слёт пионеров состоялся в 1929 году в Москве. Первые отряды детской коммунистической организации располагались по территориальному принципу (на предприятиях, либо по месту жительства пионеров). Лишь в 1934 году дружины пионеров были переведены в школу, для работы с ними была введена педагогическая должность старшего вожатого-руководителя пионерской дружины. В школах достойных ребят стали принимать в ряды пионеров.
3.ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПИОНЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ
АЛЕКСЕЕВСКОЙ ШКОЛЫ.
В Алексеевской школе первый отряд юных пионеров появился в 1935 г., причем возник он при комсомольской ячейке школы под руководством местного комитета ВЛКСМ. Одной из первых в Алексеевке в пионеры вступила Жданкина Елена Петровна (позже Пучкова по мужу). 22 апреля 1937 ее приняли в пионеры. Отряд носил имя одного из прославленных народных героев Степана Разина. Каждый вступавший в пионеры давал торжественное обещание и знал законы пионеров.
Пионерскому отряду от имени колхоза вручали красное знамя как символ верности нового поколения делу Великого Октября, революционным традициям рабочего класса. Пионеры отдавали салют, отвечая на призыв: «Будь готов к борьбе за дело рабочего класса!», «Всегда готов!» поднятая над головой ладонь правой руки символизировала единство пионерских рядов и означала, что для пионера общий интерес трудящихся выше личных. Пионеры маршировали по улицам Алексеевки часто под дробь барабана, а затем и горна, с песней и речевками. Красный галстук стал символом единства трех поколений: коммунистов, комсомольцев, пионеров. По решению V съезда комсомола был введен единый для всех пионеров значок. Позже любимой песней пионеров стала написанная комсомольским поэтом Александром Жаровым вечно юная песня «Взвейтесь кострами, синие ночи».
В последствие пионерские отряды нашей школы объединились в дружину имени «Зои Космодемьянской». Пионерскими вожатыми в разное время были Пучкова Елена Петровна, Севрюкова Александра Даниловна, Башлыкова Нина Георгиевна, Окунева Людмила Степановна, Колчева (Наполова) Надежда Ивановна, Гребенникова Мария Ивановна, Лаптева Валентина Васильевна, Власова Ольга Ивановна, Иванникова Вера Петровна, Окунева Елена Ивановна, Облякова Елена Николаевна .
4.ВОСПОМИНАНИЯ ПИОНЕРОВ ПРОШЛЫХ ЛЕТ.
В истории пионерской организации нашей школы найдется немало интересных и ярких страниц. Интересные дела делают интересные люди.
Из воспоминаний Лаптевой Валентины Васильевны:
«Я была старшей пионервожатой в 80-егоды. Пионерские отряды строили свою работу по плану, который принимался коллективно на совете отряда.
Много было дел у пионерских отрядов. Проводились пионерские сборы. Мы занимались в кружках художественной самодеятельности, а потом выступали перед колхозниками в правлении колхоза. Часто помогали в этом же колхозе убирать урожай. В праздники мы выходили на улицу и шли колонной с барабаном». Огромный интерес был у ребят к практическим делам (сбор металлолома, макулатуры)»
Из беседы с Валентиной Васильевной я узнала, что её мама Мария Алексеевна Кобзева проработала 29 лет учителем начальных классов и пионерской вожатой. Пионерские сборы, линейки, пионерские костры, тимуровская работа. Несколько лет на базе Межевихинской школы Мария Алексеевна возглавляла «Школу передового опыта» для молодых специалистов.
Такой же инициативной, ответственной, талантливой пионерской вожатой стала и сама Лаптева Валентина Васильевна.
Валентине Васильевне до всего было дело: она заботилась об организации интересных мероприятий, но главным увлечением было краеведение, воспитание любви к родному краю. В те далекие теперь годы ученики нашей школы вместе с Валентиной Васильевной отправлялись в походы по родному краю. Она могла им очень много рассказать о природе, истории родного края, могла научить разводить костер, ставить палатку, готовить обед. Возвращались из похода совсем другие дети. Они становились похожими на свою пионерскую вожатую.
Хочется с гордостью отметить, что нашу Валентину Васильевну Лаптеву не однократно награждали на районном слете пионеров Почетной грамотой не только Районный Совет пионерской организации, но и Воронежский областной Совет пионерской организации за активную работу по коммунистическому воспитанию учащихся .
Очевидно, сам Бог наградил ее способностями к творчеству. Именно это слово – творчество - подходило к ее стилю работы. Каким бы делом не занимались ее пионеры, во всем бурлила неиссякаемая творческая инициатива.
Прошло уже много лет, но каждый год 19 мая на день Пионерии мы всегда видим Валентину Васильевну в красном галстуке.
В жизни не всегда можно встретить человека, который долгие годы мог бы сохранить в себе детскую душу и вести себя с детьми, как ребенок.
Пионерские костры! Нет праздника чудесней! Пионерский значок, алый флаг на высокой мачте, пионерские галстуки на груди и торжественный пионерский салют.
Пионерские сборы, торжественные линейки- эти ритуалы воспитывали чувства долга, гражданственности.
Из воспоминаний Власовой О. И. :
«В пионерском отряде, дружине, каждый пионер имел поручение, определённую нагрузку, и он должен отчитываться перед товарищами за выполнение поручения. Поручения давались по интересам пионеров. Всё было продумано до мелочей. Вот потому пионерская жизнь была не скучной, а интересной. Не только подобрать, но и заинтересовать их этой работой, многому научить: как подготовить и провести пионерские сборы, всё знать о пионерской символике, пионерских ритуалах и как их выполнять. Для этого регулярно проводились практические занятия с отрядными вожатыми».
Важнейшими пионерскими атрибутами были дружинное знамя, отрядные флажки, горн и барабан, которые сопровождали все торжественные пионерские ритуалы. В каждой пионерской дружине имелась пионерская комната, где хранились соответствующие атрибуты и проходили заседания совета дружины. В пионерской комнате, как правило, оформлялась ритуальная стойка с пионерскими атрибутами, ленинский уголок и уголок интернациональной дружбы. В школе и в классах пионерами выпускались и вывешивались рукописного оформления дружинные и отрядные стенгазеты.
В поисках информации я встречалась с выпускниками – пионерами, которые рассказали много интересного .
Из воспоминаний Жданкиной Ларисы:
«У нас в дружине выпускалось две стенгазеты: «Пионерский фонарик», которая находилась в коридоре основного здания школы на I этаже, и «Комсомольский прожектор» ,которая висела в коридоре II этажа.
В «Пионерском фонарике» в основном писали о результатах соревнований пионерских отрядов, писали об успехах в учёбе пионеров, а также публиковались школьные критические статьи с карикатурами на нерадивых пионеров. Это был хороший воспитательный урок со стороны товарищей. В стенгазете «Комсомольский прожектор» писалось о повседневной жизни всей дружины. В день, когда обновлялись газеты, вокруг них всегда была огромная толпа».
6 марта 1925 года вышла газета московских пионеров «Пионерская правда», которая через два года, в 1927 году, стала всесоюзной пионерской газетой.
Первым пионерским журналом стал московский «Барабан», начавший свою жизнь в апреле 1923 года. В марте 1924 года стал выходить «Пионер». С июня этого же года выходит журнал пионерских руководителей «Вожатый». В 1929 году ЦК комсомола приступил к выпуску журнала «Юный натуралист».
Пионеры знакомились с жизнью и деятельностью В. И Ленина и его соратников, изучали героическое прошлое своей Родины, узнавали о её защитниках.
Отряды носили имена пионеров-героев МАРАТА КАЗЕЯ, ВОЛОДИ ДУБИНИНА, ЛЁНИ ГОЛИКОВА и ВАЛИ КОТИК, УЛЬЯНЫ ГРОМОВОЙ.
Из воспоминаний Обляковой Людмилы:
«Я была пионеркой с 1987 по 1991 год и с гордостью носила красный галстук. Перед вступлением в пионерскую организацию мы учили клятву, законы пионеров, символы и атрибуты пионерской организации. Прием в пионеры был 22 апреля, это был торжественный день, который запомнился на всю жизнь. Мы вели шефскую работу над октябрятами, помогали престарелым людям, оказывали помощь ветеранам Великой Отечественной войны, оказывали помощь колхозу. Мы собирали металлолом, макулатуру. Все пионеры выписывали и читали газету «Пионерская правда».
Ежегодно 19 мая проводился районный слет пионеров, на него приглашались лучшие пионеры со всех школ района. Я тоже, неоднократно, принимала в нем участие.
А еще мне запомнились пионерские сборы, как проходила линейка со сдачей рапортов, выносом знамени, пионерским гимном».
Лучшие пионеры-активисты награждались путёвками в пионерские лагеря «Артек», «Орлёнок». Это Окунев Сергей, Лаптева Елена, Федосова Наталия, Голенко Алексей. Также многие ребята побывали в Чехословакии: Окунев Александр, Наполова Лариса, Жданкина Лариса, Муравьёва Вера . После этой поездки пионеры нашей школы вели активную переписку с чехословацкими пионерами. Эта переписка хранится в архиве детской организации
Самые известные пионерские лагеря обычно располагались на морском побережье это всесоюзные: «Артек» (Крым) и «Океан» (Дальневосточное побережье Тихого океана), всероссийский лагерь «Орлёнок» (Кавказское побережье) и республиканский лагерь «Молодая гвардия» (Одесская область).
В 1990 г. на последнем Всесоюзном пионерском слёте в Артеке было учреждено общественная организация "СПО-ФДО- Союз пионерских организаций Федерация детских организаций выступая его приемником, на деле получился Союз детских организаций (без символики и позже без упоминания Пионерии), Союз объединяющий детские организации.
Большую популярность завоевала пионерская военно-спортивная игра "Зарница", участвуя в которой пионеры приобретали специальные умения и навыки, изучали историю Советских Вооружённых Сил, создавали музеи боевой славы, встречались с воинами. В наше время эта игра также имеет большую популярность. В день защитника Отечества ребята с удовольствием играют в «Зарницу» .
Многие поколения современников прошли через пионерское детство, с увлечением погружаясь в атмосферу игры, песни, романтики костров военные годы, выполняя общественно-полезные дела для людей, для себя, для Отечества.
Прошло много лет. Пионеры стали взрослыми, но беседуя с ними, я видела как горят их глаза от воспоминаний о пионерской жизни. Они до сих пор благодарят своих пионервожатых за подаренную им когда-то радость.
5.СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ
Середина 1980-х годов - предпринимались попытки реформировать пионерскую организацию, однако детская и юношеская организация в прежнем масштабе не была создана.
После "перестройки" Всесоюзная пионерская организация отказалась от политической окраски, взяв новый девиз: "За Родину, добро и справедливость".
Октябрь 1990 года - преемник пионерской организации - «Союз пионерских организаций - Федерация детских союзов» - международный добровольный независимый союз, объединяющий детские общественные организации, ассоциации и другие общественные объединения, образованные с участием детей и в их интересах.
Такие перемены в пионерской организации страны не обошли стороной и пионерскую организацию в нашей школе. До 1993г пионерская дружина Алексеевской школы носила имя «Зои Космодемьянской». В 1994 – 1995 учебном году она была переименована в «Янтарную», и ее руководителем стала Окунева Елена Ивановна. Галстуки оставались красного цвета, как и у всех пионеров. Во главе стоял совет дружины, а во главе совета – председатель. Первым председателем совета дружины «Янтарной» стала Окунева Наталия (теперь Лапшева). Окунева Наталия, Лапшев Сергей, Копейкина Наталья, Егоров Роман, Щеняев Александр, Колпакова Людмила – это те ребята, которыми было найдено название дружины – «Янтарная». Девиз пионерской дружины был: « За Родину, добро и справедливость». За время существования пионерии председателями совета пионерской дружины были Окунева Наталия, Епанчина Лиля, Лаптева Людмила.
9 февраля 2001 году был принят новый Устав, пионерская дружина «Янтарная» была реорганизована в детскую организацию «Янтарная». Ее девиз: «Дарить радость людям!» Поменялся и цвет галстука, он стал цвета янтаря – желтым. Во главе этой организации стоит совет координаторов, возглавляет его президент. Первым президентом была Коннова Юлия. Затем, сменяя друг друга, президентами становились: Рассказова Мария, Облякова Анастасия, Окунева Кристина. С 2010года я являюсь президентом детской организации.
В 2006 году детская организация «Янтарная» вступила в ряды ГРСДО «Единство» в то время организацией руководила Задорожная Елена Витальевна. В 2009 году меня и Окуневу Кристину приняли в районный штаб юных комиссаров ГРСДО «Единство»
В 2007 году педагогом – организатором, а вместе с тем и руководителем детской организации «Янтарная» стала Окунева Наталья Анатольевна. В 2009 году ее сменила Лапшева Наталия Михайловна, которая была первым председателем совета дружины «Янтарной». Сегодня председателем совета дружины является Асташова Елена Васильевна. Сейчас в детской организации «Янтарная» входят 23 ребенка, которые разделены на 3 отряда.
V.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нет в нашей стране ни одного человека, рожденного до 1980 года, который не был бы пионером. Не только бывшие пионерские активисты, но многие сегодня вспоминают свои пионерские годы с ностальгией.
История детского движения продолжается. История его в XXI веке может и должна стать предметом исследования. Кто займется этим: «За Родину, добро и справедливость – будь готов!».
ЛИТЕРАТУРА
Книга вожатого. под ред. Шашериной Н., М. «Молодая гвардия», 1972г.
Книга вожатого. Составитель Деркач А., М. «Молодая гвардия», 1982г.
Личный архив Лаптевой В. В.
Материалы архива школьного музея.
Материалы архива детской организации школы.
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ
1.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
13 PAGE \* MERGEFORMAT 142115