Планирование Воспитательная программа Растишка


МКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом «Ласточкино гнездышко»
Воспитательная программа
«Растишка»
группа № 2
Программа рассчитана на воспитанников 4-10 лет
Срок реализации – 1 год
Нововосточный 2016
Автор – составитель:
О. Н. Бельц, воспитатель МКОУ детский дом «Ласточкино гнездышко».
Программа «Растишка» разработана с учетом физиологических и психологических особенностей развития воспитанников и возрастных особенностях восприятия знаний. Данная программа обеспечивает всестороннее развитие и воспитание детей, и подготовку их к самостоятельной жизни в обществе.
Программа может быть использована для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Предназначена для использования воспитателями, педагогами дополнительного образования, психологом, социальным педагогом.
Паспорт программы
Наименование программы Программа по воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста «Растишка»
Основание для разработки программы Программа разработана в соответствии с основными направлениями воспитания детей Муниципального казенного образовательного учреждения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детского дома «Ласточкино гнездышко»
Составители программы Бельц О.Н.
Цель программы Создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности.
Задачи программы создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей;
формировать самостоятельность;
расширять возможности для развития трудовых, художественно - эстетических умений и навыков;
воспитывать умение общаться и сотрудничать;
развивать эмоциональную и волевую сферы.
Сроки реализации 2016 – 2017 уч. год
Основные направления воспитательной системы Охрана здоровья. Физическое развитие;
Личностное развитие;
Знакомство с истоками национальной культуры;
Трудовое воспитание;
Основы гражданского и патриотического воспитания;
Основы безопасности жизнедеятельности;
Творческое воображение
Участники реализации Воспитанники дошкольного и младшего школьного возраста.
Дополнительны сведения Система воспитательной работы апробируется и реализуется на воспитанниках, обучающихся в начальной школе и детях дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты Творческая личность, умеющая жить в коллективе и строить со своими сверстниками отношения дружбы и взаимопомощи.
Пояснительная записка
Воспитывает каждая минута жизни, каждый уголок земли, каждый человек, с которым личность соприкасается подчас как бы случайно, мимоходом. Осмысливать многогранные воспитывающие воздействия окружающего мира в этом как раз, и заключается организующая воспитательная роль школы, педагога.
В.А. Сухомлинский
Планирование воспитательной работы является значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает ее четкую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определенной системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на педагога задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Детский коллектив – это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и потребность другого. Воспитание в начальных классах, должно пронизывать все сферы жизнедеятельности ребенка, т.к. основной задачей начального обучения считается создание условий для приобретения обучающимся позитивного социального опыта и оказание помощи ребенку в овладении естественными процессами своего развития, следовательно, в овладении приемами и способами поведения.
Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.
Педагоги нашей группы составили свою программу воспитательной работы «Растишка», реализуемую с детьми младшего школьного возраста и с дошкольниками, которая поможет нам, как педагогам организовать работу в своей группе в течение года. В воспитательном процессе с воспитанниками дошкольного и младшего школьного возраста основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно - практическая и трудовая деятельность, развитие воображения, творчества, духовно- нравственная культура.
Существующие в воспитании факторы прямого влияния: проживание в детском доме, школа, детский сад, компания сверстников и непрямого влияния: планета, государство, система образования, культура. Перед педагогами стоят задачи: способствовать развитию организма ребенка (физическое развитие), индивидуальности (индивидуальное развитие) и личности (развитие личности). Развитие этих качеств начинается с первого шага ребенка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность воспитателя, учителя в школе, а затем и ребенка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и упорство. Поэтому важно объединить все усилия нас, воспитателей и педагогов школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества.
Актуальность программы заключается в том, что в процессе ее реализации создаются условия для понимания ребенком того, что жизнь человека, его ум и здоровье – это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого и окружающих людей, в первую очередь, зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно – воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной воспитательной деятельности, причем все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества, с реалиями сегодняшнего дня.
Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребенка.
Программа «Растишка» разработана на 1 год.
Цель программы: создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности.Задачи:
создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей;
формировать самостоятельность;
расширять возможности для развития трудовых, художественно - эстетических умений и навыков;
воспитывать умение общаться и сотрудничать;
развивать эмоциональную и волевую сферы.
Принципы поведения:
Принцип индивидуальности – неповторимое своеобразие человека, уникальное сочетание черт, отличающее их от других индивидуумов.
Принцип обратной связи. Каждое мероприятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с воспитанниками необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу участия в будущих делах.
Принцип сотворчества (сотрудничество и творчество).
Принцип успешности. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Инструментом оценки успешности воспитанников может служить слово воспитателя, его мимика, интонация.
Принцип открытости. Воспитанники планируют жизнь в группе совместно с воспитателем.
Для определения значимости данной программы использовались следующие методы: педагогическое наблюдение, беседы, опросы, анкетирование.
Программа состоит из 7 направлений, которые объединены основными целями и задачами воспитательного процесса.
Направление Воспитательные задачи
«Охрана здоровья.
Физическое развитие» - формировать понимание значимости здорового образа жизни;
- мотивировать на посещение кружков и секций.
«Личностное развитие» - способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;
-развивать познавательную активность.
«Знакомство с истоками национальной культуры» - развивать в детях лучшие качества, свойственные русскому человеку: высокую духовность, доброту, отзывчивость, трудолюбие, уважение к старшим, милосердие, бережное отношение к природе, терпение, сострадание, мужество;- приобщать детей к русской культуре и ее истории.
«Трудовое воспитание» - формировать навыки самообслуживания;
-приобщать к общественно-полезной деятельности.
«Основы гражданского и
патриотического воспитания» - формировать патриотические чувства наоснове прошлого и настоящего.
«Основы безопасности жизнедеятельности» - развивать интерес к основам безопасности собственной жизнедеятельности, воспитывать заботливое отношение к своему здоровью;
- формировать умение принимать решение в опасных ситуациях и действовать в соответствии с принятым решением.
«Творческое воображение» -создавать условия для творческой самореализации воспитанников.
Ожидаемые результаты в процессе реализации программы «Растишка»:
Реализация программы позволит сформировать навыки, необходимые для дальнейшей успешной самостоятельной жизни детей - сирот и лиц из их числа: воспитанник сформирован как творческая личность, умеющая жить в коллективе и строить со своими сверстниками отношения дружбы и взаимопомощи, формулировать собственное мнение и позицию.
Сентябрь
Охрана здоровья. Физическое воспитание 5
«Мой режим дня» (беседа) 12
«Личная гигиена» (беседа) 19
«Чистим зубы правильно» (практическое занятие) 26
«Если хочешь быть здоров» (разучивание комплекса упражнений)
Основы личностного развития 6
«Что такое хорошо и что такое плохо» (просмотр и обсуждение м/ф) 13
«Не надо ссориться, друзья» (беседа) 20
Чтение книги
«Хорошие манеры» К. Нефедовой 27
Чтение книги
«Хорошие манеры» К. Нефедовой
Знакомство с истоками национальной культуры 7
«Давайте знакомиться» (знакомство с избой и ее обитателями) 14
«Коток-воркоток» (знакомство с колыбельными песенками, прибаутками) 21
«Мы из сказки» (инсценировка сказки «Репка»)
28
«В гостях у матрешек» (знакомство с матрешкой, женским народным костюмом)
Трудовое воспитание 1
«Труд в жизни человека» (беседа) 8
«Выбор профессии» (дидакт. игра) 15
«Одежкин домик» (наведение порядка в личном шкафу) 22
«Что нам осень принесла?» (загадки об овощах и фруктах) 29
«Каждая соринка - в корзинку» (уборка территории)
Основы гражданского и патриотического воспитания 2
«Символика России» (презентация) 9
«Составь флаг» (аппликация)
16
«Москва-столица нашей Родины» (рассказ воспитателя) 23
«Достопримечательности поселка» (экскурсия) 30
«Мое село родное» (конкурс рисунков)
Основы БЖ
3
«Дом, в котором ты живешь»
(беседа) 10
«Внимание – машина» (беседа) 17
«Правила первой помощи» (практическое занятие) 24
«Правила пожарной безопасности запоминай и всегда их выполняй!» (беседа) Творческое развитие 4
Кружковая работа 11
Кружковая работа 18
Кружковая работа 25
Кружковая работа Октябрь
Охрана здоровья. Физическое воспитание 31
«Как устроен человек?» (рассказ воспитателя) 3
«Почему кости крепкие?» (беседа) 10
«Здоровье и питание» (беседа) 17
«Чтобы не было холодно и жарко» (знакомство с сезонной одеждой) 24
Загадки и ЗОЖ
Основы личностного развития 4
«Этикет для самых маленьких» (презентация) 11
«Кого мы называем добрым» (беседа-рассуждение) 18
Просмотр мультфильма «Серая шейка» 25
«Как вести себя за столом» (обыгрывание ситуаций)
Знакомство с истоками национальной культуры 5
«Козынька-козочок, острый рожок» (просмотр м/ф «Волк и семеро козлят») 12
«Уж как я ль мою коровушку люблю» (рассказ воспитателя о крестьянских домашних животных) 19
«Солнечный зайчик» (чтение русской народной сказки)
26
«Гость на гость – хозяйке радость» (беседа о русском гостеприимстве)
Трудовое воспитание 6
«В мире профессий» (знакомство с профессией водителя) 13
«Профессии на селе» (обзор) 20
«Стирка личных вещей» (практическое занятие) 27
«Волшебный утюг» (беседа с эл. практикума)
Основы гражданского и патриотического воспитания 7
«Мой край родной» (заочная экскурсия)
14
«Осень золотая» (конкурс рисунков)
21
«Эта хрупкая планета» (устный журнал»28
«Кто такие волонтеры» (беседа)
Основы БЖ
1
«Не играй дружок с огнем!» (конкурс рисунков) 8
«Чудо светофор» (беседа) 15
«Путешествие в Королевство дорожных знаков» (презентация) 22
«Дорожные знаки» (загадки) 29
«Если ты потерялся» (беседа)
Творческое развитие 2
Кружковая работа 9
Кружковая работа 16
Кружковая работа 23
Кружковая работа 30
Кружковая работа
Ноябрь
Охрана здоровья. Физическое воспитание 7
«Больница» (сюжетно-ролевая игра) 14
Профилактика простудных заболеваний (составление памятки) 21
«Микробы и мое здоровье» (беседа) 28
Витамины в овощах (рисование)
Основы личностного развития 1
«Ты, да я, да мы с тобой» (ролевая игра на сплочение коллектива) 8
«Рисуем домики» (упражнение) 15
«Поссорились – помирились» (беседа)
22
«Друг в беде не бросит» (беседа) 29
«Хорошие манеры» (просмотр м/ф «Лунтик и его друзья»)
Знакомство с истоками национальной культуры 2
«Мороз Иванович» (чтение русской народной сказки) 9
Ладушки-ладушки (народные пальчиковые игры) 16
«Кто в теремочке живет, играет да поет?» (загадки о животных)
23
«Лисичка-сестричка и серый волк» (чтение сказки) 30
«Здравствуй, гостья зима» (знакомство с «зимними» потешками, загадками)
Трудовое воспитание 3
Беседа о профессии ветеринара (чтение К. Чуковского «Доктор Айболит») 10
«Кому, что нужно для работы?» (дидакт. игра) 17
Чтение и обсуждение стихотворения С. Маршака «Кем быть?» 24
«Всему свое место» (беседа с эл. практикума) Основы гражданского и патриотического воспитания 4
«Будем беречь и охранять природу» (конкурс рисунков) 11
«Красная книга Кузбасса» (презентация) 18
«Красота сибирской природы» (презентация) 25
«Русская березка» (конкурс рисунков) Основы БЖ
5
«Кошкин дом» (чтение и обсуждение стихотворения) 12
«Азбука безопасности» (полезные советы) 19
«Осторожно, гололед» (беседа) 26
Чтение стихотворения Ю. Козлова «Светофорчик»
Творческое развитие 6
Кружковая работа 13
Кружковая работа 20
Кружковая работа 27
Кружковая работа Декабрь
Охрана здоровья. Физическое воспитание 5
Здоровье и спорт (беседа, игра) 12
«Умею ли я отдыхать?» (размышление) 19
«Болезни и их причины» (беседа) 26
Подвижные игры
Основы личностного развития 6
«Друг заболел»
(беседа о сочувствии) 13
«Нарочно и нечаянно» (беседа) 20
«Невоспитанные рыбы» (просмотр и обсуждение м/ф «Лунтик и его друзья»27
Чтение и обсуждение «Сказка о том, как Наташа жадной была»
Знакомство с истоками национальной культуры 7
«Одеяло для медведя» (изготовление «одеяла» из бумажных лоскутков, разрисованных детьми) 14
Кто у нас хороший? (знакомство с народным костюмом мальчика) 21
Инсценировка русской народной сказки «Колобок» 28
«Щи да каша – пища наша» (беседа о блюдах русской кухни)
Трудовое воспитание 1
«Магазин нарядного платья» (занятие по рисованию) 8
«Удивительное печенье» (беседа о профессии пекаря) 15
«В гостях у Феи Трудолюбия» (беседа) 22
Пословицы о труде (разъяснение, рассказывание наизусть) 29
«Рукодельница» (знакомство со швейными принадлежностями)
Основы гражданского и патриотического воспитания 2
«Здравствуй, Зимушка!» (конкурс рисунков) 9
«Доброе дело делай смело» (беседа) 16
Загадки о флоре и фауне Кузбасса 23
«Я вырос здесь и край мне этот дорог» (чтение стихов о Родине) 30
«В мире загадок о зиме» (конкурс)
Основы БЖ
3
«Уроки тетушки Совы» (просмотр м/ф) 10
«Уроки тетушки Совы» (просмотр м/ф) 17
«Уроки тетушки Совы» (просмотр м/ф) 24
«Уроки тетушки Совы» (просмотр м/ф) 31
«Уроки тетушки Совы» (просмотр м/ф)
Творческое развитие 4
Кружковая работа 11
Кружковая работа 18
Кружковая работа 25
Кружковая работа Январь
Охрана здоровья. Физическое воспитание 30
Загадки о спорте 2
«Как сохранить зрение» (рассказ воспитателя) 9
«Чистота – залог здоровья» (практическое занятие) 16
Движение – жизнь (подвижные игры) 23
«Мойдодыр» (чтение и обсуждение стих-я К. Чуковского)
Основы личностного развития 31
«Учимся разговаривать по телефону» (игра) 3
«Я в незнакомой компании» (ситуативная игра»10
«Учимся сервировать стол» (практическое занятие) 17 «Школа вежливых наук» (викторина) 24
«Каким я вижу себя» (конкурс рисунков)
Знакомство с истоками национальной культуры 4
«Как Мороз в деревню ходил» (русская народная сказка) 11
«Привередница» (чтение сказки В. Даля) 18
«Платок – посередочке цветок» (знакомство с русским головным убором) 25
«Платок – посередочке цветок» (аппликация)
Трудовое воспитание 5
Профессия «Парикмахер» (рассказ воспитателя) 12
Операция «Уют» (практическое занятие) 19
Уход за комнатными растениями (практическое занятие) 26
«Магазин»
(сюжетно-ролевая игра)
Основы гражданского и патриотического воспитания 6
«Где живет Дед Мороз» (рассказ) 13
«Старый Новый год у ворот» (беседа) 20
«Зимняя сказка» (конкурс рисунков) 27
Чтение стихов и рассказов о зиме
Основы БЖ
7
Рождество встречаем, пляшем и играем 14
«По дороге кошка шла» (инсценировка стихотворения) 21
«Красный, желтый, зеленый» (подвижная игра) 28
«Почини светофор» (дидактическая игра)
Творческое развитие 1
Кружковая работа 8
Кружковая работа 15
Кружковая работа 22
Кружковая работа 29
Кружковая работа
Февраль
Охрана здоровья. Физическое воспитание 6
«Полезные и вредные продукты питания» (беседа, рассматривание изображений) 13
«Полезные продукты»
(загадки)
20
«Полезные продукты» (конкурс рисунков) 27
Подвижные игры
Основы личностного развития 7
Дружба, способы разрешения конфликтов» (разбор ситуаций) 14
Пословицы о дружбе (чтение) 21
«Синие листья» (чтение произведения В. А. Осеева) 28
«Мои друзья» (конкурс рисунков)
Знакомство с истоками национальной культуры 1
«Славный богатырь Илья Муромец»
(рассказ воспитателя) 8
Плетеный ковер, хитрый узор (презентация)
15
Плетеный ковер, хитрый узор (аппликация)
22
«Птички-птички, к нам летите» (знакомство с традицией зазывать весну) Трудовое воспитание 2
Игра «Строитель» (конструирование) 9
«Шофер» (беседа) 16
«Растения хотят пить» (полив комнатных растений) 23
«Защитники отечества» (беседа о людях мужественных профессий) Основы гражданского и патриотического воспитания 3
«Родной край» (конкурс рисунков»10
«Я – гражданин России» (беседа) 17
«День защитника Отечества» (аппликация) 24
«Военная техника» (аппликация) Основы БЖ
4
Сюжетно ролевая игра «Мы едем в автобусе» 11
«Мы по улице идем, маму за руку берем» (беседа) 18
Подвижная игра «Найди пару» 25
«Скорая, пожарная, полицейские машины» (беседа) Творческое развитие 5
Кружковая работа 12
Кружковая работа 19
Кружковая работа 26
Кружковая работа Март
Охрана здоровья. Физическое воспитание 6
«Болезни зубов» (беседа, презентация) 13
«Как правильно чистить зубы» (беседа с эл. практикума) 20
Конкурс рисунков о ЗОЖ 27
Подвижные игры
Основы личностного развития 7
«Уважай свое время» (беседа) 14
«Надо уметь сдерживать себя» (беседа) 21
Спешите делать добрые дела» (обсуждение ситауций на примере лит. героев) 28
«Культура приветствия, обращения, знакомства» (беседа)
Знакомство с истоками национальной культуры 1
Солнце припекло – одеяло утекло (чтение русской народной сказки «Снегурочка») 8
«Весна зиму поборола» (приметы весны)
15
«Докучные сказки» (чтение) 22
«У Маланьи, у старушки»
(игра) 29
«Чудесные лапоточки» (рассказ о лаптях)
Трудовое воспитание 2
Экскурсия в кухонных цех детского дома 9
«Кем я хочу быть» (конкурс рисунков) 16
«Стрекоза и Муравей» (чтение и обсуждение басни) 23
«Чистота – залог здоровья» (практическое занятие) 30
«Мужские и женские профессии» (презентация)
Основы гражданского и патриотического воспитания 3
«Подарок мамочке» (практическое занятие) 10
«Славься, Отечество» (чтение стихов А. Жигулина) 17
«Наш дом – Кузбасс» (презентация) 24
Рассказы о сибирском крае (обзор) 31
«Весна за окном» (конкурс рисунков)
Основы БЖ
4
Дидактическая игра «Какая машина приедет,  если случится беда» 11
«Раскраска машин»
(рисование) 18
Чтение стихотворения  С.Я Маршака «Мяч».
Проблемная ситуация «Кто виноват» 25
Конкурс загадок о транспорте Творческое развитие 5
Кружковая работа 12
Кружковая работа 19
Кружковая работа 26
Кружковая работа Апрель
Охрана здоровья. Физическое воспитание 3
«Зеленая аптека» (знакомство с лекарственными травами) 10
«Осторожно клещи!» (профилактическая беседа) 17
«Научись себя беречь» (презентация) 24
«Собери изображение фруктов» (игра)
Основы личностного развития 4
«Твое любимое занятие» (беседа) 11
«Если просят о помощи...» (беседа) 18
«Семья - семь Я» (беседа) 25
«За свое постою, а чужое не возьму» (беседа)
Знакомство с истоками национальной культуры 5
«Пасха красная» (знакомство с народными пасхальными играми и песнями) 12
«Яичко к светлому дню»
(конкурс рисунков, аппликация) 19
«Хочешь есть калачи – не лежи на печи» (беседа о весенних огородных работах) 26
«Дождь и радуга» (народная календарная сказка «Мужик и дождь»)
Трудовое воспитание 6
«К полету готов» (сюжетно-ролевая игра) 13
Произведение о труде (Е. пермяк «Для чего нужны руки») 20
«Мой труд каждый день» (конкурс рисунков) 27
«Мы – поварята» (сюжетно-ролевая игра)
Основы гражданского и патриотического воспитания 7
«Что мы знаем о космосе» (презентация)
14
Чтение стихов о космосе 21
«Космос» (конкурс рисунков) 28
«Я люблю свою планету» (викторина)
Основы БЖ
1
«Правила пожарной безопасности» (конкурс рисунков) 8
«Правила дорожного движения» (конкурс рисунков) 15
Экскурсия к остановке автобуса 22
«Мы идем на экскурсию» (беседа) 29
«Ура! Мы едем на экскурсию» (беседа)
Творческое развитие 2
Кружковая работа 9
Кружковая работа 16
Кружковая работа 23
Кружковая работа 30
Кружковая работа
Май
Охрана здоровья. Физическое воспитание 1
Подвижные игры на свежем воздухе 8
«Режим дня» (викторина) 15
«Зачем мы спим?» (беседа) 22
Уши, носик и глаза помогают нам всегда (беседа) 29
Гимнастика для глаз (разучивание упражнений)
Основы личностного развития 2
«Хочу и надо» (беседа) 9
«Этих дней не смолкнет слава!» (рассказ воспитателя) 16
«Когда мои друзья со мной» (беседа)
23
«Мы совершаем добрые поступки» (беседа) 30
«Я, ты, он, она -вместе дружная семья» (конкурс рисунков)
Знакомство с истоками национальной культуры 3
«Дождик вымочит, а солнышко высушит» (рассказ о природных явлениях)
10
«Мельница-вертельница» (беседа о том, как мелют муку на мельнице) 17
«Мои любимые сказки» (литературный вечер) 24
«Россия – Родина моя» (викторина)
31
«Месяц май – сколько хочешь, гуляй!» (подвижные игры, повторение закличек, песенок)
Трудовое воспитание 4
«Поможем взрослым» (практическое занятие) 11
Профессия – врач (рассказ воспитателя) 18
Профессия – продавец (экскурсия в магазин) 25
«Все работы хороши» (конкурс рисунков) Основы гражданского и патриотического воспитания 5
«Вечный огонь» (аппликация) 12
«Андрейка» В. А. Осеева (чтение рассказа о войне) 19
«Кто где живет» (беседа о людях разных национальностей)
26
«Мои права и обязанности» (беседа) Основы БЖ
6
«Насекомые - польза и вред» (беседа) 13
«Как вести себя во время проведения подвижных игр» (инструктаж по ТБ) 20
 «Как вести себя в жару» (беседа) 27
«Азбука безопасности» (викторина) Творческое развитие 7
Кружковая работа 14
Кружковая работа 21
Кружковая работа 28
Кружковая работа Литература, использованная при подготовке программы
1. Программа  «От  рождения до школы» (под ред. Н.Е.  Вераксы, Т.С. Комаровой,  М.А. Васильевой М.: Мозаика-Синтез, 20112. О.В.Дыбина « Ознакомление с окружающим миром», М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010
3. В.А.Позина «Занятия по формированию элементарных математических представлений», 2011
4. Л.И. Пензулаева « Физкультурные занятия в детском саду», 2013
5. Н.Ф.Губанова «Развитие игровой деятельности», М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008 
6. В.В.Гербова «Занятия по развитию речи», М.: Мозаика-Синтез, 2011
7. Л.В.Куцакова « Занятия по конструированию из строительного материала», М.: Мозаика-Синтез, 2014
Интернет ресурсы:
http://portal2011.com/konspekt-integrirovannogo-zanyatiya-po-obzh-s-detmi-srednej-gruppy-elektricheskie-pribory/;
http://www.maam.ru/maps/news/6586.html;
http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/09/06/rabochaya-programma-obucheniya-i-vospitaniya-v-detskom-sadu-srednyaya