Рабочая программа Растишка для детей 5-7 лет на основе программы Преемственность
















































Рабочая программа составлена на основе программы
«Преемственность. Подготовка к школе»
Авторы Федосова Н. А., Комарова Т. С.

Пояснительная записка
Рабочая программа «Растишка» для подготовки детей 5-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе программы «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-7 лет) науч. рук. Н. А. Федосова (М.: Просвещение, 2012), рекомендованной Министерством образования РФ.
Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.
Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую.
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий, коммуникативными и речевыми компетенциями.
Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.
Программа решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе.
Основные задачи: сохранение и укрепление здоровья; развитие личностных качеств; формирование ценностных установок и ориентаций; развитие творческой активности; формирование и развитие психических функций познавательной сферы; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных умений; развитие умений действовать по правилам.
Общая характеристика программы
Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми); обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности; организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; инвариативна и готовит к любой системе школьного образования.
Основные принципы построения программы: общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования; сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.
Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как: учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром; использование произведений искусства, интеграция всех видов искусства, произведений детского творчества; разнообразие игровых и творческих заданий; многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая, музыкальная, художественно-речевая, театрализованная).
Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность; конструирование и моделирование. Виды действий в процессе конструирования: анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.
Программа состоит из следующих курсов:
Курс «От слова к букве» (развитие речи, знакомство с буквами, художественная литература) нацелен на разностороннее развитие ребёнка посредством различных видов деятельности, выполняющей функции развития связной речи, фонетического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия. Курс ведёт подготовку к обучению чтению и обучению письма; на развитие интереса к художественной литературе, воспитывает чувство юмора. Курс помогает детям объяснить основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.

Курс «Математические ступеньки» направлен на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики, понимать относительность свойства, делать основные выводы.

Курс « Зелёная тропинка» основывается на коррекции и развитии накопленных в дошкольном возрасте природоведческих представлений. В основу подготовки положены непосредственные наблюдения, действия с предметами, элементарные эксперименты, осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме. «Предметное окружение» расширяет и уточняет представления детей о предметном мире: о видах транспорта, о предметах, облегчающих труд взрослых на производстве. «Явления общественной жизни» - расширяет круг знаний и представлений о явлениях окружающей действительности, их связи, взаимоотношения и взаимозависимости.
Курс "Развиваем мышление"

Место занятий в учебном плане
Программа «Растишка» предлагает систему адаптационных занятий и состоит из следующих курсов: ««От слова к букве»», «Математические ступеньки», «Зелёная тропинка», "Развиваем мышление". Адаптационные занятия организуются на базе школы и имеют следующую временную структуру: 2 занятия в день, 2 раз в неделю. Продолжительность занятий 25 минут с 10-минутным перерывом. Программа рассчитана на 26 недель. Общее количество занятий – 104.


Ценностные ориентиры
На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах дошкольного и начального общего образования (федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования), подготовлен портрет дошкольника, поступающего в первый класс.
Ребенок, поступающий в первый класс, обладает следующими качествами:
физически развит, владеет основными культурно-гигиеническими навыками: самостоятельно одевается, раздевается; ухаживает за одеждой и обувью; соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; ухаживает за растениями, животными, игрушками, книгами;
знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
владеет средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками; использует вербальные и невербальные способы общения; владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме


Предмет «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»
представлен курсом «ОТ СЛОВА К БУКВЕ»

Пояснительная записка

Курс «От слова к букве» решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, письму и ведёт работу по совершенствованию устной речи.
Программа направлена на общее развитие ребёнка, посредством которого создаётся прочная основа для успешного изучения русского языка.
Содержание курса позволяет организовать работу по трём направлениям:
-развитие связной речи;
-подготовка к обучению чтения;
-подготовка к обучению письму.
Развитие связной речи происходит посредством обогащения и совершенствования грамматического строя языка ребёнка. Осуществляется переход от ситуационной к конкретной форме речи; на данном этапе возрастает регулирующая функция речи в поведении ребёнка, формируется внутренняя речь, которая становится основой речевого мышления, начинается осознанная работа над словарным составом речи и звуковым составом слова, ведётся подготовка к чтению и письменной речи.
При подготовке к обучению грамоте формируется готовность связно говорить на определённые темы, осознать на элементарном уровне, что такое речь, каково её назначение, и её особенности.
Подготовка к обучению чтения построена на развитии фонематического слуха детей, на отчётливом и ясном произношении звуков, слогов, слов, на выделении предложений и слов из речи. Большое место занимает работа над звуковым анализом слова и подготовкой к освоению механизма чтения.
Если при подготовке к обучению чтения и при работе над совершенствованием связной речи в основе лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письма преобладают технические действия.
 Подготовка к обучению письму  процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.       При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.       Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета, так что складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму.
      Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.
      Таким образом, программа «От слова к букве» решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствует их речь.

Используется учебно-методический комплект:
Федосова Н.А. От слова к букве. Учебное пособие для подготовки детей к школе в 2-х частях. –М.:Просвещение, 2013
Содержание курса «От слова к букве»


Основные разделы курса

1.
Развитие речи


Беседа по картинке:
*совершенствование общих речевых навыков;
*составление описательного рассказа.



Составление рассказа по плану.



Правильное употребление слов-названий предметов, признаков действий, объяснение их значений.



Обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.



Образование существительных, обозначающих род деятельности, образование сложных слов.



Подбор обобщающих слов к группе предметов


Диалог, монолог, косвенная речь.

2.
Знакомство с буквами.


Предложение и слово:
*членение речи на предложения;
*членение предложений на слова;
*членение слова на слоги с использованием графических схем



Слог и ударение:
*деление слов на слоги;
*определение количества слогов в слове.


Звуки и буквы:
*представление о звуках;
*различие на слух и при произношении гласных и согласных звуков;
*обводка и штриховка контуров;
*знакомство с написанием больших и маленьких букв, основные типы их соединений.

3.
Художественная литература


Сказка:
*пересказ сказки;
*соотносить содержание текста с изображением на картинке;
*отвечать на вопросы;
*ставить вопрос к тексту;
*придумывать необычный конец.


Рассказ:
*пересказ небольшого по объёму литературного произведения;
*соотносить содержание текста с изображением на картинке;
*отвечать на вопросы;
*ставить вопрос к тексту;




Календарно-тематическое планирование по предмету
«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»


№ урока
Тема урока
Кол-во часов
Дата



1


1

Устная речь. Предложение. Слово.
1



2
Звук. Знакомство с миром звуков. Упражнения на выделение звуков в односложных и двусложных словах.
1


3
Гласные и согласные звуки. Обучение рассказыванию.

1


4
Гласные и согласные звуки. Драматизация сказки «Репка».
1


5
Выделение первого звука в словах. Рассказы М.Пришвина и В.Бианки
1


6
Звуки [а], [ у ]. Схема предложения.
1


7
Звук [ ы]., [ о ] Составление рассказа по сюжетной картинке. Схема предложения.
1


8
Звук [ и ]. Рассказ В.Ю. Драгунского «Учительница».
1


9
Звук [ э ]. Выборочный пересказ с опорой на сюжетную картинку. Деление слов на слоги.
1


10
Звук [ я ]. Пересказ текста с опорой на сюжетную картинку. Деление слов на слоги.
1


11
Звук [ ю]. Пересказ прочитанного текста по наводящим вопросам.
1


12
Звуки [ е], [ ё ]. Рассказы о животных.
1


13
Звук [л – л’]. Составление сказки «Лиса и заяц» по плану.
1


14
Звук [ м – м’]. Беседа по теме: «Моя любимая сказка».
1


15
Звук [ н –н']. Драматизация сказки «Теремок».
1


16
Звук [ р –р’]. Рассказ «Моя семья».
1


17
Звуки [ в-в’], [ ф-ф’ ]. Рассказы Ушинского. Гласные и согласные звуки.
1


18
Звуки [ з-з’], [ с-c’ ]. Гласные и согласные звуки.
1


19
Звуки [ ш ], [ ж ]. Стихи о весне.
1


20
Звуки [ б-б’], [ п-п’ ]. Буквы Б б, Пп.Составление рассказа-описания.
1


21
Звуки [ д- д’ ], [ т-т’ ]. Буквы Дд,Т,т. Составление рассказа на заданную тему.
1


22
Звуки [ г-г’], [ к-к’ ]. Буквы Гг,Кк. Составление рассказа-описания.
1


23
Звуки [х-х’],[ц ]. Буквы Хх,Цц.
1


24
Звуки [щ’], [ч’], [ й]. Буквы Щщ,Чч, Йй. Рассказы о весне.
1


25
Ь и Ъ знаки.Драматизация сказки «Колобок»
1


26
Повторение по теме : «Алфавит»
1


Планируемые результаты:
       ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения;        знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);        знать устойчивые формулы речевого этикета  приветствие, прощание, благодарность, просьба;
- правильно произносить все звуки;
-отчётливо и ясно произносить все слова;
-выделять из слов звуки;
-находить слова с определённым звуком;
-определять место звука в слове;
-соблюдать орфоэпические нормы произношения;
-составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;
-составлять рассказы, сказки по картине, по серии картинок;
-пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;
-соблюдать элементарные гигиенические правила;
-ориентироваться на странице в тетради.








Предмет «Формирование элементарных математических представлений»
представлен курсом
«МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СТУПЕНЬКИ»

Пояснительная записка
В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики.       Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач.       Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания.       В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.       В курсе реализуется основная методическая идея  развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.       Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.       Большое внимание уделяется формированию умений общаться с воспитателем (преподавателем), с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.       Использование специально отобранного математического содержания и методов работы с ним позволит вывести общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения математики в школе.

Используется учебно-методический комплект:
С.И.Волкова Математические ступеньки. М.:Просвещение. 2013







Содержание курса «Математические ступеньки»


Основные разделы курса

1.
Арифметический


Числа от 0 до 10.


Счёт предметов.


Устная нумерация чисел: названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10.


Сравнение чисел первого десятка.


Свойства натурального ряда чисел.


Цифры и числа.


Решение задач с помощью рисунков.


Чтение чисел.

2.
Геометрический


Сравнение :
- по форме;
-по размеру;
-по расположению на плоскости, в пространстве;
-по назначению;
-по цвету.


Изготовление моделей фигур из бумаги.

3.
Содержательно-логический


Развитие :
-внимания;
-памяти;
-воображения;
-мышления.


Диктанты:
-зрительные;
-слуховые.


Выполнение заданий:
-выделение существенных признаков;
-выявление закономерностей;
-проведение анализа;
-синтеза;
-сравнения.



Календарно-тематическое планирование предмета
«Формирование математических представлений»

№ урока
Тема урока
Кол-во часов
Дата

1
Пространственные представления, взаимное расположение предметов, уточнение значения вопросов: «Сколько?», «Какой?», «Который?». «На», «над», «под». Шире, уже. Справа, слева.
1


2
Столько же. Больше, меньше.
1


3
Длиннее, короче. Сравнение предметов.
1


4
Развитие представлений о геометрических фигурах. Моделирование фигур.
1


5
Сравнение предметов. Лёгкий, тяжёлый. Легче, тяжелее.
1


6
Число и цифра 1.
1


7
Число и цифра 2. Пара.
1


8
Число и цифра 3.
1


9
Равенство.
1


10
Число и цифра 4.Вверху. Внизу.
1


11
Число и цифра 0.
1


12
Сложение.
1


13
Число и цифра 5.
1


14
Вычитание.
1


15
Запись выражений на вычитание и сложение.
1


16
Запись и решение равенств.
1


17
Число и цифра 6.
1


18
Число и цифра 7.
1


19
Число и цифра 8. Весёлый счёт.
1


20
Число и цифра 9. Найди общие элементы.
1


21
Решение задач с помощью рисунков.
1


22
Число 10.
1


23
Счёт предметов в прямом и обратном порядке.
1


24
Части суток, их последовательность.
1


25
Значение понятий вчера, сегодня, завтра.
1


26
Дни недели, их последовательность; название месяцев, года.
1



Планируемые результаты:        знать различие между цифрой и однозначным числом; названия однозначных чисел, уметь считать до 10 и в обратном порядке, определять, где предметов больше (меньше), определять число предметов заданной совокупности и устно обозначать результат числом;        знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг), различать их, находить их прообразы в окружающей действительности;        проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различие, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий и др.).





Предмет «Ознакомление с окружающим миром»
представлен курсом «ЗЕЛЁНАЯ ТРОПИНКА»

Пояснительная записка
      Программа «Зеленая тропинка» нацелена на развитие детей, формирование у них заинтересованного и бережного отношения к природному окружению. Данный курс представляет собой первый для малышей опыт систематизации и научной коррекции накопленных ими в дошкольном возрасте разнообразных природоведческих представлений. Вместе с тем это и первый опыт последовательного приобщения ребенка к свойственным естественнонаучным дисциплинам методом познания, следуя которым нужно как можно больше увидеть своими глазами, сделать своими руками. Сказанное определяет отбор содержания курса и характер деятельности детей на занятиях. Содержание программы строится как синтез различных составляющих естественнонаучного и экологического знания с включением доступных элементарных сведений из области астрономии, физики, биологии, экологии. При этом создается достаточно целостная первоначальная картина мира, которая становится фундаментом для развертывания соответствующего учебного курса в начальной школе.       В основу подготовки малышей к обучению положены непосредственные наблюдения в природе, действия с предметами, осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме. Эта деятельность дополняется рисованием, раскрашиванием, вырезанием фигур, лепкой и т. д. При этом большое внимание уделяется формированию таких важных умений, как умение выделять свойства предметов (форма, цвет, размеры), находить их общие и отличительные признаки, фиксировать состояние предмета и его смену (явление). Таким образом, осуществляется накопление фактических знаний и опыта познавательной деятельности, необходимое для успешного освоения программы начальной школы.
Используется учебно-методический комплекс:
Плешаков А.А. Зелёная тропинка. Учебное пособие для подготовки детей к школе. М.:Просвещение.2013
Содержание курса «Зелёная тропинка»


Основные разделы курса

1.
Наши друзья – животные


Обитатели живого уголка.


Домашние животные.


Животные нашей местности.


Наблюдение за поведением животных.


Сравнение животных.


Распознавание животных на рисунках и в природе.

2.
Зеленое чудо  растение


Растения нашей местности.
-выращивание
-рисование


Декоративные растения.
-лепка
-аппликация


Овощи и фрукты.
-лепка
-аппликация
-рисование

3.
Круглый год


Наблюдение сезонных изменений в природе. Времена года:
-осень
-зима
-весна
-лето







Календарно-тематическое планирование предмета
«Ознакомление с окружающим миром»

№ урока
Тема урока
Кол-во часов
Дата

1
Человек и природа.
1


2
Неживая природа осенью.
1


3
Растительный мир осенью.
1


4
Животный мир осенью.
1


5
Птицы нашего двора.
1


6
Насекомые и рыбы.
1


7
Домашние животные. Обитатели живого уголка.
1


8
Наши друзья-животные.
1


9
Наша страна. Наш флаг. Наш герб. Наша столица.
1


10
Неживая природа зимой.
1


11
Растения зимой.
1


12
Животный мир зимой.
1


13
Зелёное чудо - растения. Части растений.
1


14
Овощи и фрукты.
1


15
Травянистые растения.
1


16
Кустарники.
1


17
Разнообразие деревьев.
1


18
Съедобные и несъедобные ягоды.
1


19
Мхи и Папоротники.
1


20
Грибы.
1


21
Неживая природа весной.
1


22
Растения весной.
1


23
Животный мир весной.
1


24
Звёзды, солнце и луна. Откуда взялась радуга?
1


25
Неживая природа летом
1


26
Растения летом. Животный мир летом
1



Планируемые результаты:
Неживая природа:
Дети должны:
-иметь представление о сезонных изменениях в природе;
-определять состояние погоды: солнечно. Пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег;
-уметь вести календарь природы с помощью взрослых.

Живая природа:
Дети должны иметь представление:
-о домашних животных;
-о перелётных и зимующих птицах;
-о зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.

Растительный мир:
Дети должны иметь представление:
-об условиях необходимых для роста растений;
-о лесных ягодах и грибах;
-об овощах и фруктах;
- о деревьях, кустарниках и цветах.

Дети должны уметь:
-различать и называть деревья по коре, листьям, плодам.




ЛИТЕРАТУРА:
Федосова Н. А. Дошкольное обучение. Подготовка к школе. Серия «Преемственность». Просвещение,2012
Федосова Н.А. Развитие речи. Тетрадь на печатной основе с комплексом упражнений по развитию речи и фонематического слуха. Владос, 2000.
Колесникова Е. В. Математика для детей 6-7 лет. Методическое пособие. Творческий дом, 2008
Казинцева Е.А., Померанцева И.В.Конспекты занятий в подготовительной группе. Формирование математических представлений. Учитель,2009
Федосова Н.А. От слова к букве. Учебное пособие для подготовки детей к школе в 2-х частях. Просвещение, 2013.
Волкова С. И. Математические ступеньки. Учебное пособие для подготовки детей к школе. Просвещение, 2013.
Плешаков А.А. Зелёная тропинка. Учебное пособие для подготовки детей к школе. Просвещение,2013.



















13PAGE \* MERGEFORMAT141315




Заголовок 115