Внеурочное занятие по теме: Дымковская игрушка
Учитель: Рожкова Елена Владимировна
Внеурочное занятие
Тема: Дымковская игрушка. Лошадка
Цели: организовать совместную деятельность с целью знакомства с традициями росписи дымковской игрушки. Создать условия для росписи дымковской игрушки – лошадки.
Задачи:
- нарисовать дымковскую игрушку (лошадку);
- учить планировать свою работу;
- формировать умения и навыки работы с кистью и красками;
- учить составлять орнаменты;
- формировать нравственно - эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни.
Оборудование: для детей - альбомы, кисти, гуашь, баночки с водой, шаблоны лошадок, простые карандаши. Для учителя: презентация, шаблоны.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I. Орг.момент. Проверка готовности к занятию
II. Сообщение темы. Постановка цели
- Сегодня, ребята, мы продолжим наше знакомство с народными промыслами. Мы совершим увлекательное путешествие в далёкое прошлое к мастерам дымковской игрушки, узнаем её особенности, будем расписывать игрушку.
III. Работа над новым материалом. Знакомство с историей художественного промысла (презентация)
Наше путешествие начинается у реки Вятки. Когда-то очень давно на поросшем лесом берегу реки Вятки появилось поселение - слобода. По утрам хозяйки дружно топили печи, и кудрявые дымки весело поднимались к небу. Наверное, потому и назвали слободу Дымковской. Издавна в Дымковской слободе жили гончары. Лепили из местной красной глины посуду, а ещё дудочки-свистульки. Слепят и в печь поставят, чтобы они стали крепкими и долго всех радовали. Потому и дымили очаги гончаров.
А свистульки в виде зверюшек и птичек делали не просто для забавы детворы. В старину Вятичи весной встречали Ярилу- бога солнца и плодородия - весёлым свистом глиняных дудочек. Тот весенний праздник назывался в народе « Свистунья».
- А расскажет нам об этом интересном названии праздника
Почему «Свистунья»? А вот послушайте, что об этом рассказывает легенда.
Однажды город окружили враги. Много пришло их из чужой земли, сила несметная... Казалось, нет от них спасения. Но вятичи - люди находчивые. Придумали горожане «военную» хитрость. Все жители, и стар, и млад, взяли глиняные свистульки и тёмной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Заметались испуганные враги, показалось им, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечают свою победу весёлой «Свистуньей».
IV. Физкультминутка (проводится под музыку «Барыня»)
V. Продолжение знакомства с историей художественного промысла (презентация)
Не один праздник не обходится без ярких игрушек. (Рассматривание изделий).
- Как же они получаются такие красивые и нарядные?
Итак, заглянем в мастерскую. Мы увидим с вами груды глины, мешки с мелом, ящики с красками, коробки с яйцами, молоко. Сначала игрушку лепят из гончарной глины с добавлением речного песка. Затем она сохнет. После этого игрушку обжигают в печке, и она становится крепкой и звонкой. Затем мастера разводят на молоке мел и белят игрушку. Затем игрушки расписывают, используя от 4 до 10 цветов, и украшают листочками сусального золота.
Лепят дымковские мастера и животных: важных индюков, задиристых петухов, уток с утятами, барашков с золотыми рогами. (Рассматривание рисунков.)
- Какие цвета используют мастера при росписи этих замечательных игрушек? (Красный, синий, зелёный, жёлтый, оранжевый, чёрный).
- Какие элементы росписи вы можете назвать? (Круги, волны, точки, клетки).
VI. Этап первичного восприятия и усвоения нового материала
Мы познакомились с историей создания дымковской игрушки.
- А какую цель поставим себе на занятии? (Научиться расписывать дымковскую игрушку).
Но в Дымковской игрушке очень много различных видов и форм. И чтобы узнать какую игрушку мы будем учиться расписывать, я предлагаю отгадать загадку.
Очень стройный и красивый.
С чёлкой и пушистой гривой.
Может плавать и скакать.
Ест овёс, умеет ржать.
Прыгнет в воду и в огонь
Верный человеку (КОНЬ).
- Верно. Сегодня на занятии мы будем учиться расписывать фигурку дымковской лошадки.
Я не случайно предложила вам лошадку, потому что в древности фигурка коня оберегала от таинственных злых сил. Конь – это символ солнца, огня, света и тепла.
- Давайте рассмотрим фигурку лошадки.
- Из каких элементов состоит узор? (Из кругов, волн, точек).
- Какие цвета использовать? (Красный, синий, зелёный, жёлтый, оранжевый, чёрный).
- Какие части мы закрасим полностью? (Хвост, гриву, копыта, уши).
- А как расположены узоры на фигурке? (Вдоль ног, шеи, туловища).
VII. Этап практической деятельности
- А сейчас мы приступим к выполнению росписи игрушки коня. Для этого мы изобразим фигуру лошадки на альбомных листах. Перед вами лежат шаблоны дымковской лошадки. Положите шаблон на лист альбома так, чтобы фигурка оказалась в центре листа. Возьмите простые карандаши и обведите фигурку.
Правила работы с гуашью (обучающиеся называют).
- Обведите получившийся рисунок чёрной гуашью тоненькой кисточкой.
- Прорисуйте чёрной краской гриву, копыта и нос лошадки.
- Нарисуем глазки и уздечку. А ушки раскрасим в яркий красный цвет.
- А теперь останется нанести узор. Узор на лошадках будем рисовать тоненькой кисточкой, бумажным тычком и ватной палочкой. Тычок используется для изображения ровных кругов и овалов. Его мы сделали из листочков бумаги.
Цвет может быть у всех разный. А вот форма узора должна состоять из кругов, точек, овалов.
- А теперь нанесите узор на свои фигурки. А я буду помогать тем, у кого возникнут затруднения.
VIII. Этап подведения итогов. Рефлексия.
Подведём итоги нашей работы.
- Что нового узнали на уроке?
- Чему учились?
- Как называется игрушка, которую мы с вами расписывали?
- Почему игрушка называется дымковской?
- Из чего её лепят?
Сегодня на уроке вы расписывали игрушки, как народные мастера. У всех получились очень яркие, красивые лошадки.
IX. Выставка работ
Давайте устроим выставку работ. (Организуется выставка работ).
Закончить наш урок мне бы хотелось стихотворением:
Кони глиняные мчатся.
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
Посмотрите, как живой
Скачет конь здесь удалой.
Ой, люли! Ой, люли!
Кони на лужок пошли
Кони удалые.
Гордые, лихие!
Ой, вы гости дорогие!
Приходите снова к нам.
Рады мы всегда гостям.
Пришло время расставанья.
– До свиданья! До свиданья! (ВСЕ ВМЕСТЕ)
X. Наведение порядка на рабочих местах
Интернет-источники:
http://doc4web.ru/izo/konspekt-uroka-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-v-klasse-dimkovskaya.htmlhttp://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/otkrytye-uroki/63374-konspekt-uroka-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-d.html