Клубный час в ГПД «Зимовье зверей»

Клубный час в ГПД «Зимовье зверей» Цель занятия: Познакомить детей с жизнью животного мира зимой; систематизировать и обогатить знание детей о природных связях; воспитывать бережное отношение к природе. Оборудование: Картинки с изображением зимующих птиц, животных; Ход занятия:
1. Организационный момент
- Добрый день, ребята!
- Сегодня мы узнаем, как зима отразилась на жизни животных. -Давайте вспомним, что вам известно о зиме.(ответы детей) Рассматривание зимних иллюстраций? Вот под таким снежным покрывалом какие животные могли спрятаться?
-Как их можно назвать одним словом? (Дикие животные или звери.)
-Почему мы их называем зверями? (Они живут в лесу, на лугу, в поле. Они сами себе добывают пищу, строят жилища, о них никто не заботится.)
-Какие зимние месяцы вы знаете? (Декабрь, январь, февраль)
2. Подземное строительство медведей, барсуков, енотов. Спячка. (Рассказ с элементами беседы, и рассматриванием иллюстраций)
- Все еноты, барсуки и медведи осенью занимаются подземным строительством. Молодые еноты , барсуки и медведи знают все секреты строительного мастерства, даже если родители их этому не учили.
Как только начинают лить проливные дожди, и холодает, молодые медведи отыскивают яму под поваленным деревом, сгребают туда листья, выстилают травой, сухим папоротником и устраивают себе берлогу. Медведи очень хорошо знают, какая будет зима, холодная или мягкая. Если же ожидается зима мягкая с оттепелями, то медведи выбирают место на возвышенном месте. Если же все-таки будет оттепель, вода не будет задерживаться и не намочит медвежью шкуру. Они забираются в берлогу задом наперед , чтобы заделать за собой вход и переждать тяжелое время. Вскоре они погружаются в очень долгий сон, который длится не одну ночь, а все три зимних месяца.
- Ребята, как вы думаете, сосут ли они во сне лапу? (ответы детей).
- Оказывается, сосут. Н а самом деле со ступней сходит грубая кожа. А молодая кожа нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Если медведей потревожат, они просыпаются и выходят наружу, чтобы проветриться и успокоиться. Настроение у не выспавшихся медведей-шатунов плохое. Могут зло сорвать на любом встречном. Побродив немного по зимнему лесу, они убеждаются. Что зима не кончилась. И вновь укладываются на теплое ложе и засыпают до весны. Зимой медведица рожает 2-3 медвежат, кормит их своим молоком, чистит их шерсть, а потом все они засыпают.
- А ложатся ли белые медведи спать? (ответы детей)
- Белые медведи, живущие вблизи Северного полюса, на зиму спать не ложатся: им холода не страшны. Но берлоги тоже умеют строить. Они прорывают под снегом пещеры, где нянчат своих детенышей.
- Барсук иногда просыпается. Поест что-нибудь из своих запасов и снова засыпает.
3. Зимний сон пресмыкающихся и земноводных, рыб и насекомых.
- От зимнего сна отличается спячка, в которую иногда впадают животные. В этом состоянии животные почти не дышат, у них перестает биться сердце, тело становится холодным – они как будто умирают. В спячку зимой впадают кроме медведей, барсуков, летучие мыши, ежи, суслики, сурки.
- Лягушки, жабы, болотные черепахи и змеи прячутся между корнями или на дне водоемов и там замирают. Насекомые в основном впадают в спячку. Рыбы тоже спят под водой. В самых глубоких местах лежит в яме сом. Широкие плоские лещи лежат рядками без движения. Сазаны находят мягкую ямку и спят в ней. Окунь тоже любит ямки и засыпает на всю зиму. Только зубастой щуке спится плохо, и она глотает сонную рыбу.
Физкультминутка. Танец «Маленьких зверей»
4. Жизнь белок, лис, лосей, зайцев и птиц зимой.
- Ну, а что делать тем, кому зимой не спится?
- Ребята! А кому зимой не спится? (ответы детей)
- Спрятались под снегом плоды, семена. Еще недоступнее стали корни растений. Нет ни сочной травы, ни мягких листьев на деревьях. И все же не боятся звери зимы. От лютой зимней стужи их спасает пушистая теплая шерсть.
- Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
- Кто это? (Ответы детей)
- Правильно, это белочка.
- К зиме белка утепляет свое гнездо, которое служит надежной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо свое строит белка в развилках веток или в дуплах деревьев. В морозы белки по лесу не бегают, в гнезда прячутся. А гнездо беличье называется гайно. Шар из веток высоко на елках. В нем один или два выхода, а внутри стенки выстланы мхом. Белка запасает орехи, самые лучшие плоды. Грибы летом и осенью сушит сама. Надкусит грибок – вкусен ли? Потом наколет на сучок – пусть сохнет до зимы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков насушит за лето. В зоне хвойных лесов кормом ей служат семена ели. Сосны, пихты. Когда шишек нет, то она питается прошлогодними шишками. В более южных районах питается желудями, лещиной. А в северных районах запасает грибы шляпочные.
- За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнула, пробежала –
Нет ни дыма, ни пожара.
- Что за зверь? (Ответы детей)
- Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается и хватает острыми зубами. Любит, как кошка, поиграть с добычей. У лисы очень хороший нюх. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.
- А чем же питаются зайцы? (Ответы детей)
- Зайцы питаются корой и ветками деревьев, кустарников. Лоси тоже питаются корой и ветками деревьев и кустарников. Особенно им трудно находить пищу после сильных снегопадов, метелей, когда низкие деревца и кустарники остаются под снегом. Например, лось за день должен съесть 9-10 кг, во время сильных морозов 20 кг.
- А вот в горных долинах живут большими семьями родственники зайцев и кроликов. В случае опасности они свистят. Поэтому этих горных зайчиков назвали пищухами. Со стороны они кажутся бездельниками: сидят на камнях, сложив на груди лапки. Греются на солнышке и ничего не делают. А на самом деле пищухи большие труженики – косари. Конечно, у них настоящей косы или серпа нет: траву они срезают зубами, а потом тщательно высушивают на солнце. Они складывают сено в большие стога и оставляют их под кронами деревьев. Там их дождь не намочит, ветер не развеет. А когда наступают холода, сеном питаются и зайцы, и дикие козы.
- Ребята! Как вы думаете, что для птиц самое страшное зимой? (Ответы детей)
- Страшнее голода для птиц ничего нет. Ведь сытой птице не страшен мороз.
- Воробьи, сороки, вороны подкармливаются вблизи жилищ человека. Дятел и пищуха питаются личинками насекомых, добывая из-под коры деревьев. Также дятлы питаются семенами шишек ели и сосны. Чтобы достать семена из 1 сосновой шишки требуется 600 ударов головой, а еловой 1600 ударов. Чтобы прокормиться за день дятлу необходимо нанести 37000 ударов головой. В разгар зимы из 8-часового светового дня эта птица, примерно, 5 часов долбит шишки. Еще почти час уходит на то, чтобы выбрать подходящие шишки, сорвать их и установить в «кузницах». Остальное время на отдых и на чистку оперения.
- Какие птицы с первым снегом к нам прилетают? (Ответы детей)
- К нам с Севера прилетают с первым снегом – снегири и свиристели, клесты, чечетки, чижи. Чижи и чечетки питаются ольховыми и березовыми семенами, свиристели и снегири – рябиной и другими ягодами.
- Скажите, какие птицы выводят своих птенцов зимой? (Ответы детей)
- Правильно, клесты. У клестов самцы красные, а самки зеленые. У клестов клюв очень интересный. У них клюв загнут кверху, а верхний книзу. Им так лучше извлекать семена ели.
И все же птицы голодают. Зимний день очень короток, и бывает недостаточно времени, чтобы наесться досыта. Трудно отыскивать корм во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. Тяжело приходится птицам, когда деревья покрыты изморозью, так как почти невозможно добраться до спрятавшихся насекомых и почек. В такую погоду много погибает птиц. Из каждых 10 синичек до весны доживают только две. Поэтому нужно птиц подкармливать. Люди развешивают кормушки в садах, парках. Если вы будете подкармливать зимой, то к вам они и летом будут прилетать и очищать растения от насекомых-вредителей.
6. Подведение итогов занятия.
- А теперь давайте отгадаем загадки.
- Летом по лесу гуляет,
А зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)
- Шуба серая для лета,
Для зимы другого цвета. (Заяц)
- Какая птица зимой выводит птенцов? (Клест)
- У какого зверя зимой рождаются детеныши? (У медведицы)
- Молодцы, ребята! Быстро справились с заданиями. На этом наше занятие подошло к концу. Можете отдыхать.
Источники информации:
В. А. Крутецкая «Окружающий мир 2-4 классы. Интересные факты для докладов и сообщений», «Литера» Санкт – Петербург 2008 год.
Перевод Т. Ю. Покидаевой «Загадки дикой природы», «Росмэн» Москва 2001 год.
Л. И. Марченко «Осень», «Дрофа» Москва 1996 год.
Ю. Дмитриев, Н. Пожарицкая, А. Владимиров, В. Порудоминский «Книга природы», «Детская литература» Москва 1990 год.
Н. А. Касаткина «Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня», «Учитель» Волгоград 2007 год.

15