Посвящение в юные музыканты (1 класс)
Музыкальный праздник для 1 классов
«Посвящение в юные музыканты»
Здравствуйте, ребята! Как много вас сегодня здесь собралось и все вы , нарядные и красивые, пришли на наш праздник «Посвящение в юные музыканты».
- Поднимите руку те, кто любит музыку? Спасибо, я вижу, что почти все вы любите этот удивительный вид искусства - музыку.
Мы сегодня к нам в гости пригласили Фею. Но это не простая Фея, она живёт в далёкой волшебной стране .Её к нам послала Королева Мелодия .
(Звучит музыка П.И.Чайковского, входит Фея)
Фея:
-Здравствуйте, ребята! Я на самом деле необычная Фея, ведь живу я в одном
из самых чудесных королевств на свете.
Поэтому я и появилась под звуки прекрасной музыки, которую написал известный русский композитор Петр Ильич Чайковский. Видите, у меня в руках волшебный жезл. Стоит только мне взмахнуть им, как зазвучит красивая музыка. Она расскажет нам о необычных странах, познакомит с героями и красавицами. И все это будет нарисовано только удивительной красоты звуками, которые сочинили и придумали для вас самые настоящие волшебники-композиторы. Так называют людей, которые сочиняют музыку. Только у меня к вам есть одна просьба. Музыка это очень хрупкий предмет'. Если зашуметь в то время, когда звучит музыка, все ее волшебство исчезнет. Поэтому давайте договоримся сразу вот о чем: когда начнет звучать музыка, постарайтесь сидеть тихо-тихо,. Вот послушайте, какая музыка зазвучит сейчас.
(Взмахивает жезлом. Начинает звучать начало пьесы «Лебедь» К. Сен-Санса. Затем музыка несколько приглушается и затихает.)
Знаете, как много прекрасных музыкальных мелодий сочинено композиторами всего мира. Со временем вы научитесь понимать и ещё больше любить музыку, конечно, если будете упорно трудиться и овладеете знаниями, которые являются ключами ,открывающими прекрасный мир музыки .И поведут вас в этот сказочный мир два ключа ,не простых, а музыкальных!
.
(Звучит музыка по выбору постановщика).
Два ключа, две закорючки. Интересные две штучки. Ими дверь ты не откроешь, Их и в руки не возьмешь. Не от шкафа платяного, Не от Мишки заводного.
А скажу вам наперед.
Два ключа от звуков нот.
(Из дверей школы выходит Скрипичный ключ).
Познакомьтесь ключ Скрипичный.
Развеселый , симпатичный.
На 2-ой всегда линейке
Он сидит, как на скамейке.
(Выходит Басовый ключ).
Есть еще и ключ Басовый.
Он и добрый и суровый
. На 4-ой он линейке
Место с краю занимает.
Ноту Фа октавой малой
Ключ Басовый открывает.
Скрипичный Ключ:
Я приглашаю вас в мой храм искусств,
Я самый важный в нем,
Кто не знаком со мной, тому придется худо.
А ну-ка отгадайте, как меня зовут?
Дети (хором): Скрипичный ключ.
Басовый ключ:
Я брат Скрипичного ключа,
Во всем его помощник.
Со мной подружитесь вы, но немного позже.
Скрипичный ключ:
Я важный ключ,
Хозяин нотных книжек
Я открываю дверь вам в мир чудес!
Но сам без нот, я ничего не значу.
Я приглашаю к вам на праздник вот этот нотный хоровод. (входят ноты)
Нота До:
Мы звуки музыки,Нас нотами зовут.А кто как называется,Мы вам расскажем тут.
Скрипичный ключ:
Каждая нота имеет свое имя. Запомните, как их зовут. (Показывает на каждую ноту и называет ее название.) До, ре, ми, фа, соль, ля, си. Давайте выучим имена нот. (Повторяет с ребятами названия нот.) Чтобы вам легче было запомнить их имена, попробуйте запомнить несложный стишок:
Басовый ключ:
До, ре, ми, фа, соль, ля, си,
Кошка едет на такси.
Заплатила сто рублей
И поехала в музей.
А веселые котята
К ней уселись позади
И проехали бесплатно.
До, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Скрипичный ключ:
Запомнили? Давайте повторим этот стишок вместе со мной еще раз. (Повторяет с ребятами стихотворение.)
Фея:
Вот видите, ребята, какой веселый человек наш Скрипичный ключ.
Только скажет нотам он: «Быстро стройтесь в ряд!»
И бегут к нему все ноты, и встают подряд.
Ключ скрипичный ноты строит по порядку тесно
Тот, кто их потом споет, тот получит песню
Надо сказать, что петь ноты, не так просто. Но, я думаю, что постепенно мы это делать научимся. А пока послушаем песню про ноты, и про то, как их зовут.
Ключ:
Эта песенка интересна тем, что в ней к названию каждой нотки сочинен маленький стишок. Например,
До - воробышка гнездо.
Ре - деревья во дворе.
Ми - котенка покорми.
Фа - в лесу кричит сова.
Фея:
С такими стихами ребята названия нот запомнят легко.
Ключ:
Я думаю, что они их уже запомнили.
Фея:
Тогда они смогут подпевать названия нот в припеве этой
песни.
( Звучит исполнение песни композитора Р. Роджерса из мюзикла
«Звуки музыки».)
Нота До:
Нужны мы композитору,Он нами управляет,Он превратит нас в музыку,В какую пожелает.
Ре: В тихую.Ми: Напевную.Фа: В грустную.Соль: Душевную.Ля: В звонкую.Си: В весёлую.
Ре: И в маршеобразную
Создает он музыкуВсякую, разную.
Нота До:
Мы Ваши верные друзья,
Нам друг без друга жить нельзя.
Мы в жизни, встретимся не раз
Любите, знайте, пойте нас
Скрипичный ключ: Тише, тише!
Басовый ключ: Что случилось?
Скрипичный ключ: А разве ты не слышишь? Послушай!
(Доносится музыка Римского-Корсакова "Шахерезада").
Это же она!
Басовый ключ: Да, да! Конечно, это она!
Вместе, торжественно:
Королева Мелодия! (Входит Королева Мелодия).
Королева Мелодия:
Мое королевство не сложно найти,
Каждый, кто хочет, отыщет пути.
Туда, где талант подружились и труд,
Туда, где хорошие песни поют.
Мое Королевство открыто для всех,
Кто музыку любит, песню и смех,
Кто любит трудиться,
Кто любит мечтать,
Кто хочет учиться только на "пять".
Королева:
Здравствуйте, ребята! Мое королевство ждет вас. Мы все и нотки, и наши друзья Скрипичный и Басовый ключи, с нетерпением ждали сегодняшней встречи. Нам очень хотелось узнать, какое оно, новое поколение.
(В исполнении первоклассников звучат песни, стихи о музыке.)
Скрипичный ключ:
А сейчас начнется самый торжественный момент нашего праздника посвящение в юные музыканты.
Басовый ключ:
Первоклассники, встаньте!
Королева:
Каждый из вас должен повторить за мной последние слова клятвы. Слушайте и повторяйте!
Ключи:
Слушайте и повторяйте!
(Королева зачитывает клятву:)
1. Клянемся учиться на "5",
Занятия не пропускать!
Ребята: Клянёмся, клянёмся, клянёмся!
2.Задания все выполнять,
И лень от себя отгонять!
Ребята: Клянёмся, клянёмся, клянёмся!
3.А трудно не вешать свой нос,
Пусть даже обидно до слез.
Ребята: Клянёмся, клянёмся, клянёмся!
4.Со своим инструментом дружить,
И музыку свято любить
Ребята: Клянёмся, Клянёмся, Клянёмся!
5. В мир музыки смело вперед
И с нею к вам радость придет!
Нота Ре:
Без музыки, без песенки, нельзя на свете жить!
Всегда мы будем с музыкой песенкой дружить!
Королева:
Ну что ж, ребята, вы заслужили, чтобы моя музыкальнаяшкатулка открыла свой секрет. ,
(Открывается шкатулка и звучит песня "Музыкальная шкатулка". Из шкатулки достают испеченные скрипичные ключи с ленточкой и одевают всем первоклассникам на шею).
Проект «Посвящение в юные музыканты» проведён в рамках учебного предмета музыка. В рамках этого проекта проведены самостоятельные исследования: знакомство с нотной грамотой, звукорядом, музыкальными инструментами (струнными, духовыми, клавишными), знакомство с композиторами.
Основополагающий вопрос:
«Кто может быть музыкантом?»
Проблемные вопросы:
Зачем нужны ноты?
Что делают композиторы?
Правила слушателя.
Как выглядят нотные знаки, музыкальные ключи?
5. Правила юных музыкантов.
Проект
«Посвящение в юные музыканты»
Дидактический материал:
1.Диски.
2. Кассеты.
3. Костюмы (Королева мелодия, Фея, ноты, музыкальные ключи).
4. Песни:
Р. Роджерс «Звуки музыки»
Д. Кабалевский «Песня о школе»
С.Соснин «Домисолька»
В.Сергеева «Семь подружек»
И. Николаев «Маленькая страна»
Е. Арсеева «Музыкальная шкатулка»
Портреты композиторов (П.Чайковского, С. Сен-Санса, Н. Римского-Корсакого и др.)
Музыкальные произведения:
П. И.Чайковский Первый концерт для фортепиано с оркестром.
С. Сен-Санс «Лебедь»,
П.И.Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»,
Н.А.Римский-Корсаков «Шахерезада»,
П.И.Чайковский Па-де-де из балета «Щелкунчик»
П.И.Чайковский Испанский танец
15