Конспект урока биологии на тему Хищные птицы (8 класс, школа VIII вида)
Конспект урока биологии в 8 классе специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида
Тема урока: Хищные птицы.
Цель: Раскрыть характерные признаки хищных птиц, показать связь между внешним строением и способом питания, определить их роль в природе.Задачи:Образовательные: показать разнообразие клюва, ног и строение крыльев хищных птиц.Коррекционные: коррекция внимания, мышления.Воспитательные: воспитывать бережное отношение к птицам.Оборудование: мультимедийная установка, презентация «Хищные птицы», картинки с изображением птиц.
Ход урока1. Орг. момент. Проверка готовности учащихся к уроку
2. Проверка домашнего задания.1) Индивидуальная работа по карточкам2) Фронтальный опрос:- Перечислите ранее изученные отряды птиц.- Докажите приспособленность птиц к условиям обитания.
- Вспомните, каких животных называют хищниками?
3. Постановка цели урока.- Сегодня на уроке мы познакомим с хищными птицами. Познакомимся с их многообразием и значением, с хищными птицами нашего региона.
4. Изучение нового материала.
Рассказ учителя с демонстрацией презентации.- Люди издревле восхищались красотой этих птиц, существуют такие выражения: как ясный сокол, сова символ мудрости. Многие хищные птицы являются символами стран и изображены на гербах, знаменах и эмблемах многих народов. На гербе Российской Федерации изображен трехглавый орел. Изображение хищных птиц символизирует силу и мужество.
- А каких животных мы называем хищниками?
- Хищники питаются другими видами животных. Хищные птицы также питаются другими видами птиц, мелкими грызунами, порой могут нападать на более крупных животных, например зайцев и молодых оленей.
-Хищные птицы встречаются в самых разных местах: в лесах, степях, горах. Одни из них ведут ночной образ жизни, другие дневной.
- Отличительные признаки хищных птиц. 1. Мощный, загнутый клюв.2. Сильные ноги, с острыми загнутыми когтями.3. Хорошее зрение и слух4. Крылья узкие для быстрого полета или широкие, позволяющие парить в воздухе.- Отличительные признаки хищных птиц - это приспособленность к среде обитания и образу жизни.
- Отгадайте загадку:
У нее глаза большие,
Хищный клюв – всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днем. (Сова)
Ночные хищники - совы.
- Совы расселены по всему свету, от экватора до холодных северных стран, их можно найти везде: и на морском берегу, и в горах, и в пустыне, и в степи, и даже в городах. Большая часть сов держится в лесах или в лесистых местностях.
- Крупная голова, большие круглые глаза спереди головы, клюв короткий, хищный. Охотится ночью, оперение мягкое, полёт бесшумный, когти длинные и острые, окрас маскирующий.
- Серая сова - очень полезная птица. За лето она может уничтожить до 1000 мышей и разных грызунов. Спасает почти 1 тонну зерна.
Дневные хищные птицы.
- К дневным хищным птицам относятся: ястреб, орёл, сокол, беркут и многие другие.
- Степной орел обитает в степях и пустынях. Это дневной хищник. Имеет очень хорошее зрение. Может гнездиться на склонах холмов, в стогах соломы. Уничтожает много грызунов, принося пользу сельскому хозяйству.
- Сапсан - самая быстрая птица. В стремительном пикирующем полёте она
способна развивать скорость свыше 322 км/ч. Общее телосложение крепкое,
характерное для активных хищных птиц - широкая грудь с твёрдыми и выпуклыми мышцами, сильные пальцы с острыми и круто согнутыми когтями, и короткий, серпообразно загнутый клюв.
- В Краснодарском крае обитают дневные хищные птицы: скопа, гриф черный, беркут, степной орел, орел-могильник, курганник, змееяд, лунь, сип, орлан, коршун, стервятник, сапсан, кобчик, пустельга. Есть и ночные хищные птицы: сыч, филин, сова болотная и ушастая, сплюшка . Многие из них занесены в Красную книгу.Физ.минуткаЗначение хищных птиц.1. Хищные птицы осуществляют избирательный отлов своих жертв, в их когти попадают больные и слабые животные, таким образом, способствуют оздоровлению популяции животных.2. Употребляют в пищу трупы погибших животных, уничтожают источник заражения.3. Уничтожая грызунов, защищают урожай.5. Закрепление.1) Отгадайте загадки.Птица хищная с ушамиГромко ухает ночами. (Сова)Без особого усилья,Широко расправив крылья,Славу в небе приобрел,Над землей парит ….(Орел)Другой птицы вы не найдете –Вместо собаки помощник в охоте. (Сокол)Одна из самых известных хищных птиц, самая крупная из орлов. (Беркут)Самая большая хищная птица с очень зорким зрением. (Орел, гриф)
2) Работа с учебником.
Учащиеся читают текст по абзацам, после чего отвечают на вопрос о том, что нового они узнали в данном отрывке.
6. Итог урока. - Сегодня на уроке мы познакомились с некоторыми видами хищных птиц, с отличительными признаками строения птиц, со значением хищных птиц в природе.
- Каких хищных птиц вы встречали в нашей сельской местности.
7. Домашнее задание.
1) стр. 110 – 113, читать, отвечать на вопросы.
2) нарисовать хищных птиц, которых вы встречали в нашей сельской местности.
8. Рефлексия.
- Ребята, я благодарю вас за активную работу на уроке.
- А теперь прошу каждого выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за хорошую работу, хорошее поведение на уроке.