Открытый урок по биологии на тему Определение и изучение растений семейства паслёновых (6 класс)

Урок по биологии в 6 классе.

Тема урока:
Определение и изучение растений семейства пасленовых.

Цели урока:
Образовательные:
Развитие понятия о систематике;
Показать практическое значение пасленовых.
Развивающие: Научиться распознавать и определять растения.
Воспитательные: Привитие природоохранных навыков.

Оборудование:
Растение паслена черного, дурмана;
Плоды томата, перца, баклажана;
Гербарий растений семейства пасленовых;
Определительные карточки, таблицы.

Учащиеся должны:
знать систематику растений;
знать растения семейства пасленовых;
знать практическое значение растений семейства пасленовых;
уметь делать выводы по теме

Ход урока:

Организационный момент.
1.Проверка присутствующих, отсутствующих и учет опоздавших.
2. Псмхологический настрой на урок

Проверка знаний.
Фронтальная беседа и работа у доски по карточкам:
На основании каких признаков картофель относится к семейству пасленовых?
Что вы знаете об истории возделывания картофеля?
Каково хозяйственное значение картофеля?
Признаки растений класса двудольных?
Чем отличаются цветки крестоцветных и розоцветных?
Чем отличаются цветки бобовых и пасленовых?

Изучение нового материала.
Лабораторная работа. Определение растений (лаборанты раздают гербарии и определители)
По итогам лабораторной работы учащиеся дают определение растениям семейства пасленовых.
Растения семейства пасленовых

Дикорастущие
Культурные

Белена
Дурман
Технические
Пищевые
Декоративные


Табак махорка
Табак курительный
Картофель
Паслен клубненосный
Помидор съедобный
Табак душистый
Петунья гибридная



Дать характеристику некоторым представителям семейства пасленовых.
А) Томаты:
Среди культурных растений семейства пасленовых большое значение имеют томаты.
Родина томатов Перу. В Россию томаты завезли в XIX веке и выращивали только в Крыму.
Селекционеры Грибовской станции создали замечательные сорта: Грибовский – карлик, Грибовский – штамбовой, Плановый – 904 и др.
Плоды томата содержат необходимые для организма кислоты, белки, витамины С, В, А, Р.
Б) Баклажан:
Родина баклажанов Индия.
Очень ценный продукт. Содержит 2-3 % - сахарозы, 1,5 % клетчатки, аскорбиновую кислоту, соли калия и т. д.
Используют в целебных целях, чтобы понизить содержание холестерина в крови, улучшить работу сердечно-сосудистой системы.
В) Белена, дурман, белладонна – ядовитые растения.
Дурман – однолетнее растение, вырастает до 1 метра. Цветы крупные, белые, цветет с июня по сентябрь. Плоды – коробочка. Созревает с июля до поздней осени. Очень ядовитое растение, но применяется в медицине. Лечебными свойствами обладают листья дурмана, богатые алкалоидами. Из них готовят сигареты «Астмотол» и «Астмотин», которые используются как противоастматические средства. При сборе необходимо быть очень осторожными.
Г) Табак.
Табак – многолетнее травянистое растение. Родина табака – Тропическая Америка. В табаке и в табачном дыме содержится около 200 вредных веществ, особенно ядовит – никотин. Ядовитый алколоид – никотин вызывает постепенное отравление организма.
В Казахстане выращивают сорт табака «Дюбек», а совместно табачная фирма «Казахстан» и «Филипп Морис» производят сигареты «Казахстан», «Медео», «Шынгиз хан» и др.

IV. Домашнее задание: §69.

Конкретизация и развитие понятий о роде и виде (обобщение).

Составить таблицу, где указать представителей семейства пасленовых.

Род
Вид

Паслён
Паслён чёрный, паслён мохнатый, паслён клубненосный, баклажан

Помидор
Помидор съедобный (сорта)

Белена
Белена чёрная, белена чешская

Дурман
Дурман вонючий

Табак
Табак курительный, табак махорка, табак душистый


VI. Проверка знаний.
А) Записать важнейших представителей семейства:
I вариант - бобовых
II вариант - паслёновых
III вариант - крестоцветных
IV вариант – розоцветных.

Б) написать формулу цветка:
I вариант - розоцветных
II вариант - бобовых
III вариант - паслёновых
IV вариант – крестоцветных.

В) Какой плод имеют растения семейства:
I вариант - бобовых
II вариант - крестоцветных
III вариант - розоцветных
IV вариант – паслёновых.

Г) К какому семейству относятся:
I вариант - помидоры
II вариант - шиповник
III вариант - капуста
IV вариант – горох.

Д) Отгадать загадки (растение и к какому семейству относится).

VII. Итоги урока: поурочный балл.