Урок литературного чтения Л.Толстой Лев и собачка


Тема: Л.Толстой «Лев и собачка»
Цель: совершенствовать навык правильного и выразительного чтения; формировать умения выборочного чтения, составление плана и пересказа; развивать память, образное мышление, способность сопереживать героям; воспитывать любовь к животным.
Ход урока.
Оргмомент.
Подготовка к чтению.
Упражнение в чётком чтении слов (напечатано на доске)
БЫЛЬ
ВЕЗДЕ
ГЛЯДИ
СЛАБЫ
ФЕРМЫ
ФИРМЫ
ЦЕНИ
ЦЕНА
ТЕБЕ
СЕБЕ
ХАЛВА
ХВАЛА
Работа по прочитанному.
Проверка чтения. (стихотворение Соловьёва С.М. «Смерть птички»).
Подготовка к восприятию произведения.
Рассказ учителя.
- Люди и звери живут вместе не только в реальной жизни, но и в произведениях, одинаково чувствуют, переживают, любят.
Л.Н.Толстой написал замечательное произведение о дружбе и любви животных.
2. Тема урока Л.Н. Толстой «Лев и собачка»
3. Работа с названием и иллюстрацией
- Найдите в книге фамилию автора, названия, жанр.
- О ком пойдет речь?
- Рассмотрим иллюстрацию в учебнике.
- Каким нарисован лев? Собачка?
- Кем считается лев среди животных?
- Что вы еще можете дополнить к этому портрету «царя зверей»?
4. Словарная работа.
- В были вам могут встретиться непонятные слова:
В Лондоне –
Лев ощетинился –
Барин -
Постановка учебной задачи.
Сядьте поудобнее и послушайте быль.
Первичное восприятие. (читает учитель)
- Что тронуло вас?
- Что удивило?
- Осталось ли что-то непонятным?
Чтение. Анализ произведения.
Читают дети (хорошо читающие)
Беседа по прочитанному.
- Где происходила эта история?
- Как собачка оказалась в клетке у льва?
- Как повела себя она, оказавшись в клетке?
- Как вел себя лев?
- Зачитываем отрывок, в котором говориться, как произошло знакомство льва и собачки.
- Во что переросло знакомство зверей?
- Что сделал лев, когда барин хотел забрать свою собачку? Почему?
- Что произошло через год?
- Как лев воспринял смерть собачки?
- Почему Лев разговаривал другую собачку?
- О чём это говорит?
- Почему лев умер?
- Что можно сказать о дружбе льва и собачки?
Работа над правильностью чтения.
1 группа – читает самостоятельно, делит на части.
2 группа – читают вместе с учителем по кусочкам.
Проверка 1 группы. Работают все.
- Сколько частей получилось?
3) Чтение каждой части. Озаглавливание.
- Прочитайте 1 часть.
- Какова её основная мысль.
1) Собачка в зверинце – пересказ сильный, слабый и т.д.
2) Лев и собачка подружились.
3) Хозяин и собака.
4) Смерть друзей.
5) Замысел автора.
- Как вы думаете, почему писатель рассказал читателям об этом случае? (несколько мн.)
- Что нас поражает в дружбе льва и собачки?
- Дружба – настоящая, преданная.
Пословицы: Какая из пословиц точно характеризуют дружбу наших зверей? Почему?
Без друга на сердце вьюга.
Береги нос в большой мороз.
В тесноте, да не в обиде.
Итог урока, на дом с. 133 – 135, пересказ.