Конспект урока литературного чтения на тему Л.Н.Толстой Лев и собачка (3 класс)
Тема урока: Л.Н.Толстой «Лев и собачка».
Цели урока: Создать условия для:
ознакомления учащихся с произведением Л.Н.Толстого «Лев и собачка»
совершенствования навыков чтения
формирования глубокого понимания смысла текста, умения логически его перерабатывать, давать характеристику героев, оценку их поступкам
развития умения оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат работы пары и собственные достижения;
воспитания чувства любви и бережного отношения к животным.
Универсальные учебные действия:
Личностные: воспитывать нравственно-этические чувства, проявление сопереживания другим (в данном случае животным).
Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Познавательные: осмысление текста, умение выделить главное, умение обобщать, сравнивать, проводить анализ и синтез, умение находить ответы на вопросы, используя учебник.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других, работать в группах.
Оборудование: презентация к уроку, книга с произведением, конверты с заданиями для групповой работы
Ход урока
Организационный момент.
-Добрый день, мои дорогие! Как настроение? Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо! Улыбка располагает приятному общению. Поднимите красивые глазки на меня. Начинаем урок литературного чтения. Пусть этот урок несёт нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.
Разминка.
- Правильно, осознанно и выразительно читать – это целое искусство. Мы с вами осваиваем это искусство. Начнём с разминки.
(Слайд 1)
Бедная собака – бросили её.
Старая собака – где её жильё?
Злой хозяин, вредный
Выгнал за порог!
Перед нею, бедной,
Нет уже дорог!
- Прочитаем в полголоса, вдумаемся в слова.
- С какой интонацией будем читать стихотворение? Почему?
- Найдём в стихотворении имена прилагательные.
- Прочитайте, выделяя их голосом.
- Какие прилагательные характеризуют собаку? Хозяина?
- Почему собака «бедная»?
- Прочитаем вслух, соблюдая выбранную интонацию.
3. Актуализация знаний.
Какие мысли и чувства вызвало стихотворение? (Ответы детей.)
Учитель: Дети, у кого из вас есть собаки? Как вы заботитесь о них? Расскажите! Что интересного знаете о собаках? (Дети рассказывают о своих младших друзьях)
- Собака – друг человека, верные друзья, никогда не предают своего хозяина. Собаки раньше были дикими животными, человек приручил собаку, и собака теперь помогает человеку всю жизнь. В последнее время на улицах городов и сёл бродят бездомные собаки. Бездомная собака - брошенный друг. Друг, которого предали и довели до озлобления и отчаяния. Мы должны жалеть наших младших бессловесных братьев, проявлять чуткость к ним, защитить их в нужный момент. Помните! Мы в ответе за тех, кого приручили. Добро начинается с любви к живому. Доброта помогает людям жить, творить, делает жизнь красивой.
- Ребята, у нас в мире есть Всемирное общество защиты животных с центром в Лондоне, а в России во многих городах тоже созданы “Общества защиты животных”, куда люди обращаются с различными жалобами и просьбами в защиту животных. Помогают пристроить в хорошие руки, создают приюты для бездомных животных.
- Сейчас я включу голос животного, а вы определите, принадлежит ли он собаке.
-А какому животному принадлежит? (звучит рычание льва) (ответы детей)
- Представляете, это голос льва. Кто из вас был в зоопарке? Кто видел льва? Что вы о нём можете рассказать?
Полина: Длина льва - 2м 40см, вес – 230кг. Лев — рекордсмен по высоте в плечах среди всех кошачьих. По весу он находится на втором месте после тигра. У львов мощные лапы, сильные челюсти, а клыки имеют длину 8 см, поэтому эти хищники способны убивать достаточно крупных животных (Слайд)
4. Самоопределение к деятельности.
- Ребята, а кто догадался, почему мы вспомнили этих животных?
-Как будет называться рассказ, который мы сегодня будем читать?
- Кто знает автора этого рассказа?
- Вспомните, что вы знаете о Л.Н.Толстом? (Слайд 4)
- Лев Николаевич был очень добрым, щедрым человеком и умел чувствовать чужие беды и страдания. И эти качества он сохранил в себе до конца жизни.
5. Целеполагание.
- Мы сегодня ребята продолжим читать рассказы Л.Н.Толстого. (Портрет Л.Н.Толстого. Вспомните, какие рассказы читали в 1классе? Во 2 классе? Какие рассказы вы ещё знаете? (Выставка книг Л.Н.Толстого, слайд № 7 )
- Молодцы! Прекрасно! Вы можете найти эти книги в школьной библиотеке и читать. Открыли учебник. Как называется рассказ? (“Лев и собачка”).
- О чем нам может рассказать заголовок? (Речь пойдет о хищном льве и собачке. О маленькой собачке и огромном льве.)
6. Работа по теме урока.
а) Беседа.
- Ребята, посмотрите, что написано после заглавия рассказа?
- Что значит быль?
- История, о которой рассказывает Лев Толстой, на самом деле произошла в далёком городе Лондоне, а узнал он о ней из рассказов моряков.
б) Знакомство с текстом.
Чтение текстаучащимися и учителем
- Какие чувства у вас возникли при слушании этой были?
-В какие моменты они возникли?
в) словарная работа
- Ребята, о каких словах хочется поговорить? Какие слова вас интересовали? (Лондон, ощетиниться, барин...)
- Много стран на свете. Наша страна называется Россия. Столица – Москва.
Есть страна Англия. Столица Англии – Лондон. Барин – богатый человек.
Физкультминутка.
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
в) Чтение по частям и анализ.
- Назовите главных героев были.
- Прочитаем, как начинается рассказ. (1 часть рассказа). Поставьте карандашом точку.
- Как вы думаете, почему автор так начал свой рассказ?
- Что он хотел нам показать?
(Люди безжалостны – уничтожают животных и смотрят на расправу. Чтобы такого никогда не было, хочет научить нас любить животных)
Обобщение: в рассказе люди – безжалостные, а лев и собачка – добрые.
- Найдите и прочитайте в тексте, как произошла встреча льва и собачки. (2 часть рассказа). Какие действия совершает собачка – найдите и подчеркните глаголы, которые передают эти действия.
- Что вы можете сказать о собачке? Какая она? (Добрая, ласковая, предлагает дружбу)
- Какие действия совершает лев? (Подчеркните карандашом глаголы).
- Каким мы видим льва в этой ситуации? (Рассматривает, понравилась)
- Что повлияло на душевное состояние льва, ведь до этого лев съедал животных? (Собачка ласковая, приветливая, сумела поменять настроение льва)
- Что сблизило этих двух животных? (Они оба одиноки)
- Как протекала жизнь льва и собачки дальше? (Чтение – 3 часть рассказа)
- Кем стала собачка для льва? (Другом)
-Найдите абзац и прочитайте о том, что случилось один раз в зверинце.
- Почему лев ощетинился и зарычал на хозяина, как вы думаете?
- Сколько лет они прожили вместе в одной клетке?
- От чего умерла собачка?
- Как вел себя лев после смерти собачки? Подтвердите словами из текста (выборочное чтение)
- Какими словами писатель передал сначала недоумение льва, а потом нарастание его горя? Подтвердите словами из текста(выборочное чтение)
- В чем выразились любовь и преданность льва после смерти друга? (ответы детей)
- Почему хозяин решил дать льву другую собачку?
- Почему лев разорвал другую собачку?
- Сколько дней он пролежал около мертвой собачки?
- Похожи ли переживания льва на переживания людей?
- Согласитесь ли вы с мнением, что лев очеловечен? (Да, чувства любви присуще не только человеку, но и животному. Любит как человек, кормит как человек. У животных такие же чувства как у людей. Любовь и преданность своему другу у льва, а затем ярость и отчаяние, горе и страдание, об умершем друге.)
- От чего умер лев? (Лев умер от тоски. Он не хотел один оставаться, так как потерял друга)
Физкультминутка.
- Грустно стало – улыбнитесь.
- Поморгайте быстро глазками.
- Закройте глаза и посидите тихо.
- Открыли глазки, посмотрели направо, налево, вверх, вниз.
- Посмотрели на доску.
г) Работа в парах (приложение)
- Чтобы глубже понять содержание рассказа мы сейчас поработаем в парах.
д) Отчёт пар.
7. Рефлексия.
- Наш урок подходит к концу.
- Подведем итог. Кто доволен своей работой на уроке? Как работал класс?
- На листочке нарисуйте свое сердечко и напишите, какие чувства там возникли, поселились ли там доброта, сочувствие, захотели ли вы совершить какой-то поступок по отношению к животным. (Дети вывешивают свои листочки на доску и подводят итог)
- Что дал вам этот урок? Что нам открыл автор в этом рассказе? Какова была цель писателя? (ответы детей: Чтобы мы пожалели собаку... Посочувствовали ей...)
Учитель: Дети, прислушайтесь к слову “посочувствовали”. К чему же обращается писатель? (К нашим чувствам.)
- Замечательно! Читая рассказы, мы радуемся и огорчаемся, веселимся и грустим, испытываем чувство страха и чувство восторга, любви и ненависти, сражаемся, побеждаем, разочаровываемся, страдаем, празднуем вместе с героями, то плачем от горя, то смеёмся до слез.
Рассказ прекрасный. Спасибо Л.Н.Толстому за его добрые рассказы, (слайд № 11)
Да, дети. Мы замечательный рассказ прочитали с вами, но мне он не очень по душе...А вы не догадались почему? (разные ответы детей)
Спасибо! Умницы! Догадались! Вы мне доставили много радости, так как хорошо работали. Я горжусь вами! (слайд №12)
Выберите и продолжите любое предложение.
На сегодняшнем уроке я узнал …
На этом уроке я похвалил бы себя за …
После урока мне захотелось …
Сегодня я сумел …
VI. Домашняя работа. Придумайте свою концовку рассказа, чтобы она была радостной.
Приложение
1 пара.
Рассмотрите иллюстрацию. Найдите и прочитайте в тексте к какому моменту она относится? Как выглядят животные?
2 пара
Если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече?
Собака: Не тронь меня, я добрая!
Лев: Какая интересная собачка. Боишься, да?
Собака: Да, я тебя боюсь. Ты такой большой. А я ведь маленькая.
Лев: Не бойся меня, собачка. Я огромный, но добрый.
Собачка: Давай тогда дружить!
Лев: Давай, ты мне нравишься. Будем дружить! Я тебя не дам в обиду.
3 пара
Какая пословица подходит к этому произведению?
Где дружбой дорожат, там враги дрожат.
Один за всех и все за одного.
Сила сломит всё, а ум силу.
Преданному смерть не страшна.
4 пара
Какая пословица подходит к этому произведению?
Жить вместе – и умереть вместе.
Все за одного, а один за всех.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Волка ноги кормят.
Ленивому всегда праздник.
Не топор кормит, а работа
5 пара
Соберите пословицу
Тоску да горе и за кованой дверью не спрячешь
6 пара
Рассмотрите иллюстрацию на доске. Найдите и прочитайте в тексте к какому моменту она относится?
7 пара
Соберите пословицу
Для доброго друга не жаль ни хлеба, ни досуга.
8пара
Прочитай пословицу
Для друга ничего не жаль.