Конспект занятия в младшей группе Песок и его свойства


Конспект непосредственной образовательной деятельности
по познавательно-исследовательской деятельности
в младшей группе на тему:
«Песок и его свойства» 
Цель:
Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств песка.
Задачи:
Образовательные
формирование представлений детей о свойствах сухого и влажного песка;
Формировать умение изображать солнышко из песка;
Ознакомление с  правилами  поведения детей  при игре с песком.
Развивающие
развивать: творческое воображение, умение проводить несложные  эксперименты любознательность, познавательный интерес в процессе экспериментирования с песком. умение отражать полученные впечатления в речи и продуктивной деятельности.
Воспитательные
Воспитывать аккуратность в работе.
Вызвать интерес к изображению солнца в сотворчестве с педагогом и другими детьми.
воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор
ЗдоровьесберегающиеРазвитие общих речевых навыков, координация речи с движениями
Развивать мелкую моторику рук.
 
Методы и приёмы:
Словесные:  проблемно-поисковые вопросы;  диалог;  художественное слово – загадка, стихотворение, потешка.
Наглядные:  показ карточек,  просмотр мультимедийной презентации.Практические:  погружение в игровую ситуацию, практические действия (творческое задание по созданию коллективной работы), физминутка, игра с зайцем, самостоятельная творческая деятельность детей, экспериментирование, сюрпризный момент.
 Материалы: Мультимедиа,  ящики (2 шт.),  песок, песок цветной, карточки с правилами работы с песком,  лейка с водой, фартуки, ведёрко, поднос,  корзинка,  клеёнка прозрачная, ватман, кисточка, клей ПВА, влажные салфетки, морковка с конфетами, подарок «Радужный песок». 
Предварительная работа: беседа с детьми о свойствах песка, рассматривание иллюстраций  «Играем с песком», чтение загадок, стихотворений о песке.
Дети с воспитателем заходят в группу, здороваются с гостями.
Воспитатель: - Дети вы любите смотреть сказки?  А вы знаете, что в каждой  сказке есть своя  волшебная страна. Посмотрите на экран. А вот ещё одна.  Слайды- картинки волшебных стран (2 картинки солнечные, играет фоновая музыка)
Воспитатель: -  Но есть необычная страна, а почему она необычная вы узнаете,  когда отгадаете загадку.
Загадка :Он и желтый и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей,
Если хочешь, можешь брать
И в «куличики» играть.  (песок)
- Значит эта страна  состоит из чего?
Дети: - Из песка.  
Воспитатель:  - Посмотрите на экран.  Стихотворение Н. Дилакторской «Песочная страна»
Течёт в стране песочной песочная река,
Построен дом высотный из жёлтого песка,
А справа возле речки где круче бережок
Пекут в песочной печки песочный пирожок.
Воспитатель: - Посмотрите какой замок построен.  (Слайд  замок из песка)
Слайд Зайчик – видео.
 (Здравствуйте ребята, я волшебный Зайчик из песочной страны. В моей стране уже давно не светит солнышко, стало пасмурно и очень скучно и у всех жителей каждый день плохое настроение. Я хочу помочь своим друзьям, но один не справлюсь, вы мне поможете?)Дети: - Да.
Зайчик: - Тогда я поспешу к вам!
Стук в дверь. Входит зайчик.
Зайчик: - Здравствуйте дети, я очень к вам спешил.
Воспитатель:- Здравствуй Зайчик, а напомни нам,  пожалуйста,  из какой ты страны?
Зайчик: - Из песочной.
Воспитатель: -  Ой,  как здорово,  что ты к нам пришёл. Наши дети любят играть в песок.                                                                          Правда дети?
Дети: - Да.
Зайчик: - А давайте мы с вами поиграем.
Физминутка.
Раз, два, три четыре, пять  (прыжки)
Вышел Зайчик погулять (ходьба на месте)
Вот я всех ребят встречаю (приседание)
В песочную страну приглашаю.  (хлопают в ладоши)
Воспитатель:  - Вы хотите поиграть в песок?  Но прежде чем пройти в песочную страну давайте познакомимся с правилами работы с песком.
1.Не разбрасывать песок , 2.Не брать руки в рот  3. Не тереть глаза   4.Обязательно мыть руки после игры с песком. 5Не обсыпать друг друга.  (показ  карточек)
(надевают фартуки, проходят к столу с песком)
Воспитатель:  - Песок наш тоже волшебный, давайте с ним поздороваемся. Повторяйте за мной.
Здравствуй, здравствуй песок,
Здравствуй, здравствуй дружок,
Будем мы с тобой играть
И не будем обижать.
Воспитатель:  - Послушайте, песок тоже с нами здоровается. (высыпать песок из ведёрка)
Опыт с сухим песком.
Воспитатель: - Положите ладошки на песок и потрогайте его, погладьте какой он ?Дети: - шершавый, сухой.
Воспитатель: - Давайте развеселим его, пощекочем. Сначала одной рукой, затем другой и двумя. Сейчас погреем его, наберём в руки песок и потрём его между ладоней. Что вы чувствуете?
А теперь поиграем в игру самый сильный. Возьмите немного песка в кулачок и крепко сожмите, чтобы не одна песчинка не упала. А теперь высыпайте его из кулачка. Что происходит?
Дети: - песок сыплется.
Воспитататель: - Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, поэтому он сыплется. Какой песок?
Дети: - сухой, сыпучий.
Воспитататель:- Попробуем слепить из него куличики.
(дети пробуют)
Воспитататель: - лепятся?
Дети: - нет
(шум дождя, слайд дождик)
 Воспитататель:    (воспитатель льёт из лейки воду, играет фоновая музыка)
Дождик, дождик  веселей
Своих капель не жалей,
Для цветов и для полей
И для маленьких детей.
- Посмотрите, куда делась вода?  Какой стал песок?
Дети: - впиталась, песок стал мокрый.
Воспитататель: - потрогайте его, какой он?   Теперь возьмите в кулачок, попробуйте высыпать. Сыплется?
Дети:- Нет
Воспитатель: - Почему? 
Дети: - песок мокрый.
Воспитататель.: -  Правильно, влажный песок прекрасно сохраняет форму, поэтому из него легко лепить, на прогулке в песочнице вы это делали много раз.
Вы слепите угощение для жителей песочной страны?
Дети: - конечно.
Воспитататель: - Давайте мы угостим их пирожками. (дети лепят, выкладывают на поднос)
Зайчик: - Ой,  какие пирожки вы слепили, спасибо вам.
Жители песочной  страны будут  очень довольны  вашими  пирожками.
Воспитататель: - Молодцы, все правила работы с песком выполнили, работали аккуратно, давайте вспомним ещё одно правило, что нужно сделать после работы  с песком?
(Дети вытирают руки  влажными салфетками)
Зайчик:- Давайте ещё поиграем  Игра музыкальная «Зайчик»
Зайчик прыгал, прыгал, прыгал и устал (прыгают)
Хвостиком пошевелил, ушки вверх поднял (показывают хвостик и ушки)
И услышал зайчик тихий, тихий звук (Подставляют ладонь к уху)
Посмотрел по сторонам и в ямку прыгнул вдруг (смотрят в стороны, прыгают вперёд)
Воспитататель: - Дети, а вы знаете, что с песком можно не только играть, лепить из него и строить, но ещё песком можно рисовать.
Воспитататель: - Проходите за мной я вам покажу.
(дети подходят к столу с ватманом и жёлтым  песком)  
Воспитататель: - Сейчас я клеем нарисую рисунок, а вы будете сыпать  песок.
(дети работают под фоновую музыку)
Воспитататель: - Сейчас я стряхну лишний песок,  и мы увидим что получилось.
Дети,  посмотрите,  какое красивое солнышко у нас получилось -  яркое, лучистое.
Смотрит солнышко в окошко,Светит в нашу комнату.Мы захлопаем в ладошки - Очень рады солнышку.
А давайте мы его подарим зайчику, чтобы в его стране  не было скучно и всегда светило солнышко!
Зайчик: -  Спасибо дети, как рады будут жители песочной страны, теперь там никогда не будет грустно.
 Я тоже хочу угостить вас, у меня есть волшебная морковка, в ней для вас сладости.
Воспитататель: - Дети, зайчику пора возвращаться в  свою страну, он заберет с собой солнышко и пирожки. До свидания Зайчик!
Дети: - До свидания Зайчик!
Воспитататель: - Дети, посмотрите, в песочной стране засветило солнышко и я думаю, что теперь у жителей хорошее настроение.
 (на экране слайд солнечной песочной страны)
Воспитататель: Давайте вспомним,  что мы для этого сделали?  Что вы узнали о песке?
Дети мне так понравилось с вами играть, вы все молодцы. А у меня для вас тоже есть подарок – набор «Радужный песок», из него вы сделаете красивые поделки с воспитателем. Давайте попрощаемся с гостями, скажем до свидания.