Методические рекомендации для написания курсовой работы по дисциплине Экономика организации

Министерство образования Российской Федерации
Саратовский техникум строительных технологий и сферы обслуживания





ЭКОНОМИКА Отрасли
(Методические указания по выполнению курсовой работы)










Разработал преподаватель
экономических дисциплин
Говенько Ю.К.





Саратов 2012 год

















1. Общие требования к выполнению курсовой работы
1.1. Понятие курсовой работы
Курсовая работа по курсу «Экономика отрасли» – это самостоятельная законченная работа, в которой содержится полное изложение теоретических положений по избранной тематике (основные понятия, классификации, методы, инструменты, модели и др.), а также проводится детальный анализ выбранного отраслевого рынка и конкретных практических ситуаций, описывающих одну из проблем, связанных с тематикой курсовой.
Самостоятельность работы заключается в первую очередь в том, что в ней должно содержаться свое собственное мнение автора по рассматриваемым вопросам. При этом автор должен самостоятельно с привлечением фактов, статистики, расчетов и/или логических рассуждений обосновывать в тексте работы свое мнение и получаемые выводы и результаты.
Законченность работы означает, что в работе должна быть поставлена конкретная цель, связанная с рассматриваемой в рамках темы проблематикой с учетом специфики дисциплины «Экономика отрасли», и эта цель обязательно должна быть в работе достигнута, что означает наличие конкретных выводов и результатов согласно поставленной цели, самостоятельно полученных и обоснованных автором в ходе написания работы.
Курсовая работа по «Экономике отрасли» носит аналитический характер, что означает, что в ходе ее написания автор проводит собственный анализ, привлекая для этого статистическую информацию, характеризующую рассматриваемый отраслевой рынок в соответствии с поставленной целью и задачами. Содержание курсовой работы должно соответствовать проблематике дисциплины «Экономика отрасли».
При написании курсовой работы автор должен уметь излагать свое собственное видение проблемы, подбирать необходимую литературу и статистическую информацию, проводить анализ объекта исследования и уметь систематизировать, критически осмысливать и корректно (со ссылками на первоисточники) приводить в работе мнения специалистов по данной проблематике.

1.2. Основные этапы написания курсовой работы

Написание курсовой работы осуществляется в несколько этапов (см.: Таблица 1). В ходе написания курсовой работы студент должен продемонстрировать способность рационально планировать время. Своевременность и качество выполнения основных этапов курсовой работы учитывается при выставлении итоговой оценки.



Таблица 1
Основные этапы написания курсовой работы

Этапы написания курсовой работы
Учебная неделя с начала семестра (не позднее)*

1
Выбор темы
1

2
Составление рабочего плана курсовой работы
2

3
Подбор литературы и формирование информационной (статистической) базы курсовой работы
3

4
Выполнение поставленных в плане задач курсовой работы
10

5
Сдача курсовой работы на проверку руководителю с возможностью последующей доработки (устранения замечаний)
10

6
Доработка курсовой работы в случае возникновения замечаний у руководителя
14

7
Окончательная сдача курсовой работы на кафедру (руководителю) на проверку
14

* Сроки примерные и уточняются преподавателем в начале семестра.

Работа над курсовой работой начинается с выбора темы при обязательном ее согласовании с руководителем, определения конкретного отраслевого рынка, который будет рассматриваться в практической части и составления плана курсовой работы. План курсовой работы обязательно согласуется с руководителем и определяет содержание и структуру курсовой работы.
2. Выбор темы курсовой работы, составление рабочего плана и подбор литературы
2.1. Выбор темы курсовой работы

Выбор темы курсовой работы производится студентом из списка тем курсовых работ.
Список тем курсовых работ по дисциплине «Экономика отрасли»

Стратегическое поведение компаний в условиях дифференцированного продукта.
Предпринимательство и его место в современной экономике.
Коммерческая деятельность предприятия.
Конкурентоспостобность предприятия.
Стратегии проникновения международных корпораций на новые рынки.
Реклама как метод конкурентной борьбы на рынке дифференцированного продукта.
Потребительский рынок товаров и услуг, показатель его оценки.
Трудовые ресурсы предприятия.
Оплата труда на предприятии.
Планирование как элемент экономического управления предприятием.
Качество продукта и его место в отраслевых стратегиях.
Стратегическое планирование на предприятии.
Бизнес-план, содержание и назначение.
Сущность экономического анализа, его назначение и виды.
Товарооборот предприятия, его сущность и назначение.
Содержание производственной программы и исходные данные для ее обоснования.
Основные и оборотные фонды предприятия.
Оценка эффективности внешнеторговой политики государства.
Анализ отраслевого рынка.
Имущество предприятия.
Издержки производства и обращения.
Анализ и планирование издержек производства и обращения.
Формирование цен на продукцию и услуги предприятия.
Валовый доход предприятия.
Стратегическое взаимодействие крупных товаропроизводителей на мировом рынке.
Прибыль и рентабельность предприятия.
Налоговая система России.
Значение и особенности инвестиционной деятельности предприятия.
Порядок ценообразования и ценовая политика организации (предприятия).
Воздействие ценовой политики фирм на структуру отраслевого рынка.
Оценка финансового состояния организации и разработка мероприятий по его стабилизации.
Порядок образования и ликвидации предприятия.
Значение маркетинга в деятельности предприятия.
Основной капитал как важнейший фактор материально-технической базы предприятия.
Риск в деятельности предприятия.


Выбор темы обязательно согласовывается с преподавателем при согласовании плана курсовой работы. Если студент желает выбрать другую тему курсовой работы он обязательно должен согласовать ее с преподавателем, обосновав причины изменения темы.
В случае если выбор темы не был согласован с преподавателем, то курсовая работа к проверке допускаться не будет, а в ведомости будет проставляться «не аттестован».
2.2. Выбор отраслевого рынка, рассматриваемого в курсовой работе

При подготовке к написанию рабочего плана курсовой работы вначале выбирается конкретный отраслевой рынок, определяемый конкретным видом продукции (если он не задан явным образом в формулировке темы), по которому будет проводиться анализ (см.: список ниже).
Список видов продукции, рекомендованных для проведения анализа отраслевого рынка в рамках курсовой работы:
розничная торговля;
природный газ;
сотовая связь;
гражданские авиаперевозки;
гражданские авиалайнеры;
электроэнергия;
услуги по высшему образованию;
банковские депозиты физических лиц;
легковые автомобили;
стальной прокат;
нефть;
паи ПИФов;
аптечные сети;
потребительское кредитование;
нефтепродукты;
соки;
сотовые телефоны;
пиво;
вооружение;
зерно (мировой рынок);
грузовой автотранспорт;
стальной прокат (продукция черной металлургии);
цветные металлы (цветная металлургия);
страхование обязательной автогражданской ответственности;
добровольное автострахование;
уголь;
минеральная вода;
питьевая вода;
зубная паста;
газировка;
военные самолеты;
кредитования юридических лиц;
мороженое;
косметика (отдельный вид);
продукты питания (отдельный вид);
компьютерная техника.

Допускается изменение (уточнение) рассматриваемого в курсовой работе отраслевого рынка при обязательном обосновании и согласовании этого изменения с преподавателем, иначе курсовая работа не принимается к защите. Смена отраслевого рынка должна определяться исходя из соображений доступности информации, соответствия тематике курсовой работы и собственного интереса автора. В этой связи рекомендуется брать крупные региональные или национальные отраслевые рынки, на которых присутствуют крупные известные компании.
2.3. Составление рабочего плана курсовой работы

Составление рабочего плана курсовой работы – это наиболее важная подготовительная часть к ее написанию. План курсовой работы обязательно согласовывается с научным руководителем. В окончательном виде план курсовой работы формирует большую часть введения курсовой работы, а соответствие содержания курсовой работы и полученных в ней выводов и результатов рабочему плану (введению) определяет большую часть итоговой оценки. В этой связи все формулировки в рабочем плане курсовой работы должны быть максимально конкретны.
План курсовой работы должен отражать основную идею работы и содержать формулировку решаемой проблемы, цели и задачи работы, а также определение объекта (конкретного отраслевого рынка) и предмета исследования. При составлении рабочего плана также определяется предполагаемая структура курсовой работы, определяются рабочие названия ее глав и параграфов с привязкой к сформулированным задачам и рассматриваемым в них вопросам. Кроме того, план курсовой работы должен содержать предварительный список литературы и источников информации.
Рабочий план курсовой работы может корректироваться по ходу выполнения курсовой работы при обязательном согласовании изменений в нем с научным руководителем.
План составляется на основе предварительного изучения литературы по выбранной проблематике. В качестве основной литературы рекомендуется использовать, в первую очередь, монографии, специализированные отраслевые Интернет-порталы и журналы, а также учебники и учебные пособия по «Экономике отраслевых рынков».
Формулировка решаемой проблемы (обоснование актуальности) заключается в выделении конкретной актуальной проблемы (вопроса) по тематике курсовой работы, требующей решения. Желательно, чтобы обоснование актуальности поднимаемой проблемы сопровождалось статистическими данными и фактами из жизни. Формулировка решаемой проблемы должна отвечать на вопрос «Почему необходимо рассматривать данную проблему, и что это рассмотрение может дать полезного?». Крайне желательно, чтобы формулируемая проблема была явным образом связана с выбранным отраслевым рынком.
Цель работы формулируется максимально конкретно и должна отражать рассматриваемую в работе проблему и логически вытекать из нее. Цель должна отвечать на вопрос: для чего именно пишется данная работа? В цели также должны быть отражены (при наличии таковых) временные и территориальные рамки данной работы, а также принимаемые гипотезы. Обычно цель работы начинается со слов «выявить», «оценить», «выработать», «спрогнозировать», «обосновать» и т.д. В цели обязательно должен быть отражен объект исследования, то есть конкретный отраслевой рынок. Примерные формулировки целей и задач по каждой из тем курсовой работы приводятся в разделе 2.4.
Задачи работы формулируются исходя из поставленной цели, разбивают процесс ее достижения на этапы и отвечают на вопрос «Что надо сделать, чтобы достичь поставленной цели?» Обычно задачи условно делятся на теоретические, методические и практические и определяют общую структуру работы. Теоретические задачи, как правило, предполагают научное реферирование (что предполагает критический анализ и обозначение позиции автора по данным вопросам) уже известных положений различных авторов по выбранной проблематике, методические – рассмотрение существующих методик и подходов и построение на этой основе своей методики или концепции проводимого исследования (или обоснование выбора использования чьей-то чужой), практические – непосредственный прикладной анализ и практические расчеты. В рамках курсовой работы по «Экономике отраслевых рынков» допускается наличие только теоретических и практических задач, если это не противоречит теме работы.
Объект исследования в курсовой работе по Экономике отраслевых рынков – это конкретный выбранный отраслевой рынок, анализ которого проводится в дальнейшем в курсовой работе. Предмет исследования – это те аспекты функционирования отраслевого рынка, с акцентом на которые мы его исследуем, выделяя его главные, наиболее существенные признаки. Предмет исследования чаще всего напрямую вытекает из темы курсовой работы или тесно связан с ней. И объект, и предмет исследования должны быть определены максимально конкретно.
Структура и содержание курсовой работы определяются исходя из поставленных цели и задач. В курсовой работе необходимо выделить не менее двух глав: первая должна быть посвящена теоретическим аспектам проблемы, вторая глава – прикладная (если решаются методические задачи, то возможно наличие трех глав). Главы, в свою очередь, разбиваются на параграфы, по 3-4 в каждой. Каждая глава и параграф курсовой работы должны иметь свое название, максимально отражающее их содержание, при этом не должно быть совпадений формулировок названия составных частей работы (глав, параграфов, приложений) друг с другом, а также с названием самой работы.
2.4. Примерные формулировки цели и задач курсовой работы по темам.
Ниже приводятся примерные формулировки цели и задач по каждой из предложенных тем курсовых работ. Предлагаемые цель и задачи носят рекомендательный характер и могут быть скорректированы студентом в процессе выполнения курсовой работы, при обязательном согласовании с руководителем.
Под целевым отраслевым рынком понимается тот отраслевой рынок, который рассматривается студентом в курсовой работе.

Примерные формулировки цели и задач курсовой работы по темам.

Оценка эффективности внешнеторговой политики государства.
Цель - Оценка эффективности внешнеторговой политики государства, направленной на целевой отраслевой рынок.
Задачи:
Рассмотреть основные виды и инструменты внешнеторговой политики государства.
Рассмотреть основные документы, определяющие государственную внешнеторговую политику на целевом отраслевом рынке.
Определить границы целевого отраслевого рынка (продуктовые, пространственные, временные, отраслевые).
Провести анализ целевого отраслевого рынка с акцентом на обоснование необходимости проведения государственной внешнеторговой политики на данном рынке, а также определение и обоснование ее конкретных мер.
Выработать критерии оценки эффективности внешнеторговой политики государства, осуществляемой на целевом отраслевом рынке.
Провести анализ изменений, происходящих на целевом отраслевом рынке (в поведении компаний, в его структуре и результативности), вследствие реализации государственных мер внешнеторговой политики.

2. Качество продукта и его место в отраслевых стратегиях.
Цель - Определение особенностей формирования стратегий компаний, а также оценка воздействия стратегического поведения компаний на структуру и результативность целевого отраслевого рынка (вертикально дифференцированного).
Задачи:
Рассмотреть понятие вертикальной дифференциации продукции и способы измерения ее уровня.
Рассмотреть основные модели вертикальной дифференциации продукции и конкуренции по качеству.
Рассмотреть влияние асимметрии информации о качестве продукции на отраслевой рынок и поведение действующих на нем компаний.
Определить границы целевого отраслевого рынка (продуктовые, пространственные, временные, отраслевые).
Провести анализ целевого отраслевого рынка с акцентом на определение уровня вертикальной дифференциации и степени полноты информации, обосновать необходимость управления качеством продукции на целевом отраслевом рынке.
Провести анализ изменений, происходящих на целевом отраслевом рынке (в поведении компаний, в его структуре и результативности), вследствие реализации компаниями стратегий по управлению качеством продукции.

3. Стратегическое взаимодействие крупных товаропроизводителей на мировом рынке.
Цель – Оценка эффективности сложившихся форм взаимодействия крупных компаний, а также их влияния на структуру и результативность целевого отраслевого рынка.
Задачи:
Рассмотреть основные формы и модели стратегического взаимодействия компаний на рынке.
Рассмотреть факторы, определяющие эффективность форм стратегического взаимодействия компаний и критерии ее оценки.
Определить границы целевого отраслевого рынка (продуктовые, пространственные, временные, отраслевые).
Провести анализ целевого отраслевого рынка с акцентом на определение и обоснование эффективных форм стратегического взаимодействия.
Провести анализ изменений, происходящих на целевом отраслевом рынке (в поведении компаний, в его структуре и результативности), вследствие стратегического взаимодействия крупных компаний.


Воздействие ценовой политики фирм на структуру отраслевого рынка.
Цель - Оценка воздействия ценовых стратегий фирм на структуру и результативность целевого отраслевого рынка.
Задачи:
Рассмотреть основные виды ценовой политики и модели ценовой конкуренции.
Рассмотреть основные факторы, определяющие структуру отраслевого рынка, и типы рыночных структур.
Определить границы целевого отраслевого рынка (продуктовые, пространственные, временные, отраслевые).
Провести анализ целевого отраслевого рынка с акцентом на определение уровня дифференциации продукции, обосновать эффективность конкуренции по ценам, определить и обосновать наиболее эффективные формы ценовых стратегий.
Провести анализ изменений, происходящих на целевом отраслевом рынке (в поведении компаний, в его структуре и результативности), вследствие реализации компаниями ценовых стратегий.

Реклама как метод конкурентной борьбы на рынке дифференцированного продукта.
Цель - Оценка воздействия рекламных стратегий фирм на структуру целевого отраслевого рынка.
Задачи:
Рассмотреть основные модели конкуренции по расходам на рекламу.
Рассмотреть модели, описывающие взаимосвязи между уровнем расходов на рекламу и структурой отраслевого рынка.
Рассмотреть понятие дифференциации продукции, виды и способы измерения.
Определить границы целевого отраслевого рынка (продуктовые, пространственные, временные, отраслевые).
Провести анализ целевого отраслевого рынка с акцентом на определение уровня дифференциации продукции, обосновать эффективность конкуренции по расходам на рекламу.
Провести анализ изменений, происходящих на целевом отраслевом рынке (в поведении компаний, в его структуре и результативности), вследствие реализации компаниями рекламных стратегий.

6.Стратегии проникновения международных корпораций на новые рынки.
Цель – Оценить воздействие проникновения международных корпораций на целевой отраслевой рынок и эффективность стратегий их проникновения.
Задачи:
Рассмотреть основные виды барьеров входа и стратегии их преодоления.
Рассмотреть основные способы оценки величины барьеров входа.
Определить границы целевого отраслевого рынка (продуктовые, пространственные, временные, отраслевые).
Провести анализ целевого отраслевого рынка с акцентом на определение основных барьеров входа и оценке их уровня, а также выявление и обоснование наиболее эффективных стратегий проникновения на данный рынок.
Выделить международные корпорации, проникающие на целевой отраслевой рынок, определить и оценить эффективность их стратегий проникновения.
Провести анализ изменений, происходящих на целевом отраслевом рынке (в поведении компаний, в его структуре и результативности), вследствие попыток проникновения новых компаний на него.

7.Анализ отраслевого рынка (с использованием концепции «Структура-поведение-результат») на примере важнейших отраслей национальной экономики.
Цель – оценка результативности целевого отраслевого рынка, факторов ее определяющих и способов ее повышения.
Задачи:
Рассмотреть концепцию «Структура-поведение-результат».
Рассмотреть факторы и процессы, определяющие основные блоки концепции «Структура-поведение-результат» отраслевого рынка, а также взаимосвязи между ними.
Определить границы целевого отраслевого рынка (продуктовые, пространственные, временные, отраслевые).
Провести анализ целевого отраслевого рынка с использованием концепции «Структура-поведение-результат» с акцентом на определение особенностей данного рынка и на оценку его результативности.
Провести анализ изменений, происходящих в результативности целевого отраслевого рынка, вследствие изменений в базовых условиях, структуре, поведении компаний и реализации мер государственной отраслевой политики.

8.Стратегическое поведение компаний в условиях дифференцированного продукта.
Цель - Оценка воздействия дифференциации продукции на стратегии поведения фирм и структуру целевого отраслевого рынка.
Задачи:
Рассмотреть понятие дифференциации продукции, виды и способы измерения.
Рассмотреть основные модели дифференциации продукции.
Рассмотреть основные виды и модели стратегического поведения компаний в условиях дифференциации продукции.
Определить границы целевого отраслевого рынка (продуктовые, пространственные, временные, отраслевые).
Провести анализ целевого отраслевого рынка с акцентом на оценку уровня и определение типа дифференциации продукции, а также особенностей стратегического поведения компаний.
Провести анализ изменений, происходящих на целевом отраслевом рынке (в поведении компаний, в его структуре и результативности) под воздействием дифференциации продукции.
2.5. Подбор литературы и формирование информационной базы курсовой работы
После согласования плана курсовой работы и уточнения целей и задач выполняется уточнение предварительного списка литературы курсовой работы. Подбор литературы осуществляется самостоятельно, однако в случае возникновения проблем с поиском литературой необходимо обращаться непосредственно к научному руководителю. Литература должна обязательно включать источники текущего и предыдущего года издания по теме курсовой работы, включая литературу по экономике отраслевых рынков и специализированную литературу по выбранной тематике и исследуемому отраслевому рынку. Рекомендуется осуществлять подбор литературы согласно поставленным задачам с преимущественным использованием литературы, посвященной «Экономике отраслевых рынков».
При подготовке информационной (статистической) базы курсовой работы рекомендуется использовать официальные статистические сборники, отраслевые обзоры (Интернет и периодическая печать, см. например: www.quote.ru, rating.rbc.ru и др.), а также информацию с официальных сайтов крупных компаний, представленных на данном рынке (включая их балансовые отчеты). Информационная база должна позволять получить количественные оценки динамики и структуры отраслевого рынка, чтобы можно было оценить изменения, произошедшие на рынке за рассматриваемый период.
После уточнения списка литературы и информационной базы курсовой работы, можно перейти к написанию ее основной части, то есть выполнению поставленных задач. При этом необходимо понимать, что имеются определенные требования к структуре курсовой работы и содержанию ее отдельных частей.
3.Требования к структуре и содержанию курсовой работы

Рекомендуемый объем курсовой работы – 35-40 печатных страниц. Курсовая работа состоит из титульного листа, введения, двух-трех глав, заключения, списка литературы и приложений и должна быть оформлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к написанию курсовых и выпускных работ.
3.1. Введение курсовой работы
Введение должно подготовить читателя к восприятию основного текста работы. Введение состоит из обязательных элементов, которые необходимо правильно сформулировать (см.: таблица 2).
Таблица 2
Структура введения курсовой работы
Элемент введения
Комментарий к формулировке

Актуальность темы
Раскрыть суть исследуемой проблемы, показать ее актуальность и степень проработанности в трудах экономистов. Желательно при демонстрации актуальности привести ряд статистических или фактических данных, характеризующих важность проблемы. Избегайте при формулировке актуальности использования общеизвестных и банальных вещей (например, общепринятых определений). Ссылки на список литературы во введении обычно не приводят. В целом актуальность прописывается в рамках 1-2 абзацев, занимая не более половины страницы.

Цель работы
Должна заключаться в решении исследуемой проблемы путем ее анализа и практической реализации

Задачи работы
Определяются исходя и в развитие цели работы. Формулировки задач необходимо делать как можно более
тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав и параграфов работы. Как правило, формулируются 3-4 задачи.

Объект исследования
Дать определение экономическому явлению, на которое направлена исследовательская деятельность.

Предмет исследования
Дать определение планируемым к исследованию конкретным свойствам объекта или способам изучения экономического явления.

Информационная база исследования
Перечислить источники информации, используемые для
исследования.

Методы исследования
ПеречислH°ить методы исследования, используемые в работе


Практическая значимость исследования
Не носит обязательного характера. Наличие сформулированных направлений реализации полученных выводов и предложений придает работе большую практическую значимость. Обычно отвечает на вопрос, где или при решении каких проблем могут быть использованы выводы (результаты), полученные в работе.

Структура работы
Кратко изложить содержание глав работы. Вначале дается количественная характеристика: «Курсовая квалификационная работа выполнена на № страницах, состоит из введения, № глав, заключения и № приложений,
проиллюстрирована № рисунками, № схемами и № таблицами, содержит список литературы из № источников. Далее приводится краткое содержание глав с кратким обоснованием выбранной логики изложения материала.


Актуальность, цель, задачи, объект и предмет исследования берутся из составленного плана курсовой работы (см.: соответствующий раздел). Остальные разделы определяются исходя из фактически проделанной работы перед сдачей курсовой работы на проверку научному руководителю. Объем введения: 2-3 страницы.
3.2. Главы курсовой работы
Главы работы составляют основную часть курсовой работы. Содержание глав должно точно соответствовать теме работы и полностью её раскрывать. Основная часть работы демонстрирует умение автора лаконично и аргументировано излагать материал. Изложение материала подчиняется поставленной цели и задачам курсовой работы и должно быть последовательным и логичным. Особое внимание следует обращать на логические переходы от одной главы к другой, от параграфа к параграфу, а внутри параграфа – от вопроса к вопросу. Изложение материала должно быть конкретным и опираться на результаты теории и практики, при этом важно не просто описание, а критический разбор и анализ полученных результатов.
В основной части курсовой работы должны присутствовать иллюстрации (таблицы, схемы, графики и т.п.) с соответствующими ссылками и комментариями. Рекомендуется основную часть работы разделять на две главы (теоретической и практической направленности, соответственно). Главы, в свою очередь, разбиваются на 3-4 параграфа.
Также рекомендуется по итогам каждой главы в конце приводить основные выводы (или результаты), полученные в данной главе, наиболее важные с точки зрения поставленной цели и задач курсовой работы (это, в частности, позволит вам, с одной стороны, лучше структурировать работу, а с другой – понять насколько полно вам удалось решить поставленные перед собой задачи). Данные выводы впоследствии могут быть использованы для составления презентации при представлении курсовой работы к защите, если это будет требоваться научным руководителем. Объем глав может различаться, однако не рекомендуется выходить за диапазон 9-15 страниц. Главный критерий при определении качества главы – это полнота и качество выполнения поставленных и решаемых в данной главе задач.
Первая глава выполняется в виде научного реферата (обзор литературы содержит критический анализ и (или) систематизацию уже существующих знаний по данной проблеме, изложенных в трудах других авторов с обязательными ссылками на них, включая указание номеров страниц) и посвящается рассмотрению теоретических аспектов и анализу современного состояния исследуемой проблемы. В ней рассматриваются сущность, содержание, организация исследуемого процесса, системы или явления, его составные элементы и их взаимосвязь, выделяются факторы, оказывающие влияние на исследуемый процесс, систему или явление, осуществляется анализ современного состояния теории проблемы, дается обзор нормативных актов и литературных источников, позиций исследователей, обосновывается точка зрения автора на исследуемую проблему. В теоретической главе могут быть рассмотрены:
- понятие и сущность изучаемого явления, процесса;
- краткий исторический обзор (эволюция) взглядов на проблему, сравнительный анализ исследований в России и за рубежом;
- тенденции развития тех или иных процессов;
- экономические законы, которые определяют решение проблемы, социальные, организационные, политические предпосылки, которые влияют на решение.
Обзор литературы – должен показать знакомство студента со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы. Материалы такого обзора следует систематизировать в определенной логической последовательности. Обзор работ предшественников следует делать только по выбранной теме и поставленной проблеме, а не по всей проблеме в целом. В обзоре литературы не нужно излагать все, что стало известно студенту из прочитанного и имеет лишь, косвенное отношение к его работе. Но все сколько-нибудь ценные публикации, имеющие непосредственное отношение к теме курсовой работы, должны быть названы и критически оценены.
При изложении в курсовой работе спорных вопросов темы необходимо приводить мнения различных авторов. Если в работе критически рассматривается точка зрения какого-либо автора, при изложении его мысли следует приводить цитаты, только при этом условии критика может быть объективной. Обязательным, при наличии различных подходов к решению изучаемой проблемы, является сравнение рекомендаций, содержащихся в действующих инструктивных материалах и работах различных авторов. Только после этого следует обосновывать своё мнение по спорному вопросу или соглашаться с одной из уже имеющихся точек зрения, выдвигая в любом случае соответствующие аргументы.
В первой главе рекомендуется уделить внимание истории развития исследований выбранной проблемы и анализу зарубежного опыта. Анализ зарубежного опыта должен сопровождаться сравнением его с отечественной практикой и возможностями его использования в России.
Вторая глава должна носить преимущественно прикладной характер. В ней необходимо количественно и качественно описать рассматриваемый отраслевой рынок, привести результаты практических расчетов и направления их использования, а также сформулировать направления совершенствования экономической деятельности. Важным аспектом проводимого во второй главе анализа является актуальность приводимой информации, что означает, что в работе обязательно должна быть использована статистическая информация за последние несколько лет, включая год предшествующий году написания курсовой работы. При этом в работе обязательно должны указываться ссылки на источники данной информации. Не допускается сознательное искажение по сравнению с источниками данных, характеризующих рассматриваемый отраслевой рынок (например, когда информация за более ранние годы выдается как за более поздние и т.д.). Автор несет полную ответственность за соответствие представляемых данных их источникам и в случае выявления несоответствий рискует быть не допущенным к защите курсовой работы.
Вторая глава предполагает наличие детального анализа особенностей рассматриваемого отраслевого рынка и происходивших на нем изменений за рассматриваемый период в контексте поставленной цели работы, для чего может быть использована, например, парадигма «Структура-Поведение-Результат». При описании объекта исследования (проводимого, как правило, в первом параграфе данной главы) – выбранного отраслевого рынка – обязательно необходимо определить и обосновать его продуктовые, пространственные, временные границы, а также определить полный список крупных субъектов этого рынка (рыночная доля не меньше 2%). Данная глава в обязательном порядке должна содержать результаты собственных расчетов, проведенных в ходе решения поставленных задач. Полученные результаты расчетов должны сопровождаться их анализом и содержательной экономической интерпретацией. Как минимум, во второй главе должен быть представлен расчет показателей концентрации и дифференциации продукции и анализ их динамики.
Если в работе отдельно выделяется методическая глава, то она идет второй по порядку, а практическая глава становится третьей. Методическая глава должна быть посвящена рассмотрению методических аспектов исследуемой проблемы. В этой главе должен быть осуществлен критический и сравнительный анализ существующих подходов и методов решения проблемы. В главе необходимо обосновать выбор метода решения исследуемой проблемы и подробно его изложить. Можно предложить и собственный метод, при этом обязательно обосновав его преимущества перед уже имеющимися.
Анализ отраслевого рынка в практической главе должен сопровождаться табличными и/или графическими иллюстрациями. Таблица или рисунок должны занимать не более одной страницы (иначе они выводятся в приложение, а в тексте приводятся анализ или расчёты отдельных показателей). В тексте, анализирующем или комментирующем таблицу или рисунок, не следует пересказывать их содержание, а уместно формулировать основной вывод, к которому подводят представленные данные. Если таблица заимствована из литературных источников, обязательно необходимо на нее ссылаться.

3.3. Заключение курсовой работы, список литературы и приложения
Заключение курсовой работы пишется на основе полученных в ней и обоснованных лично автором выводов и результатов (от 3 до 5, например, в соответствии с задачами работы и ее целью), наиболее важных с точки зрения поставленной цели, и подытоживает проделанную работу. В заключении не должны содержаться выводы и результаты, не полученные и/или должным образом не обоснованные автором в курсовой работе, а также общеизвестные и банальные вещи. Выводы рекомендуется писать в следующей структуре: № вывода; собственно вывод; его краткое обоснование (результаты расчетов, статистические данные, факты); причины, приведшие к этому; последствия этого; требуемые изменения в процессе управления или принятия решений. Приветствуется, если в заключении приводятся возможные направления дальнейших исследований по рассмотренной проблематике.
Список литературы должен содержать не менее 15 источников, плюс, интернет ресурсы. Не допускается включение в список литературы источников, на которые нет ссылок в курсовой работе. Рекомендуется использовать свежие статьи из научных и специализированных журналов и сборников, а также монографии, число учебников и учебных пособий, используемых при выполнении курсовой работы должно быть сведено к минимуму. Список литературы и ссылки на него должны быть оформлены в полном соответствии с государственным стандартом.
Приложения оформляются в случае необходимости. В приложения включается информация справочного характера, например, бухгалтерский баланс предприятия, статистические данные, использованные для построения таблиц, характеристики отдельных процессов и явлений. Все материалы, не являющиеся необходимыми для решения поставленной в работе задачи, также выносятся в приложение. Наличие и характер приложений определяется автором самостоятельно.


4. Предоставление курсовой работы на проверку
и порядок ее защиты
4.1. Сдача курсовой работы с возможностью последующей доработки
Курсовая работа при условии наличия всех ее структурных частей (введения, глав, заключения и списка литературы) в отведенные для этого сроки может быть отдана научному руководителю на проверку с возможностью последующей доработки (устранения замечаний). Научный руководитель возвращает курсовую работа на доработку с указанием конкретных замечаний или направлений существенного улучшения курсовой работы, либо принимает курсовую работу к защите.
В случае представления курсовой работы преимущественно реферативного характера, в которой не удается выделить личный вклад автора, либо сдачи курсовой работы, в которой не выполнены основные требования к содержанию, структуре и оформлению курсовая работа не рассматривается, а возвращается с указанием данных причин.
Курсовая работа сдается научному руководителю с возможностью ее доработки только один раз.
В случае возврата научным руководителем курсовой работы с замечаниями, ее доработка осуществляется в отведенные сроки. Если часть сделанных замечаний непонятна студенту ему настоятельно рекомендуется лично прийти на консультацию к научному руководителю для их разъяснения. После устранения сделанных замечаний курсовая работа сдается руководителю для окончательной проверки и оценивания. Обязательно при этом прикладывается список сделанных на предыдущем этапе научным руководителем замечаний. Студент может отказаться от устранения сделанных замечаний, если его курсовая работа может претендовать на положительную оценку.

4.2. Окончательная сдача курсовой работы на проверку
Выполненная студентом курсовая работа, содержащая все необходимые структурные части, подшивается (скрепляется), подписывается студентом и сдается на кафедру (научному руководителю) для проверки в установленные для этого сроки. Курсовые работы, оформление которых не соответствует принятым стандартам, на проверку не принимаются.
Все сдаваемые на окончательную проверку курсовые работы тщательно проверяются на плагиат. В случае выявления факта сдачи курсовой работы, скачанной из Интернета, либо сдававшейся ранее другими студентами (в том числе при совпадении значительной части практической главы), либо состоящей из компиляции одного или нескольких источников, студент автоматически получает неудовлетворительную оценку за курсовую работу, докладную в деканат и новую тему для выполнения курсовой работы (даже если эта курсовая ранее возвращалась научным руководителем на доработку).
Курсовые работы, сдаваемые после установленных сроков, рассматриваются в течение 10 рабочих дней со дня сдачи и после этого либо принимаются к защите, либо в случае несоответствия требованиям, предъявляемым к курсовым работам, к защите не принимаются (студенту в таком случае указываются конкретные замечания, а в ведомости проставляется оценка «неудовлетворительно»).
По всем сданным на окончательную проверку и принятым к защите курсовым работам научным руководителем выставляется предварительная оценка, учитывающая (см.: таблица 3):
своевременность выполнения основных этапов написания курсовой работы и ее соответствие требованиям к оформлению;
умение грамотно формулировать проблему курсовой работы, свои мысли и выводы, соответствие структуры работы ее задачам;
качество изучения теоретических аспектов рассматриваемой проблемы;
качество проведенного анализа отраслевого рынка;
соответствие полученных результатов поставленным целям и задачам;
наличие и глубину авторского вклада в решение поставленных целей и задач.
Предварительная оценка не является окончательной и учитывается при защите курсовой работы в целях выставления итоговой оценки.
По всем курсовым работам, принятым к защите, в установленные сроки проводится защита.
4.3. Защита курсовой работы и правила аттестации
На защиту курсовой работы студенты дневного отделения приходят с зачетной книжкой, а студенты иной формы обучения – с зачетной книжкой и паспортом.
Защита представляет собой устное собеседование, по результатам которого определяется уровень знаний автора по теме курсовой работы, а также по объекту и предмету исследования, умение автора ясно и обоснованно излагать свои мысли и отвечать на вопросы. Слово «защита» подразумевает, что автор в ходе устного собеседования защищает (обосновывает) свою точку зрения на рассматриваемые вопросы и полученные им в курсовой работе выводы и результаты.
Итоговая оценка за курсовую работу определяется с учетом уровня защиты и оценки за текст курсовой работы, поставленной научным руководителем, и проставляется в зачетную книжку и в ведомость. Неудовлетворительная оценка за текст курсовой работы означает недопуск к защите и необходимость доработки курсовой работы до приемлемого состояния, неудовлетворительная оценка за защиту курсовой работы означает необходимость писать новую курсовую работу по новой теме. Итоговая оценка определяется на основе балльно-рейтинговой системы следующим образом (см.: таблица 3).






Таблица 3
Порядок расчета баллов за курсовую работу в балльно-рейтинговой системе

компетенция
максимальное количество баллов

Текст курсовой работы

1
своевременность выполнения основных этапов написания курсовой работы, соответствие оформления основным требованиям
10

2
умение грамотно формулировать проблему курсовой работы, свои мысли и выводы, соответствие структуры работы ее задачам
10

3
качество изучения теоретических аспектов рассматриваемой проблемы
10

4
качество проведенного анализа отраслевого рынка
20

5
соответствие проведенного анализа и полученных результатов поставленным целям и задачам
20

6
наличие и глубина авторского вклада в решение поставленных целей и задач
20


Итого – баллов за текст курсовой работы
80

Защита курсовой работы

1
качество ответов на поставленные вопросы
10

2
умение формулировать основные выводы и результаты, полученные в курсовой работе в соответствии с поставленными целью и задачами, обосновывать и защищать их
10


Итого – баллов за защиту курсовой работы
20

Всего баллов
100






Итоговая оценка определяется по следующей шкале (см.: таблица 4).
Таблица 4
Порядок определения итоговой оценки за курсовую работу на основе набранных баллов
Диапазон набранных баллов
Оценка по ECTS
Оценка по
пятибалльной
шкале

Всего
в том числе:




текст
защита



98
100
78
80
20
20
А+
отлично

94
97
75
78
19
19
А


90
93
72
74
18
19
А-


86
89
69
71
17
18
В+


83
85
66
68
17
17
В
хорошо

80
82
64
66
16
16
В-


77
79
62
63
15
16
С+


74
76
59
61
15
15
С


70
73
56
58
14
15
С-
удовлетворительно

66
69
53
55
13
14
D+


63
65
50
52
13
13
D


60
62
48
50
12
12
D-


50
59
40
47
10
12
E


25
49
20
39
5
10
FX
неудовлетворительно

0
24
0
19
0
5
F
неудовлетворительно без возможности
пересдачи

5. Рекомендуемая литература

Авдашева С.Б., Розанова Н.М, Анализ структур товарных рынков: экономическая теория и практика России. М.: ТЕИС. 1998.
Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков. М.: Магистр, 1998. – 320 с.
Авдашева С.Б., Розанова Н.М., Поповская Е.В. Вертикальные ограничения в российской экономике. М.: ТЕИС, 1998.
Акерлоф Дж. Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм // THESIS, 1994, вып. 5, с.91-104.
Ансоф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989.
Вехи экономической мысли. Теория отраслевых рынков. Т. 5 / Под ред. Слуцкого А. – Спб.: Экономическая школа, 2003.– 669 с.
Вурос А., Розанова Н.. Экономика отраслевых рынков. М: ТЭИС, 2000.
Герасименко В.В. Ценовая политика фирмы. М., 1995.
Гильмундинов В.М. Экономика отраслевых рынков. В 2 ч. Ч. I: Учебное пособие. - Новосибирск: Издательство НГТУ, 2005. – 80 с.
Гильмундинов В.М. Экономика отраслевых рынков. В 2 ч. Ч. II: Учебное пособие. - Новосибирск: Издательство НГТУ, 2009. – 72 с.
Долгопятова Т.Г. Российские предприятия в переходной экономике: экономические проблемы и поведение. М., 1995.
Кабраль Луис М.Б. Организация отраслевых рынков / Пер. с англ. А.Д. Шведа. – Мн.: Новое знание, 2003. – 356 с.
Капелюшников Р.И. Экономическая теория прав собственности. М., 1990.
Кирцнер И.М. Конкуренция и предпринимательство. М.: 2001.
Коуз Р. Экономика организации отрасли: программа исследований / Фирма, рынок и право. М.: Дело, 1993. - с. 54-69.
Найт Ф. Понятие рынка и неопределенности. // THESIS, 1994, вып. 5, с.12-28.
Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М., 1986.
Розанова Н.М. Теория отраслевых рынков. Учебно-методическое пособие для студентов 3 курса специализации «Менеджмент». М.: ВШЭ, 1999.
Розанова Н.М. Фирма в экономической системе. М., ТЕИС, 1998.
Розанова Н.М. Экономическая теория рынков. М., ТЕИС, 1997.
Розанова Н.М., Авдашева С.Б. Лекции по теории отраслевых рынков. М.: ВШЭ, 1996.
Тарануха Ю.В. Экономика отраслевых рынков (в структурно-логических схемах): Учебно-методическое пособие / Под общей ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2002. – 240 с.
Теория фирмы / Под ред. В.М.Гальперина. – Спб.: Экономическая школа, 1995.
Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности. В 2-х Т. – Спб.: Экономическая школа, 2000.
Уильямсон О. И. Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация. – СПб.: Лениздат; CEV Press, 1996.
Хэй Д., Моррис Д. Теория организации промышленности. В 2-х Т. – Спб. Экономическая школа. 1999г.
Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. – М.,1996.
Шерер Ф., Росс Д. Структура отраслевых рынков. – М.: Инфра-М, 1997.
Юсупова А.Т. Промышленная экономика. – Новосибирск: НГУ, 1997.
Юсупова А.Т. Теория отраслевых рынков. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2005.
Church J.R., Ware R. Industrial Organization A Strategic Approach. – The McGraw-Hill Companies, 1999.

Источники Интернет

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – материалы по экономике отраслевых рынков.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – публикации сотрудников Института экономики переходного периода, посвященные организации отраслевых рынков.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Фонд «Бюро экономического анализа» (г. Москва).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – материалы об экономистах и направлениях экономической теории.
– Центр стратегических разработок.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Министерство экономического развития и торговли Российской федерации.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Федеральный образовательный портал – ЭКОНОМИКА, СОЦИОЛОГИЯ, МЕНЕДЖМЕНТ – учебные материалы.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (г. Москва).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Государственный университет Высшая школа экономики
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Институт экономики переходного периода (г. Москва).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – материалы по экономической теории.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Интернет-портал, содержащий базу данных по компаниям, ценные бумаги которых обращаются на рынке.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Раздел Интернет-портала Росбизнесконсалтинг, посвященный представлению рейтингов, составляемых по различным критериям (в том числе рейтингов по основным участникам некоторых отраслевых рынков).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Официальный сайт Центрального банка РФ.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Сайт института «Экономическая школа» - большой перечень полнотекстовых учебников и статей по экономической тематике.


.







 Номер вида продукции, рассматриваемого в курсовой работе, определяется как порядковый номер студента в списке группы.
 Не следует начинать формулировку цели с таких слов, как: исследовать, изучить, рассмотреть, проанализировать и т.д. (автоматически будет напрашиваться вопрос: «с какой целью?»).
 Объектом исследования могут быть различные экономические системы, процессы или явления, порождающие проблемную ситуацию или взятые для изучения. Предмет исследования – это то, что находится в рамках объекта, как правило, это отношения, тенденции, свойства, особенности и т.п., возникающие в ходе возникновения, развития или разрушения объекта исследования. Предметом исследования также может быть «методы исследования объекта», в случае если цель работы – разработка новых методов исследования или модификация уже существующих.
 Оформление курсовой работы должно соответствовать действующим государственным стандартам (ГОСТам). На момент издания данных методических указаний это: ГОСТ 7.32 - 2001 Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления. Введен в действие 1.07.2002; Изменения №1 к ГОСТ 32 - 2001. Введены в действие 1.06.2006; ГОСТ Р 7.0.5 - 2008 Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления. Введен в действие 28.04.2008; ГОСТ 7.1 - 2003, ГОСТ 7.82 - 2001 , ГОСТ 7.80 – 2000 Список использованных источников. Общие правила оформления опубликованы в методических указания к выполнению курсовой работы на втором курсе ФБ НГТУ.










13PAGE 15


13PAGE 143815