Методические рекомендации по организации перемен в начальной школе 
Организация перемен  в начальной школе
Методические рекомендации подготовила Зинова А.В. 
учитель начальных классов МСШ№2
        При поступлении детей в школу одним из факторов, препятствующих нормальному протеканию адаптации к новым условиям, является снижение двигательной активности почти наполовину. В деятельности учащихся преобладает статистический компонент: 80 – 85% дневного времени они находятся в сидячем положении. Даже младшие школьники проводят в подвижных играх, беге, ходьбе не более 20% времени суток, хотя именно для них характерна плохая переносимость статических нагрузок: их организм более адаптирован к кратковременным динамическим нагрузкам.
      Как отмечают физиологи, складывается парадоксальная ситуация: для успешного усвоения учебной программы ребёнку нужна повышенная умственная работоспособность, а необходимость длительное время находиться в статическом положении, снижение двигательной активности, наоборот, приводят к ухудшению снабжения организма, мозга кислородом, замедлению процессов восстановления, снижению работоспособности.
        Организация двигательной активности в школе может осуществляться в самых разнообразных формах. Одна из форм организации двигательной активности в школе – динамические перемены, которые проводятся между 2-3 уроками и между 3-4 уроками.
       Динамические перемены не предназначены для решения задач физического совершенствования, а носят, главным образом, релаксационный и оздоровительный характер. Подвижные (динамические) перемены помогают обеспечить детям необходимую для правильного развития растущего организма двигательную активность, позволяют активно отдохнуть после преимущественно умственного труда в вынужденной позе на уроке; обеспечивают сохранение работоспособности на последующих уроках.
       Игры - это отличный способ отвлечься, настроиться на новый лад или просто поднять себе настроение. Ведь, как известно, с хорошим настроением всегда легко учиться.
Предлагаю для коллег некоторые игры, которые можно использовать при проведении динамических пауз в начальных классах.
Игра «Третий лишний»
   Играющие становятся по кругу парами  лицом к центру так, что один из пары находится впереди, а другой сзади него. Один ребенок убегает, а другой догоняет.  Убегающий встаёт впереди любой пары, тогда стоящий сзади становится «третьим лишним» и убегает. 
 
Игра «У медведя на бору»
  Число играющих может быть от 5 до 30 человек. В одном углу площадки обозначается «берлога», где находится выбранный из числа играющих «медведь». Остальные играющие – дети. Они располагаются на противоположной стороне, в «доме». Место между «берлогой » и «домом» - «бор». 
  Дети идут в «бор» за «грибами» и «ягодами», постепенно приближаясь к «берлоге». Имитируя сбор «ягод» и «грибов», они напевают:
                                                      У медведя на бору
                                                      Грибы, ягоды беру.
                                                      А медведь не спит,
                                                      На меня глядит!
  С последними словами ребята бросают в «медведя» травку и бегут от него врассыпную или стараются спрятаться «дома», а «медведь» стремится поймать их (запятнать, то есть дотронуться рукой). 
  Пойманный делается «медведем»; если «медведю» не удалось никого поймать, он возвращается в «берлогу», а игроки снова начинают собирать в «бору» «грибы» и «ягоды».   Правила.
«Медведь» может ловить ребятишек только после того, как они полностью произнесут приговорку.
Место, где «медведь» может их ловить, необходимо обозначить линиями или предметами.
Игра «Гуси-лебеди»
  Число играющих различно: от 10 до 40 человек. С одной стороны площадки (зала) обозначают «дом», с другой – «пастбище». Выбирают  «пастуха» и «волка», остальные – «гуси-лебеди». Они располагаются в «доме». 
  «Волк» становится в середине площадки, а «пастух» около «»гусей  и «лебедей». Он говорит: «Гуси-лебеди – гулять! Пока волка не видать!»
  Все «гуси» и «лебеди» бегут через поле на «пастбище», изображая руками взмахи крыльев – «летят». После слов пастуха: «Гуси-лебеди, домой, серый волк под горой!», они бегут «домой», а «волк» старается поймать их, добегая до самого «дома».  Пойманных игроков подсчитывают и отпускают «домой» или держат в логове «волка» до его замены. После 2 – 3 игр выбирают нового «волка» и «пастуха» из числа пойманных «гусей». В конце отмечаются лучшие «гуси», то есть те играющие, кого ни разу не поймал «волк». А также лучший «волк» - тот водящий, который сумел поймать большее число «гусей». 
  Правила.
Если играющих немного (8-10), можно играть до тех пор, пока не будут переловлены все «гуси».
«Гусям» разрешается выбегать и возвращаться в «дом» только после слов, сказанных «пастухом». Нарушивший правило считается пойманным.
«Волк» может ловить «гусей» только после слов – «под горой» и только до линии «дома». 
Игра «Два мороза»
  Число участников различно: от 10 до 40 человек. На противоположных сторонах площадки (зала) отмечаются два «дома». Из играющих выбирают два водящих – два «мороза»: «мороз – красный нос» и «мороз – синий нос».   Оба «мороза» обращаются к ребятам со словами:
                                      Мы – два брата молодые, 
                                      Два мороза  удалые!
 Далее один говорит: «Я – мороз красный нос!». Другой: «Я – мороз синий нос!» Потом вместе «Кто из вас решится в путь – дороженьку пуститься?» Ребята хором отвечают:
                                      Не боимся мы угроз
                                      И не страшен нам мороз!
  После этого играющие бегут на другую сторону площадки за линию «дома». Оба «мороза» ловят перебегающих и «замораживают». Пойманные замирают на тех местах, где их «заморозили». Затем «морозы» опять обращаются к играющим, а те ответив, перебегают в другой «дом», напротив. По дороге они выручают «замороженных». Игра повторяется несколько раз. Затем выбирают новых «морозов» из непойманных игроков.  В конце игры отмечается тот «мороз», который больше «заморозил» ребят.
  Правила.
Выбегать можно только после слов «и не страшен нам мороз». 
Если кто – либо выручит «замороженного», но сам, не добежав до «дома», будет «заморожен», то вырученный им игрок опять становится на то место, где был «заморожен». Зеленый, красный, желтый
     Дети становятся в круг, учитель с тремя кружочками (зеленый, красный, желтый) - посредине. Учитель дает команды: "Остановились! Приготовились! Пошли!", - одновременно поднимая соответствующий кружок. Учащиеся, которые ошиблись, выходят из игры.
Смена номеров
        Играющие дети становятся по кругу плечом к плечу и рассчитываются по порядку номеров. В центре находится водящий. Он громко называет любые номера. Вызванные номера должны быстро поменяться местами, а водящий старается занять одно из свободных мест. Оставшийся без места становится водящим.