Конспект занятия в средней логопедической группе по теме: «Автоматизация звука «К»
Конспект занятия в средней логопедической группе по теме: «Автоматизация звука «К»
Цели:
коррекционно-образовательные:
продолжать отрабатывать упражнения артикуляционной гимнастики;
уточнить и закрепить правильную артикуляцию звука [к];
закрепить правильное произношение звука [к] в звукоподражаниях, слогах, словах;
закрепить умение слышать и выделять звук [к] в слогах;
коррекционно-развивающие:
развитие фонематического слуха;
учить на одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому и наоборот.
учить детей на слух определять темп речи и выполнять движения в соответствующем темпе. (развитие общей моторики);
развитие связной речи (обогащение словаря по теме «Домашние животные»
коррекционно-воспитательные:
воспитание активности;
инициативности;
умения работать в группе.
Предварительная работа: Постановка звука [к] автоматизация на в звукоподражаниях, подготовка демонстрационного и раздаточного материала, разучивание логоритмических упражнений.
Оборудование:
зеркала по количеству детей;
сюжетная картинка «Лето»;
игрушки из настольного театра;
картинки к игре «Вьюга».
Ход.
Артикуляционная гимнастика.
Дети, садитесь так, как вам удобно. Вы помните сказку про веселый язычок? Где он живет? Правильно, во рту. Рот – домик веселого язычка. Наш веселый язычок будет сегодня играть в прятки. Посмотрите как спрячется мой язычок в домик. Спрячется далеко – далеко. (показ) Язычок лежит у нижних зубов, а потом прячется вглубь рта (домика).
А сейчас, дети, откройте рот так, чтобы вы видели язычок у нижних зубов. А теперь спрячьте его далеко – далеко, но рот не закрывайте. Хорошо спрятался язычок у Светы, иди Света, покажи, как ты умеешь прятать язычок. (показывают и другие дети, проверяю упражнение по подгруппам)
Молодцы дети, далеко прятали язычки. Они у вас очень послушные. (Собрать зеркала)
Игра на звуковысотность.
А теперь закройте зеркала, отложите их на край стола и послушайте. Сейчас на улице зима, дуют холодные ветра, метут метели, воют вьюги. Какой звук? Правильно –у–. Как воет вьюга у-у-у-у. Губы трубочкой. Давайте поиграем в игру «Вьюга». Посмотрите, (показываю картинки) солнечная погода, тихо на улице. А вот начинается вьюга: как начинается вьюга у-у-у-у. Губы трубочкой. Вьюга усилилась. У-у-у-у. Настоящий буран начался. У-у-у-у. Утихает вьюга, еще тише, совсем стихла. Поиграем еще раз? (игра повторяется 2 раза)
Молодцы дети, вы очень хорошо изображали вьюгу. Метель мела, как настоящая. Я даже замерзла. Надоели эти вьюги да метели, скорей бы лето наступило. А вы хотите, чтобы было лето? Идите все сюда. Посмотрите, что у меня есть (показываю палочку). Эта палочка волшебная. Я ей взмахну – и наступит лето (открываю шторы – там картина про лето). Посмотрите, как светит солнце. Все вокруг зеленое. Вдали виднеется лес. В этот лес мы с вами пойдем на прогулку.
Звукоподражания.
Вышли во двор, а на встречу идет курица и кричит: ко-ко-ко. Дети, как она кричит? (фронтальные и индивидуальные ответы) Идем мы дальше, а курица кудахчет: куд-куда? Куд-куда? Как она кудахчет? (фронтальные и индивидуальные ответы.) «В лес» ответили мы ей, и пошли дальше. А вот, возле забора стоит важный петух и кричит (фронтальные и индивидуальные ответы.) Пошли дальше, по дороге, мимо огорода, смотрим, а воробей у подсолнуха зерна клюет. Прогнали его дети: кыш-кыш. Как вы прогнали воробья? Пришли мы в лес, хорошо там. Стали собирать ягоды, вдруг слышим, кукушка кукует: ку-ку, ку-ку. Как кукует кукушка? (фронтальные и индивидуальные ответы.) Набрали мы ягод, пошли обратно, слышим, лягушки квакают: ква, ква. Как лягушки квакают? (фронтальные и индивидуальные ответы).
Погуляли мы по лесу и вернулись домой. Дети, кого вы видели, когда шли на прогулку? Как курица кричала? А как кудахтала? А кого еще видели? Как петух кричал? А как вы прогоняли воробья от подсолнуха? А кого мы встретили в лесу? Как кричала кукушка? Лягушка?
Развитие фонематического слуха.
Дети, во время прогулки мы много говорили, и в каждом слове был звук [к]. А сейчас послушайте меня внимательно, я буду говорить короткие слоги. Если вы услышите звук [к] – хлопните в ладони, а если звука [к] не будет – стойте тихо. Приготовьте свои ладони и слушайте. Кто окажется самым внимательным?
ка – та ку – ду ху – ку ка – на
ро – ко ры – кы ре – ке
Молодцы дети, все старательно работали! А сейчас мы с вами поиграем в игру. Угадай, как надо делать. Вы будите делать то, что я вам скажу. Если я говорю быстро – вы будите делать движения быстро, если говорю медленно – то делаете медленно. Приготовьтесь.
Физкультминутка (речь с движениями).
Наши ноги ходили по дороге.
Дети плавали в реке.
Мелет мельница зерно.
Прыгал зайка на лужайке.
Шел по зарослям медведь.
(логопед говорит в разном темпе, соответственно дети выполняют движения тоже в различном темпе)
Развитие связной речи.
Молодцы дети. Мы с вами и поиграли и отдохнули. А теперь, подойдите к этому столу. Что-то у нас там спрятано за ширмой? Посмотрели!? Настоящий луг! Как много на нем животных! Каких животных вы здесь видите? Сережа, скажи. Говори четко и громко. Каких еще животных вы видите . Повторите, каких животных вы видите. Посмотрите, коза щиплет травку. А где стоит коза? Кто скажет? Коза стоит около куста. Алена, где стоит коза? Вот как много здесь животных, все как настоящие. А знаете, что они мне сказали? Они сказали, что дети могут взять их в группу поиграть (Кого ты возьмешь Маша?). Корову. Кого Маша взяла? А ты Дима, кого возьмешь? Кто это у тебя? Кого взял Дима? Все вместе, инд. Молодцы, хорошо позанимались.
А теперь мы тихо пойдем в группу, и там вы поиграете.
15