Шоу программа Танцуйте с нами
Танцуйте с нами
Шоу-программа
Учитель. На предыдущем классном часе вы отвечали письменно на вопросы анкет: "Нужны ли тебе часы эстетики, если да, то почему? Что тебе нравится в танцевальном искусстве?" Ваши ответы меня приятно удивили. Никто не написал, что часы эстетики ему не нужны. Выяснилось и то, что танец вы смело отнесли к разряду прекрасного. Вы пишете: "это красивые движения", "красивая музыка", "грация, яркие костюмы", "танец вызывает чувство наслаждения", "приносит радость" и т.д. В каждом вашем ответе есть слово "красота". Чувствуется, что вы не только умом прикасаетесь к прекрасному, но и сердцем.
А что значит прикоснуться к красоте? Вот размышления одного человека по этому поводу:
Я сорвал цветок — и он увял.
Я поймал мотылька, и он умер у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем.
Да, красоту нужно уметь не только видеть и чувствовать. Красоту надо еще и оберегать! Это самое трудное. Запечатлеть красоту в душе, запомнить ее, всегда носить в сердце — может быть, это и есть высшее проявление культуры человека?
Итак, сегодня мы начинаем разговор об одном из самых волнующих, самых возвышенных и прекрасных из всех искусств... Прошу ведущих занять свои места.
Ведущая. Вот зазвучала музыка. Это русский лирический танец... (Включена фонограмма.) Сегодня час эстетики посвящается танцу — самому волнующему, самому возвышенному и прекрасному из всех искусств, поскольку танец — не просто отражение жизни, танец — это сама жизнь!
Искусство танца мы почему-то воспринимаем как нечто юное. А между тем танец — древний скиталец. Он пришел к нам из седой старины... Он, по-моему, ровесник "человека разумного". Действительно, всем известно, что труд формировал человека, а я добавлю — еще и танец! В этом сложном процессе зарождались все виды искусства.
Девочка (с места). В древности пищу и одежду человек добывал охотой. Он долго бродил по лесам или горам в поисках дичи. Нужна была особенная ловкость и сила. В танце человек как бы пересказывал своим сородичам историю своей последней охоты, так он делился секретами и опытом одоления дикого зверя. В танце он перевоплощался и подражал повадкам зверей... Охотничья пляска стала первой пляской человека.
Мальчик (с места). Танцы сопровождались возгласами и пением, встряхиванием бамбуковых палок, наполненных камешками, ракушками, хлопаньем в ладоши. Позже возник барабан — его голос до сих пор сопровождает пляски народов Африки. Индии, Цейлона.
Учитель. У меня есть для вас сюрприз. Послушайте современный танец народа Гамбии. Обратите внимание на барабан. Все это напоминает танец первобытных охотников.
Ведущая. Каждая историческая эпоха имела особенную хореографическую культуру. Но всегда, во все периоды танец был связан с бытом. Как известно, высоко ценили танец древние греки...
Ведущий. Древние греки в искусстве танца видели "единство душевной и телесной красоты". Гармонии души и тела они придавали огромное значение. Танцы сопровождали государственные празднества, семейные торжества, а учились им в гимназиях, в академиях и в музыкальных школах.
Девочка (с места). Большое развитие танцевального искусства произошло в средние века.
Мальчик (с места). В средние века танцы украшали народные гулянья, домашние праздники. В танце простых людей можно видеть прославление жизни, радость молодости, удачи, в них поклонение солнцу, необъятной дали полей... В них чувствуется что-то языческое. Живой ритм, прыжки, круговые движения, притопы, подскоки — вот и вся народная хореография.
Ведущая. Но это не все! Было и иное искусство. Давайте вспомним, что танцевали при королевских дворах Европы в XVI—XVII веках. Кто знает?
(Выступают все участники по очереди. Они называют: менуэт, гавот, пасснье, бурре, гальярду, куранту, сарабанду, шакону, ригодон, вольту.)Девочка (с места). Но все эти танцы создал народ. В высшем свете танцевальная манера менялась в согласии с придворным этикетом. В 1661 г. во Франции появилась Королевская академия танца. А король Франции Людовик XIV приказал учителям танцев регулярно собираться и беседовать о танцах, размышлять, заботиться об их усовершенствовании.
У ч и т е л ь. Итак, мы с вами услышали кое-что из истории танцевального искусства. И вот теперь переходом, как бы мостиком, от средневековья к нашему веку нам послужит фрагмент кинофильма "Война и мир". Это первый бал Наташи Ростовой. Все происходит в начале XIX .л. почти двести лет назад. Это бал русского дворянства. Наташе исполнилось 16 лет. И вы чувствуете, что танец — это не отражение жизни, это сама жизнь — столько чувства вкладывает в него юная Наташа! (Включается кинопроектор или видеомагнитофон.)
Ведущ а я. А теперь постараемся припомнить какие танцы были в моде в течение девяти десятилетий нашего века... Вначале появился фокстрот, что в переводе с английского означает лисий или быстрый шаг.
Ведущая. В 20-х годах всех покорило аргентинское танго. Подлинная родина его — Испания, е сестры — испанские фламенко и хабанера.
Ведущ а я . Чешский народный танец «полька» также быстро в начале века распространен по миру
Ведущий: В 40-е годы XX века появилось много новых танцев: рок-н-ролл, буги-вуги, твист а потом и шейк. Каждый танец стремительно и агрессивно выходил на арену, он появлялся словно "калиф на час" и быстро уступал место новому. И только один оказался неподвластен времени. Он родился раньше их всех. И звучит и под открытым небом, и в клубах вот уже 200 лет! При звуках этого танца хочется кружиться... (Звучит вальс А.И. Хачатуряна из драмы Лермонтова "Маскарад". Постепенно музыка приглушается.)Ведущая. Первые такты удивительной музыки захватывают. И вот уже их звучание увлекло нас, сообщило свой ритм и дыхание, отразилось на лицах. Вальс полюбился многим. Причем с первого такта. И навсегда. Кстати, этот вальс написал в 1940 г. Арам Ильич Хачатурян к драме Лермонтова "Маскарад". (Снова звучит вальс. Окончание.)Учитель. Поговорим же о победителе "всех танцев земли".
Что вы еще знаете о вальсе?
Мальчик (с места). Вальсы бывают разные. Есть вальсы бальные, эстрадные, симфонические вальсы — песни... "Офицерский вальс" Марка Фрадкина дал начало целой серии "профессиональных" вальсов: это "Матросский вальс" В. Сорокина, известны несколько "Солдатских вальсов", "Шахтерский вальс" И. Дунаевского, "Школьный вальс" И. Дунаевского, есть несколько "Студенческих вальсов", "Колхозный вальс" Майбороды.Ведущий. Появились и другие вальсы: "Севастопольский вальс" К. Листова, "Сибирский вальс" Г. Носова, "Казахский вальс" Халиди, "Киевский вальс" Майбороды, "Минский вальс" Шумилина, "Вальс Садового кольца" Е. Птичкина, наконец "Бамовский вальс" С. Туликова. Как их назвать? В названиях вальсов вся география огромной державы — бывшего Союза, старой царской России..Ведущая. В каждом вальсе есть немного грусти. Вальс — это воспоминание, он несет глубокие чувства, связанные с переживаниями счастья, радости и грусти от потери...
Учитель. Итак, заканчиваем наш первый разговор об искусстве танца, самом волнующем, самом возвышенном и самом прекрасном из всех искусств. Сегодня, в 18 часов, здесь в кабинете все желающие смогут научиться танцевать вальс! До свидания!