Закрепление знаний таблиц сложения и вычитания в пределах 10. Решение задач ( 1 класс)


Урок математики в 1 классе
Тема урока: Закрепление знания таблиц сложения и вычитания в пределах 10. Решение задач
Педагогическая цель: повторить материал по теме «Таблицы сложения и вычитания в пределах 10»; закрепить навыки различных приемов устного счета, умение читать примеры по-разному; учить применять полученные на уроках других предметов знания в различных видах деятельности; способствовать всестороннему развитию учащихся; развивать логическое мышление, математическую речь, наблюдательность; воспитывать чувство ответственности, любовь к математике и интерес к природе.Тип урока. Урок закрепления и отработки навыков счёта.
Формы работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.
Планируемые результаты ( предметные): знать состав чисел первого десятка; уметь сравнивать числа и числовые выражения; решать задачи изученных видов.
Универсальные учебные действия(метапредметные):
Регулятивные: уметь осуществлять контроль по результату в отношении многократно повторяемых действий с опорой на образец выполнения; совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в результате диалога или игровой ситуации различных субъектов образовательного процесса – одноклассников, учителя, партнёра по общению.
Познавательные: стремиться к расширению своей познавательной сферы, стараться производить логические мыслительные операции ( анализ, сравнение) для решения познавательной задачи.
Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется.
Оборудование: книги о птицах; игрушки-птицы; плакат с изображением дерева; картинки с изображением птиц; ноутбук; аудиозаписи произведений П. И. Чайковского и голосов разных птиц; карточки-ребусы; плакат птицы, выполненный из геометрических фигур.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
1 Чтение стихотворений
1) О, математика земная.
Гордись, прекрасная, собой.
Ты всем наукам – мать родная,
И дорожат они тобой.
2) Строга, логична, величава,
Стройна в полете – как стрела,
Твоя немеркнущая слава
В веках бессмертие обрела
- Поаплодируйте чтецам!
2. Психологическая подготовка к уроку
- Сядьте удобно, правильно.
Повторяйте тихо за мной.
- Я готов к уроку!
- Я собран!
- Я все сумею!
- Наши головы мыслят ясно!
- Я все запомню надолго, навсегда!
- Я хочу учиться!
- Улыбнитесь.
3. Чтение девиза наизусть
- Вспомните наш девиз.
От каждого – по способностям,
Каждому – успех,
Всем - радость!
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. МОТИВАЦИЯ
4. Сообщение темы и целей урока
- Сегодняшний урок посвящен закреплению изученного материала по математике, а упражнение «Интрига» подскажет, о ком вы еще узнаете много нового и интересного.
5. Интерактивное упражнение «Интрига»
- Прочитайте зашифрованное слово.
Пок – ок + ту – у + ица – а + ы (Птицы)
- А эта птичка будет талисманом нашего урока.
На столе учитель выставляет статуэтку птички.
6. Игра «Надежда»
- Внимательно посмотрите на доску, на стены нашего кабинета и скажите, что вы надеетесь сегодня увидеть, услышать, почувствовать.
Начинайте высказывание словами «Я надеюсь…» (Ответы 7-8 учащихся.)
- В конце урока увидим, сбылись ли ваши надежды.
7. Работа в тетрадях
Каллиграфическая минутка
- Прочитайте, найдите «спрятанное» число, запишите.
Смородина (1)
Подвал (2)
Стриж (3)
- Отгадайте ребусы, прочитайте.
40 а (сорока)
Р 1 а (Родина)
100лица (столица)
Ли100к (листок)
Ак3са (актриса)
Дми3й (Дмитрий)
- Допишите числа первого десятка 1, 2, 3, 7, 4, 5, 6, 8, 9, 10.
- Прочитайте.
8. Игра в ассоциации
- Что вы представляете, если я называю число…
7…(дни недели, цвета радуги, газета «7», семья, «7» канал…);
2…(пара, 2 глаза, 2 руки, 2 ноги);
1…(одна голова, одна мама, одна жизнь…);
5…(пальцев…).
9. Устный счет («Веселый счет»)
- Посчитайте, сколько было птиц, обведите правильный ответ.
В школу пенья прилетели птички:
Две ласточки-сестрички,
Дятел-доктор, молодец
Удалой лесной скворец,
Ласковый соловушка
И маленькая совушка.
Сколько птиц с терпением
Там учились пенью? (6)
Два галчонка сидел на ветке
Двое вернулись из разведки,
Один подружился с кошкой,
Три загрустили немножко.
Посчитай поскорее птичек,
Птичек – невеличек. (8)
10. Творческая работа
- Заканчивая разминку, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды, нарисуйте птицу.
- Закройте тетради.
Физкультминутка
III. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА
1. Игра «Угадай-ка» (индивидуальная работа у доски)
- Какие числа нужно вставить в клеточки?
Подсказка: это число первого десятка.
1-й ученик
< на 4
> на 1
2-й ученик
+ = -
< на 3
2. Игра «Будь внимательным!»
- Вашему вниманию предлагаются несколько задач. Но будьте внимательным, так как можете угодить в «ловушку»!
Задача 1
На дубе сидело 7 скворцов. Прилетели еще 2 грача и 2 скворца. Сколько стало скворцов? (9)
- Что вы знаете о скворце? О граче? (Скворец в течение дня своему гнезду прилетает 200 раз; продолжительность жизни - 12 лет; скворец подражает голосам многих птиц, то есть отличный пародист; грач - вестник весны, продолжительность жизни – 8 лет.)
Задача 2
На проводах сидело 10 воробьев и 5 синиц.
Улетели все синицы и столько же воробьев. Сколько воробьев осталось? (5 воробьёв).
- Что общего у воробья и синицы? (Неперелетные)
- Что интересного знаете о воробье? (Продолжительность жизни - 11 лет; воробей и овсянка выводят птенцов трижды за лето.)
Задача 3
Дикие гуси живут 80 лет, а собака (в среднем) 20 лет. Лебедь живет столько, сколько собака и гусь вместе.
Какова продолжительность жизни лебедя? (100 лет)
- Что вы знаете о лебедях? (Не живет без пары.)
- Какая птица, кроме лебедя, живет 100 лет? (Орел)
Задача 4 («Ловушка»)
На ветке сидело 4 клеста и 3 жаворонка. Сколько птиц сидело на ветке? («Ловушка» - жаворонок зимует в теплых краях.)
- Что вам известно о клестах? (Зимой высиживают птенцов.)
- А что – о жаворонках?
- Покажите пальчиками клюв клеста.
Физкультминутка
Двое учеников у доски показывают движения всему классу.
Мы дружно трудились, немного устали,
Быстро все сразу за партами встали.
Руки поднимем, потом разведем
И очень глубоко всей грудью вздохнем.
- Напишите в воздухе «носом» цифры от 1 до 10
Учитель называет числа.
Звенит телефон.
Учитель. Извините, у нас открытый урок!
- Да, конечно.
- Ребята, нужна подсказка в передачу «Кто хочет стать миллионером»! Поможем?
Дети. Да!
Учитель. Какая птица летает хвостом вперед?
Дети. Колибри.
- Что вы еще знаете о колибри? (Самая маленькая птица в мире, весит 10 г.)
3.. Работа с геометрическим материалом
- А какую птицу эти фигуры напоминают? (Страус – самая большая птица в мире, его высота – 2 м 30 см, весит до 75 кг.)
4 Работа в тетради
Задание повышенной трудности
- Название этой птицы зашифровано в примерах, которые записаны на доске. Вы должны записать выражение в тетрадь и найти ответ.
2 3 9 10
А Ч Г Р3+6=
1+9=
10-8=
8-5=
- Расставьте буквы соответственно ответам.
- Прочитайте эти выражения математическим языком.
3+6=9 (К 3 прибавить 6, равно 9; 3 увеличить на 6, равно 9; первое слагаемое 3, второе слагаемое 6, сумма 9.)
10 – 8=2 (10 уменьшить на 8, равно 2; уменьшаемое 10, вычитаемое 8, разность 2.)
5. Решение математической цепочки
- Какую птицу называют символом радости?
+
1
6
- 7
+3
+4
-8
Соловей – 5
Скворец – 7
Попугай – 6
(Соловей – символ радости.)
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.
Учитель демонстрирует плакат.
- Это волшебное дерево, на него прилетят самые разные птицы и, если мы справимся с заданием, - наше дерево запоет. Желаю успехов!
Назовите наименьшее трехзначное число. (100, орел)
Как это число связано с орлом? (Продолжительность жизни орла – 100 лет.)
Какое число в 3 раза больше? (300, ворон) (Продолжительность жизни ворона – 300 лет.)
Какое число находиться между двумя и четырьмя? (3, воробей за лето высиживает птенцов трижды.)
Какая цифра похожа на букву О? (0, кукушка; кукушка не высиживает птенцов.)
Какое число следует за числом 8? (9, ласточка; ласточка живет 9 лет.)
Каким числом можно заменить слово «пара»? (2, журавль; журавль высиживает 2 яйца.)
Сколько пальцев на трех руках? (15, дятел; у дятла самый длинный язык – 15 см.)
V. ИТОГ УРОКА. Рефлексия
Звучит музыка.
- Оправдал ли урок ваши надежды?
- Вспомните, что вы ожидали на уроке видеть, услышать, почувствовать.
Я очень довольна вашей работе на уроке. У вас на столах лежат карточки синего, зелёного и жёлтого цвета. Посмотрите на наше дерево, если вы считаете , что очень хорошо работали на уроке, то поднимите карточку жёлтого цвета; если вы считаете , что поработали хорошо, но можете лучше, то синего цвета, если вы считаете, что работа на уроке не удалась и вы постараетесь работать лучше, то зелёного.