Конспект урока русского языка на тему СПП с придаточными изъяснительными
Класс: 9 «А» Предмет: русский язык
Тема: Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными.
Цели:
Обучающая – ознакомить со структурными особенностями СПП с придаточными изъяснительными и со средствами связи, характерными для таких конструкций.
Развивающая – стимулировать учебно-познавательную активность учащихся путём постановки проблемных ситуаций и методов интеллектуальной деятельности, умению оценивать, анализировать, делать выводы.Воспитывающая- воспитывать желание самосовершенствоваться, прививать познавательный интерес к русскому языку, развивать дружеское отношение друг к другу.
Задачи урока:
изучить теоретический блок по теме «Сложноподчиненные предложения
с придаточными изъяснительными»;
2) уметь применить полученные знания на практике:
находить придаточные изъяснительные в составе сложноподчинённого предложения;определять место придаточных изъяснительных по отношению к главному предложению; средства связи с главным предложением;
правильно расставлять знаки препинания в СПП с придаточными изъяснительными;
составлять схемы предложений с указанными придаточными;
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы обучения: словесный, практический, частично-поисковый.
Методические приёмы: цифровой диктант, синтаксический разбор, конструирование предложений.
Формы обучения: коллективная, индивидуальная.
Ресурсы: мультимедийная установка, демонстрационный слайдовый материал (ЦОР), электронные задания и упражнения.
План урока
I. Организационный момент.
Установка на учебную деятельность.
II. Определение целей и задач урока.
III. Проверка знаний.
1) Заполнение «слепой схемы».
2) Синтаксический разбор предложений.
3) Выполнение электронных упражнений.
4) Цифровой диктант.
IV. Изучение нового материала.
Работа с лингвистическим текстом, опорными таблицами.
Составление опорной схемы.
V. Закрепление новых знаний и способов деятельности. Ответы на вопросы.
Выполнение упражнений 176, 177.
Конструирование СПП с придаточными изъяснительными.
VI. Подведение итогов урока.
VII. Домашнее задание.
I. Организационный момент. Установка на учебную деятельность.
- Здравствуйте, ребята!
Я рада вас всех вас видеть! Давайте подарим друг другу улыбки и хорошее настроение. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир – это большое зеркало.
Возьмитесь за руки и мысленно пожелайте себе и всем, кто рядом радости и успеха.
Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, чтобы вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее.
Садитесь.
У каждого из вас на столе лежит листочек, на котором выделены этапы урока. На протяжении всей нашей работы я попрошу вас ставить минусы напротив тех заданий, где у вас будут ошибки или же где у вас возникнут вопросы. Также на этом листочке выставляйте оценки за урок.
А с помощью этой рефлексивной мишени вы сможете оценить свою деятельность
и деятельность учителя на уроке. Для этого вы должны поставить метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке (к оценке «5») – следовательно цели урока достигнуты, а если на краях мишени оценка ближе к нулю (т.е. к оценкам «3», «2») – значит тема не усвоена и нужно будет над ней поработать.
II. Определение целей и задач урока.
- Тема нашего урока «Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными »(слайд 1-2).Сегодня мы познакомимся со средствами связи в предложениях этого типа; научимся находить придаточные изъяснительные
в составе СПП, определять их место по отношению к главному предложению, правильно расставлять знаки препинания, составлять схемы предложений с указанными придаточными.
Но прежде, чем перейти к новой теме, повторим изученное.
III.Этап проверки знаний. - Вспомним строение сложных предложений.
1)Заполним и прочтём слепую схему. Ответим на вопросы по изученным темам.
Слайд 3
Сложное предложение
Бессоюзное
Сочинительные союзы
Сложноподчинённые
Какой? Который?
с противительными союзами
Вопросы:
На какие виды делятся сложные предложения?
Чем различаются ССП и СПП?
Какова структура СПП?
С помощью чего присоединяются придаточные предложения к главному?
Как отличить подчинительные союзы от союзных слов?
Какую роль играют указательные слова?
Каково место придаточных предложений по отношению к главному?
Назовите основные группы СПП?
2) Работа у доски.
Разноуровневые задания.
А) Синтаксический разбор предложений.
Там, где раньше зеленела трава, теперь возвышаются сугробы.
Когда наступает декабрь, природа погружается в зимний сон.
Поезд пришёл с опозданием, потому что вода размыла пути.
Б) Выполнение электронных упражнений.
Ruslang – упражнение 3 (выделить грамматические основы, определить количество простых предложений в составе сложного).
СПП электронные задания – упражнение 2 (обозначить главное и придаточное предложение).
Придаточные обстоятельственные.
Упражнение 4 –определить тип придаточных предложений, распределить примеры по таблицам.
Строение СПП – упражнение 4. Выбрать схему, которая соответствует предложению.
3) Цифровой диктант.
- Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте в тетради цифру 1, если нет – 0.
Слайд 4-5.
Сложноподчинённое предложение состоит из главного и придаточного предложения.
Придаточное предложение с главным связано подчинительной связью.
Простые предложения в составе сложноподчинённого всегда равноправны.
Подчинительные союзы – это и, или, а, но, однако...
Союзные слова на вопросы не отвечают.
Вид придаточного предложения определяют по вопросу, поставленному от главного предложения.
Некоторые лингвисты сравнивают придаточные предложения с второстепенными членами.
Придаточные в СПП делятся на изъяснительные, обстоятельственные,
определительные.
Ключ: 11000111
IV. Этап подготовки к активному усвоению знаний.
Слайд 6. Таблица «Второстепенные члены предложения и
придаточные предложения»
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОПОЛНЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО
Какой? Чей? Вопросы косвенных падежей Вопросы обстоятельств
Где? Куда? Откуда? Как? Когда?
Почему? Зачем? и т.д.
(Чей?) Мой дом находится в новом районе Учитель объяснил (что?) задание.
Мы добрались до цели нашего путешествия (когда?) вечером.
ПРИДАТОЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ
1. Относятся
к существительному в главном предложении.
2. Отвечают на вопросы :какой? чей?
3. В придаточном союзное слово КОТОРЫЙ 1. Относятся к сказуемому главного предложения
2. Отвечают на вопросы косвенных падежей 1. Относятся ко всей главной части.
2.Отвечают на вопросы обстоятельства
Дом (какой?), в котором я живу, находится в новом районе.
Учитель объяснил (что?),
каксделать задание. Мы добрались до цели нашего путешествия (когда?), когда наступил вечер.
Задание. Сравнить и сделать выводы по данной таблице.
Учащиеся:
- Придаточные предложения сходны по смыслу со второстепенными членами предложения.
- Три основных группы придаточных предложений соответствуют трём группам второстепенных членов: дополнениям, определениям, обстоятельствам.
Учитель:
- Обратим внимание, что для определения вида придаточного предложения необходимо поставить вопрос, который и подскажет правильный ответ.
Не столь важно, какими именно союзными словами прикрепляется придаточное.
Главное – на какой вопрос отвечает.
Слайд 7.
ВИДЫ ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
ВИД (ЗНАЧЕНИЕ) ПО ВОПРОСУ
ПРИДАТОЧНОГО
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОЮЗУ
МОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ
ПО СИНТАКСИЧЕСКОЙ РОЛИ
УКАЗАТЕЛЬНЫХ СЛОВ
V. Этап изучения нового материала.Работа с лингвистическим текстом. Составление опорной схемы.
Слайд 8.
Придаточные изъяснительные отвечают на вопросы дополнения.
Чаще всего они относятся к таким словам в главной части, которые нуждаются в смысловом распространении.
Это могут быть слова со значением речи (говорить, просить, отвечать),
мысли (думать, решать, размышлять) ,чувства (чувствовать, радоваться, рад, жаль), которые дополняют, изъясняют, т.е. раскрывают смысл этих слов. Такими словами обычно являются глаголы,
от которых к придаточной части ставятся падежные вопросы:
Всем известно (что?), что на рыбной ловле разговаривать нельзя.(К.Г. Паустовский);
Отец потребовал (чего?), чтобы я ехала с ним.(А.Н. Толстой);
И всё она беспокоилась(о чём?), как бы кто не съел лишнего куска.(А.П. Чехов)
Бабушка не была уверена (в чём?), приедет ли внук на летние каникулы.
Придаточные изъяснительные присоединяются к главному предложению
союзами что, чтобы, будто и союзными словами кто, что, где, куда, как и частицей ли
В главном предложении при контактных словах может быть указательное слово то
в разных падежах (то, того, тому, тем, о том). Оно служит для усиления смысла придаточного предложения и выступает в главном предложении в роли дополнения.
Например: Жизнь человека измеряется тем (чем?), что он в ней сделал и прочувствовал. (С. Смайлс)
Слайд 9.
Учитель: В казахском языке отсутствуют придаточные изъяснительные
придаточные предложения, а значение изъяснения (пояснения) передаётся
простыми предложениями с развёрнутыми второстепенными членами.
Например:
1) Ему послышалось, что птица поёт. – Оған құс әндеткендей болып естілді.
2) Чего в другом не любишь, того и сам не делай.
– Басқалардың бойындағы теріс қасиетті өз бойыңа дарытпа.
VI.Этап закрепления новых знаний и способов деятельности.Слайд 10. Ответы на вопросы:
Придаточные изъяснительные относятся
к ………………………………………… в главной части СПП.
Придаточные изъяснительныеотвечают на вопросы …К главной части придаточные изъяснительные присоединяются при помощи …Слайд 11. Конструирование предложений – упражнение 177.
даёт людям искусство.
найти своё призвание.
интереснее работать.
лучше пойти учиться
после школы.
выбрать специальность.
что
как
где
куда
как
Мы часто говорим
о том,
Слайд 12.
Упражнение 176. Спишите предложения , вставляя подходящие по смыслу союзы. В главном предложении определите слова, к которым относятся придаточные изъяснительные. Поставьте к ним падежные вопросы.
1. Михаил Пришвин говорил ( … ), … выбрал себе в спутники десять умных книг.
2.Франческо Петрарка писал ( … ), … книги - его друзья, их можно пригласить в гости, позвать
на помощь, попросить у них совета.
3. Из книги вы узнаете ( … ), … живут народы разных стран, узнаете о великих открытиях науки техники, о звёздах и планетах, о растениях и животных. ( С. Маршак)
VII. Этап рефлексии и оценивания.Учащиеся ставят метки на рефлексивной мишени
(т.е. оценивают свою деятельность и деятельность учителя на уроке), ставят оценки за урок на листе учёта знаний.
VIII. Этап информированности о домашнем задании. - § 18, выучить
Теория - § 18, выучить правило.
Практика – упражнения 168, 172
Опережающее задание - прочитать § 31 «Замена прямой речи косвенной»
Лист учёта знаний
Ученика(цы) 9 «А» класса ________________________________________________
№ Элементы урока Ошибки Оценки
1 Заполнение «слепой» схемы
2 Синтаксический разбор предложений 3 Выполнение электронных упражнений 4 Цифровой диктант
5 Ответы на вопросы
6 Упражнение 176
7 Упражнение 177
8 Составление предложений