Развитие диалогической речи учащихся на уроках социально-бытовой ориентировки


КГУ ”Специальная (коррекционная ) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями в развитии города Риддера» управления образования ВКО
Развитие диалогической речи учащихся на уроках социально-бытовой ориентировки
Выступление на заседании методического объединения учителей трудового обучения
Подготовил учитель СБО Ушакова О. В.
2015год
Развитие диалогической речи учащихся на уроках социально-бытовой ориентировки.
Целью социально-бытовой подготовки учащихся является формирование у каждого ребенка того необходимого запаса знаний, навыков и умений, который позволит ему уверенно начать самостоятельную жизнь после окончания школы, успешно адаптироваться в ней и интегрироваться в социум.Речь умственно отсталых детей отличается заметным недоразвитием. Словарный запас беден. Однако по мере проведения коррекционно-воспитательной работы их речь улучшается. Целенаправленная практическая деятельность ребенка вызывает у них потребность в общении, при этом воспитывает речевую активность.
В связи с этим особую роль играют уроки социально-бытовой ориентировки. Эти уроки содействуют не только развитию познавательной деятельности учащихся, но и способствуют развитию их разговорной речи. С помощью игровых ситуации учитель создает условия для возникновения диалога между детьми или учеником и учителем. Во время таких уроков дети усваивают слова, которыми смогут пользоваться в быту или на работе. Собственная игровая деятельность содействует пониманию ребенком значений слов и побуждает их к развертыванию диалога. При этом сюжетно-ролевая игра может служить не только средством усвоения, но и частичного пополнения речевого материала, уже имеющегося в опыте детей ( например, игра « В магазине». Используя, игровые ситуации учитель должен придерживаться следующих правил:
-подбирать материал близкий и понятный детям;
-строить игру с учетом жизненного опыта ребенка;
-вызывать интерес у учащихся.
Планируя уроки социально-бытовой ориентировки, учитель выделяет основные их этапы, каждый из которых представляет собой организацию речевого общения учащихся. На занятиях он создает условия для развития диалогической речи детей, следит за правильностью употребления отдельных слов и фраз. В конце урока учитель обсуждает и оценивает речевую активность детей.
Уроки строятся с учетом речевых возможностей ребенка. Иногда многие из них на начальных этапах обучения не могут сами вести диалог, особенно если в паре есть заторможенный, неактивный ученик. Тогда речевое общение протекает сопряженно с учителем или разыгрывается тремя детьми : робкий, необщительный ведет свою роль вместе с инициативным, общительным. Они вместе отвечают на вопросы третьего участника игры. Если некоторых воспитанников все же не удается включить в общение друг с другом, то им следует предоставить право участвовать в распределении ролей, привлекать к обсуждению полученных результатов.
Приведу несколько диалогов , направленных на развитие диалогической речи.
Обучение диалогу по теме: « Покупка билета»
Учитель. Представим ситуацию, что вы на вокзале . Вам нужно купить билет .
(Первый билет покупает учитель.)
Пассажир. Добрый день! Мне нужен билет до Астаны.
Кассир. Пожалуйста, ваш паспорт.
Пассажир. Возьмите. Сколько стоит билет?
Кассир. Билет стоит 6 тысяч тенге. Приготовьте деньги.
Пассажир. Возьмите деньги.
Кассир. Получите ваш билет и паспорт. Проверьте ваши данные.
Пассажир. Спасибо! До свидания!
Кассир. До свидания!
Обучение диалогу по теме: “В автобусе”.
Учащиеся расставляют стулья, прикрепляют знаки информации “Вход”, ”Выход”. На высокой подставке устанавливается табличка ”Остановка”.
Учитель. Кто хочет быть водителем?
Ученики. Я! Я хочу!Учитель. Водителем будет Витя.
Тот садится в кабину построенного из стульев автобуса.
Учитель. Для продажи билетов нужен кондуктор. Кто им будет? Для проверки билетов контролер.
Ученики .Я буду! Можно мне!
Учитель. Кондуктором будет Света. Контролером Гульнара.
Подъезжает ”автобус” , все рассаживаются по своим местам.
Кондуктор . Оплатите пожалуйста проезд.
Пассажир. Возьмите деньги.
Другой пассажир интересуется: ”Сколько стоит проезд?’’
Пассажир. Сколько стоит проезд?
Кондуктор. Проезд стоит шестьдесят тенге.
Пассажир .Возьмите , пожалуйста.
Кондуктор. Возьмите сдачу и билет.
Кондуктор по пути следования объявляет остановки.
В автобус входит контролер.
‘’Что надо сказать? ’’-обращается к нему педагог.
’’Приготовьте, пожалуйста , билеты’’, - отвечает учащийся.
Пассажиры предъявляют свои билеты.
Когда автобус подъезжает к остановке, многим пассажирам нужно выйти.
’’Что говорят люди в этом случае?’’- обращается учитель к детям.
-Можно пройти?
-Пропустите, пожалуйста.
-Пожалуйста, дайте пройти.
Обучение диалогу по теме: « Магазин»
Учитель. У нас открылся магазин. Посмотрите, сколько в нем красивых игрушек! Вы сможете их купить. Но чтобы вам их продали ,надо правильно спрашивать и отвечать на вопросы.
Во время “продажи” и “покупки ‘’происходит разговор. Первым покупает игрушку педагог, давая речевой образец.
Учитель. Я хочу купить куклу. Сколько она стоит?
Продавец. Две тысячи тенге.
(покупатель идет к кассиру)
Покупатель. Получите две тысячи тенге.
( Если кассир молча дает ему чек, учитель не берет его, а говорит: «Скажи :“ Возьмите чек”».)
Кассир. Возьмите чек.
Затем покупатель возвращается к продавцу, отдать ему чек и говорит: “Дайте, пожалуйста, куклу.”Продавец. Пожалуйста.
Далее учитель предлагает одному из учеников что-нибудь купить. При этом просит учеников следить, правильно ли говорит их товарищ.
Продавец. Скажите, какую игрушку вам показать.
Покупатель. Можно мне посмотреть машинку?
( При затруднении ученика правильно построить предложение педагог дает образец вопроса.)
Учитель обращается к ученикам: “О чем еще не спросила Света?”- ”Сколько стоит?’’-”Сколько денег надо?”- раздаются голоса. Педагог говорит покупателю: ’’Спроси, сколько стоит?’’.
Ученик. Сколько стоит?
Продавец называет цену игрушки.
Затем ученик направляется в кассу и отраженно за педагогом говорит: “Получите пятьсот тенге”.
Кассир. Возьмите чек.
Ученик берет чек, подходит к продавцу и получает машинку.
Диалог ведется до тех пор, пока каждый ученик не купит себе игрушку.
4.Обучение диалогу ’’На приеме у врача.’’Учитель распределяет роли.
Врач. Что у вас болит?
Больной. У меня болит горло.
Врач. Почему оно у вас заболело?
Больной. Простудился.
Врач. Я дам вам рецепт, вы пойдете в аптеку и купите лекарство.
Больной. Спасибо.
3. Обучение диалогу по теме ’’Беседа по телефону’’.
Учитель. Сейчас я проверю, умеете ли вы разговаривать по телефону. ( учитель ими тирует телефонный звонок и называет имя ученика) . Если ученик снимает трубку с аппарата и молчит, учитель спрашивает: ’’Что ты молчишь? Ведь это тебе звонят. Ответь!
Ученик. Алло.
Педагог хвалит его, поясняет остальным, что он правильно ответил на звонок и предлагает другие варианты ответа: ’’Вас слушают’’.
Звонит еще 3-4 ученикам, добиваясь нужного ответа.
Далее телефонный диалог учителя и детей усложняется следующим образом. Звонок ученику ( называет имя).
Учитель. Здравствуйте!
Ученик. Здравствуйте!
Учитель. Попросите, пожалуйста, к телефону Витю.
Ученик. Тебя зовут. (Если ученик молчит, учитель побуждает его: ’’Отвечай: ’’Вас слушают’’.’’
Ученик. Вас слушают.
Эта ситуация отрабатывается еще с 2-3 учащимися.
Учитель. Добрый день!
Ученик. Здравствуйте!
Учитель. Попроси, пожалуйста, к телефону Мишу.
Ученик. Миша, тебя к телефону.
Миша. Здравствуйте, вас слушаю.
Педагог звонит еще нескольким учащимся.
Во время подобных диалогов учащиеся употребляют много неполных предложений, что в общем-то свойственно для обычной разговорной речи. Чтобы в некоторой мере преодолеть этот недостаток, на заключительном этапе обучения от учащихся следует требовать полных высказываний. Очень хорошо закреплять разговорные навыки в реальной обстановке. С учениками необходимо проводить как можно больше целевых прогулок, экскурсий, в ходе которых они свободнее вступают в разговор. И только путем закрепления на практике имеющихся знаний, умений и навыков у учащихся вырабатываются необходимые нормы поведения, позволяющие им приспособиться к окружающей жизни.