Рабочая программа по социально-бытовой ориентировки в 3 классе школа 8 вида
Социально – бытовая ориентировка
4 класс.
Пояснительная записка.
Особенности психофизического развития школьников с умственной недостаточностью затрудняют их вхождение в социум.
Курс социально-бытовой ориентировки (СБО), направленный на подготовку учащихся вспомогательной школы к самостоятельной жизни.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА СБО.
Формирование у учащихся системы социально – бытовых знаний для того, чтобы они имели реальные возможности для интеграции в обществе.
Расширение кругозора учащихся, умение ориентироваться в условиях большого города, в быту также является одной из важнейших задач.
Воспитание культуры поведения, личностных качеств: трудолюбия, аккуратности, терпения, усидчивости, элементов трудовой культуры неразрывно связано с изучением любой темы и не должно рассматриваться как изучение отдельно взятой темы.
Образовательной целью уроков обслуживающего труда является формирование социальных навыков, которые помогут в дальнейшем данной категории учащихся обрести доступную им степень самостоятельности в трудовой деятельности.
Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.
Задачи уроков СБО во 4 классе:
- воспитание культуры поведения;
- формирование личностных качеств: трудолюбия, аккуратности, терпения,
усидчивости;
- формирование элементов трудовой культуры;
- систематизация знаний, умений и навыков у умственно отсталых детей,
полученные ими при изучении других предметов, их закрепление.
Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д.
Содержанием обучения должна быть реальная жизнь, реальный быт, реальный социум, обеспечивающий и поддерживающий этот быт. Учащимся необходимо усвоить значение причинно-следственных связей в быту, трудовых и семейных отношениях, в обеспечении своего здоровья, здоровья своих близких.
Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных кинофильмов, диафильмов и др. Проведение экскурсий рассматриваются как самостоятельный урок. Они могут быть вводные, текущие, итоговые.
В зависимости от задач урока и оснащенности кабинета могут использоваться разные формы организации практических работ, как коллективные (бригадные), так и индивидуальные (выполнение учеником всех операций под руководством учителя).
Беседа на занятиях по СБО является одним из основных методов обучения и применяется и сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами: записями в тетрадь определенных правил, зарисовками, упражнениями и другими видами работ. Продолжительность беседы может быть различной, но она не должна являться единственным методом обучения, используемым на занятии.
В зависимости от задач занятия беседа может иметь различное назначение и сопровождаться наглядностью. Например, она может носить информационный характер. В этом случае учитель выясняет имеющиеся у учащихся знания и представления и сообщает им новые необходимые сведения. В начале занятия проводятся краткие вводные беседы, а в конце занятия для закрепления полученных знаний - заключительные беседы.
Сюжетно-ролевые игры в основном рекомендуется проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, учащиеся применяют усвоенные ими знания и приемы (например, правила поведения, приемы ухода). Учитель организует игру и руководит ею в соответствии с заранее разработанным планом. При этом следует избегать прямых указаний, как поступать в той или иной ситуации, и стараться ставить детей перед необходимостью самостоятельно принимать решения. Игры могут занимать часть урока или как итоговое занятие. Эти занятия требуют от учителя серьезной подготовки и имеют весьма важное значение для решения задач обучения и воспитания, они способствуют закреплению различных знаний-умений и навыков учащихся (правила поведения, сервировка стола, уборки помещения и т.д.).
Значительное место отводится проведению практических занятий. Для обеспечения более полного усвоения предлагаемого материала учитель должен исходить из принципа обучения ребенка с проблемами в умственном развитии.
Для прочного закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять повторение пройденного.
На занятиях по СБО следует уделять внимание обогащению словарного запаса, использовать пословицы, поговорки загадки для развития устной, письменной речи, для практического применения знаний, умений и навыков, полученных на уроках родного языка. На всех этапах занятий в связи с изучаемым материалом необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения, умением детей правильно построить фразу, написать текст, обосновать вывод. В поле зрения учителя должно находиться развитие диалогической речи учащихся. С этой целью используются различные этапы занятий, сюжетные игры и экскурсии, проводимые учителем, в ходе которых учащиеся вовлекаются в беседу.
Ожидаемый результат:
- учащиеся ориентируются в здании школы, знают назначение помещений;
- владеют навыками сервировки стола, дежурства по классу, правилами
поведения на улице;
- называют и знают правила обращения с учебными принадлежностями;
- знают состав своей семьи ,их обязанности,родственные отношения, адрес по которому проживают;
- учащиеся классифицируют предметы мебели, знают названия и назначение;
- учащиеся классифицируют предметы одежды, знают названия и назначение,
правила ухода;
- учащиеся классифицируют предметы обуви, знают названия и назначение, способы ухода,
правила ухода;
- учащиеся классифицируют предметы посуды, знают названия и назначение,
правила ухода.
Методическое обеспечение учебного процесса:
1. Обучение учащихся 1 – 4 классов вспомогательной школы. Пособие для учителей/ Под ред. В.Г. Петровой. – М., 1986.
2. Программы подготовительного и 1 – 4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида. – М., 1999.
3. Программы для 0 – IV классов школы VIII вида ( для детей с нарушениями интеллекта) в 2-х книгах. – М., 1998.
4. Специальная педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2002.
5. Худенко Е. Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме. – М., 2005.
6. Развитие речи 3 класс (вспомогательной школы) Е.Д. Худенко, В.А. Фёдорова. – М., «Аркти», 2005.
7. Львова С.А. Практический материал к урокам СОЦИАЛЬНО – БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКИ в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе 8 вида. –М., «Владос»,2005.
8. Худенко Е.Д., Барышникова Д.И. Планирование уроков Развития речи во 3 классе специальной( коррекционной ) школы 8вида. – М., «Аркти», 2003.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СБО 4 КЛАСС.
№ Программный материал Количество часов
1 Улица, на которой мы живём. 3
2 Семья. Обязанности членов семьи. Что окружает нас дома. Домашние опасности. 6
3 Транспорт. 7
4 Правила дорожного движения. 2
5 Посуда. 4
6 Одежда. 6
7 Обувь. 5
8 Скоро лето! Правила поведения. 2
Итого. 36
Календарно – тематическое планирование. СБО
4 класс. 36 часов.
№ тема срок
1 четверть (9 часов). Улица, на которой мы живём (3 часа). 1. Улица, на которой мы живём. Экскурсия. 2 Наш дом (номер дома, адрес школы). 3. Дорога в школу. Семья (6 часов). 4. Семья. обязанности членов семьи. 5. Семья. Сведения о членах семьи. Место работы. 6. Что окружает нас дома. 7. Домашние опасности. Правила безопасности в домашних условиях. 8. Наша дружная семья. 9. Итоги 1 четверти. 2 четверть (7 часов) Транспорт (7 часов). 10 Транспорт. Виды транспорта. 11 Транспорт. составление рассказа «Я еду на…..» 12 Наземный транспорт. 13 Наземный транспорт. Составление рассказа. 14 Наземный транспорт. Один, много. 15 Составление рассказа «Кто на чём приехал в школу». 16 Проверь себя. Итоги 2 четверти. 3 четверть (10 часов). Правила дорожного движения (2 часа) 17 Правила дорожного движения. 18 Составление рассказа «Как я буду переходить улицу» Посуда (4 часа) 19 Посуда. 20 Посуда. Составление предложений по образцу. 21 Посуда. Виды посуды. 22 Посуда. Уход за посудой. Одежда (4 часа) 23 Одежда. 24 Одежда. Описание одежды. 25 Сезонная одежда. 26. Проверь себя. Итоги четверти. 4 четверть (8 часов) 27 Одежда. Подбери слова по смыслу. Обувь (4 часа) 28 Обувь. 29 Обувь. Уход. 30 Обувь. Дополни рассказ подобрав нужные слова. 31 Виды обуви. 32 Одежда и обувь. Обобщающий урок. 33
Скоро лето! Правила поведения.
Что мы узнали! Итоги года.
Рабочая программа
СОЦИАЛЬНО – БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА
4 КЛАСС
Составила: учитель начальных классов
Дуброва Наталья Александровна
2014 – 2015 уч.год