Конспект урока по литературному чтению на тему Настоящие друзья живой природы. Михаил Коршунов, отрывок из повести Дом в Черёмушках (1 класс)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 с. Юмагузино
МР Кугарчинский район РБ












Литературное чтение в I классе
Настоящие друзья живой природы.
Михаил Коршунов, отрывок из повести
« Дом в Черёмушках»


Приготовил учитель начальных классов МБОУ СОШ №1
с. Юмагузино Кугарчинского р-на Респ. Башкортостан
Аиткужина Магия Хайсаровна


















Литературное чтение

Целевой блок

Тема:
Ребятам о зверятах.


Цель
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте, в иллюстрациях учебника.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (списывать текст с заменой картины словами).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Планируемые результаты
Предметные: продолжить работу над развитием умения правильно и сознательно читать и анализировать художественный текст; освоением социокультурной категории «доброта», «сопереживание»; освоением алгоритма работы в ресурсном круге, в паре; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Метопредметные:
( Регулятивные УУД) : уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
прогнозировать предстоящую работу (списывать текст с заменой картины словами ).
(Коммуникативные УУД): уметь слушать и понимать других.
строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
оформлять свои мысли в устной форме; работать в паре.
(Познавательные УУД): формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов, суждений, аргументации) ; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую .




Инструментальный блок

Тема урока
Настоящие друзья живой природы.
Михаил Коршунов, отрывок из повести « Дом в Черёмушках»

Задачи:
– развивать навыки чтения, творческие способности, мышление, речь; развивать коммуникативные навыки общения, социокультурный опыт учащихся.
- способствовать развитию у учащихся чувства сострадания, сопереживания. воспитывать чувство ответственности, умение принимать решения.
- создания комфортной и доверительной атмосферы в классе; осуществления психологической поддержки каждого ученика.


Тип урока
изучение новой темы.


Учебно- методический комплекс
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. Литературное чтение «Капельки солнца», 1 класс; компьютер как средство обучения (использование презентации на уроке); карточки-подсказки: лексическое значение слов; лица, которые выражают настроение людей; карточки самооценки учащихся; «ромашки» с орфограммами; карточки с парными согласными; рисунки детей;


Организационно-деятельностный блок

Основные понятия
писатель, главный герой, главная мысль, описание героя, отрывок из повести.


Межпредметная связь
русский язык, окружающий мир

Этапы урока

·. Актуализация знаний.
- Дорогие ребята! Я надеюсь, что сегодня на уроке все будете внимательными слушателями и активными участниками. Мы с вами прочитаем интересный рассказ и освоим новые понятия.

1 Чтение парных согласных по карточкам (хором) :какие правила знаете на эти согласные?

2 Чтение чистоговорки (чередуя мальчики- девочки) :
та-та-та- поймай кота.
ка-ка-ка- дай молока.

3 Чтение скороговорки по указке, потом 1 ученик в быстром темпе:
Тише, мыши, кот на крыше.
Зашумите - он услышит.
-Какой звук чаще произносим? Как произносим?


II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения.

Подготовка к восприятию:
1 Чтение загадки:
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается.- показ орфограмм (ромашки)

2 Посмотрите на классную выставку рисунков «Наши любимцы». Мы видим, как вы любите своих младших друзей, заботитесь о них и можете рассказать о них много интересного. ( рассказ учащихся по рисункам)

Определение темы и целей урока:
Как называется раздел, в котором напечатаны замечательные произведения о животных?
Работа с текстом до чтения
- Прочитайте то, что написано в скобках?
- Что вы скажете об авторе и названии этого произведения?



·II. Развитие умений – применение знания.


1 Словарная работа.
Молочница – женщина, торгующая молоком вразнос по домам или с рук.
Несимпатичен – некрасив.
Бесцеремонный – беззастенчивый и развязный, выходящий за границы вежливости.
Поддувало – отверстие в печи под топкой, оно нужно для того, чтобы огонь в печке лучше горел.

На доске труднопроизносимые слова из текста: необыкновенно, разочарованный, Леонид Аркадьевич, Гарька, осматривать, захлопнулась, растопорщился, Ушастик.( чтение по слогам)

2 Работа по учебнику:
– Рассмотрите иллюстрацию.
– Можно ли по иллюстрации сказать, кто будет главным героем произведения?
- Рассмотрите кота. Опишите его.
- Как кот выглядит?

3 Первичное чтение текста:
I часть- учитель: какого кота мы видим в 1-й части?
( чтение продолжат лучшие наши чтецы)

II часть- читает ученик : что нового узнали о коте?

III часть- читает ученик : о характере кота мы что-то узнали? ( дерзкий, любопытный)

IV часть- читает ученик: как по- вашему, после этой истории кот не обидится, не уйдёт обратно на улицу?

4 Беседа после чтения.
-Кот был явно с тяжёлым характером и несимпатичный, а кличку ему какую дали?
- Представьте: кот с большими ушами и несимпатичный- как его можно по-другому назвать? ( Ушастый, Ушан) А как звучит « Ушастик»? Какое отношение к коту слышится в этой кличке? С помощью какой части слова звучит ласково? (котище, котяра)
-О чём это говорит? ( о людях, какие они)

5 Физминутка « Кошки »

6 Вторичное чтение текста:
Чтение 1 части (вслух «цепочкой»).
Вопрос после чтения:
- Можно ли в этой части найти описание внешнего вида кота?

Чтение 2 части (вслух « цепочкой»).
Вопросы после чтения:
- Докажите словами из текста, что кот сразу освоился в доме?

Чтение 3 части ( жужжащее).
- Как вы считаете, кому могут принадлежать слова «сделал верблюда»?
- Как вы понимаете "сделал верблюда”?

Чтение 4 части (в темпе учителя).
- Что произошло с котом? Прочитайте.
- Как вёл себя при этом кот?
- Кто помог коту освободиться?
- Хороша ли будет жизнь этого кота?

7 Работа в группах
Дайте характеристику коту, пользуясь опорными словами (карточки).
На карточке слова:
I группа- пыльный, пушистый, обидчивый, несимпатичный
II группа- облысевший, ласковый, бесцеремонный, худой
III группа- любопытный, крикливый, белый, голодный
IV группа- чистенький, дерзкий, брезгливый, ленивый
(Делегирование одного представителя из пары для представления ответов.)

Мне кажется, что по- настоящему любят животных не потому, что они красивые, пушистые, ласковые, а потому что без нас они не могут, они нуждаются в нашей любви.


IV.Диагностика результатов урока
– Что нового вы узнали о взаимоотношении людей и животных. Люди должны быть добрыми и внимательными к своим «младшим братьям».

- А сейчас оцените свою работу на уроке. Если вы были активными, выберите кружок красного цвета, если вы были внимательными – кружок желтого цвета,
- Смотрите, какое разноцветие сегодня в классе, вы действительно активные, внимательные, артистичные.
Молодцы, очень приятно с вами работать.
















Окружающий мир
Целевой блок

Тема:
Повторение и самостоятельная работа.

Цель
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Планируемые результаты
Предметные: Обучающийся должен научиться писать соединение буквы й с другими буквами в словах;

Личностные: формировать умения читать слова с буквой – й- с другими буквами в словах;
Устанавливать закономерности их чтения.
 Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
 Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
.Метопредметные:( Регулятивные УУД):
уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
прогнозировать предстоящую работу (списывать текст с заменой картины словами ).
(Коммуникативные УУД):
уметь слушать и понимать других.
строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
оформлять свои мысли в устной форме.
работать в паре.
(Познавательные УУД):
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую








Дата:
Инструментальный блок

Тема урока №
Строчная и заглавная буква й Й.

Задачи:
– развитие умений наблюдать за написанием буквы йЙ в словах, устанавливать закономерности их написания;
– формирование умением соединять букву й с другими буквами в словах;
- воспитать аккуратность.

Тип урока
Открытие новых знаний.

Учебно- методический комплекс
Учебник, « пропись № 5» с.21

Организационно-деятельностный блок

Основные понятия
Мягкий звонкий согласный звук

Межпредметная связь
литература

Этапы урока

·. Актуализация знаний.
1. Работа по «ленте» букв.
– Выделение нового звука из слов «йод» «айва»
2. « Наряди» звуковичка. Характеристика звука.


II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения.

1. Постановка проблемного вопроса.
-На какую букву алфавита похожа буква «й Й»(Ученики высказывают предположения.)
2. Поиск решения.
1. Проверим ваши предположения.
Наблюдение ведётся в ходе записи: Называют элементы буквы и письмо букв ий, ИЙ в сравнении.
2. Отработка написания буквы. Соединение в слоги. Ий, ый, ой, ай, ей.



·II. Развитие умений – применение знания.

1. Списывание с переносом. Работа в тетради по образцу.
Письмо слов с буквой «й» с - 2 строчки.
- Какое слово не переносится? ( Слово йод не переносится, так как состоит из одного слога)
2. Вывод: Слог с буквой й остаётся на строке, а остальная часть переносится на другую строку.
3. Списывание текста с заменой рисунков словами.
-О ком говорится в тексте?
4. Озаглавливание.( Петушок)
- Почему не Петух?
-Назовите ласковые слова. Какие суффиксы их сделали такими?(-ушк-, -ок-, -ышк-)
5. Орфографическая подготовка. Поставьте ударение. Подчеркните « опасные» места.
-Назовите слова с безударной гласной в слове?( на голове, гребешок, зелёные)
6. Самостоятельное списывание текста « Зайка Пус» с заменой рисунков словами.
7. Самопроверка.

IV.Диагностика результатов урока
1. Внимательны ли вы были на уроке? Назовите слова, в которых буква й стоит в конце слова, в середине, в начале слова.

V. Д/з
Придумайте сказку о букве «й».














15