Урок литературы в 5 классе по рассказу В.Драгунского «Девочка на шаре»

Урок литературы в 5 классе по рассказу В.Драгунского «Девочка на шаре»
                                                                         Учитель русского языка и литературы Наталья Михайловна Белобородова
Задачи:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
учить анализу повествовательного текста;
учить выразительности чтения, говорения;
закрепить умения пересказывать от I лица;
учить словесному рисованию портрета героя рассказа по его чувствам, мыслям.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
прививать любовь к чтению, к слову, его звучанию;
развивать представления о любви как о самом высоком чувстве;
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ
воспитывать уважительные, добрые отношения девочек к мальчикам и мальчиков к девочкам;
воспитывать у ребят умение видеть особенности, неповторимость каждого человека.
Оборудование: гитара; карточки в форме «валентинок» с заданиями;
песня » Из чего же сделаны наши девчонки?..», наглядность для игры «Неразлучные друзья», выставка книг, фрагмент фильма «Девочка на шаре»
 
ЭПИГРАФ: » ЛЮБОВЬ СТОЛЬ ВСЕСИЛЬНА, ЧТО ПЕРЕРОЖДАЕТ И НАС САМИХ.»   Ф.М.Достоевский.
(Звучит песня о мальчиках и девочках.)
Учитель: «Разговор у нас с вами сегодня непростой.
Речь пойдёт о мальчиках и девочках.»
ИГРА: «Неразлучные друзья»
( описание: на доске написаны парами (девочка мальчик) герои знакомых ребятам произведений. Это всё прикрыто отдельными карточками.
Кай Герда
Пьеро Мальвина
Якоб Ними
Пастушка Трубочист
Золушка Принц
Королевич Елисей Паревна
Щелкунчик Мари
Финист Марьюшка
ЗАДАНИЕ: Я открываю имя одного героя, вы называете ему пару, автора, название произведения, жанр.
Что объединяет этих героев из разных произведений?
( Мальчик и девочка, взаимовыручка, дружба, любовь)
С произведением какого жанра мы познакомили ь на прошлом уроке?
(рассказ)
Автор, название. Что вам запомнилось о В.Драгунском и его книге «Денискины рассказы»?
( 45 историй.Ответы ребят)
Каковы особенности композиции рассказа?
( есть рассказчик?
Кто он?
(Дениска)
Какова тема рассказа?
( мир взаимоотношений людей)
А как по-вашему, мир людских взаимоотношений прост или сложен? Объясните свой ответ.
Учитель:
Часто приходится наблюдать такую картину: все девочки и мальчики кажутся друг другу обыкновенными. Они могут дружить, ссориться и даже драться
А потом все эти девочки и мальчики подрастают. И когда нибудь мальчик замечает, что именно вот эта девочка не такая, как все. Все обыкновенные, а эта нет. Она какая-то особенная!
Вот об этом и рассказ » Девочка на шаре»
Перескажите кратко сюжет.
(звучит пересказ)
Почему Дениска так мечтал пойти в цирк, а когда пришёл, там ему всё не понравилось: и львы, и жонглёры, и даже клоуны? И во второй раз тоже?
( он увидел девочку, которая поразила его)
 
Фрагмент фильма «Девочка на шаре»
 
На дом всем нашим мальчикам было задано задание: описать от лица Дениса девочку.
Какой он её увидел? Как назвал про себя?
( желающий выступает, остальные мальчики добавляют)
Ребята, что описано Денисом?
( портрет)
Какую роль играет описание портрета в литературном произведении?
( При помощи портрета даётся характеристика персонажа.
Портрет иллюстрирует те стороны персонажа, которые представляются особенно      важными автору)
Девочки, задайте вопросы нашим «Денискам», если вас что-то интересует об отношении его к девочке.
( звучат примерно такие вопросы: Что для тебя важно в этой девочке? Что в ней особенного: внешность, мастерство, внутренние качества характера?.
ответы мальчиков примерно такие: Когда любишь, всё особенно)
А есть ли в рассказе портрет Дениски?
(нет)
На дом всем девочкам было задано задание: нарисовать словесный портрет Дениса.
В чём заключалась сложность работы?
( Нужно было по мыслям и поступкам героя создать его «портрет»)
( выступления девочек)
А как отнеслись мама и папа к его рассказу о девочке?
Кто, как вам кажется, больше понимал и разделял чувства Дениса?
А почему, когда папа и Дениска шли из цирка, у папы » было очень серьёзное и грустное лицо»?
( Может, папа решил, что он вовремя не совсем понял Дениса?)
А бывает ли, ребята, такое состояние, что хочется с кем-то поделиться своими чувствами, спросить, как поступить, и тут же понимаешь, что тебя не так поймут?
(ответы ребят)
 
В этом вам всегда помогут верные друзья книги. Посмотрите, какую выставку книг я подобрала для вас. Все эти книги рассказывают об отношениях друг к другу ребят вашего возраста.
Итак, Денис стал взрослый его сейчас занимают совсем не детские мысли. Он влюблён!
Я просила вас подобрать и выучить стихотворения, в которых рассказывается о любви.
 
Звучат стихотворения «На букву «Л» А.Барто «Первая любовь» Э. Асадов
 
Слово учителя.
Ребята, а как  нужно относится к этому чувству чувству любви?
Серьёзно или с легкостью, хранить это в своей душе и поделиться об этом только с самым близким человеком, который, по-вашему, даст нужный совет или кричать всюду и всем: «Люблю, люблю»?
Или можно зазнаться, если мальчик смотрит на тебя как-то по- особенному? Или если есть одна особенная девочка, то только к ней надо относиться хорошо, а других не замечать?
(ответы, диспут детей)
Обратите внимание на эпиграф к уроку. Как вы понимаете эти слова?
( Значит, облагораживает человека, делает его более совершенным.Любимому и любящему человеку не позволено быть невоспитанным)
Песня «Ты да я, да мы с тобой» ( под гитару)
( Условие: надо непременно сесть по двое и больше)
 
Ребята, как вы считаете, среди вас есть такие девочки и мальчики, которые могут нравиться за что-то?
(ответы детей)
А я считаю, что вы все, без исключения, очень замечательные ребя¬та. В каждо из вас есть неповторимые особенности, положительные качества, которые ценны для окружающих.
 
3адание: на карточке- «валентинке» написано начало предложения.
 
Вы должны его закончить, предварительно подумав, за что вам нравится этот одноклассник. Будьте осторожны, так как к этому надо отнестись очень тонко и серьезно.
( учителем подобрано столько карточек, чтобы у каждого ребенка после опроса их оказалось поровну)
Какие же выводы можно сделать для себя после нашей сегодняшней встречи?
Надо быть внимательными к людям.
Надо беречь хорошие отношения.
Не забывать, что девочки- это хрупкие натуры, и мальчики должны их защищать, а девочки должны уважать эти отношения и хранить их.
Надо всегда стремиться к пониманию и уважению другого человека.
 
Дома: написать мини-сочинение о том, что особенного вы подметили
однажды в каком-либо мальчике или девочке. При этом имя можно не на

mђ Heading 1Default Paragraph Font Table Normal
No ListmђHeading 1 Char Normal (Web)