Мастер-класс Фонетика. Не так сложно, если интересно


- Оперативная, долговременная, кратковременная, генетическая… о чем я говорю? (Отвечают)
- Совершенно верно.
Современные стандарты образования требуют от наших учеников как и от нас исследовательской деятельности, проектной деятельности, но уважаемые коллеги, я думаю вы согласитесь со мной, что в каждом предмете есть некие фундаментальные понятия и вещи, которые ученики просто должны знать. Ну вот например, я обращусь к историкам. Есть ли в вашем предмете вещи, которые нужно знать обязательно. А в физике, математике, русском языке и др. предметах (Ответы учителей).
Теперь представьте себе, что ученик сталкивается с английским языком впервые. По последним подсчетам слов в английском языке, представьте себе, более миллиона. Это раздел лексики, но еще есть грамматика и фонетика, которые также сложны для запоминания и усвоения. (слайд)
Сегодня мне хотелось бы остановиться подробнее на фонетике. Тема мастер-класса: «Фонетика. Не так сложно, если интересно».(слайд)
Фонетика это вообще отдельная планета для учащихся. Многие из вас учась в школе, позднее в институте изучали английский язык. И вы, наверное, заметили, что в нем есть звуки, аналогов которых нет в русском языке. Да и аналогичные звуки произносятся в английском языке другим образом, чем в русском. Все дети разные, некоторые улавливают на лету и, не задумываясь, повторяют за учителем звуки, другим дается это с непосильным трудом, а третьим вообще не удается, в силу их артикуляционных и слуховых способностей, воспроизвести эти звуки. Только взгляните, наверняка вы ни раз такое видели. (слайд с русской транскрипцией). Попробуйте прочитать. (учителя читают вслух фразу.) Кстати, сегодня, к сожалению, печатается много пособий по английскому языку, которые не предполагают английской транскрипции как таковой. В них предлагается словарь на 2 столбика, или же добавляется транскрипция, написанная по-русски. В свете данного явления многие учащиеся часто задают вопрос.
- А зачем мне правильно произносить английские звуки? (слайд)
Например: приехали в Турцию, сказали «сенькью или сёти», вот и всё – коммуникация состоялась.
Но как убедить учеников, что использование корректного и правильного произношения необходимо и заучивание правил чтения или произношения звуков не такое уж нудное и утомительное дело.
Приходится, конечно приводить различный примеры: (think –думать, sink -тонуть, или thick -сильный, крепкий, sick - больной, недалекий, глуповатый (разг.))
И сегодня я продемонстрирую вам один из методических приемов – это прием театральной педагогики Александры Петровны Ершовой и Вячеслава Букатова.
Ну, начнем с того, что наверное, самыми сложными английскими звуками для воспроизведения их русскоговорящими являются следующие звуки. (Слайд межзубные и w)
Давайте их произнесем. Repeat after me please.
Как же нам закрепить эти звуки? В английском языке существует множество скороговорок, (слайд со скороговорками) но зубрить мы их не будем, это скучно. Предлагаю следующее. (слайд – I think, you think, they think, we think, а также why Willy, why Willy, why Willy, why)
- I want you to repeat it after me. You understand me?
- And now let’s make small dialogs in a real situation. For example (вызываются двое). Let’s imagine, that you are a wife and a husband. And you have got a conflict, you are very angry. You have to use only these phases. (по слайду показать) And try to argue. For example: ….. Попробуйте используя эту фразу и четко произнося звуки, эмоционально составить диалог. Изобразите мне семейный конфликт.
- Хорошо, звуки услышали вы, произносили ли они правильно звуки?
- the next situation. Попробуем другую эмоцию. Опять двое приглашаются. Let’s imagine, that you are very happy. And you have got happy news. (Произносим эти же фразы, но теперь эмоционально окрашенно в радость.)
- And the last situation. Опять двое приглашаются. Let’s imagine, that you are gossips. What does it mean? You know what somebody says. (сплетницы) For example:….Просто проговаривать фразы это скучно и нудно, а когда мы эмоционально окрашиваем ту же фразу, это сразу вызывает улыбку и смех, и запоминание происходит гораздо быстрее.
Этот прием называется ФОНЕТИЧЕСКИЙ ЭТЮД.
Есть ещё один прием. «Ритмическое запоминание» Только я попрошу мне немножечко помочь.
Ну во-первых текст давайте посмотрим.
Это скороговорка на отработку наших проблемных звуков.
Whether the weather be fineOr whether the weather be not.Whether the weather be coldOr whether the weather be not.We’ll weather the weatherWhatever the weatherWhether we like it or not.
Выучить ее сложно, некоторые из моих учеников считают просто непосильным трудом.
Но а мы с вами попробуем всё-таки ее одолеть.
Только для этого как я уже сказала вы должны мне помочь.
Clap your hands. Give me rhythm. One, two, three, four… (повторяем с ускорением) Выбрать одного из участников для чтения скороговорки.
А теперь попробуйте это сделать как настоящие hip hop singers. Are you ready?