Статья: «Создание сюжета и героев мультипликации прикосновением, движением, воображением»


Статья: «Создание сюжета и героев мультипликации прикосновением, движением, воображением»
Журнал "Дополнительное образование детей в Хабаровском крае" (№ 4 (23) 2015 г. стр. 54-57. -Информационно-методический журнал)
В настоящее время в сфере современного образования в ряду приоритетных направлений является обеспечение качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Одна из задач образования в специальной школе – способствовать реабилитации инвалидов, их интеграции в обществе.
Наряду с образованием для детей с ограниченными возможностями здоровья важное значение в дальнейшей интеграции в общество и жизни в целом имеет социальная адаптация. Адаптация является важнейшим механизмом социализации. Социализация представляет собой постепенный процесс формирования личности в определённых социальных условиях, а понятие «социальная адаптация» подчёркивает, что в определённый промежуток времени индивид осваивает социальную среду. Отмечается, что в процессе социальной адаптации человек выступает не только объектом воздействия социальной среды, но и, главным образом, активным субъектом, который адаптируется к среде в соответствии со своими потребностями, интересами, стремлениями и активно самоопределяется.
Социальная адаптация лиц с глубокими нарушениями зрения – это приспособление к полноценной жизни в обществе и профессиональная самореализация. Слепота ставит своего носителя на определённую и затрудненную социальную позицию. Чувство малоценности, неуверенность и слабость возникают как результат оценки слепым своей позиции. Как реакция психического аппарата развиваются тенденции к сверхкомпенсации. Они направлены на формирование социально полноценной личности, на завоевание позиции в общественной жизни. Слепота, создавая особенный склад личности, вызывает к жизни новые силы, изменяет нормальные функций, творчески и органически пересоздаёт и формирует психику человека. Педагогически организованный образовательный процесс в специальной школе направлен на раскрытие потенциальных возможностей личности ребёнка с нарушением зрения, формирование у него активной жизненной позиции, чувства собственного достоинства.
Формирование реальных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности у детей с нарушением зрения является одним из важнейших направлений коррекционно-педагогической работы в процессе различных видов детской деятельности. На занятиях, в играх, труде дети учатся зрительно обследовать предметы. Овладевают компенсаторными навыками познания мира за счёт активизации сохранных анализаторов речи и мышления.
На ряду с разнообразными занятиями из системы средств коррекционного воздействия на ребёнка с дефектами зрения в нашей «Школе-интернате № 2» в последнее время стала применяться и мультипликация.
Большинство из нас даже не задумываются, как мы видим. Нам кажется, что картинка, которую мы видим поступила целиком, полностью в наш мозг тот в же миг через глаза. Это не совсем так. Мозг успел уловить лишь некоторые фрагменты той картины мира, которая предстаёт перед нами. По этим фрагментам он узнаёт объект и из памяти, достаёт недостающие детали и создает ту картинку, которую мы видим (надо отметить, что это касается не только зрения, но и слуха, осязания и т.д.), таким образом, у нашего мозга появляется возможность обрабатывать большие потоки информации за короткое время. Этим эффектом объясняются оптические иллюзии, которыми активно пользуются не только фокусники иллюзионисты, но и художники. Посмотрите внимательно на какие-нибудь картины, написанные мастерами импрессионистами, зачастую перед нами предстают живописные пейзажи со всеми необходимыми деталями: природой, домами, людьми. Но если мы присмотримся внимательнее, то мы увидим лишь небрежные штрихи и мазки, так художники импрессионисты передавали лишь впечатления, оставляя возможность нашему мозгу дорисовать все остальное. Но ячейки памяти, из которых достаёт наш мозг недостающие детали, должны быть заполнены заранее, и уже с самого раннего детства они заполняются и обновляются и так на протяжении всей жизни.
Что касается заполнения и обновления ячеек, отвечающих за зрительные образы, то у зрячего человека не возникает никаких проблем – это происходит помимо его воли в автоматическом режиме. Совсем другое дело у слепых. У многих нормально видящих людей неверное представление о слепых. Они думают, что те погружены в постоянную тьму, основывая своё утверждение на том, что если они сами закроют глаза, то перед ними предстанет тьма. Да, для зрячего это так, потому что его мозг привык считывать информацию с глаз. И если она не поступает по каким-то причинам, возникает тьма. Другое дело у слепого. Его мозг уже давно не ждёт никакой информации с глаз и считывает её совсем с других источников: осязание, слух и т.д., выдает картинку-образ, извлеченную из памяти. И опасность которая подстерегает слепого – это погружение не в тьму, а в некий «искаженный» мир из-за неправильно сформированных и отложенных в память зрительных представлений о том или ином объекте. Правильное представление о том, как выглядит тот или иной предмет, слепой может получить только от других. Вот почему для него самое страшное – изоляция. Слепому, а особенно ребёнку необходимо вовлечение в какое-то дело с обычными зрячими. Потому что только через общение он может возместить тот недостающий поток информации, которого лишился из-за дефекта глаз. В отличие от зрячего, слепому для заполнения ячеек памяти, отвечающих за зрительные образы, необходимо проявить некое усилие воли. А для этого должно быть желание, мотив. Использование мультипликации это попытка создать необходимые условия для формирования и закрепления в памяти зрительных образов у слепых детей: мотив, общение.
Создание даже простого мультфильма требует от ребёнка, у которого проблемы со зрением, определённых познаний. Мультфильм служит большим мотивом познания мира. Ребёнок, прорабатывая ту или сцену, вынужден будет узнать, не только как выглядит объект, но и как он двигается, взаимодействует с другими объектами.
Главной задачей создания мультфильмов с помощью информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) слепыми школьниками является вовлечение их в коллективную работу как необходимое условие для социальной адаптации, тренировка воображения, создание зрительных образов и закрепление их в памяти, и как вид мотивации к большему освоению технологий ИКТ. При создании мультфильмов слепые дети могут быть вовлечены в различные виды деятельности. Например, задумка самого мультфильма – написание сценария. При его написании и обсуждении в коллективе невольно возникают полемика, спор вследствие различных взглядов на героев мультфильма, место действия, музыкальное оформление и т.д. Учащийся учится убеждать товарища корректно, выдержанно и формулировать убедительные аргументы. При обсуждении спорных вопросов ребёнок руководствуется точным и ясным критерием, высказывает своё мнение по существу дела, без всяких недомолвок. Полемизируя в каждом случае, тщательно анализирует противоречия и разногласия, ставшие предметом спора, ясно и чётко определяет характер, степень и глубину расхождений, заблуждений, ошибок. В ходе обсуждения развивается речевое общение, использование слова как исключительную способность человека выражать гласно свои мысли и чувства. «Слово есть воссоздание внутри себя мира» (К. Аксаков).
Тем самым школьники учатся осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; готовности слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определению общей цели и путей ее достижения; умению договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и реакцию окружающих.
При проработке той или иной сцены у слепого ребёнка невольно возникают зрительные образы, являющиеся основой его мышления. Они не пропадают после создания мультфильма, а остаются с ним, закрепляясь в памяти и являясь инструментом отражения действительности. Память — форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта. Так как память обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков, умений и их последующего использования. Мультипликационные герои и их действия являются содержательными и интересными, они не требуют усилий от ребёнка для запоминания и фиксируются в основном в непроизвольной памяти.
Мультипликация помогает учителю определить, в какой мере формирующиеся образы у слепых детей соответствуют реальной действительности во всех ее проявлениях.
Главное значение самодельной дидактической мультипликации для обучения и воспитания заключается в самом процессе создания мультфильма учеником, интерактивном характере этого процесса. Педагоги вооружают школьника новым инструментом получения знаний, который, тем не менее, является для него совершенно естественным. Имеется в виду моделирование как процедура мыслительной деятельности. Мультфильм – модель изучаемого материала, взгляд на него глазами ученика.
Таким образом, мы получаем замечательную возможность развивать учащегося как субъекта деятельности. Это соответствует педагогическим концепциям личностно ориентированного обучения и реализует индивидуально-деятельностный подход.
Сам процесс работы над мультфильмом, посвященным изучаемой теме, переносит акцент с необходимости изучить, чтобы запомнить, на необходимость разобраться, чтобы передать смысл другим людям. Все задания, которые удается соединить с мультипликацией, становятся предметом продуктивной учебной деятельности.
Создавать мультфильмы можно практически из всего – вырезать героев из бумаги, лепить из пластилина, глины или любого другого материала.
Важно учить ребёнка самостоятельно анализировать выбранный сюжет, давать характеристику героев, объектов, места действия. Каждый мультфильм создаётся «с нуля», поэтому большое значение придаётся выбору сюжета: он может быть смешным и трогательным, героическим и сатирическим, бытовым и фантастическим, сказочным и приключенческим. Любой сюжет надо воплотить предельно мультипликационно, художественными средствами, присущими, прежде всего, мультипликации и невозможными в других искусствах. Мультипликация требует особой образности: предельно условной, но в тоже время и предельно убедительной в этой условности. Тут нужен постоянный творческий поиск. Повторяющиеся приёмы очень быстро становятся штампом, перестают впечатлять, надоедают.
Где бы ни развивались события фильмов – в далёком будущем или в невероятном временном пространстве «тридесятом царстве-государстве»– в них непременно должны узнаваться детские заботы и радости, современная жизнь. Как этого добиться? Тут нет никаких рецептов. Только творчество детей, мысли и чувства, детский опыт подскажут им нужные решения. Необходимо, чтобы сюжет понравился ребятам, тогда они работают с удовольствием и любовью. Дети учатся определять задачу, сверхзадачу фильма, работать над сценарием, образами, разрабатывать эскизы героев, выполнять работу по их изготовлению… На занятиях должна создаваться атмосфера радости и комфорта.