ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИГРА «ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ» ( предмет: русский язык и литература)


ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИГРА «ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ»
(Предмет: русский язык и литература)
Цели:
Обобщение и систематизация знаний по русскому языку и литературе;
Развитие творческого мышления учащихся, расширение кругозора, обогащение словарного запаса, повышение интереса к чтению;
Воспитание умения работать в команде.
Оборудование: карточки с заданиями, плакаты с высказываниями великих писателей о русском языке и литературе, чистые листы, реквизиты для разыгрывания пантомим.
План:
КОНКУРС - РАЗМИНКА
КОНКУРС КАПИТАНОВ.
КОНКУРС ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ
Инсценировка притчи Н. Соколовой «Рябинка»
КОНКУРС «СЫЩИКИ»
КОНКУРС «КРАЖА В МУЗЕЕ»
Ход мероприятия:
1.Вступительное слово.
Однажды В.И. Даль и сын Мельникова – Печерского в знойный летний день прогуливались. После прогулки Владимир Иванович угостил его чудным домашним квасом и спросил: «Что хорош квас?» .-Хорош , - сказал тот.
-А чем хорош?
-Вкусный, холодный, с эрфиксом.
-С чем? – насторожился Даль.
-С эрфиксом, - повторил тот, уж несколько смущенный строгим выражением лица собирателя «живого великого языка»?
-Да ты что, иностранец, что ли или русский? Как по-русски надо сказать. Тот молчал, не зная, как перевести «эрфикс» на русский язык.
-Ах ты, француз, француз! Ступай к отцу да спроси.
-Игристый! – выпалил юноша, после того как пошел и спросил у отца.
-Ан, врешь! – поправил Даль. Ядреный квас (свежий, бодрящий, крепкий).
Любите ли вы русский язык, как любил его Даль?
Знаете ли вы русский язык? Сегодня мы это выясним.
«Человек более всего отличается от других животных словом или языком; следовательно, наука языка есть истинно человеческая и важнейшая», - говорил Н.М.Карамзин.
Наша сегодняшняя ИГРА «ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ»
посвящена знанию русского языка и литературы. Правильно говорили в древности: «Сперва аз да буки, а потом другие науки», «Грамоте учиться всегда пригодиться».
КОНКУРС № 1 . РАЗМИНКА
«ТЕПЕРЬЯПОДНИМИТЕТОЖЕ»
эта фраза, если ее разбить на части, может обозначать несколько речевых ситуаций (т.е. смысловых вариантов), которые отличаются интонационно (постановкой пауз, логическим ударением), а также знаками препинания и орфографическим оформлением. Определите эти варианты.
Ответ:
Теперь я, под ними те тоже.
Теперь я, поднимите тоже.
Теперь я, подними те тоже.
Теперь я под ними, те тоже.
Теперь я под ним, и те тоже.
Те перья подними, те тоже.
Те перья под ними, те тоже.
Те перья под ним, и те тоже.
Те перья поднимите тоже
КОНКУРС № 2. КОНКУРС КАПИТАНОВ ( индивидуальная работа)
Ответить на вопросы. Вопросы я буду задавать каждому участнику в отдельности. Остальные участники не имеют права отвечать не на свой вопрос. Выигрывает тот, кто ответит на большее количество вопросов. Отвечать нужно быстро, времени на раздумье не дается.
-Кто написал стихотворение «Бородино»? Лермонтов.
-Что стоит в слове перед корнем? (приставка).
-Как называется сооружение для переправы через реку? (мост).
-В каком произведении Пушкина 14 раз повторяется слово «там»? (Руслан и Людмила)
-Какой литературный герой в половодье спасал зайцев? (дед Мазай)
-Герой, подаривший свое сердце людям? (Данко).
-Являются ли слова «подводный» и «водитель» однокоренными? (нет)
-Сколько падежей в русском языке? (6)
-На какой вопрос отвечает слово в родительном падеже? (кого?, чего?)
-Напиток белого цвета, полезный и детям и взрослым? (молоко)
-Назовите главного героя сказки «по щучьему велению»? (Емеля).
-Сколько спряжений у глагола? (2)
-Сколько лет рыбачил старик со старухой у синего моря? (33)
-Назовите окончание существительных 1 го склонения? (ж. и м.р.- IаI, - Iя)
-Как называется отдельная комната монаха в монастыре? (келья)
-Что, по мнению Достоевского, спасет мир? (красота)
-Чем заканчивается день и ночь? (мягким знаком).
-В какой сказке девочку уводят в лес, а возвращается она богатой невестой? («Морозко»)
-кто напечатал 1-ю книгу на Руси ? (И. Федоров)
-Как называются главные члены предложения? (подлежащее и сказуемое)
-кто изобрел русский алфавит? (Кирилл, Мефодий)
-Не буду, не хочу, не знаю. Эти слова пишутся слитно или раздельно? (раздельно)
-Герой какого произведения считал, что дверь – это прилагательное, потому что она приложена к своему месту? «Недоросль», «Ревизор» или «Горе от ума»
-Какой прием используют писатели в названии произведения «Отцы и дети», «Война и мир? Аллегория, антитеза, гипербола.
-Продолжите крылатую фразу: «А Васька слушает …» ( да ест)
-Как называются в русском языке такие слова как: большой, огромный, гигантский? (синонимы)
-На какие вопросы отвечают слова в Предл. падеже? (о ком?, о чем?)
-Назовите местоимения второго лица? (ты, вы)
-Назовите три рода литературы? (эпос, лирика, драма)
-Как называется сильный ветер со снегом? (метель, вьюга, буран)
-Как называется особый материал для письма, который изготавливали из тростника в древнем Египте? (папирус)
-С каким врагом сражается Илья Муромец? с Чингисханом, со Змеем Горынычем, Соловьём- Разбойником.
-Как звали мальчика, которого воспитали волки в джунглях? (Маугли )-Кто автор произведения «Дети подземелья», «Слепой музыкант» ? (Короленко)
-Каким ключом невозможно открыть замок? (скрипичным)
-Из какого произведения строки: «одеяло убежало, улетела простыня»? («Мойдодыр» Чуковский )-Что означает устаревшее слово «цирюльник»? (парикмахер)
-Какой литературный прием использован Пушкиным в строках «то как зверь она завоет, то заплачет как дитя»?( сравнение)
-Как называются слова, противоположные по смыслу? (антонимы)
-Какое наречие пишется с двумя черточками и двумя мягкими знаками: бок о бок, чуть –чуть, точь – в- точь
-Завершите пословицу: «За двумя зайцами погонишься …. ? ( ни одного не поймаешь)
-Печь – это глагол или существительное? (и то и другое)
-От какого суффикса зависит написание корней – мир - - мер-, -тир- -тер-, -бир- -бер-? (-â-)
-Что означает выражение: «бить баклуши» и «считать ворон»? (бездельничать)
-Сколько –н- пишется в слове серебряный? ( одно)
-Закончите пословицу: «терпение и труд … ? ( все перетрут)
-Кто из героев народных сказок похож на мяч? ( колобок)
-К какому роду относятся слова: пальто, бюро, лото? (средний род)
-Какой овощ смогли вытянуть только 6 персонажей сказки? (репка)
-Можно ли у существительных неряха, соня, плакса, грязнуля определить род? ( общий род)
-Как правильно сказать: извините или извиняюсь?
-Поставьте ударение: договор или договор?
-Обладателя этой вещи все с первого взгляда принимают за отличника? (очки)
-Что указала путь не только Ивану – Царевичу, но и Тесею в лабиринте?(клубок)
Жюри подводит итоги.
КОНКУРС № 3. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
Поймал как – то тигр лису, она хитрая, повертела пушистым хвостом, морду кверху подняла: - Не посмеешь меня съесть! Я послана сюда быть властелином леса. Тигр поглядел на лису и не поверил.
- Не веришь мне? Так пойдем со мною в лес. Посмотришь, как звери меня боятся. Согласился тигр. Лиса важно шагала впереди, а тигр следом. Что тут поднялось! Все звери и птицы, увидев тигра, бросились в чащу, поглубже забрались в норы. – Ну, теперь ты убедился? Кто меня боится? – Да, ты действительно могущественна, - ответил тигр.
Эта сказка была сложена две с лишним тысячи лет назад. Но и сейчас существует фразеологизм «хитер как лиса». А знаете ли вы фразеологизмы? Сейчас проверим. Мои помощницы будут пантомимой показывать фразеологизмы, а вы должны отгадать их и объяснить их значение. Называет тот, кто первым поднял руку.
1)- Как кошка с собакой.
- Съесть вместе пуд соли.
- Набрать в рот воды.
- Водить за нос.
2) Закончи фразеологизм (работа в парах)
Голоден как ... Надут как ...
Хитёр как ... Нем как ...
Труслив как ... Грязный как ...
Здоров как ... Упрям как ...
Изворотлив как… Болтлив как ...
Колючий как ...  Работает как 
(Ответ: волк, лиса, заяц, бык, уж, ёж, индюк, рыба, свинья, осёл, сорока. Лошадь)3) Задание: вспомните фразеологизмы, в состав которых входят части тела.
4)Вспомните фразеологизмы, в состав которых входят названия животных, птиц, зверей, рыб.
4.Инсценировка притчи Н.Соколовой «Рябинка» 2017 год в России объявлен годом экологии. Мы с нашими помощниками наглядно продемонстрируем одну из форм организации творчества на уроке. Притча Н.Соколовой «Рябинка»
Основная мысль: Красота в мире ничем незащищена. Добрая воля человека – уберечь, сохранить её или смять, надругаться над ней. Каждый человек должен видеть последствия своих поступков и осознавать за них ответственность.) Слово учителя:
Персидский ученый визирь Сахиб (X в.) страстно любил книги. Он имел у себя библиотеку, насчитывавшую около 117 тыс. книг. Он всегда брал с собой в походы библиотеку. На перевозке книг было занято 400 верблюдов. Верблюды всегда шли в азбучном порядке, так что караванщики легко находили любую книгу, которая понадобилась визирю Сахибу. Любите ли вы читать? Сейчас мы это проверим.
КОНКУРС № 4 «СЫЩИКИ» (слайды Приметы! Самая обыкновенная рутинная работа сыщиков! Сейчас мы попробуем определить, кому из литературных героев принадлежат эти приметы.
№ Вопрос Ответ
1 Обыкновенный мальчишка лет десяти. Образование: начальная школа и иногда воскресная. Неунывающий фантазер и любитель приключений. Любимые вещи: зуб на ниточке, жук в коробочке, книжка «Приключения Робин Гуда»
Том Сойер (автор – Марк Твен)
2 Миленький маленький человечек, который живёт в каждом доме и сохраняет его; понимает язык зверей и птиц. «Счастье – это когда у тебя все дома», - говорит он.
Домовенок Кузька
(автор – Татьяна Александрова)
3 Человек. Только что научившийся ходить, побеждает разбойника, убивавшего людей одним звуком своего голоса.
Илья Муромец
(былина)
4 Возраст:120 лет. Профессия: ведьма. Образование домашнее, колдовское. Характер: подвижная, в меру добрая. Особые приметы: нос крючком.
Баба Яга
(русская народная сказка)
5 У него 24 брата. Все писаные красавцы: «мундир синий с красным, ружье на плече, взгляд устремлен вперед». Он похож на братьев как две капли воды только с одной ногой.
Оловянный солдатик
(автор – Х.К.Андерсен)
6 Бедный крестьянский сын, живущий с матерью на пенсию отца (копейка в месяц) и спасший от смерти трех невинных животных. Построил хрустальный мост и женился на царской дочке.
Семен из сказки «Волшебное кольцо»
(русская народная сказка)
7 Из муки он был печен,На сметане был мешен.На окошке он студился,По дорожке он катился.
Колобок
(русская народная сказка)
8 Мужчина, использовавший сковороду и перчатки, как наряд. Человек рассеянный
(автор – Самуил Маршак)
9 Старичок немыслимой худобы, который прячет секрет своей жизни в сундуке и верит в бессмертие.
Кощей бессмертный
(русская народная сказка)
КОНКУРС № 5 «КРАЖА В МУЗЕЕ» (слайды )Ночью в музее с известных картин пропали некоторые предметы. Ваша задача – восстановить картины, вернув украденные предметы на место.
Автор, картина Что спрятано
1 Василий Григорьевич Перов «Тройка», 1866
Собака
2 Айвазовский Иван Константинович «Закат на море», 1886
Лодка
3 Федор Павлович Решетников «Опять двойка», 1952
Книга
4 Павел Андреевич Федотов «Сватовство майора», 1848
Люстра
5 Поленов Василий Дмитриевич «На лодке», 1848
Кувшинки
6 Илья Ефимович Репин «А. С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года», 1911
А.С.Пушкин7 Иван Иванович Шишкин «Утро в сосновом бору», 1889
Медведь
8 Алексей Кондратьевич Саврасов «Грачи прилетели», 1871
Грачи
Рефлексия.
Что вы узнали нового на данном мероприятии?
Оцените свою работу по цветам:
Легко-красный было все понятно
Затруднялся-зеленый были некоторые затруднения
Трудно-синий было трудно
Заключительное слово.
Талантливый педагог В. А. Сухомлинский писал: «Слово – тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи... Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное – приносит беду, словом можно убить и оживить, ранить и излечить, … сотворить улыбку – и вызвать слезы, породить веру в человека - и заронить недоверие».
Спасибо всем за игру. Желаю вам творческих успехов и побольше интересных книг!

2) Закончи фразеологизм (работа в группах) (Проверка по слайду - Слайд 17)
Голоден как ... Надут как ...
Хитёр как ... Нем как ...
Труслив как ... Грязный как ...
Здоров как ... Упрям как ...
Изворотлив как ... Болтлив как ...
Колючий как ...  Нем как … Работает как 
(Ответ: волк, лиса, заяц, бык, уж, ёж, индюк, рыба, свинья, осёл, сорока.);Задание 6. “Угадай профессию” (интерактивная доска) (Слайд 18)
Назвать профессию, где появился данный фразеологизм.
Стричь под одну гребенку. — Парикмахер.
На живую нитку. — Портной,
Сложить оружие. — Военный.
Брать на прицел. — Охотник.
Закидывать удочку. — Рыбак.
В час по чайной ложке. — Врач.
Играть первую скрипку. — Музыкант.
Петь с чужого голоса. — Певец.
Открывать Америку. — Путешественник.
Ждать у моря погоды. — Рыбак.
Попасть в ловушку. — Охотник.
Закусить удила. — Конюх.
Сгущать краски. — Художник.
Ход конем. — Шахматист.
С больной головы на здоровую. — Врач.
Клевать носом. — Охотник.
Задание 7. “Пантомима”
Команда показывает соперникам с помощью жестов, мимики и предметов фразеологизм. Надо правильно назвать его. (работа в группах)
Сесть в галошу.
Водить за нос.
Дело в шляпе.
Льет как из ведра.
Связать руки.
Намылить шею.
Лить крокодиловы слезы.
Реветь в три ручья.
Тянуть за уши.
III. Физкультминутка.
IV. Закрепление знаний.
Задание 8. “Иллюстрации” (интерактивная доска) (Слайд 19-25)
Назовите фразеологизм по иллюстрации и объясните его значение.
Задание 9. “Вспомните фразеологические обороты, начало, которых дано в тексте” (Слайд 26):
1. Надо самому отвечать за свои поступки, а не прятаться ...
2. На садовом участке ребята работали дружно, старались не ударить ...
3. Бросились искать приезжего. а его и след ...
4. У Сережи с Мишей дружба крепкая: их водой ...
5. Ты всегда преувеличиваешь, делаешь из мухи ...
6. Мы его расспрашиваем, а он словно воды ...
7. Обиделся Петя на замечания товарищей, надулся как ...
 Спасибо всем за занятие.
Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И хоть к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а взяли себя в руки и продолжили работу. И в классе не было ни одного, кто бы смотрел на работу одноклассников сквозь пальцы.
1. Рука
- Живу – рукой подать
- Правая рука – помощница
- Давать волю рукам
- На руках носить
- Руки чешутся
- Рука об руку
- Быть под рукой
- Держать в руках
- Не покладая рук
- Ухватиться обеими руками
- Рука руку моет
- Золотые руки
- Чужими руками жар загребать
- Руки не доходят
- Греть руки
- Попасть под горячую руку
- Как рукой сняло
- Рука не поднимается
23 слайд
2. Голова
- Ветер в голове
- Вылетело из головы
- Голова идет кругом
- Давать голову на отсечение
- Как снег на голову
- Морочить голову
- Не сносить головы
- Осмотреть с головы до ног
- Очертя голову
- По головке не погладят
- С больной головы на здоровую
- С ног на голову
- Сломать голову над задачей
- Сломя голову
24 слайд
3. Ухо
- Держать ухо востро
- Навострить уши
-Не видать как своих ушей
- Погрузится во что-то по уши
- Покраснел до ушей
- Развесить уши
- Слушать во все уши
- Слушать вполуха или слушать краем уха
- Уши вянут
- Уши режет
25 слайд
4. Зуб
- Быть в зубах
- Вооруженный до зубов
- Заговорить зубы
- Зуб за зуб
- Зуб на зуб не попадает
- Зуба дать
- Зубом есть
- Зубы скалить
- Зубы съесть
- Зубы чесать
- На зуб попробовать
- Не по зубам что-нибудь кому-нибудь
- Нечего на зуб положить
- Ни в зуб ногой
- Поглядеть кому в зубы
- Поднять на зубка
- Показывать зубы
- Положить зубы на полку
- Сквозь зубы говорить
- Стиснуть зубы
- Точить или иметь зуб на кого-нибудь
26 слайд
5. Язык
- Бежать высунув язык
- Держать язык за зубами
- Длинный язык
- Как корова языком слизала
- Найти общий язык
- Наступить на язык
- Повесить язык на плечо
- Попасть на язык
- Прикусить язык
- Развязать язык
- Распускать язык
- Типун тебе на язык
- Тянуть за язык
- Укоротить язык
- Чесать язык (чесать языком)
- Чесать языки
- Чёрт дёрнул за язык
- Язык без костей
- Язык заплетается
- Язык к гортани прилип
- Язык проглотить
- Язык хорошо подвешен
27 слайд
6. Нос
- Бурчать под нос
- Водить за нос
- Задирать нос
- Зарубить на носу
- Клевать носом
- Любопытной Варваре на базаре нос оторвали
- На носу
- Не видеть дальше собственного носа
- Не совать нос не в свое дело
- Нос по ветру держать
- Нос повесить
- Остаться с носом
- Под самым носом
- Показывать нос
- С гулькин нос
- Совать свой нос в чужие дела
- Уйти с носом
- Утереть нос
Конкурс № 3 «Кто больше?», слайд 5.
Задание: вспомните фразеологизмы, в состав которых входят слова рука (1 команда), голова (2 команда).
Слайд 6. Фразеологические обороты со словом рука: рука об руку, набить руку, золотые руки, рукам волю давать, дать руку на отсечение, на руках носить, взять себя в руки, дело из рук валится, как рукой сняло, на все руки мастер, на руку нечист, правая рука, рукой подать, руки наложить на себя, сбыть с рук, сойти с рук, рука руку моет, руки марать, умыть руки, не покладая рук, сидеть сложа руки.
Слайд 7. Фразеологические обороты со словом голова: человек с головой, горячая голова, быть на голову выше, в первую голову, выдать с головой, голова кругом идёт, повесить голову, из головы вон, как снег на голову, ломать голову, поднять голову, с больной головы на здоровую, с ног до головы, потерять голову, разбить наголову, сложить голову.Конкурс № 4 «Художник понял всё буквально», слайды 8 - 9.
41427407397750089535079502000Задание: к некоторым фразеологическим оборотам, имеющим переносный смысл, художник сделал иллюстрации, поняв эти выражения буквально, т. е. в прямом смысле. Назовите эти фразеологизмы, объясните их значение.
Стоять на часах – нести караул.
Сидеть под замком – сидеть взаперти.
Камень на сердце – так говорят о тяжёлом душевном состоянии человека.
С головой уйти (погрузиться) – целиком, совершенно отдаться чему-нибудь (каким-нибудь делам, занятиям).
Сидеть на шее – кого-либо обременять собой, заботами о себе.
Сесть в калошу – потерпев неудачу, оказаться в смешном, неловком положении.
Конкурс № 5. Вспомните фразеологизмы, в состав которых входят названия животных. Объясните их значение. Слайд 10.
Быть на коне - находиться в благоприятных, удачно сложившихся обстоятельствах, иметь успех.
Буриданов осел - о крайне нерешительном человеке, колеблющемся в выборе между двумя равносильными желаниями, двумя равноценными возможностями.
Вернемся к нашим баранам - призыв к говорящему не отвлекаться от основной темы; констатация говорящим того, что его отступление от темы разговора окончилось и он возвращается к сути.
Из мухи делать слона - сильно преувеличивать что-либо, придавать чему-либо незначительному большое значение.
Медвежий угол - захолустье, глушь, отдаленное, глухое место.
Гнаться за двумя зайцами - пытаться одновременно достичь двух различных целей,выполнить два разных дела.
Волк в овечьей шкуре - так мы называем злых людей, прикидывающихся добряками, хищников всякого рода, которые прячутся под маской кротости, чтобы ввести в заблуждение и удобнее напасть на легковерных. 
Собаку съесть - о том, кто является знатоком чего-либо, имеет богатый опыт в чём-либо.
Вертеться (кружиться) как белка в колесе - находиться в беспрестанных хлопотах, суетиться.
Медведь на ухо наступил - о человеке, лишённом музыкального слуха.
Козёл отпущения - лицо, которому достается за чужие грехи.
Держать в ежовых рукавицах - держать кого-либо в строгом повиновении, очень строго и сурово обходиться с кем-либо.
Заблудшая овца (овечка) - человек, сбившийся с правильного жизненного пути.
Как черепаха, черепашьим ходом, черепашьим шагом - очень медленно. 
Делить шкуру неубитого медведя - распределять прибыль от еще не осуществлённого дела, предприятия.
Тёмная лошадка - о человеке, чьи качества, возможности неясны, неизвестны.
Рабочая лошадка - о трудолюбивом человеке, безотказном работнике.
Собака на сене - про человека, который не делится тем, что не нужно ему самому.
Медвежья услуга - неуклюжая, неловкая, неумелая услуга, вредящая кому-либо, приносящая вместо помощи неприятность.
Голодный как волк - очень голодный.
Львиная доля - большая часть чего-либо.
Мартышкин труд - бесполезный, напрасный труд.
.
План – конспект внеклассного мероприятия
по русскому языку и литературе
в 9 – 11 классах.
Конкурс - расширить знания учащихся по разным разделам русского языка;- воспитывать чувство любви к русскому языку;- развивать логическое мышление учащихся.
«Мой верный друг!
Мой враг коварный!
Мой царь! Мой раб!
Родной язык!» (В. Брюсов)