Конспект Н.А. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться!…»(7 класс)


Конспект урока по литературе, проведённый Кокориной Натальей Александровной в 7 А классе
Тема: Николай Алексеевич Заболоцкий (1903 – 1958)стихотворение «Не позволяй душе лениться!...»Цель : кратко познакомить с биографией и творчеством Н.Заболоцкого , его стихотворением « Не позволяй душе лениться!...»Задачи: 1)познакомиться со стихотворением « Не позволяй…»; 2)совершенствовать навык выразительного чтения ; 3)учить элементам анализа стихотворения , умение находить главные выразительные средства ; 4)понять идею стихотворения ;
Оборудование:
Ход урока
Этапы Деят. учителя Деят. учащ-сяУУД
1.Орган. момент
2.Актуали-
зация име-
ющихся знаний
3.Открытие
новых
знаний
4.Анализ стихотво-
Рения
5.Подве-
дение итога урока
Здравствуйте!Садитесь!
-Посмотрите на доску и скажите с каким поэтом мы сегодня с вами познакомимся?
Обратимся к портрету:-Посмотрите на портрет Н.А. Заболоцкого.
-Что вы можете сказать о нём как о человеке?
(первое впечатление, которое производила на окружающих внешность Николая Заболоцкого, мало походило на представления о "настоящем" поэте. Среднего роста блондин, немного полный, в круглых профессорских очках, Николай Алексеевич скорее напоминал ученого. Он и был ученый - не образованием, но стремлением проникнуть в тайны человеческой души. Тернист и труден был его творческий путь.Почему? Постараемся понять это сегодня на уроке.
Сейчас послушайте биографию поэта (презентация)
Николай Алексеевич Заболоцкий родился 24 апреля 1903 года под Казанью. Когда мальчику исполнилось семь лет, семья переехала в с.Сернур Вятской губернии (ныне Кировская обл.).Мать Николая, Лидия Андреевна, школьная учительница, была разносторонним человеком. Всю энергию своей неспокойной души она перенесла на семью, на шестерых детей.Она и привила детям любовь к книгам, которых дома было немало. Отец, Алексей Агафонович, по профессии агроном был суровым и требовал от детей порядка и дисциплины. В старшем сыне Николае он видел своего преемника, будущего агронома, и потому часто брал его с собой в поездки по окрестным полям и деревням. Впечатлительный, восприимчивый мальчик сердцем постиг и полюбил русскую природу, научился видеть и чувствовать мир вплотную познакомился с жизнью и трудом крестьян. Но мечте отца не суждено было сбыться: ещё в детстве писал стихи, часами просиживал над книгами, а к двенадцати годам твердо решил стать литератором. Учился охотно. Сначала в гимназии ,где жил отдельно от родителей ,домой приезжал лишь на каникулы. Затем в в Москве сразу на двух факультетах: историческом и медицинском. Но жесткий голод вынудил Николая прервать учебу и вернуться домой. Спустя некоторое время он приезжает в Петроград и поступает на отделение языка и литературы Педагогического института имени А. И. Герцена, быстро и успешно вошел в круг литераторов и начал вершить карьеру поэта.Литературное наследие его невелико.Оно включает томик стихотворений и поэм,небольшие произведения для детей,несколько статей и заметок и немногочисленные письма.
Мы живем в век научно-технического прогресса. Повезло нам? Безусловно, да. Сотовые телефоны, электронная почта, компьютеры и т.п. С одной стороны, вроде бы и неплохо,но с другой, может ли техника заменить живого человека? Что отличает живого человека от техники?(Душа) Душа… А что такое душа? Многие люди думали над этим вопросом. -Где можно найти значение слова ДУША?
А) Душа – поле борьбы добра и зла. (Л.Н. Толстой)
-Как понимаете это?
Б)Душа–внутренний, психологический мир человека, его сознание. (С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка) Это то что находиться у нас внутри ,наши мысли чувства,настроение. Итак,мы выяснили ,что такое душа.А теперь обратимся к стихотворению. Поэт Николай Алексеевич Заболоцкий тоже размышлял, как и вы, над словом “душа”. У него есть стихотворение “Не позволяй душе лениться”. С ним мы и будем работать на уроке. Почему, на ваш взгляд, “нельзя позволять душе лениться”? (до знакомства со стихотворением)
Итак,почему “нельзя позволять душе лениться”?
- Читаем по строфам и пытаемся понять смысл(с комментариями).
Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь!
(как понимаете фразу “чтоб в ступе воду не толочь”.-если будем толочь воду ,получим что-нибудь?Нет!так как это напрасная работа.)
Гони ее от дома к дому, Тащи с этапа на этап, По пустырю, по бурелому, Через сугроб, через ухаб!
(про что здесь пишет автор-про душу; “тащи с этапа на этап”,здесь автор описывает и свою жизнь,так как в сталинское время за свои убеждения и взгляды был арестован и посажен в тюрьму. -Как понимаете смысл этой строфы,что хотел сказать поэт?Что нужно всегда оставаться человеком с душой в каких бы серьёзных ситуациях мы не оказывались и как бы не страдали)
Не разрешай ей спать в постели При свете утренней звезды, Держи лентяйку в черном теле И не снимай с нее узды!
(к чему призывает поэт?-нужно трудиться,рано вставать. -Как понимаете следующие строчки: «Держи лентяйку в черном теле И не снимай с нее узды!»-душа должна трудиться,как лошадь,недаром здесь поэт пишет про УЗДЫ,как бы побуждение к действию.)
Коль дать ей вздумаешь поблажку, Освобождая от работ, Она последнюю рубашку С тебя без жалости сорвет.
(как понимаете смысл слова «ПОБЛАЖКА» -значит не разрешай бездельничать.Что произойдёт ,если душа будет бездельничать? – лень свяжет человека по рукам и ногам,человек должен быть волевым,постоянно одерживать победу над ленью.)
А ты хватай её за плечи, Учи и мучай дотемна, Чтоб жить с тобой по-человечьи Училась заново она.
(О чём говориться в первой строчке: «А ты хватай её за плечи»-говориться о душе. Как понимаете смысл этой строфы?- Чтобы жила твоими стремлениями и делами,ведь чел-к должен занять достойное место в обществе.)
Она рабыня и царица, Она работница и дочь, Она обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь!
(С кем автор сравнивает душу? Как понимаете душа-рабыня,-царица,-работница,-дочь.)
-Найдите слова, которые есть и вначале и вконце стихотворения,выражающие идею стихотворения.Это стихотворение имеет глубокий философский смысл
-Какие глаголы использует поэт,которые характеризуют его отношение к душе,подчеркните их карандашом.(глаголы в повелительном наклонении,которые обозначают приказ,требование) -Как будем выделять их при чтении?
Выразительное чтение стихотворения с места. -Чьё чтение понравилось больше и почему?
Д/З выучить стих. наизусть.
-О чём узнали сегодня на уроке ,прочитав стихотворение?
-Что поняли?
Урок окончен.
Приветствуют,
с Н.А. Заболоцким
предполагаемый ответ уч-ся
Слушают рассказ учителя ,смотрят презентацию

В словаре
Читают по закладке из словаря
А)То есть душа человека находиться в постоянной борьбе добра со злом
Я читаю стихотворение ,а они слушают и стараются ответить на вопрос : Почему “нельзя позволять душе лениться”?
Можно превратиться в лентяя и ничего не добиться в жизни.
Она обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь!
Не позволяй,гони,
Тащи,держи,
Не снимай,
Хватай,учи и муч-ай.
паузой
несколько читают стих.выразитель-
но,остальные ана-
лизируют.
О душе
Нельзя позволять душе трудиться