«Чтобы жить и светиться, надо много трудиться». Урок по произведению А.Платонова «Неизвестный цветок»




«Чтобы жить и светиться, надо много трудиться»


Урок по произведению А.Платонова «Неизвестный цветок»


В рамках предметной недели







Мараева Марина Викторовна,
учитель русского языка и литературы








Цель урока:
1.Знакомство с Андреем Платоновым, его писательской судьбой. Чтение и идейно-художественный анализ сказки-были.
2.Формирование у учащихся деятельного отношения к жизни, убеждения в том, что все хорошее достигается большим трудом.
3.Выработка умения ориентироваться в тексте художественного произведения, обучение навыками выразительного чтения.
4.Воспитание читательского вкуса.

План урока:
1.Вступительное слово учителя о писателе и его судьбе.
2.Экскурсия по книжной выставке, подготовленной на материале имеющихся книг Платонова и о Платонове.
3.Подготовка к восприятию сказки.
4.Чтение произведения учителем.
5.Работа над текстом (беседа по вопросам, цитирование, выборочное выразительное чтение, наблюдения над языком, обобщение, выводы).
6.Оценка работы учащихся.
7.Объяснение домашнего задания.

Оборудование урока:
1.Тексты сказки на каждый стол.
2.Портрет или фотография писателя.
3.Грампластинка или магнитофонная запись (романс Шостаковича из кинофильма “Овод” в исполнении ансамбля скрипачей Большого театра).
4.Книжная выставка. Цель выставки- показать, как много стали печатать Платонова, как популярен он в Воронеже (Центрально- Черноземное книжное издательство).
5.Оформленная доска.
6.Тетради учащихся.

Предварительная подготовка:
1.Выразительное чтение отрывка учащимися в музыкальном сопровождении (3-6 абзацы)
2.Выразительное чтение в лицах (автор, цветок, Даша) эпизода встречи Даши с цветком, начиная со слов: “На краю пустыря Даша почувствовала благоухание” и кончая словами: “Даша склонилась к нему и поцеловала его в светящуюся головку”. (Осуществляется как индивидуальная работа учителя с четырьмя учениками.)

Ход урока:

1.Слово учителя.
Посмотрите, пожалуйста, на портрет на доске.
Перед нами немолодой человек с приятным лицом. Большой лоб, выразительные глаза, плотно сжатые губы. Он, кажется, многое видел, пережил. Лицо мужественное. Это Андрей Платонович Платонов. Прекрасный русский писатель. Наш земляк. Он родился в Воронеже. Здесь прошли его детство и юность. Многое из этого, что написано им, связано с Воронежем.
В нашем городе есть памятные платоновские места. На центральной улице- мемориальная доска на здании бывшей типографии, где работал Платонов; есть улица, школа, библиотека, носящие имя Платонова. В местном литературном музее находятся материалы, посвященные жизни и творчеству писателя. Воронежские ученые- литературоведы работали и работают над исследованием жизни и творчества, деятели культуры и школьные учителя многое делают для популяризации творчества нашего великого земляка. Центрально- черноземное книжное издательство за последние тридцать лет напечатало десятки книг Платонова и о Платонове. В Воронежском экскурсионном бюро есть экскурсия “По литературным местам”. Значительное место в ней занимают материалы о Платонове. Подрастете, и мы совершим эту экскурсию. А пока мы познакомимся с содержанием книжной выставки.
2.Экскурсия по выставке (5минут).
Итак, мы сегодня раскрываем дверь в страну этого писателя и интересного, талантливого человека. Судьба его трагическая и одновременно счастливая. В последние годы своей жизни его не печатали, он нищенствовал. В Литературном институте, куда удалось устроиться в последние годы жизни, ему нашлось только место дворника. С другой стороны, после смерти писателя, начиная с 60-х годов, к нему пришло такое признание, о котором он и не мечтал. Сегодня русскую литературу нельзя представить без Платонова. Удивительный мастер прозы окончательно вернулся в литературу и, как живой, присутствует в нашей жизни.
Детство Платонова прошло в многодетной семье слесаря- железнодорожника Платонова Климентова. Имя отца будущий писатель использует для своего литературного псевдонима.
Обратимся к доске, выясним значение слова псевдоним.
Семья была бедной, и старшему сыну Андрею пришлось зарабатывать на жизнь с тринадцатилетнего возраста, чтобы прокормить братьев и сестер (всего детей было десять).
За свою жизнь Андрей Платонов прошел через много специальностей. Посланный, подручный слесаря, помощник машиниста, мастер по изготовлению мельничных жерновов, журналист, писатель, дворник- это далеко не все профессии, которыми владел Платонов. Он, как и его герои, боготворил технику, у него были отличные руки и инженерный ум. Он орошал землю, чистил реки, занимался электрификацией, много сил и времени отдавал журналистике. Рано начинает писать стихи, рассказы, повести. В конце 20-х годов переезжает в Москву уже известным мастером слова. Литература становится главным делом жизни.
Наследие писателя Платонова велико. Чтобы понять и оценить по достоинству значительность созданной им литературы, нам надо пройти школу читательской культуры. Мы стоим сегодня на пороге этой школы и сделаем первый шаг.
Сегодняшний урок- наше первое знакомство с писателем. Впереди еще много встреч с книгами Платонова. И я надеюсь, что вы достигнете в своем литературном образовании тех высот, которые помогут вам испытать чувство радости и счастья от приобщения к миру, созданному нашим земляком. Счастливого вам пути!
3.Подготовка к восприятию сказки.
Запись темы и эпиграфа в тетради (см. среднюю часть доски).
На протяжении всего творчества Платонова интересовала судьба детей современного мира. Возможно, любовь к детям досталась ему в наследство от отца или вынесена еще из юности, когда он, старший, по- матерински заботился о своих сестрах и братьях.
Способность детей поправить старших, потребность взрослых опереться на хрупкое детское плечо, сильное чувство родства и братства, особая сила слабости, одухотворенная детская теплота и нежность- вот о чем писал Платонов в своих произведениях о детях и для детей. Им написаны рассказы, сказки для них. Сегодня мы познакомимся с одной из сказок писателя. Она называется “Неизвестный цветок”. У нее есть подзаголовок “Сказка- быль”. Чуть позже мы попробуем разобраться, почему у нее такой подзаголовок.
Это произведение было написано в ноябре- декабре 1950 года, незадолго до смерти писателя. Платонов щедро расходовал силы своей чрезвычайно одаренной души. Трагедия войны подорвала его здоровье. Сил оставалось мало. Жизнь подходила к концу, хотя ему было чуть больше пятидесяти. Он был безнадежно болен. В маленькой квартирке на столичном бульваре друзья заставали его на неименном черном диване, служившем ему постелью. Не вставая, он беседовал с друзьями. Безденежье. Ничего из написанного не печатают. Он не жаловался.
5 января 1951 года он умирает. Но эта ранняя смерть станет началом пути в “бессмертие, к всемирной известности, в нашу благодарную память” (В. Свительский).
Сказку “Неизвестный цветок” писатель подарил дочке Маше, которая потом посвятит свою жизнь памяти отца. Она как составитель и редактор организует свыше 50 посмертных изданий произведений Платонова. “Неизвестный цветок” – один из последних рассказов писателя. Спустя годы это маленькое произведение будет высоко оценено.
Посмотрите на доску и обратите внимание на то, как называли эту сказку – быль исследователи – литературоведы.
Притча, сотканная из мелодий надежды, тоски, веры в справедливость детей
Чистое золото поэзии сердца.
Мы знакомимся с содержанием произведения и вернемся к этим оценкам сказки.
4.Чтение сказки учителем.
5.Беседа по содержанию сказки- были.
О чем и о ком рассказывается в произведении?
(О цветке, который вырос между камнем и глиной, о девочке Даше, которая повстречала этот цветок на пустыре, о детях, облагородивших землю, где рос цветок.)
Что рассказано об этих героях?
(Цветок много трудился, преодолел массу препятствий, чтобы засветиться живым и мерцающим огнем, стать похожим на звезду. Даша увидела цветок, пожалела его, привела пионеров на пустырь, и они удобрили землю.)
Почему у этого произведения подзаголовок “сказка – быль”?
(Повествование о Даше и детях- быль; история о том, как рос цветок, преодолевая трудности, написана как сказка. Цветок воспринимается нами как живое существо, способное мыслить, чувствовать, испытывать боль и радость)
“неизвестный цветок” назван золотом поэзии сердца. Чтобы это произведение так звучало, надо верно прочитать его. Сегодня мы поработаем над выразительным чтением художественной прозы.
Чтобы правильно определить тональность исполнения (а мы знаем, что слово может быть и живописью, и музыкой), попробуем понять настроение и чувства автора и героев сказки. В сказке- были есть места, в которых и персонажи, и читатель испытывают печаль, грусть и одновременно надежду. Некоторые строчки повествования вызывают восхищение и радость. Это надо учесть во время чтения.
6.Работа над текстом.
Сейчас мы с вами поучимся ориентироваться в содержании произведения, определять главную мысль прочитанного отрывка. Раскройте книги.
Итак, начало сказки.
Просмотрите первый абзац. Найдите цитату, которой можно было бы озаглавить этот отрывок.
(“Жил на свете маленький цветок”)
Проделаем такую же работу со вторым абзацем.
(“Однажды упало из ветра семечко, выпустило корешки в камень и глину и стало расти”.)
Найдите в тексте отрывок, который рассказывает о том, как удалось вырасти цветку в таких трудных условиях. Прочитайте. Не забудьте выбрать верную интонацию.
(3-6-й абзацы читает подготовленный заранее ученик в музыкальном сопровождении. Шостакович. Романс из к/ф “Овод”.)
Определите с помощью цитаты главную мысль отрывка.
(“Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть” .)
Понравилось ли вам чтение вашего товарища?
Удачно ли подобрано музыкальное сопровождение? Соответствуют ли интонации, темы, выбранные чтецов, главной мысли отрывка?
(Цветок появился нечаянно, случайно. Он очень хотел жить. Нужна была большая сила воли, неустанное упрямство, чтобы выжить. Чувство грусти пронизывает прочитанные строчки. Это же мы слышим и в прекрасной музыке.
Не хватало уже силы жить и расти, но мужественный цветок продолжал бороться. Ансамбль скрипачей своим исполнением помогает нам почувствовать это.)
Найдите самый радостный отрывок, утверждающий, что труды не пропали даром. Выберите верную интонацию, прочитайте этот отрывок.
(“В середине лета цветок и уносил его запах с собою” – 7-й абзац.)
В чем убеждает нас автор?
(Чтобы жить и не умереть, нужно много трудиться. И труды будут вознаграждены.)
Каким стал цветок? С чем сравнивает его автор?
(Настоящим цветком. Со звездой, с мерцающим огнем в темной ночи.)
Какой глагол использует автор для характеристики настоящего цветка?
(Светился.)
Считает ли цветок себя звездной?
(Нет, таким его видит автор, таким, напоминающим светящуюся звезду, он кажется Даше и другим детям, которые любовались им, как героем.)
А сейчас мы прочитаем эпизод встречи цветка с Дашей. Этот отрывок будет прочитан в лицах: автор, Даша, неизвестный цветок.
Подумайте, почему такой грустью наполнены эти строчки сказки?
(Цветок не уверен в себе, он будто извиняется за свою непохожесть на других. Он чувствует себя виноватым за свое нечаянное появление на пустыре.)
Почему Даша поцеловала цветок в светящуюся головку?
(Девочка оценила трудолюбие цветка, она сумела услышать голос маленькой неизвестной жизни. Даша была доброй девочкой, грустила по своей маме, и ей была понята печаль цветка. Она жалела его и хотела, чтобы он почувствовал, что его любят.)
Почему дети захотели сделать землю на пустыре плодородной?
(Ребята хотели быть справедливыми, они надеялись, что маленький цветок, неизвестный по имени, отдохнет, а из семян вырастут “самые лучшие, сияющие светом цветом цветы, которых нету нигде”.)
Как земля отблагодарила ребят?
(На следующий год пустырь зарос травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки.)
Найдите в сказке строчки, убеждающие нас в том, что справедливость восторжествовала. Прочитайте. (Конец сказки: 2 последних абзаца).
В чем же убеждает Платонов читателя данной сказки- были? Какова идея сказки?
Прочитайте запись на доске, что такое идея художественного произведения.
(А.Платонов в своей сказке утверждает, что надо много трудиться, чтобы жить и не умереть, чтобы светить живым огнем другим и знать к себе безмолвным голосом радости жизни.)
А теперь вернемся к высказыванию об этом произведении. Смотрите на доску. Согласны ли вы с ним? Почему критик так отзывается о “Неизвестном цветке”?
(Это поучительная история о том, как меж камней и глиной вырос цветок, который много трудился, чтобы выжить и светиться, как звезда, живым мерцающим огнем. Второй цветок, что появился на следующий год на облагороженном детьми пустыре, был еще лучше. Он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что жил в камне. Это повествование печальное. Грустно автору, грустно Даше, грустно нам. Но справедливость торжествует. Дети не позволили погибнуть цветку. У читателя рождается вера в доброе начало жизни. Печаль и надежда, тоска и радость, отчаяние и вера, как в хорошо сотканной ткани, слились в произведении и превратились в “чистое золото поэзии сердца”.)
(Вывод о сделанном на уроке, отметки за ответы на вопросы, за выразительное чтение.)
7.Домашнее задание. Подобрать отрывок из сказки, нарисовать иллюстрацию к нему, дать название.
Выучить отрывок наизусть.

Используемая литература
Чалмаев В. Андрей Платонов. Воронеж: Центрально- Черноземное книжное изд- во, 1984




Цель урока:
1.Познакомить учащихся с удивительным миром и героями произведений А. Грина.
2.Учить давать сравнительную характеристику героев.
3.Попытаться убедить ребят, что все прекрасное на земле зависит от нас.

Оборудование урока:
1.Выставка книг А.Грина.
2.Пластинка “Пианино на волне” в исполнении оркестра под упр. Поля Мориа.
3.Литературная газета, портрет писателя, иллюстрации учеников к повести.
4.Оформленная доска.

Предварительная подготовка к уроку:
1.Сделать иллюстрации к повести.
2.Отметить и выразительно читать сцены: как поступил Лонгрен с Меннерсом, как относились к Ассоль в Каперне.
3.Найти и пересказать близко к тексту эпизоды, когда в Грэе впервые проявилось понимание чужой боли.

Ход урока:

I.Слово учителя:
Выверен старый компас,
Получены карты в сроки,
Выштопан на штормовке
Лавины предательский след.
Счастлив, кому знакомо
Щемящее чувство дороги,
Где ветер рвет горизонты
И раздувает рассвет.

Вы, вероятно, узнали строки из известной бардовской песни “А люди идут по свету” Песни, которую поют те, кому душно в городах, те, кто идет за мечтой Тема нашего урока- “Любить, мечтать и верить” Сегодня нам предстоит познакомиться с героями А.Грина, выяснить, что роднит их и людей с бродячими душами и почему эпиграфом к уроку стали слова К.Паустовского (см.на доске).
Опасность, риск, свет далекой звезды, то Южный Крест, то Медведица, свидания и разлуки Кто не мечтал об этом, перед кем не маячили такие миражи и не вставали видения романтических странствий.
Романтика, которая тянет людей в дорогу, о которой поется в песнях, которая живет в наших душах Что же означает это слово? (см.на доске).
Необыкновенность творчества А.Грина состоит в том. Что он сделал романтику реальным миром, подробно описал эту страну: города со звучными и зовущими названиями, заманчивые гавани, старинные корабли, бесстрашные мореплаватели, необычайные приключения Вот такая она, Гринландия, придуманная А.Грином.
Его литературная судьба была осложнена многими обстоятельствами. Придя в русскую литературу в 1906 году и опубликовав за четверть века свыше четырехсот произведений, А.Грин никогда не пользовался расположением критики. Его объявили буржуазным писателем, и книги после войны не переиздавались. Только в 1956 году А.Грин был возвращен вместе со многими незаслуженно забытыми литераторами. (Обращение к выставке книг).
Книгами писателя зачитывается не одно поколение, ведь его герои умеют мечтать, любить и верить. Так мечтают и любят Ассоль и Грэй.
II.Сравнительная характеристика героев.
В какой семье родилась Ассоль? Как проходило ее детство?
(Ассоль родилась в небогатой семье. Отец ее был матросом “Ориона”, мать Мери умерла по вине Меннерса, который соглашался дать денег взаймы, но требовал за это любви. Лонгрен оставил службу, стал воспитывать дочь и заниматься изготовлением игрушек. Он “добывал столько, чтобы жить в рамках умеренной экономии”.)
В какой обстановке воспитывался Грэй?
(В роскоши. Зачитать гл.II со слов “Огромный дом, в котором родился Грэй” до “ обширным огненным строем”.)
И все же в бедности Ассоль и роскоши Грэя было очень много общего. Их семьи держались обособленно. Почему родители Грэя жили одиноко?
( “отец и мать Грэя были надменные невольники своего положения”.)
Почему жили одиноко Ассоль и Лонгрен?
(Лонгрен был замкнут, а после случая с Меннерсом (пересказ) люди отвернулись от него)
За что люди невзлюбили Лонгрена: за его поступок или его поведение?
(Зачитать гл.I со слов “рассказ Меннерса” до “чего не прощают”. Лонгрен был непохож на других. Он умел любить, чего, по его мнению, не умели жители Каперны. Он выступил судьей, чем поставил себя выше других. И этого ему простить не могли.)
Как нелюбовь к отцу отразилась на дочери?
(Зачитать гл.I со слов “Девочка росла без подруг” до “к дому матроса”.)
Что было предсказано Ассоль? Как стали относиться к ней в Каперне после этого?
(Над девочкой смеялись, звали ее полоумной, Корабельной. Ассоль непохожа на других жителей.)
А какая она- Ассоль? Вот перед вами два ее портрета. Есть ли описание внешности в тексте?
(Только общие черты. Внешность не главное. В Ассоль важно “невольное ожидание прекрасного”, чуда.)
Девочка росла одиноко потому, что “дети Каперны вычеркнули раз и навсегда маленькую Ассоль из сферы своего покровительства и внимания”. А почему рос одиноким Грэй?
(“Отец Грэя удалил из замка всех детей служащих, опасаясь, что благодаря низкому обществу прихоти мальчика превратятся в склонности, трудно искоренимые”.)
Верно ли, что одиночество рождало в героях умение видеть и ценить красоту природы?
(Зачитать гл.III со слов “Проснувшись Грэй” до “дикую прелесть”;Зачитать гл.IV со слов “Так волнуясь, трепеща и блестя” до “алую рябь”.)
Кроме умения тонко чувствовать красоту природы, что еще роднило Грэя и Ассоль?
(Способность фантазировать. Зачитать гл.II со слов “Обернувшись к выходу” до “связь с бурей исчезла”; зачитать гл.IV со слов “Из заросли поднялся корабль” до “просто усталость”.
Это родство душ привело к тому, что Грэй смог осуществить мечту Ассоль, сделать фантазию реальностью.)
Чтение эпизода встречи Ассоль с Грэем на фоне музыки “Пианино на волне” П.Мориа.
Как вы думаете это сказка или нет?
(Грин назвал свое произведение феерией. См. на доске.)
Докажите, что ничего волшебного в появлении алых парусов не было.
(Все “чудо” совершил Грэй: он выбрал нужную материю и приказал сшить паруса; пересказ эпизода “в лавке” гл.V).
Грэй сделал мечту Ассоль реальностью. Почему? Только ли склонность к фантазии вела его? Что герои говорят о чудесах?
(Зачитать гл.VII со слов “Я понял одну нехитрую истину”
Тема “Алых парусов” отчетливо сформулировала в словах Грэя. Предназначение человека в том, чтобы “делать так называемые чудеса своими руками” и дарить их людям. Чудо здесь- это добрый поступок, благородное движение души, “улыбка, веселье, прощение и – вовремя сказанное, нужное слово”.)
Найдите эпизоды, когда в Грэе впервые появилось понимание чужой боли, сострадание к человеку.
(Гл.II- картина, изображавшая распятие Христа. “Я не могу допустить, чтобы при мне торчали из рук гвозди и текла кровь”; гл.II- случай с Бетси. “он пережил ощущение острого чужого страдания.”)
III.Вывод.(Записывается в рабочие тетради.)
Как не мог Грэй допустить крови на картине, так не мог он оставить мечту Ассоль неосуществленной, и в Каперне появились алые паруса. Одним из главных конфликтов гриновского произведения стал конфликт между романтической мечтой и “здравым смыслом”. Паруса “пылали с невинностью факта, опровергающего все законы бытия”
Кончается повесть словом “счастье”. Это то самое счастье, которое человек способен построить сам. Вот почему эпиграфом к уроку являются слова К.Паустовского.
Алые паруса в солнечных бликах, сверкающие на фоне синего моря и голубого неба, - трудно найти другой образ, который бы производил такое неизгладимое зрительное впечатление. Алые паруса стали символом всего романтического и чудесного на земле. Вот почему, по словам Р.Казаковой, мы
Мчимся, ломая тучи,
За парусами алыми
(Песня под гитару “Ребята,надо верить в чудеса”
Поет весь класс: дети знают эту песню.)
IV.Домашнее задание .Сочинение-размышление « Встречаются ли сегодня в нашей жизни люди, похожие на гриновских героев? » (В рабочих тетрадях)


15