Методическая разработка обучающего семинара для родителей
Методическая разработка
родительского собрания в 8 классе
« Любовь как основа семейного воспитания»
Автор:
Зюзина Наталья Вячеславовна,
педагог- психолог
Описание методической разработки.
Объяснительная записка.
Злоупотребление психоактивными веществами среди детей и подростков является одной из наиболее важных проблем нашего общества, вызвавшей острую необходимость активных и решительных действий в области организации профилактики асоциального поведения .Одно из важнейших направлений в работе педагога - психолога – организация мероприятий с родителями учащихся, имеющих целью приобретение знаний и умений по созданию в семье благоприятной (не провоцирующей употребление ПАВ) атмосферы, формирование позитивного отношения к своим детям, основанного на любви, оптимальной требовательности и справедливости.
Индивидуальные беседы с родителями , способствуют выработке рекомендаций и совместной воспитательной стратегии, которые несомненно приводят к быстрым позитивным результатам.
Не менее важными являются и групповые формы работы: обучающие семинары, лекции – дискуссии, лекции-беседы, лекции с разбором конкретных ситуаций, проблемная лекция, лекции – пресс - конференция, тренинги.Трагедия общения родителей и детей заключается не в недостатке любви, а в недостатке умения общаться. В. Сухомлинский отмечал, что «где нет мудрости родительского воспитания любовь матери и отца уродует детей».
Целенаправленное воспитание требует постоянного внимания и анализа: внимания к словам и самочувствию ребенка, а также к своим словам и интонациям; мы должны учиться предвидеть последствия наших поступков и реакций на проступки детей.
Этим целям и посвящено родительское собрание на тему:
«Любовь как основа семейного воспитания»
Цель мероприятия:
психолого-педагогическое сопровождение семьи в аспекте задач антинаркотической профилактической помощи.
Задачи:
-проведение диагностики направленной на выявление особенностей детско - родительских отношений, ознакомление родителей с результатами анкетирования учащихся,
-выделение и осознание родителями проблем внутрисемейного общения, которые могут привести к употреблению детьми психоактивных веществ,
- формирование духовно-нравственных ценностей семьи.
Рекомендации по проведению мероприятия.
1. Данное мероприятие целесообразно провести с родителями учащихся 8-11 классов.
2. Т. к. на родительском собрании планируется проведение семейной диагностики, направленной на выделение и осознание родителями проблем внутрисемейного общения , на подготовительном этапе необходимо провести анкетирование учащихся и подготовить слайды для презентации, содержащие результаты количественной обработки с указанием процентного соотношения тех или иных ответов. (Советуем провести анонимное анкетирование.)
3.К подготовке родительского собрания целесообразно привлечь учащихся. В нашем случае это была беседа по профилактике наркомании с учащимися 7 класса. Результатом этой встречи был конкурс рисунков учащихся, посвященный тематике встречи. Рисунки победителя – Торгашина Виктора, ученика 7 «Б» класса, включены нами в презентацию к родительскому собранию.
4. Следует подготовить бланки с Анкетами для родителей, либо включить вопросы анкет в слайды презентации и раздать родителям чистые листы бумаги для ответов.
5. При возможности можно подготовить презентацию для сопровождения песни «Родительский дом». На слайды поместить семейные фото учащихся класса.
Форма проведения собрания: Обучающий семинар.
Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, презентация , анкеты для родителей, памятки для родителей.
План проведения мероприятия.
Приветственное слово к участникам
Знакомство с темой и целями родительского собрания.
Актуальность представленной темы.
Притча «Мать и Смерть».
Выступление педагога – психолога о зависимом поведении.
Проведение анкетирования для родителей с помощью «Анкеты антисоциального поведения подростково-юношеской».
О возникновении травмирующих ситуаций в общении с детьми. Памятка для родителей..Знакомство родителей с результатами анкетирования учащихся.
Анкетирование родителей «Я и мой ребенок»
10.Семейные условия, формирующие успешное, "хорошее" поведение ребенка.
11. Диагностика эффективности мероприятия.
Сценарий мероприятия.
Звучит припев песни «Родительский дом» Музыка В. Шаинского, слова М. Рябинина .
Родительский дом начало начал Ты в жизни моей надежный причал Родительский дом пускай много лет Горит в твоих окнах добрый свет
1. Приветственное слово педагога - психолога,
представление педагогов, присутствующих на родительском собрании.
2.Знакомство с темой и целями родительского собрания. Слайды 1,2
-Наше родительское собрание проводится в рамках психолого-педагогическое сопровождения семьи в аспекте задач антинаркотической профилактической помощи.
Готовясь к встрече с Вами, мы ставили перед собой такие задачи::-проведение диагностики направленной на выявление особенностей детско - родительских отношений,
-выделение и осознание родителями проблем внутрисемейного общения, которые могут привести к употреблению детьми психоактивных веществ,
- раскрытие духовно – нравственных ценностей , способствующих укреплению и совершенствованию семьи как института воспитания .
3. Актуальность представленной темы.
Педагог-психолог: В последние десятилетия проблема распространения наркомании в российском обществе стала одной из наиболее острых. Широкое распространение зависимостей от психоактивных веществ (ПАВ), к которым относятся наркотики, алкоголь, табак и др., среди детей и молодежи, влечет за собой негативные последствия как для самой личности , так и для ее социального окружения и общества в целом. А задумывались ли вы, какая страшная человеческая трагедия стоит за этими официальными фразами?
4.Притча «Мать и Смерть». Слайд 3
ПРИТЧА («Мать и Смерть»)Один юный наркоман, поставив себе слишком большую дозу, упал без чувств. Ёго молодая мама, вбежав к нему в комнату, увидела, как его уносит Смерть.
Бедная мать выбежала из дома в одном платье, несмотря на сильный мороз, и стала искать своего ребенка. На пути ей встретилась седая некрасивая старуха в черном одеянии и сказала ей:
Смерть посетила твой дом, и я видела, куда она пошла с твоим сынишкой, но я не скажу тебе, пока ты не отдашь мне свою молодость и красоту, а также длинную русую косу, а я, в обмен на это, отдам тебе свое уродство, старость и свои седые волосы.
Зачем мне молодость и красота, если со мной не будет моего ребеночка? Я с радостью отдаю тебе все это.
Смерть побежала вон в тот лес.
Забежав в лес, мать повстречала на пути терновый куст, который сказал ей:
Я скажу тебе, куда убежала Смерть, если ты отогреешь меня на своей груди. Смотри, я весь замерз и скоро обледенею.
Мать крепко прижала его к груди, его острые шипы вонзились ей в тело и на груди выступили крупные капли крови.
Куст отогрелся и весь покрылся цветами, несмотря на мороз.
Смерть побежала к озеру, — сказал куст.
Озеро сказало матери:
Я собираю жемчужины, а у тебя такие ясные и чистые глаза. Выплакай их в меня, и я перенесу тебя на тот берег, где живет Смерть.
О, чего я только не отдам, чтобы вернуть моего ребенка, — сказала плачущая мать, залилась слезами еще сильнее, и вот глаза ее упали на дно озера и превратились в две краси-
5.Зависимое поведение может стать результатом нарушений в воспитании.
Употребление ПАВ относится к аддиктивному (зависимому) поведению. И выражается в уходе от реальности посредством изменения психического состояния. Человек “уходит” от реальности, которая его не устраивает.
В этом процессе самым важным оказывается семейный фактор: особенности воспитания, и прежде всего на ранних этапах онтогенеза: воспитание в условиях недостаточной эмоциональной поддержки, гиперопекающего, авторитарного или перфекционистского отношения со стороны родителей; манипулятивный стиль отношения к людям в семье; нестабильность и непредсказуемость в отношениях родителей к ребенку, частые непрогнозируемые изменения в семье; родители – носители аддиктивного поведения.
6.Проведение анкетирования для родителей с помощью «Анкеты антисоциального поведения подростково-юношеской».
Цель : ознакомить родителей с признаками позволяющими сделать вывод о наличии у ребенка антисоциального расстройства.
Педагог – психолог: Мы предлагаем вам , отвечая на вопросы анкеты «…антисоциального поведения…» определить, есть ли у вашего ребенка предпосылки к отклоняющемуся поведению. Анкета включает в себя двенадцать признаков антисоциального поведения. Наличие четырех и более признаков позволяет отнести их носителя к категории лиц, страдающих антисоциальным расстройством. См. приложение 3.
Если у Вас возникнет необходимость в дополнительных психологических исследованиях, оно обязательно будет организовано для вас и вашего ребенка.
7.О травмирующих ситуациях в общении с детьми. Памятка для родителей.
Трагедия общения родителей и детей заключается не в недостатке любви, а в недостатке умения общаться. В. Сухомлинский отмечал, что «где нет мудрости родительского воспитания любовь матери и отца уродует детей».
Целенаправленное воспитание требует постоянного внимания и анализа: внимания к словам и самочувствию ребенка, а также к своим словам и интонациям; мы должны учиться предвидеть последствия наших поступков и реакций на проступки детей.
Родители, знайте: обиды, внезапно возникающие и медленно накапливаемые, могут привести:
К стремлению «уйти в себя»;
К изолированности;
К отчуждению во взаимоотношениях;
К стремлению «выяснить отношения», что может перейти в конфликт;
К стремлению представить окружающую обстановку в «черных тонах»;
К еще большему перевесу эмоционального над рациональным;
К повышению нервно-психической напряженности;
К снижению активности;
К фокусированию познавательной активности на объекте обиды и, как следствие, к ограничению возможностей правильно оценить поступающую информацию.
Помните, ребенку ОБИДНО
Обидно, когда все беды валят на тебя;
Обидно, когда успехи твои остаются незамеченными;
Обидно, когда тебе не доверяют;
Обидно, когда другому, а не тебе, поручают то, что ты можешь сделать хорошо;
Обидно, когда другие заняты чем-то интересным, а тебя заставляют продолжать надоевшее, унылое занятие;
Обидно, когда дело понятное и интересное превращается в обузу, в занятие от которого не отвяжешься;
Обидно, когда из третьих рук узнаешь о себе «кое-что новенькое»;
Обидно, когда о тебе попросту забыли за своими заботами;
Обидно, когда тебя в чем-нибудь подозревают, а ты не имеешь возможности оправдаться;
ДЕТИ УЧАТСЯ ЖИТЬ У ЖИЗНИ
Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
Если ребенок в терпимости, он учится принимать других.
Если ребенка часто подбадривать, он учится верить в себя.
Если ребенка часто хвалят, он учится быть благодарным.
Если ребенок живет в честности, он учится быть справедливым.
Если ребенок живет в доверии к миру, он учится верить в людей.
Если ребенок живет в обстановке принятия, он находит любовь в мире.
А какие отношения с ребенком в вашей семье? Мы провели с детьми анкету « Я и мои родители» Знакомство родителей с результатами анкетирования учащихся. Слайды 7,8,9
А теперь мы хотим предложить вам возможность с помощью анкеты «Я и мой ребенок» дополнить представление о себе как о родителях .
Напоследок хотим вам напомнить, какие семейные условия, формируют успешное, "хорошее" поведения вашего ребенка:
-умейте разделять самого ребенка и его проступки: "Я люблю тебя, но не принимаю того, что ты сделал (а)";
-умейте активно слушать и понимать переживания и потребности своего ребенка;
-не вмешивайтесь в занятия, с которыми он справляется, и занимайтесь вместе, когда он просит;
-стремитесь разрешать возникающие конфликты с ребенком без угроз и наказании, доверяйте его пониманию и делитесь своими чувствами, которые возникают , объясняйте их;
-постоянно поддерживайте успехи ребенка, в повседневном общении используйте любые формы выражения своих теплых чувств и отношения: "Мне хорошо с тобой, Я рад (а) тебя видеть... Я по тебе соскучился (лась)... Мне нравится как ты... Ты мой хороший (ая)... Ты, конечно, справишься...".
стремится выражать свои теплые чувства и поддержку не только словами, но и лаской, голосом, прикосновением.
Вспомните слова Апостола Павла о любви: 4
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, 5не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, 6не радуется неправде, а сорадуется истине; 7все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. 8Любовь никогда не перестает,…»Мы желаем вам и вашим детям иметь между собой
именно такую любовь.
Диагностический материал для оценки эффективности работы.
Нам бы очень хотелось знать ваше мнение о проблеме сегодняшней встречи, о том впечатлении, которое осталось у вас о проведенном семинаре, о желании продолжать такого рода общение в будущем.
Дома просим вас заполнить и передать нам с детьми эту анкету.
Анкета для родителей.
1.Какие из советов по общению с детьми вам показались наиболее важными?
2. Хотели бы вы продолжить знакомство с методиками, направленными на исследование детско-родительских отношений.
3. Хотели бы вы получить дополнительную индивидуальную консультацию педагога – психолога?
4. Появилось ли у вас желание организовать дополнительное тестирование Вашего ребенка на выявление склонности к отклоняющемуся поведению?
5. Как вы оцениваете информацию, полученную на данном семинаре? Готовы ли вы следовать советам психолога , полученным на этом родительском собрании?
6. Поставьте нам оценку. Оцените наше мероприятие по пятибалльной шкале.
Благодарим вас за сотрудничество!
Список литературы
«Родительские собрания в школе», часть 2, Н.А. Горбунова
«Методические материалы для организации и проведения наркопрофилактической работы с семьей в системе образования» Кемерово 2010 .Авторы – составители: С.В. Афонина, Е.Н. Сереброва, А.И.Федоров - специалисты ГУО Кемеровского областного психолого -валеологического центра
Сборник методических материалов по профилактике суицидальных проявлений у несовершеннолетних. Составитель Вшивцева Т.Г. Как прекрасен этот мир – Чернушка: МОУ ДПОС ММЦ, 2007. -59 с.
http://azps.ru/tests/kit/aapp.html Анкета антисоциального поведения подростково-юношеская.
Приложение 1
Анкета для старшеклассников "Я и мои родители"
Какие из нижеследующих утверждений вы можете использовать для описания ваших взаимоотношений с мамой?
хорошие отношения, но мы не особенно близки
взаимопонимания не было вообще
конфликтные отношения, часто спорим
у нас тёплые, нежные отношения
В какой степени вы можете положиться на свою маму, когда у вас возникают какие-либо проблемы?
вообще не могу
не очень- то
в некоторой степени
в достаточной степени
в очень большой степени
Какие из нижеследующих утверждений вы можете использовать для описания ваших взаимоотношений с папой?
у нас с ним конфликтные отношения, часто спорим
не было никаких отношений, мы не особенно близки
у нас хорошие отношения
у нас тёплые, нежные отношения
В какой степени вы можете положиться на своего отца и обратиться к нему за помощью, когда у вас возникают какие-либо проблемы?
не очень-то
в некоторой степени
в достаточной степени
в очень большой степени
вообще не могу
Приложение 2.
Тест для родителей «Я и мой ребенок»
Роль родителей в воспитании ребенка незаменима. Они главные «проектировщики, конструкторы и строители» детской личности. Тест дополнит Ваше представление о себе как о родителях, поможет сделать определенные выводы относительно проблем воспитания детей.
Вопросы Ответы
Можете ли Вы? Могу и всегда так поступаю Могу, но не всегда так поступаю Не
могу
1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком? А Б В
2. Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст? А Б В
3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему? А Б В
4. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты? А Б В
5. Сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел Вас из себя? А Б В
6. Поставить себя на место ребенка? А Б В
7. Поверить хотя бы на минуту, что Вы добрая фея (прекрасный принц)? А Б В
8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий Вас в невыгодном свете? А Б В
9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка? А Б В
10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение? А Б В
11 . Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает, вести себя как хочет, ни во что не вмешиваться? Б В А
12. Не прореагировать, если Ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка? А Б В
13. Устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть? А Б В
Ключ к тесту
Ответ «А» оценивается в 3 очка.
Ответ «Б» - в 2 очка.
Ответ «В» - в 1 очко.
30 - 39 очков
Если вы набрали от 30 до 39 очков, значит, ребенок -самая большая ценность в Вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения.
Другими словами, Вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.
16 - 30 очков
Сумма от 16 до 30 очков: забота о ребенке для Вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой Вы чересчур строги, в других случаях - излишне мягки; кроме того, Вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.
Менее 16 очков
Число очков менее 16 говорит о том, что у Вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знания, как сделать ребенка личностью, либо желания добиться этого, а возможно, того и другого.
Советуем обратиться к помощи специалистов - педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.
Источник: «Родительские собрания в школе», часть2, Н.А. Горбунова
Приложение 3.
Название теста.
Анкета антисоциального поведения подростково-юношескаяКраткое название. ААП.п - юПредназначение. Анкета предназначена для заполнения родителями (желательно обоими) или людьми, длительное время наблюдающими подростка (юношу/девушку). Анкета включает в себя двенадцать признаков антисоциального поведения. Наличие четырех и более признаков позволяет отнести их носителя к категории лиц, страдающих антисоциальным расстройством.
Оцениваемые качества. Склонность к антисоциальному поведению
Возрастная категория. 14-18
Порядок проведения:
Родителю или родителям совместно, а также лицу, наблюдающему длительное время поведение подростка (или совместно таким лицам), предлагается ознакомиться со следующими двенадцатью признаками. Заполняющие анкету должны просто указать (подчеркнуть или выделить иным способом) признаки, выраженные в поведении конкретного подростка (юноши/девушки). В зависимости от целей исследования отвечающим можно позволить оставлять комментарии в заранее подготовленных полях.
Задания
1. Заметны трудности в учебе, связанные с неподготовкой домашних заданий. 2. Систематически отказывается от любой трудовой деятельности; работает только по сильному принуждению. 3. Частые, необоснованные отсутствия в образовательном учреждении. 4. Несоответствие социальным нормам; антисоциальные действия, носящие уголовно-наказуемый характер. 5. Раздражительность, агрессивность, проявляющиеся как по отношению к членам семьи (избиение близких). 6. Отсутствие планирования своей жизни (хотя бы на год вперед). 7. Импульсивность, выражающаяся в резкой смене рода занятий, компании. 8. Лживость. 9. Отсутствие лояльности к окружающим со стремлением "свалить" вину на других. 10. Стремление подверать риску других (например, оставляя открытой электропроводку). 11. Отсутствие угрызений совести по поводу ущерба, нанесенного другим. 12. Отсутствует тревога и страх, не боится последствий своих действии.
Обработка результатов
Наличие четырех и более признаков позволяет отнести их носителя к категории лиц, страдающих антисоциальным расстройством.