Технологическая карта урока для 5 класса по теме Внутренние и внешние силы Земли


Тема Внутренние и внешние силы Земли
Цель узнать, что такое литосфера и ее соотношение с земной корой; раскрыть отличительные особенности строения континентальной и океанической земной коры; узнать, как внутренние и внешние силы проявляются на земной поверхности.
Задачи Создание проблемной ситуации для выхода на универсальный способ сравнения континентальной и океанической земной коры и расширения знаний учащихся о литосфере.
Основное содержание темы, термины и понятия Континентальная кора, океаническая кора, литосфера, литосферные плиты, внутреннее строение Земли
Планируемые образовательные результаты
Предметные Метапредметные
В познавательной сфере:
- давать определение планета, горизонт
- уметь составлять сравнительное описание космического снимка, рисунка, карты
- уметь вести диалог с одноклассниками
В ценностно-ориентационной сфере:
- анализировать и оценивать роль географических знаний о планете
Личностные: развитие познавательных мотивов.
Регулятивные: постановка и сохранение учебной задачи.
Коммуникативные: планированиеучебногосотрудничества со сверстниками.
Познавательные:
Общеучебные: выделение и структурирование необходимой информации.
Логические: выделение методов (анализ), синтез, подведение подпонятие, выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные: 
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами;
- умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.
ИКТ-компетенции:
познавательные УУД: поиск, фиксация, структурирование информации;
коммуникативные УУД: выступление с аудиовизуальной поддержкой.
Межпредметные связи
Учебный предмет, курс Формы работы Ресурсы
История, биология индивидуальная ПК, интерактивная доска, ноутбуки, Презентация «Внутренние и внешние силы Земли», учебник, лист самооценки, таблица "Строение литосферы", диск к УМК «Полярная звезда», ФЦОР http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/606f3f08-e0fe-11db-8314-0800200c9a66/02_02_02_01.swf
Технологическая карта. География. 5 класс.
Этап урока
Деятельность учителя Деятельность ученика Информационные ресурсы
Организационный этап.
- Здравствуйте, ребята. Надеюсь, наша взаимная работа на уроке будет плодотворной, а вы активны. Садитесь.
- Сегодня мы начинаем изучение новой темы. Для успешной работы на уроке мы приготовили все необходимое: учебник, тетрадь, простой карандаш, ручка. Проверка готовности к уроку
Мотивационный этап.
Наша планета состоит из четырех оболочек. Назовите их.
. А начнём изучать мы планету Земля с оболочки, название которой скрыто в ребусе.

А теперь давайте сформулируем тему и цели урока. (учитель корректирует учащихся при постановки темы и целей урока). Называют оболочки Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера и биосфера).
Разгадывают ребус (Литосфера)
Учащиеся определяют тему урока и цели Презентация «Внутренние и внешние силы Земли», слайд № 1
Этап учебно-познавательной деятельности.
Проблемный диалог.
- Вы часто в детстве разбирали игрушки, чтобы посмотреть как они внутри устроены?
- К счастью, мы не можем просто распилить Землю пополам и посмотреть, что внутри. Но существует немало способов изучения планеты без подобных радикальных мер. Тут и математическое моделирование условий, которые предположительно существуют в недрах нашей Земли, и бурение многокилометровых скважин для получения материалов.
- Однако основным методом на сегодня является изучение сейсмических волн. Как в медицине рентгеновские лучи позволяют увидеть внутренние органы человека, так и при исследовании недр планеты на помощь приходят сейсмические волны.
- Скорость сейсмических волн зависит от плотности и упругих свойств горных пород, через которые они проходят. Более того, они отражаются от границ между пластами пород разного типа и преломляются на этих границах. Благодаря этому методу ученые смогли определить границы между слоями Земли и составить представление о свойствах каждого слоя.
Изучение происходит при помощи сейсмографов.
(Демонстрация сейсмографов и краткий принцип работы.)
- Давайте рассмотрим внутреннее строение Земли. (просматривание ресурса ФЦОР «Внутреннее строение Земли» и заполнение из раздела «Выполни задание»)
- Земная кора в масштабах всей Земли представляет тончайшую плёнку. Её называют литосферой. Литосферой называют земную кору и верхнюю твёрдую часть мантии.
Давайте посмотрим, от каких слов образовался термин «литосфера»: «Литос» – камень, «сфера» – шар .
Проводит физ. минутку
Толщина (мощность) земной коры под океанами и материками неодинакова. Земная кора бывает двух видов: континентальная и океаническая.
Давайте сравним виды земной коры, а для этого начертим в тетрадях таблицу.
Используя текст учебника, составим сравнительную характеристику типов земной коры.
Тип земной коры
Тип земной коры континентальная Океаническая
Из каких слоев состоит Осадочный
Гранитный
Базальтовый Осадочный
Базальтовый
Толщина От 30-50 км до 75 км От 5 км до 10 км
- Правильность выполнения таблицы проверяем, заполняя схему из раздела «Выполни задание» задание № 2 на компьютере.
- Какой делаем вывод? Почему земная кора разная?
- Скажите, в каком состоянии находится вещество мантии?
Оно движется?
- А литосфера движется? Теперь представьте огромный блок земли, который движется.
- Он везде монолитен, то есть целый? Как вы думаете?
Правильно, это не одно целое. Литосфера состоит из блоков – плит. И эти плиты движутся.
На земле 7 крупных плит. Давайте посмотрим на карту. Назовите крупные литосферные плиты.
- Время от времени земные глубины сами напоминают нам о том, что внутри их что-то происходит. То есть на поверхность Земли действуют внешние и внутренние силы.
- А что это за силы вы узнаете из учебника. Откройте учебник на странице 74-75 и определите, что относится к внутренним силам, а что к внешним. Работаем по вариантам: 1 в. – внутренние силы, а 2 в. – внешние.
- И оформите ответ в тетради виде схемы.
Ответы детей
просматривают ресурс ФЦОР «Внутреннее строение Земли»
Заполняют схему из раздела «Выполни задание» задание № 1 на компьютере, используя ресурсы ФЦОР
Записывают понятие в тетрадь
Повторяют за учителем
Чертят таблицу в тетрадь и заполняют ее, анализируя текст учебника
Заполняют схему из раздела «Выполни задание» задание № 2 на компьютере
Отвечают
Отвечают на поставленные вопросы
Анализируют карту литосферных плит
Анализируют текст учебника и рисуют схему «Внутренние и внешние силы» Презентация «Внутренние и внешние силы Земли», слайд № 3
ФЦОР «Внутреннее строение Земли»
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/606f3f08-e0fe-11db-8314-0800200c9a66/02_02_02_01.swf
Диск к УМК «Полярная звезда» параграф 20 «Земная кора – верхняя часть литосферы» раздел «Выполни задание № 1»
Диск к УМК «Полярная звезда» параграф 20 «Земная кора – верхняя часть литосферы» раздел «Выполни задание № 2»
Диск к УМК «Полярная звезда» параграф 20 «Земная кора – верхняя часть литосферы» раздел «Материалы к уроку»
Физ. минутка.
Работа с информацией.
Закрепление
- Что мы узнали о литосфере?
Хорошо, а сейчас давайте проверим наши знания по теме, выполнив тест на компьютерах.
Ответы детей
Выполняют интерактивный тест на компьютерах индивидуально Диск к УМК «Полярная звезда» параграф 20 «Земная кора – верхняя часть литосферы» раздел «Контроль»
Рефлексия
Я узнал нового......
Я могу применить знания...........
Я испытывал проблемы......
Мне не понятно..... Самооценка Заполняют листы самооценки Домашнее задание Параграф 22, выучить понятия, р/т. с. 34 зад. 2