Урок русского языка в 3 классе по теме: Второстепенные члены предложения Автор-составитель: Денисова Елена Ивановна Учитель начальных классов ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Суходол, Самарская область Технологическая карта урока Тема урока: Второстепенные члены предло


Тема урока: Культура и традиции русского народа
Цель:
Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, знакомить с традициями и творчеством русского народа
Развить коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр.
Воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, уважение к его культуре и традициям.
 
Задачи:
Систематизировать знания детей о народных традициях, фольклоре.
Познакомить детей с русским народным костюмом, с предметами старинного русского быта
Обогатить словарь детей новыми словами, обозначающими названия предметов старинной посуды
Приобщить детей к устному народному творчеству, народным играм
Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.
 
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. Но прежде, чем мы туда отправимся, давайте вспомним наше правило.
Дети: Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо,
Ясно, четко говорим,
Потому что не спешим.
Воспитатель: Ну что ж, а теперь в путь.
Ребенок:
Поезжай за моря-океаны,
Надо всею землей пролети.
Есть на свете различные страны,
Но такой, как у нас, не найти.
Чутким сердцем и мудрой рукою
Нам великая дружба дана.
И живут неразрывной семьею
Все народы и все племена.
Все они словно братья желанны,
Всем просторно расти и цвести.
Поезжай за моря-океаны,
Но дружнее страны не найти.
Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в красивой и богатой стране. Как она называется?
Дети: Россия.
Воспитатель: Правильно. Россия – большая страна. Давайте посмотрим на карту. (Показ слайда)
Россия – большая, красивая и богатая страна. Но кроме России есть и другие страны, в них живут люди разных национальностей, но все мы живем на планете Земля. Земля – наш общий дом.
Воспитатель: Ребята, люди каких национальностей заселяют нашу планету? (русские, украинцы, грузины, белорусы т.д.) У всех этих народов есть дети, которые, как и вы, ходят в детские сады, умеют дружить и играть в свои национальные игры. И сегодня они приехали к нам в гости, в наш детский сад, чтобы узнать побольше о нашей стране, традициях нашего народа и научиться играть в наши игры. Они хотят с вами подружиться. А вот и они! Проходите, гости дорогие!
(В группу входят дети, наряженные в разные национальные костюмы. Здороваются с детьми. Присаживаются на стулья.)
Воспитатель: Давайте расскажем нашим гостям в какой стране мы живем? Как она называется? (Россия).
Воспитатель: наша большая страна называется Россией, но в старину, давным-давно, ее называли Русь. Русский народ издревле славился своим гостеприимством. И гостей они встречали по особому обычаю – преподносили гостю хлеб-соль. (Воспитатель показывает каравай на рушнике). Делала это хозяйка дома.
(Дети-гости принимают каравай. Пробуют его по русскому обычаю.)
Воспитатель: Посмотрите на наших гостей, как красиво и необычно все они одеты. У каждого гостя свой национальный костюм. А теперь отгадайте и найдите русский народный костюм.
(Дети выбирают девочку в русском народном костюме.)
Воспитатель: вот она – русская красавица! Из чего состоит ее костюм?
Дети: Из сарафана и кофты.
Воспитатель: (Показ слайда «Женский русский народный костюм»). Раньше на Руси женщины и девочки в городах и деревнях носили одинаковые рубахи, которые назывались сорочки. Поверх сорочки надевали длинный сарафан. Когда русская красавица шла в таком сарафане, ее называли лебедушкой. Ребята, а чтобы сарафаны были красивыми, чем их украшали?
Дети: Ленточками, бисером, кружевами.
Воспитатель: Вот такие костюмы во многих семьях передавались по наследству от бабушки к внучке. А теперь посмотрите, что за головной убор у красавицы?
Дети: Кокошник.
Воспитатель: Он тоже украшен. Чем? (Бусинами, ленточками). Еще кокошники украшали тесьмой. Вот такие сарафаны и кокошники шились и вышивались руками мастериц-рукодельниц.
Воспитатель: А чем еще занимались люди на Руси?
Ребенок: Ремесел очень много
На земле русской есть.
И всех ремесел нам
Сейчас не перечесть!
Воспитатель: В старину люди гордились своим мастерством. Русские умельцы изготавливали все своими руками. Вот перед вами изделия русских мастеров. Что это?
Дети: Посуда. (Перед детьми выставлена деревянная посуда).
Воспитатель: Из чего ее делали? Чем она отличается от современной? Как украшена?
(Дети рассматривают посуду, повторяют ее название).
Игра «Собери картинку» (Дети в подгруппах собирают изображения предметов посуды).
Воспитатель: У нас с вами сейчас много разных игрушек. Но в старину таких игрушек не было. Для своих детей русские умельцы изготавливали игрушки сами. Посмотрите какими интересными они получались. (Показ слайдов русских народных игрушек).
Ребенок: Велика Россия наша
И талантлив наш народ.
Эй, честные господа,
К нам пожалуйте сюда.
(Дети и гости проходят на импровизированную ярмарку).
Воспитатель: Ребята, мы пришли на ярмарку. Ярмарка – это праздник, там, где люди веселятся. На ярмарке продают разные товары, игрушки, поют, играют на музыкальных инструментах. Люди должны были не только работать, но и отдыхать. Поэтому русские умельцы вечерами вышивали, делали игрушки и расписывали их, а по осени устраивали веселые ярмарки.
1-й ребенок – продавец изделий хохломы:
Золотая хохлома,
Ей не налюбуешься,
И в Париже, и в Нью-Йорке
Хохлома красуется.
Игра «Собери хохломской узор». (Задание для детей-гостей).
2-й ребенок – продавец городецких изделий:
Любовались гости чудом,
Громко восхищалися,
Городецкой красотой
Довольные осталися.
3-й ребенок – продавец свистулек:
Голосисты эти птицы
И нарядны, словно ситцы!
Фью-ти, фью-ти, фью-ти, фью!
Песни я для вас пою.
Выходи честной народ,
Затевай-ка хоровод!
Народная игра «Ворон».
4-й ребенок – продавец дымковской игрушки:
Дымковские барышни
Всех на свете краше,
А гусары – баловни –
Кавалеры наши!
5-й ребенок – продавец матрешек:
Матрешки дружно все живут,
Частушки весело поют.
Танец с платочками «Мы-матрешки».
Дети-продавцы: Мы для гостей приготовили расписные игрушки. Принимайте подарки!
(Дети вручают гостям подарки-сюрпризы).
Воспитатель: Гости дорогие, вы сегодня с нами пели и плясали, в игры играли, узнали много нового о традициях русского народа. А теперь по старинному русскому обычаю милости просим вас к нашему хлебосольному столу с чаем из самовара и традиционными гостинцами: баранками, блинами, пряниками.
Гости: Спасибо! Мы тоже к вам не с пустыми руками приехали. (Гости ставят на стол свои национальные угощения).
(Занятие заканчивается общим чаепитием).