Час общения на нравственную тему для 8 класса
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гагаринская основная общеобразовательная школа»
Час общения
для учащихся 9 класса
606950 Работу выполнила
Нижегородская область, Кононова
Тоншаевский район, Екатерина Алексеевна,
д.Гагаринское учитель русского языка и
ул. Центральная, д.1 литературы
т. 8(83151)90-1-31 Gagarinskaya-shkola@yandex.ru
дер. Гагаринское
2016 год
Тема: Не стоит село без праведника?
Форма проведения: час общения для учащихся 9 класса
( из цикла «Разговор о нравственности»)
Цель мероприятия:
развитие понятий «нравственность», «патриотизм»;
воспитание чувства патриотизма, высокой нравственности через живые образы художественной литературы и реальной жизни;
воспитание любви и уважения к людям, способности удивляться творческой и физической силе взрослого человека, умения ценить его созидательный труд, желания сделаться таким же, так же думать и чувствовать.
Оформление:
на доске слова автора духовных произведений Е. Поселянина
выставка брошюр из серии «Святые земли Нижегородской»
Ход мероприятия:
Вступительное слово по теме мероприятия:
Тема сегодняшнего разговора взята из книги А.И.Солженицына «Матренин двор» - «Не стоит село без праведника». В конце этого предложения стоит вопросительный знак. Это обозначает, что в заключение нашей беседы мы дадим ответ на вопрос: утвердительный или отрицательный.
Откроем толковый словарь и посмотрим значение слова «праведник».
Значение таково: у верующих – человек, живущий праведной жизнью, без грехов. У верующих, вера…
И начать разговор, я думаю, нужно с того, что Русская земля дала миру много именитых сподвижников веры, праведников.
(На выставке представлены брошюры из серии «Святые земли Нижегородской»). Их жизненный путь и деяния представляют собой сокровищницу нравственного богатства. И среди этих дивных людей исключительным по мере трудов своих и достигнутой степени духовных, нравственных вершин стоит старец Серафим. Кто он?
Рассказ одного из учащихся о Серафиме Саровском (см. Приложение 1)
Теперь обратимся к художественной литературе. Тема праведничества была очень популярна всегда. Мы обратились к литературе 20 века, конкретно – к творчеству А.И.Солженицына и А.П. Платонова. Герои рассказов, о которых расскажут ребята, - праведники в представлении писателей, их жизнь не является отречением от всяких житейских помыслов для полного посвящения себя Господу. Но безгрешность их жизни, полное посвящение ее людям и высокая нравственность дают автору право назвать своего героя праведником.
Выступления учащихся :
сообщение о героине рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор» и чтение отрывков из рассказа наизусть;
сообщение о главном герое рассказа А.П.Платонова «Юшка» и чтение отрывка из рассказа наизусть.
4. Сделаем вывод – ответим на вопрос, что отличает этих героев от всех остальных людей, живущих рядом с ними? (Запись на доске)
1.Любовь к людям
2.Сострадание ко всему живому
3.Вера в Бога, в Добро, в Справедливость
4.Добросердечность (отсутствие озлобленности)
5.Трудолюбие
6.Воздержание в еде, сне, одежде…
7.Самоотречение
Продолжим разговор.
Поставим рядом понятия «праведность» и «высокая нравственность» и будем говорить о втором, подразумевая первое.
История развития европейских государств говорит о том, что самые великие открытия в науке и технике, самые выдающиеся произведения искусства созданы глубоко верующим, высоконравственными людьми, такими как Коперник, Ньютон, Ломоносов, Менделеев, Леонардо да Винчи и др.
Старший духовник Московской епархии протоиерей Валериан Кречетов говорил: «Если упустить нравственность, то государство погибнет. Ум идет вперед, когда идут вперед все нравственные силы в человеке, и стоит без движения или даже идет назад, если не возвышаются нравственные силы. Мудрым может быть только нравственный человек».
Нравственное воспитание – это способ обеспечения жизнеспособности общества. До октября 1917 года воспитанием народа занималась православная церковь. Во всех школах, гимназиях, училищах в обязательном порядке изучался Закон Божий. Этот предмет вел священник, и дети с малых лет знали заповеди: не убий, не укради… Подавляющее большинство населения России было высоконравственным. Об этом писали наши великие писатели-классики. И даже иностранцы, приезжавшие в Россию, замечали это.
Сегодня в России уровень преступности очень высок и продолжает расти. Особенно тревожно то, что растет уровень детской преступности. В настоящее время вопрос нравственности в России – это вопрос жизни и смерти. Любые другие вопросы могут подождать, этот – нет!
Если в 14 веке были сподвижники преподобного Сергия Радонежского, которые тогда нравственно подняли Россию, в 19 веке – сподвижники Серафима Саровского, то для возрождения нравственности в 21 веке может послужить КТО?
Выступления учащихся на тему «Образец нравственности - рядом с тобою» (см. Приложение 2).
Подошел к концу наш разговор. Нужно дать ответ на вопрос:
«Не стоит село без праведника?»
Направляющие вопросы:
Если те люди, о которых мы сегодня говорили, могут послужить для вас, современных молодых людей, образцом, то в чем?
Не пугает ли вас то, что жизнь праведника очень трудна в том смысле, что не все такого человека понимают и принимают, приходится страдать за свою веру (веру – в широком смысле слова)?
Согласны ли вы со словами Паскаля: «О нравственных качествах человека нужно судить не по отдельным его усилиям, а по его повседневной жизни»?
А теперь прочтите слова на доске и задумайтесь, о ком писал в начале 19 века столь возвышенные слова автор духовных произведений Е. Поселянин? О Сергии Радонежском? О Серафиме Саровском? Или эти слова о человеке, который живет рядом с вами?
«Он был как небожитель, залетевший на нашу грешную землю…
Учитель читает стихотворение Леонида Денисова Памяти преподобного Серафима Саровского» (см. Приложение 3).
- А теперь ответим на наш вопрос словами из рассказа А.И.Солженицына: «Не стоит село без праведника. Ни село. Ни город. Ни земля наша…»
Использованные материалы:
Карпенко В. Преподобный Серафим Саровский: Выпуск 1.- Нижний
Новгород: БИКАР, 2006. – 68с. – (Святые земли Нижегородской)
2.«Как возродить нравственность» - ж. «Воспитание школьников»,
№6, 2008 год, - с.66-68
3.Платонов А.П. Юшка – М.: Просвещение,1998. – 67с.: ил.-
(Б-ка словесника).
4.http://journal.rtsoko.ru/pravoslavie-i-obrazovanie-tazovskiy-1.html -60960718185 Приложение 1
Преподобный Серафим Саровский (в миру-Прохор Исидоровичч Мошнин), один из наиболее почитаемых в Русской православной церкви святых. В 1778г. был принят послушником в Саровский монастырь. В монастыре исполнял обязанности пономоря, столярничал, пек просфоры и хлеб для братии, принимал деятельное участие в устроении Дивеевской обители. На сорок девятом году жизни оставил обитель и поселился в избушке в густом лесу на берегу реки Саровки в пяти верстах от Саровского монастыря. Пустынножительство подвижника продолжалось много лет, сопровождаясь, помимо искушений и скорбен, многими знамениями милости Божией и неоднократными явлениями Божией Матери. В 62 года начал служение людям, врачевал, подавал страждующмм духовную помощь и утешение. В 1903 г. определением Святого Синода был канонизирован. Русская земля дала миру много именитых сподвижников веры. И среди этих дивных людей одиноким и исключительным по мере трудов своих и достигнутой степени духовных вершин - старец Серафим. Кто он? Родился в губернском городе Курске в семье купца в 1754 году. В 24 года пришел в Саровскую пустынь и был определен в число послушников. С самого прихода в обитель Прохор соблюдал крайнее воздержание относительно пищи. Он кушал один раз в день, а в среду и пятницу пребывал вовсе без пищи. Спал он не более четырех часов в сутки.
Видя перед собой высокие примеры Саровских подвижников, уединившихся в окружающем обитель бору и там, наедине с Богом, придававшихся молитве и созерцанию, Прохор и сам стремился душой к пустынножительству.
Восемь лет провел Прохор в послушании. Он возмужал. Роста был высокого, несмотря на строгое воздержание, лицо имел полное, белое; нос у него был прямой и острый, глаза светло-голубые, выразительные и проницательные; волосы на голове светло-русые и густые; лицо его окаймлялось густой и окладистой бородой, с которой на оконечностях рта соединялись длинные густые усы. Физически был очень силен. Прохора отличали острая память, гениальный ум, яркое воображение и замечательный дар слова.
С соизволения Священного Синода 13 августа 1786 года послушник Саровской пустыни Прохор был пострижен иеромонахом Пахомием и принял иночество с именем Серафима, означающего - пламенный.
6 ноября 1794 года умер старец Пахомий, иеромонаху Серафиму было предложено возглавить Саровскую пустынь, но он с благодарностью отказался, а 20 ноября преподобный Серафим получает от нового руководителя Саровской пустыни, иеромонаха Исайи, благословение и билет для беспрепятственного проживания в пустынно уединении.
В своем уединении преподобный Серафим соединял с молитвами и чтением книг пост. Причем вначале он питался хлебом и сухариками, которые раз в неделю брал в обители, затем питался одними овощами и последние три года употреблял в пищу одну вареную траву-снить, а пил только воду. Его посты были столь велики и строги, что никто из послушников обители, хотевших жить вместе с ним, не могли выдержать их.
Наступил 1812 год. На Россию двинулась армия Наполеона Бонапарта. Тысячи беженцев из Москвы, Ярославля, Смоленска оказались в Нижегородской губернии. Приютила какую-то часть из них и Саровская пустынь. Две тысячи рублей ассигнациями «в пособие на составление новых сил к защищению Отечества» пожертвовала братия монастыря. Но главное, монахи обители истово молились за победу русского оружия и освобождение земли русской от французов.
Те, кто встречался с преподобным Серафимом, беседовал с ним, признавались, что беседы его снимали с их глаз как бы некую завесу, озаряли их умы светом духовного просвещения и возбуждали в душе решимость исправить свою жизнь.
Отец Серафим приобрел дар целительства.
Примеров чудесного исцеления можно привести множество. К преподобному Серафиму приходили тысячи и за исцелением душ, и за исцелением страдающего тела. Вот еще один пример.
Рано утром, в четыре, иногда и в два часа по полуночи, старец отправлялся в ближнюю пустыньку. Он шел в своем белом холщовом балахоне, в старой камилавке, с топором в руке. На спине у него котомка, набитая камнями и песком. Поверх песка лежало Евангелие. У него спрашивали, зачем он удручает себя этой тяжестью. «Томлю томящего мя!», - отвечал старец. Стечение народа, желавшего лишь взглянуть на него или принять благословение, все увеличивалось: кто ждал его в Сарове, кто надеялся увидеть его на дороге. Особенно велико было стечение народа вокруг старца в праздничные дни, когда он возвращался после принятия Святых Тайн из храма. Всякому хотелось взглянуть на него, протиснуться поближе к нему. Но он ни с кем тут не говорил, никого не благословлял, ничего не видел. Светлое лицо его выражало глубокую сосредоточенность. Он весь был полон радости и сознания соединения со Христом. Его духовные силы были настолько велики, что паломники частенько видели отца Серафима в светящемся ореоле.
Святой образ его действовал так сильно, что иногда перед ним плакали гордые, самонадеянные люди, пришедшие к нему лишь из любопытства. С людьми же, искренне стремившимися к спасению, старец был особенно ласков.
В конце ранней литургии 2 января 1833 года отец Серафим был найден в своей келье почившим в молитвенном коленопреклоненном положении.
Но в декабре 1920 года мощи преподобного Серафима Саровского были изъяты из монастыря и впоследствии оказались в Ленинградском музее истории религии. 1 августа 1991 года помещены в Троицкий собор Серафимо-Дивеевского монастыря.
Приложение 2
Сообщение учащихся
на тему «Образец нравственности – рядом с тобой»
Когда я читала рассказ «Матренин двор», я нашла много общего между Матреной Васильевной и моей бабушкой.
Мою бабушку зовут Плотникова Таисия Егоровна, ей сейчас 72 года. Родилась она и живет до сих пор в деревне, с детства приучена к нелегкому крестьянскому труду. Без него она не представляет своей жизни. Как и многие ее ровесники ,с молодости работала много и тяжело, но большого достатка в семье никогда не было. А сейчас государство платит ей небольшую пенсию.
В рассказе Солженицына подробно описан день Матрены. Он очень похож на то, как проводит день моя бабушка. Встает в 5 утра, топит русскую печь, ходит доить корову, варит еду себе и корове. И делает она это все тихо и аккуратно, когда ночуешь у нее, никогда не проснешься от шума. Еда в ее доме всегда простая: каша, картошка, молоко, хлеб. Но смысл каждого дня для нее не в еде.
Как и у Матрены, которой государство не платило пенсию, у бабушки тоже есть обиды на государство. Она, 40 с лишним лет проработав дояркой, не один раз была победителем социалистического соревнования. Медали хранит до сих пор. Но Ветерана труда она не получила и только с прошлого года она пользуется льготами ветерана труда Нижегородской области.
Как и у Матрены, у бабушки есть одно верное средство вернуть себе расположение духа – это работа. Накопавшись картошки или намохавшись косой, она приходит домой уже довольная. Любая соседка приходит к бабушке с просьбами помочь что-нибудь по хозяйству или в доме что-нибудь. Бабушка никогда не отказывает.
Очень сходное отношение моей бабушки и Матрены к вере в Бога. Как написано в книге о Матрене, так можно сказать и о моей бабушке: «Не сказать, однако, чтобы Матрена верила как-то истово. Даже скорей была она язычница, брали в ней верх суеверия: что на Ивана Постного в огород зайти нельзя — на будущий год урожая не будет; Сколько жил я у нее — никогда не видал ее молящейся, ни чтоб она хоть раз перекрестилась. А дело всякое начинала «с Богом!» и мне всякий раз «с Богом!» говорила, когда я шел в школу. Может быть, она и молилась, но не показно, стесняясь меня или боясь меня притеснить. Был святой угол в чистой избе, и иконка Николая Угодника в кухоньке. Забудни стояли они темные, а во время всенощной и с утра по праздникам зажигала Матрена лампадку. Только грехов у нее было меньше, чем у ее колченогой кошки. Та — мышей душила!..»
Трудная судьба простой русской женщины крестьянки. Свое счастье они находят на склоне своих лет. Счастье в их доброте, общительности, любви к своим детям, внукам, в повседневной заботе о них.
Ученица 9 класса Кононова Александра
Приложение 3
Памяти преподобного Серафима Саровского.
Леонид Денисов. 1903г.
Вот он, блаженный пустынник, взыскующий
Века грядущего благ неземных!
Вот он — в скорбях, как мы в счастье, ликующий,
Душу готовый отдать за других!..
Тихо тропинкой лесной пробирается
В кожаной мантии и лычных лаптях;
Крест на груди его медный качается,
Сумка с песком у него на плечах.
Вьется Саровка излучистой впадиной;
Сосен столетних красуется строй;
И, на ходу подпираясь рогатиной,
Движется старец неспешной стопой.
Телом согбенный, с душою смиренною,
В «пустыньку» он помолиться бредет;
Идет и, молитву творя сокровенную,
Он для трудов свой топорик несет. |
Белый на нем балахон; серебристые
Шапочкой ветхой прикрыв волоса,
Вглубь себя он устремляет лучистые,
Полные ласки душевной глаза...
Силою он одарен благодатною;
Чуткой душой прозревает он вдаль,
Видит он язвы людские, невнятные
Слышит он вопли, - и всех ему жаль...
Он и утешить готов безутешного,
Слабое детство от смерти спасти,
Или к сиянию света нездешнего
Грешную душу мольбой привести.
Всем изнемогшим в огне испытания
«Радость моя! - он твердит,- не скорби.
Бури душевные, грозы страдания,
Господа ради, с улыбкой терпи!..»
С плачущим плакать он рад; унывающих
Нежно ободрит, их дух укрепит;
Всех же, Господен завет забывающих,
Учит он — ближних, как братьев, любить.
Учит искать он богатство нетленное,
Чтоб не владела душой суета, -
Ибо все мира сокровище бренное
Нашей душе не заменит Христа!..