Урок культуры: Будь всегда опрятным, аккуратным и организованным. 
     Сегодня мы отправляемся в путешествие в страну "Чистюль".
Я приведу вам слова замечательного русского полководца А.В.Суворова, в своей книге " Наука побеждать " он писал: ”Чистота, здоровье, опрятность, гордость, смелость, храбрость - Победа! Слава!"
643128034163000Почему великий полководец в один рад со смелостью и храбростью поставил чистоту и опрятность, считал их необходимыми условиями победы и славы?
Правильно. Неряшливый, грязный, небрежно одетый человек обычно бывает и внутренне несобранным, недисциплинированным, не умеет контролировать свои поступки. Для того чтобы быть всегда чистым и опрятным, надо иметь немногое: воду, мочалку, мыло и полотенце. Все остальное зависит от самого себя. Все эти правила гигиены нужно выполнять постоянно, самостоятельно, на основе самодисциплины, а не только по указанию родителей и воспитателей.
Аккуратность, внутренняя собранность, организованность нужны всегда и во всем: и на уроках, и во время выполнения дом. заданий, и на занятиях во внеурочное время - спорте, занятиях музыкой, рисованием, выполнением общественно полезного труда, поручений.
Невнимательный на уроках, часто опаздывающий школьник, не умеет работать сосредоточенно, доводить начатое дело до конца. Он не только не достигает хороших результатов в учебной и общественной деятельности, но и приносит своим поведением неприятности остальным ученикам, сбивает общий ритм работы. Так, например, появление на уроке опоздавшего ученика отвлекает учащихся и для них немало труда стоит новое включение в работу, да и сам ученик много потерял не только времени, но и сил, т.к. опоздание не могло не волновать его. Дослушайте стихотворение С. Маршака
 " Ты думал школа - не вокзал,
Не страшно опоздать.
Но тех, кто в школу опоздал,
Она не станет ждать.
Хоть без колес устроен класс,
Он далеко уйдет за час."
Мешают на уроке и те дети, которые нарушают установленные правила порядка организации и дисциплины: еще не говорилось о том, что нужно открывать книгу, а уже кто-то шумно ее перелистывает; одни ученики заканчивают письменную работу, а другие уже начинают громко переговариваться, часть ребят вскакивает с мест, тем самым показывая, что им нет дела до остальных.
        Во время объяснения нового материала, некоторые ученики не только не умеют внимательно слушать, но и занимаются посторонними делами. Послушайте, какой совет дает С.Маршак. «Школьнику на память».
                                         "Парта-это не кровать, 
И нельзя на ней лежать,
' -I
Ты сиди за партой стройно
 И веди себя достойно.”
Учитель спросит - надо встать,
Когда он сесть позволит - сядь,
Ответить хочешь - не шуми,
А только руку подними.”
А сейчас мы о вами поговорим о том, что нужно выполнять и что делать, чтобы быть честным и опрятным.
Что должен иметь каждый в своем кармане'? ( носовой платок ) Дослушайте, что бывает в кармане у некоторых учеников.
” Любимая коллекция ”Все в кармане Витя тащит,
И набит карман, как ящик.
Медяшку в карман, деревяшку в карман,
Нет в кармане пустяка - носового платка."
Дети, пустяк ли носовой платок?
Правильно. Носовой шаток - необходимая вещь.
Зачем он нужен?
Чтобы быть чистым, что нужно -делать? ( Надо умываться.)
” Рано утром на рассвете умываются Мышата, и котята, и утята,
И жучки, и паучки.
Ты один не умывался и грязнулею остался.
И сбежали от грязнули и чулки, и башмаки.”
Есть ли в нашем классе грязнули?
Чтобы быть чистым, чем надо пользоваться?
(На выставке: полотенце, мыло, мочалка, щетка, паста, расческа ).
Ученики хором: "Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое,
И зубной порошок, и густой гребешок."
” Кто не любит мыло, воду, не идет к водопроводу,
                                                     Не причешет и макушку, тот похож на хрюшку.”
         Ученики хором:"      Водичка, водичка, умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, Чтоб   смеялся роток, чтоб кусался зубок."
" Ручеек."
Полотенце возьму, рубашечку сниму и бегом,
 Босиком по песку, к ручейку!
Ручеек, ручеек, ты широк и глубок. 
Вот я лягу поперек, запрудил ручеёк!
Давайте же мыться, плескаться, 
Купаться, нырять, кувыркаться.
В ушате, корыте, в лохани, В
 реке, в ручейке, в океане,
И в ванне, и в бане - Всегда и везде - Вечная слава воде!"
         В каком стихотворение говорится, что    делать хорошо, а что плохо?
         В.Маяковский " Что такое хорошо, и что такое плохо".)
                        Крошка сын к отцу пришел и опросила кроха:
                         " Что такое хорошо, и что такое плохо?"
                    Если сын грязнее ночи,
                    Грязь лежит на рожице,
                    Ясно - это очень плохо для ребячьей кожицы, 
                    Если мальчик любит мыло и зубной порошок, 
                    Этот мальчик очень милый, поступает хорошо.
                    Этот в грязь полез и рад. что грязна рубаха. 
                    Про такого говорят: он плохой, неряха.
                    Этот чистит валенки, моет сам калоши,
                    Он хотя и маленький, но вполне хороший." 
         Кто знает правила, как над о умываться и чистить зубы?
         Ученик.                        Умываться надо каждое утро и каждый вечер.
                            Прежде всего надо чисто вымыть руки с мылом.
                            Лицо, уши, шею надо мыть чистыми руками.
                            Вытираться надо чистым полотенцам.
                            Зубы чистить щеткой с пастой утром и вечером.
                            Руки надо мыть после каждой еды и перед едой, перед самоподготовкой.
Что еще надо делать для укрепления здоровья?
                     Дышать чистым воздухом, проветривать комнату, содержать в чистоте       одежду, класс, квартиру. (один из учеников показывает, как надо чистить костюм, ботинки;
              Я умею на кроватке простыню расправить гладко.
              И у скомканной подушки кулачком задвинуть ушки.
              Я сегодня, утром рано умывался из-под крана.
              Я и сам теперь умею вымыть личико и шею.
        За что мы всегда боремся с вами? (за чистоту )              С неумытыми ребятами и неряхами лохматыми 
              Мы недаром воевали,
              Чтоб они не забывали, что мол надо быть опрятными.
              А они совсем забыли о мочалке и о мыле.
              А мы?
                Хором: Мы моемся, купаемся, с мочалкой мы в ладу,
             И мыла не пугаемся, мы все за чистоту.
                    Ученица: Все смеются над неряхою:
                                                Смотрят на него и ахают:
                                                Он к обеду рук не моет, говорит:
                                                Что мыть не стоит.
                                                А уж если он пугается, то слезами обливается 
                                                И кричит еще: "Постойте, мылом мне лицо не мойте!"
                                                А мы?
                                Хором: Мы моемся, купаемся, с мочалкой мы в ладу.
                                                 И мыла не пугаемся, мы все за чистоту!
               Чем ещё полезно заниматься?
               Заниматься физкультурой, кататься на коньках, лыжах, играть в хоккей,  футбол, купаться.                                                                                    
                 Ученик. Мы занимаемся физкультурой!
             Мы любим физкультуру.
              Физкультура помогает нам быть здоровыми,
              Закаляет нас.
                  Ученик: Будь аккуратен, забудь лень, делай зарядку каждый день. Все ли ребята, делаете так, как Рома?       
                 Ученик: Прогоню остатка она,
              Одеяло в сторону!
              Мне гимнастика нужна - Помогает здорово!
              С шумом струйка водяная 
              На руках дробится.
              Никогда не забываю
              По-утру умыться!
физкультминутка.
Надо всем нам постараться физкультурой подзаняться:
Руки выше подними, а потом их опусти.
Руки шире отведи, а потом вперед сведи.
А потом поживей хлопай, хлопай скорей.
                      (Несколько гимнастических упражнений ) Мы уже много сказали о том, как надо делать, и как нельзя. Послушайте   стихотворение Лифшиц " Неряха”.
            Тротуар ему не нужен.
            Расстегнувши воротник,
            По канавам и по лужам Он шагает напрямик!
            Он портфель нести не хочет,  
            По земле его волочит.
            Сполз ремень на левый бок,
            Из штанины вырван клок.
            Мне признаться непонятно- 
            Что он делал? Где он был?
            Как на лбу возникли пятна 
            Фиолетовых чернил?
            Почему на брюках глина?
            Почему фуражка блином?
            И расстегнут воротник?
            Кто он - этот ученик?
Ребята, а теперь давайте послушаем внимательно сценку рассказа про двух котят.
                      Встал давно котенок «белый»
"Как не стыдно спать лентяй?"
Я умыт, зарядку сделал, полдевятого, вставай.
Дай-ка, сделаю прическу, я хоту красивым стать.
Нет, не дам! Свою расческу, никому нельзя давать!
Тюбетейку неопрятный отбирать у брата стал,
Но котенок аккуратный, лапку черному не дал.
Оба вышли прогуляться. Черный ящик увидал,
Начал в мусоре копаться, и еще чернее стал.
Белый дома долго мылся мылом, чистою водой.
Черный каждый раз. ленился лапы мыть перед едой.
Тихий час. После обеда Черный вздумал с Белым спать. 
Убирайся, непоседа, на свою кровать!
Только Черному не спится, шерсть дерет когтями он.
Что же с ним могло случится?
Белый очень удивлен.
Что с тобою черный стало? Трудно мне тебя узнать.
На макушке шерсть пропала.
Надо к доктору бежать!
    " Ты любил в грязи возиться? Почему ко мне попал?
   Положу тебя в больницу",- доктор Черному оказал.
Все его не забывали, ждали Черного домой.
И в окно ему кричали: «Выздоравливай больной».
Стал он чистый и здоровый, научился лапы мыть.
И теперь котята снова будут крепко с ним дружить.
 Ребята, какой котенок вам понравился? Какой не понравился?         Почему? Что вы должны запомнить из этой оценки? Что для себя взять?
Каким стал Черный в конце рассказа?
И в заключение дослушайте обращение польского поэта. 
                      Дорогие мои дети!
Я пишу вам письмецо 
Я прошу Вас мыть почаще 
Ваши руки и лицо.
635-123126500Все равно какой водою: 
Кипяченой, ключевой,
Из реки, иль из колодца 
Или просто дождевой.
Нужно мыться непременно 
Утром, вечером и днем- 
Перед каждою едою,
                     После она и перед оном.
                     Тритесь губкой и мочалкой!
                     Потерпите - не беда!
                     И чернила, и варенье 
                     Смоют мыло и вода.
                     Дорогие мои дети!
                     Очень, очень Вас прошу!
                     Мойтесь чаще, мойтесь чаще-
                     Я грязнуль не выношу.
                     Не подам руки грязнулям,
                     Не поеду в гости к ним!
                     Сам я моюсь очень часто.
До свиданья!
Ваш Тувим.
 Итак. Чему же вы научились сегодня? Что нового узнали в стране "Чистюль”?
   Чистота и аккуратность —необходимые условия для .жизни человека.