Внеклассное мероприятие Дом под небом голубым


МОУ «СОШ с.Козловка»
"Дом под небом голубым. Малая родина"
внеклассное мероприятие по патриотическому воспитанию
  Зотова Ольга Александровна
учитель начальных классов, Почётный работник образования РФ.
Ноябрь 2014год.

Любовь к Отечеству должна исходить
из любви к человечеству.
 
 
Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства - начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике /«Концепция патриотического воспитания граждан РФ»/.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в начальной школе в результате целенаправленной, воспитательной, систематической работы могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Настоящий патриот должен быть здоров физически и нравственно, т.к. народная мудрость гласит: «В здоровом теле - здоровый дух». Вот почему к задаче воспитания здорового образа жизни теснейшим образом примыкает задача патриотического воспитания.
Пояснительная записка

Проект «Дом под небом голубым» разработан для учащихся 1-4 классов и составлен в соответствии со следующими нормативные документы:
Закон «Об образовании РФ».
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006- 2010 годы», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 года № 422.
Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (второго поколения).
Должностные инструкции заместителя директора по воспитательной работе.
В основу программы положены принципы:
«позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста).
Дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов.
Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Сочетание научности и доступности исторического материала.
Наглядность.
Рациональное сочетание разных видов деятельности, характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок.
профессиональная компетентность педагога.
систематичность и последовательность (воспитание эффективно, если оно системно).
принцип системно- организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех специалистов.
принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, характеризующегося любовью к семье, городу, краю.
принцип от близкого к далекому.
Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.
Сроки реализации проекта – 3 месяца. Проект предусматривает распределение работы по патриотическому воспитанию по двум  блокам:
1 блок - «Моя семья»
2 блок - «Родное село, родная страна»
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.
Мероприятие начинается презентаций «Родина»
Учитель: Посмотрите на название нашего мероприятия.
-Что значит слово дом?
(место, где живёт семья)
1блок нашего мероприятия - «Моя семья». И это неслучайно.

Значение семьи в государственной политике России можно определить по последним строчкам завещания императора Александра 3-его  своему сыну Николаю: «Укрепляй семью, потому что она основа всякого государства». Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, к отцу, бабушке, дедушке. Семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление важных моментов:
- корни каждого - в истории и традициях семьи
- семья - ячейка общества, хранительница национальных традиций
- счастье семьи - счастье и благополучие народа
К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны. Вот почему так важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи.
Учитель: Готовясь к данному мероприятию, мы в сентябре запустили долгосрочный проект.(фотографии кл. часа о создании проекта).
Ребята поделились на две группы. Каждая готовила свой проект.
Сейчас мы предлагаем вашему вниманию работу 1 группы с проектом «Моя семья - моё богатство».
( в исполнении ученицы 3 класса Софьи Бондаренко звучит песня «Семья» на фоне этой песни идёт презентация о семье Бондаренко))
Лежит передо мной игрушек куча
Но всем уже давным - давно известно,
Что мне одной играть довольно скучно
И совсем, совсем неинтересно.
А вот когда со мной мои родные.
И самые любимые мне люди,
Я сразу забываю про унынье,
И всегда так было, есть и будет.
Будет день счастливый и чудесный самый,
Если рядом будут папа и мама.
Буду я весёлой , буду очень рада,
Если будут рядом сестрёнка с братом,
А ещё я буду бесконечно рада,
Если рядом дедушка и бабушка рядом,
Ну а больше всех буду рада я ,Если будет рядом вся семья,
Вся моя семья.
И надо мне признаться папе с мамой ,Что иногда бываю я , конечно,
Немного непослушной и упрямой ,Но люблю, люблю вас бесконечно.
Меня не напугают неудачи,
Не страшен будет мне холодный ветер.
Со мной моя семья, а это значит
Я счастливей всех на этом свете.
Будет день счастливый и чудесный самый,
Если рядом будут папа и мама.
Буду я весёлой , буду очень рада,
Если будут рядом сестрёнка с братом,
А ещё я буду бесконечно рада,
Если рядом дедушка и бабушка рядом,
Ну а больше всех буду рада я ,Если будет рядом вся семья,
Вся моя семья.
Меня не напугают неудачи,
Не страшен будет мне холодный ветер.
Со мной моя семья, а это значит
Я счастливей всех на этом свете.
Учитель: Человек рождается на свет, растёт, задумывается Кто я? Откуда мои корни? Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную - генеалогическое древо.
В средние века всякий рыцарь, желающий вступить в рыцарский союз, должен доказать своё дворянское происхождение. Доказательством служило рыцарское родословное дерево. Знать свою родословную очень важно, потому что она –связь прошлого, настоящего и будущего. Вот мы с вами попытались составить свои родословные. Конечно, их у нас не 5000 исторических имён, как у А.С.Пушкина. А самое роскошное дерево получилось у Шмелёва Юрия, нам хотелось бы услышать о том, как ты работал. (рассказ ученика)
Учитель: И так, ребята, мы поговорили о семье, её родословной. Но издревле каждая семья имела свой семейный герб. На нём символами изображались важные моменты истории семьи, её традиции и ценности. Я предлагаю создать общий образ семейного герба. Для этого вам надо подумать каким может быть герб семьи?
-Как вы его представляете?
-Какие цвета вы внесли бы в семейный герб?
-Что может быть в гербе?
(возможные ответы детей)
-Я думаю, что фон семейного герба должен быть голубым и на этом фоне голубь –символ мира и дружбы.(появляется голубой цвет и голубь)
- Я думаю, что на гербе должно быть солнце, как символ тепла и света.(появляется солнце).
-Мне кажется. Что здесь должны быть женские руки, так как они очень много делают для семьи.(появляются руки).
-А мне семья представляется в виде цветка: центр – это ядро семьи, а лепестки –это мы, её члены.(появляется цветок).
-А мамины руки нежно держат этот цветок.
Учитель: А на чём держится семья?
-Семья держится на любви и верности.
-А как их можно изобразить?
-Любовь в виде амура, а верность можно изобразить в виде двух лебедей.(появляется амур и два лебедя).
Учитель: Как вы думаете, ребята, этого достаточно для герба? (ответы учеников).
-Вот у нас с вами получился общий семейный герб.
Ученик:
В этом враждебном мире,
Где долг и честь лишь слова.Под небом бескрайне синемБыла рождена Семья.Семья - чьи слова крепче сталиСемья – чьи дела, как маякСемья – что склоняться не станетИ нам не важно кто враг!Пусть даже финал не известен,Но всею душой верю я,На Верности, Долге и ЧестиСтоять будет вечно семья!
Учитель: – Давайте ещё раз вернёмся к названию нашего праздника хором: “Дом под небом голубым. Малая Родина”.
Дом это не только то место, где живёт семья . Это и село, и страна, и планета. О доме надо уметь заботиться, беречь и охранять его. Об этом мы и продолжим наш разговор.
Учитель:
Был, говорят, Где-то случай такой:Ехали люди с работы домой.Только доехали. Вдруг - чудеса!Все позабыли свои адреса.Ищут, волнуются,Смотрят кругом:Где эта улица?Где этот дом?Ищут водители:“Где наш гараж?”Мечутся жители:“Где наш этаж?”Всё перепуталось,Все заблудились!К счастью, такоеЛишь в сказке случилось…
- Ребята, а вы можете назвать, где вы живёте, свой адрес? (Дети называют)
- В какой области вы живёте, покажите на карте.
- Как называется наш областной центр? Покажите на карте.
- Назовите наш районный центр и покажите на карте Саратовской области.
Как называется наше село?(ответы детей)
Ученик:
Где роса с горошину,Трели соловья,Есть село хорошее,Там родился я.
Облака и лебедиНад селом парят, А дороги летниеДо неба пылят.
Там над полем низко Звёздочка горитИ со мной, как с близким,Молча говорит.
Есть сторонка русскаяЯ в неё влюблён Моё село Козловка Питерский район.
Учитель: - Это хорошо, что вы так много знаете о своём адресе, о своём месте проживания.

- Для каждого человека Родина одна - это то место, где он родился, рос, креп, становился личностью. Сегодня мы подробнее остановимся и поговорим о селе Козловка, так как для многих из вас – это ваша малая Родина.
(презентация)
– Непростая история нашего с. Козловка. Давно это было. Велика и обильна была Поволжская земля, да мало народу проживало на ней. В начале 19 века начинает заселяться территория Саратовского края .Приезжали на необжитые земли и в одиночку, и большими группами. Скрипели колёса, тянулись вереницы переселенцев- лаптёжников с запылёнными, уставшими лицами.(слайд1). Так в 1853 году образовалось наше село. Полный адрес жителей тех времён был таким: Самарская область, Новоузенский уезд, волость Козловка.(слайд2)
А название наше село получило такое потому, что большинство переселенцев было из города Козлова . (ныне Мичуринск).Первые дома стали строить ближе к реке Малый Узень. Тут же на самом высоком месте была заложена и наша сельская церковь.(слайд3)Она была хоть и деревянная, но очень богатая. Шесть колоколов звонили по праздникам, самый большой из них весил 120 пудов. Один колокол отбивал время, другие звали прихожан на службу.
Была на селе школа(слайд4). Длинное деревянное здание. Сельские ребятишки проходили в ней 4 класса учёбы. Старая школа долго служила селянам. В 1980 году была построена новая, ныне действующая средняя школа.(слайд5).
В 1961 году под руководством Гневшева Тимофея Евсеевича был заложен фруктовый сад, славившийся по всему району. Излишки вывозили в Саратов и в Энгельс на плодоовощные базы.(слайд6).В 1978 году председателем колхоза « Страна Советов» был назначен молодой и энергичный специалист Шинтяпин Александр Алексеевич. Под его руководством начались большие перемены. Был построен клуб(слайд7), ФАП, правление колхоза,(слайд8) жилые дома,(слайд9) магазины. В память о тех, кто отстоял мирное небо Отчизны ценой своей жизни в годы войны, на площади был воздвигнут памятник (слайд10).
Самое главное богатство нашего села –это люди. Живут на селе орденоносцы, которые получили свои награды в битве за урожай.
Ученик:
Слава людям, в труд влюбленным,Вдохновенным, окрыленным,Людям совести и чести,Чья работа всем видна.Так давайте нынче вместеВспомним эти имена
(сообщение ученика о заслуженном механизаторе Иванове В.Н.)
Учитель: Есть у нас и народные умельцы.
(сообщение учеников о Серенко А.И. и Сонюк М.И.)
- Сейчас в селе проживают и русские, и белорусы, и украинцы, казахи, армяне, дагестанцы, узбеки и многие другие народности нашей великой страны. Всем хватает места, теплоты и заботы нашего края. Здесь процветают тёплые отношения между всеми людьми, населяющими наше село, сохраняется их многонациональная культура.
Сейчас мы посмотрим казахский танец в исполнении танцевальной группы «Маски»
Учитель:
– Наше село Козловка – это маленькая неотъемлемая частица нашей большой Родины, которая заботится обо всех её жителях и защищает их интересы.
Все мы, люди, живём на одной планете, которая является нашим общим домом, а значит общей Родиной для всего живого – это планета Земля! (Дети берут в руки глобус, читают стихи по очереди, передавая его друг другу под спокойную музыку Грига)
1ученик
На нашем шарике земном,Где мы родились и живём,Где в травах хрупкая росаИ голубые небеса,Где море, горы, степи, лесПолно таинственных чудес.
2ученик
Словно крыша над землёю, Голубые небеса, А под крышей голубоюРеки, горы и леса.
3ученик
Океаны, пароходы,И поляны, и цветы,Страны все и все народы,И, конечно, я и ты.
4ученик
Кружит в небе голубомНаш огромный круглый дом,Под одною голубоюОбщей крышей мы живём.
5ученик
Дом под крышей голубойИ просторный, и большой.В этом доме мы соседиИ хозяева с тобой!
6ученик
Вместе мы с тобой в ответе За чудесное жильё,Потому что на планетеВсё твоё и всё моё!
7ученик
И пушистые снежинки,И река, и облака,И тропинки, и травинки,И вода из родника.
учитель
- Не разрушайте этот мир, Девчонки и мальчишки!Иначе эти чудесаОстанутся лишь в книжке! 
Учитель
– Итак, подводя итог выше сказанному, можно сказать следующее: чтобы любить и беречь нашу большую и уникальную планету Земля, нам нужно с любовью и бережностью относиться к своим истокам, к своей Малой Родине! Любите свой родной край!
Любите Родину, её поля и шири,Деревни малые, большие города. Любите Родину за то, что в целом миреТакой не будет в жизни НИКОГДА.
Литература
Журнал “Педсовет”.
Журнал“Начальная школа”, .
Архивные документы .Рассказы современников, очевидцев.

Деревня Чушевино расположена на левом берегу реки Юг, на большом угоре. С него видно очень много деревень: Солотново, Байдарово, Травино, Петряево, Захарово, Фомино.
Красива природа вокруг деревни. Кругом её окружают поля. По краям полей растут берёзки. А в лесочке за полем зреет земляника. Под угором течёт река Юг. В реке можно купаться, ловить рыбу.
Раньше деревня была очень большая. В ней было более семидесяти домов. Но постепенно в деревне стало меньше жителей. Полностью деревня опустела в декабре две тысячи восьмого года.
Летом мы часто ездим в деревню Чушевино всей семьёй на сенокос и за рыжиками. Мне очень дорога эта деревня. В ней жили мои бабушка и дедушка. Здесь родился и мой папа.
Мне очень грустно, что в такой красивой и большой деревне больше нет жителей. Ветшают дома, разрушаются крыши, зарастают поля, не слышно пения петухов. На глаза наворачиваются слёзы.
Кузнецова Наташа (2009 год)
 

«Слава людям труда».Ведущий1:Есть такая народная мудрость «Где родился, там и пригодился»…. Среди испытаний и трудов человек всегда обретал малую родину, которая нужна ему. И которой необходим он сам… своим талантом, своими делами, поступками, мыслями.Как часто мы произносим в жизни фразу « Мой дом - мое село». В этих словах таится любовь к своей малой родине, где родился и вырос, где начал свою трудовую деятельность… Для многих наша деревня стала родной и близкой, особенно для людей старшего поколения. Здесь прошла их юность, трудовая зрелость, здесь выросли их дети и подрастают внуки … и может быть и они не изменят своей малой родине и будут жить и работать здесь, справлять свадьбы и воспитывать детей.
Сценка «Разговор Шурки с директором школы» (отрывок из произведения «Сирота»)

Ведущий2:Иду по деревне - мне навстречу улыбки,Знакомые , добрые лица,Сердца золотые- из золота слитки,Которыми можно гордиться.
Ведущий1:Слава людям, в труд влюбленным,Вдохновенным, окрыленным,Людям совести и чести,Чья работа всем видна.Так давайте нынче вместеВспомним эти имена
Ведущий 1. В нашей деревне проживало и живёт много замечательных и всеми уважаемых людей:
Жуков Александр Иванович ,бывший учитель, участник войны.
Кокшаров Александр Иванович- бывший учитель, председатель колхоза.
Уторов Василий Самсонович – бывший военный, в настоящем народный умелец.
Жукова Мария Петровна – ветеран педагогического труда, педагогический стаж – 54 года, отличник народного просвещения.
Насоновский Семён Никонорович Знай свой род, своих дедов, предков. Цени свой дом, свой двор, своих родных, свою Родину! Чти отца своего и мать свою. И продлятся за это дни твои – так учит древняя мудрость.

2 блок -  «Родное село, родная страна»
Знакомство начинается со школой , с улицей, по которой идешь в школу, селом. Важно показать ребенку, что родное село славно своей историей, традициями, памятниками, лучшими людьми. Продолжением работы будет знакомство с родным краем, городами Саратовской области, России. Город- частица Родины. Зарождаясь из любви к своей «малой Родине», патриотические чувства, пройдя целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до осознанной любви к своему Отечеству.
Знакомство со столицей России, с символикой государства. Воспитание любви к своему отечеству должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к другим народам, соблюдением традиций.
Систему работы можно представить следующим образом:
семья→школа →родная улица→ родное село→родная страна.
Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого ребенка формируется индивидуально. Он связан с духовным миром человека. И задача педагогов сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу, педагог сам должен знать природные, культурные, экономические и социальные особенности региона, где он живет. А самое главное, необходимо, чтобы педагог любил Родину, свой край, село .Особенностью Программы является разработка и реализация в работе с детьми образовательных проектов, приуроченных к памятным датам:
Семейный альбом
Родной город
Древо моей семьи
Бабушка рядышком с дедушкой
Жить- Родине служить
Наши деды надевают ордена
Сказки из бабушкиного сундука
Кто на Каме  живет
С них берем пример (почетные люди города)