Методическая разработка на тему: «Коррекционно-развивающая направленность обучения на уроках географии в специальной коррекционной школе (VIII) вида».
Методическая разработка на тему:
«Коррекционно-развивающая направленность обучения на уроках географии в специальной коррекционной школе (VIII) вида».
У детей с нарушением интеллекта новые условные связи, особенно сложные, формируются значительно медленнее, чем у нормальных детей. Сформировавшись, они оказываются непрочными, хрупкими. Эта слабость замыкательной функции коры головного мозга, проявляющаяся в затрудненном формировании новых, особенно сложных условных связей, является важнейшей особенностью высшей нервной деятельности детей c нарушением интеллекта. Именно этим объясняется крайне замедленный темп их обучения.
Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию. Что весьма важно для прочного усвоения знаний умственно отсталыми учащимися.
Изучение игры как приема и метода обучения, особенно важно и с точки зрения организации преемственности между дошкольным и начальным школьным звеньями образовательной системы. Игру рассматривают как ведущую деятельность школьника. Но еще Л.С. Выготский подчеркивал, что в дальнейшем «игра не должна исчезнуть из жизни ребенка, имея свое продолжение в школьном обучении и труде». Такое «играющие учение» расслабляет ребенка вместо того, чтобы укреплять его.
Игра как прием обучения имеет свои сильные и слабые стороны, которые обязательно следует знать и учитывать педагогу, работающему в коррекционной школе VIII вида. Надобность в игре как дополнительном, косвенном приеме обучения, по мнению Р.И. Жуковской, возникает тогда, когда целью является доведение предлагаемого детям учебного материала до более глубокого осознания, чтобы ребенок, прочнее запомнив материал, проникновеннее понял его. Педагогическая ценность игровых приемов в том, что они развивают умственную активность и познавательные интересы детей, способствуют обеспечению осознанного восприятия учебного материала, постоянство действий в одном направлении, развивают самостоятельность.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя , дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, формой, качеством. В дидактических играх решаются задачи на сравнение и классификацию. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: учащиеся упражняются в определении предмета по какому-нибудь одному признаку, что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.
При поступлении в специальную (коррекционную) школу VIII вида некоторые из учащихся с трудом контактируют с взрослыми, не умеют общаться со сверстниками, не владеют способами усвоения общественного опыта. В играх такие дети раскрываются, учатся поведению в коллективе (умение действовать сообща, умения ждать, стремиться к совместной цели, соотносить свои действия с действиями товарищей).
Несомненно, успешному проведению дидактических игр и игровых упражнений способствует умелое педагогическое руководство ими. Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья эмоциональная сторона организации игры – важное условие. Учитель своим поведением, эмоциональным настроением должен вызвать у ребенка положительное отношение к игре.
Необходима доброжелательность взрослого, благодаря которой и появляется сотрудничество, обеспечивающие желание учащихся действовать сообща (вместе с взрослым, с классом) и добиваться положительного результата.
Большинство учащихся с нарушением интеллекта имеют нарушения или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными, у некоторых не выделяется ведущая рука. Учащиеся порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу. Особенно это заметно на занятиях по лепке. Использование игровых упражнений направленных на развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации способствуют коррекции этих недостатков.
Таким образом, для педагога специальной (коррекционной) школы VIII вида игра может стать одним из инструментов активизации познавательных способностей учащихся, воспитания у них устойчивого интереса и потребности в интеллектуальной деятельности, совершенствования школьно-значимых психических и психофизиологических функций, успешности обучения в целом.