«Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках географии в коррекционной школе VIII вида»
Учитель географии: Гундина Ольга Геннадьевна
«Использование информационно-коммуникативных технологий
на уроках географии в коррекционной школе VIII вида»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.3
Глава I Обзор литературы..4
Основные элементы использования информационно-коммуникативных технологий на уроке географии в коррекционной школе VIII вида.........4
1.2. Деятельность учителя по формированию умений и навыков у обучающихся на уроке географии в коррекционной школе VIII вида при помощи информационно- коммуникативных технологий..5
Глава II Информационно-коммуникативные технологии на уроках географии в коррекционной школе VIII вида8
2.1 Использование учителем информационно-коммуникативных технологий на уроках географии в коррекционной школе VIII вида8
2.2. Средства, формы, методы по использованию информационно-коммуникативных технологий на уроках географии в коррекционной школе VIII вида.9
Глава III Урок географии с использованием информационно-коммуникативных технологий для обучающихся коррекционной школы VIII вида......13
Заключение...17
Список используемой литературы...19
Приложение 1...20
Приложение 2 ..24
Введение
Специфика географии как предмета заключается в том, что она содержит большой объем материала. И естественно, что весь его не изложишь в одной или двух книгах. Какой бы полной ни была энциклопедия, она не может вместить в себя все знания по географии. При этом объем информации продолжает увеличиваться с каждым годом. Для того чтобы подготовить наиболее полный, интересный и современный урок географии, учителю необходимо переработать большое количество различных источников, начиная от энциклопедии и заканчивая газетами и журналами.
Актуальность: новое время ставит перед школой новые задачи. Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества – информатизация образования, т.е. внедрение средств информационных технологий в систему образования. Эта тенденция соответствует изменившимся целям образования, которые требуют обновления методов, средств и форм организации обучения.
Цель: Сформировать у обучающихся устойчивые знания, умения и навыки на уроке географии при помощи информационно-коммуникативных технологий.
Из целей вытекают следующие задачи:
Проанализировать научно-методическую литературу по рассматриваемой проблеме.
Рассмотреть особенности использования информационно-коммуникативных технологий на уроке географии в коррекционной школе.
Разработать урок по географии для обучающихся коррекционной школы с использованием информационно-коммуникативных технологий.
Глава I Обзор литературы
1.1. Основные элементы использования информационно-коммуникативных технологий на уроках географии в коррекционной школе VIII вида
Общеизвестно, что преподавание географии невозможно без наглядных средств обучения, так как большинство объектов и природных явлений, изучаемых в школьном курсе, в силу их разнообразия, удаленности, больших или малых размеров, редкости не может наблюдаться учащимися в своей местности в естественных условиях. Это диктует необходимость разработки компьютерных технологий и методики их использования в процессе формирования географических знаний, умений и навыков у обучающихся с умственной отсталостью.
Существующие мультимедийные учебные комплексы по географии, рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебных пособий для общеобразовательных школ, мало приемлемы для обучения детей с интеллектуальными нарушениями. Карты, схемы, сопроводительные тексты, большинство заданий и инструкций к ним не соответствуют интеллектуальным и речевым возможностям умственно отсталых учащихся. Современный рынок электронных продуктов не располагает созданными для специальных (коррекционных) школ VIII вида компьютерными программами по географии. У учителей возникает необходимость в разработке относительно несложных электронных пособий (мультимедийных презентаций) и методических рекомендаций по их применению с учетом особенностей познавательной деятельности школьников с нарушением интеллекта.
Мультимедийная презентация может использоваться в различных учебных ситуациях: в процессе рассказа учителя и обучающихся, при обобщении и закреплении материала. Желательно, чтобы демонстрация мультимедийного пособия сочеталась с работой по карте, глобусу, по тексту учебника, выполнением упражнений в тетрадях на печатной основе, в контурных картах, с гербарными образцами, моделями, муляжами и т.п.
Управление сменой слайдов мультимедийной презентации осуществляется учителем, поэтому темп предъявления информации с экрана устанавливается в соответствии с возможностями умственно отсталых детей. Фрагментарный показ позволяет давать информацию в небольшом количестве, дозировано, что способствует лучшему усвоению материала.
1.2. Деятельность учителя по формированию умений и навыков у обучающихся на уроках географии в коррекционной школе VIII вида при помощи информационно-коммуникативных технологий
Учитель географии, готовящий презентацию, может дополнять карту связанным с изучаемой территорией иллюстративным (например, изображения животных, растений, пейзажные иллюстрации) или текстовым материалом. Сочетание карты и иллюстративного материала (например, зоогеографическая карта) увеличит эффективность презентации, даст возможностям учителям разнообразить формы работы на уроках географии.
Многие педагоги отмечают, что демонстрационные возможности географических карт, включенных в учебную презентацию, значительно выше, чем у традиционных - печатных. При работе со слайдом, содержащим карту, учитель может:
приближать выбранные участки земной поверхности для более детального рассмотрения;
отдалять их (чтобы показать место конкретного материка на карте полушарий),
снимать часть географических объектов или их обозначения, упрощая умственно отсталым детям зрительное восприятие карты (оставить названия только тех городов или рек, которые изучаются по программе);
наносить необходимые надписи (например, подписать части света: Европу и Азию);
совмещать ряд карт (физическую и экономическую), что позволит облегчить сравнение объектов, установление причинно-следственных связей и закономерностей.
При изучении ряда географических тем (извержение вулкана, землетрясение, Вселенная, полёты в космос, круговорот воды в природе, движение ветра, добыча полезных ископаемых, буря на море, теплое течение и пр.) в презентации следует использовать показ динамических слайдов. Анимацию и видеофрагменты рекомендуют применять также для «погружения» в конкретную, малознакомую детям местность (при показе тропического леса, пустыни, Южного полюса), для демонстрации животных в движении (птицы в полёте, добывающие пищу хищники, вскармливание детёнышей животными). Учитель должен использовать анимационные фрагменты, демонстрирующие занятия населения: работу шахтёров, нефтяников, ловлю рыбы в море и разделку её на рыболовецких суднах, выпас овец на горных пастбищах и т.п.
Включение в презентацию заданий, тестов, вопросов, дидактических игр разного уровня сложности позволит актуализировать имеющиеся у детей знания, закрепить и обобщить полученные в ходе урока сведения, осуществляя дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся.
В случае затруднения есть возможность неоднократного возвращения к нужному слайду, для уточнения, получения подсказки в виде разъяснения или выбора варианта ответа. Показ на экране правильного ответа, будет способствовать осуществлению учащимися самопроверки.
Использование электронного пособия с текстовым материалом помогает осуществлять коррекцию речи учащихся с интеллектуальными нарушениями, облегчает работу с основными географическими понятиями и словарными словами. Трудные орфограммы следует выделять в словах цветом или увеличивать в размере. Учащиеся могут переписать словарные слова с экрана в рабочие тетради, а затем придумать с ними словосочетания предложения. Усваивая и запоминая специальную терминологию, умственно отсталые школьники пополняют свой словарный запас, закрепляют навыки грамотного написания географических терминов.
При объяснении нового материала учитель может не выводить на экран текстовую информацию, а на этапе закрепления при повторном просмотре всей презентации или её фрагментов предложить учащимся самим составить небольшие тексты к иллюстрациям, а потом сравнить их с оригиналом. На экране можно демонстрировать план рассказа, где последовательно, по ходу изложения, будет выделяться (цветом, шрифтом или подчеркиванием) тот пункт плана, который должен раскрыть ученик. Рядом с планом могут появиться слова-подсказки или опорные сигналы. Когда отвечает слабый ученик, рядом с планом или опорными словами могут размещаться иллюстрации.
Разнообразная работа по содержанию мультимедийной презентации может проводиться и после её просмотра: описание по памяти понравившихся иллюстраций, видеофрагментов; составление вопросов к отдельным материалам слайда; ответы на вопросы, поставленные учителем до, во время или после просмотра электронного пособия; выполнение зарисовок, заполнение таблиц и т.п.
Работа учащихся с мультимедийной учебной презентацией не должна ограничиваться только прослушиванием комментариев учителя и просмотром видеоряда. Деятельности детей необходимо придать активный характер. Опираясь на зрительные образы конкретных географических объектов и природных явлений, школьники под руководством учителя должны учиться выделять главное, делать обобщения.
Таким образом, изложение, закрепление и повторение учебного материала можно построить в соответствии с особенностями познавательной деятельности конкретной категории детей, учитывая их возрастные и типологические особенности, соблюдая принципы научности, доступности, наглядности и коррекционной направленности. Творческий подход при создании мультимедийных презентаций и знание их возможностей позволит учителю сделать урок географии более интересным и продуктивным.
Глава II Информационно-коммуникативные технологии на уроках географии в коррекционной школе VIII вида
2.1 Использование учителем информационно-коммуникативных технологий на уроках географии в коррекционной школе VIII вида
Необходимость использования информационно-коммуникативных технологий на уроках в специальных (коррекционных) образовательных школах VIII вида неоспорима. Для детей с ограниченными возможностями здоровья информационно-коммуникативные технологии - помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации.
Отмечу несколько наиболее важных причин необходимости применения компьютера на уроках:
Во-первых, организация процесса обучения в соответствии с психоэмоциональными и физиологическими особенностями детей.
Во-вторых, реальная возможность технологизировать процесс индивидуализации и дифференциации обучения.
В-третьих, расширяется возможность соблюдения основных принципов коррекционного образования: от сохранного к нарушенному, многократность повторений, выполнение действий по образцу, коррекция психологических функций. А также при обучении в коррекционной школе большое значение имеют наглядные методы обучения, что хорошо реализуется при использовании информационно-коммуникативных технологий.
Дефектологический смысл применения компьютерных технологий состоит, прежде всего, в перспективе реализации основополагающего преимущества этих технологий по сравнению с другими средствами – возможности индивидуализации коррекционного обучения в условиях класса, обеспечения каждому ребенку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний, предоставления возможности самостоятельной продуктивной деятельности, обеспеченной градуированной помощи.
Задача освоения детьми элементарных пользовательских навыков работы с компьютером решается не изолированно, а в рамках организации содержательной учебной деятельности, актуальной для детей данного возраста. Освоение пользовательских навыков может происходить на разных этапах урока и индивидуальных занятиях. Пользовательский навык формируется первоначально в процессе решения учебных задач в той или иной содержательной области. Решение учебных и коррекционных задач с помощью компьютерных технологий должно встраиваться в систему обучения, а не осуществляться изолированно от решения основных коррекционных задач. Отбор коррекционных задач учитель осуществляет исходя из следующих принципов:
1) отбираются учебно-коррекционные задачи, решение которых без компьютера сложно или практически неосуществимо в условиях традиционного обучения;
2) достижение обучающего эффекта в более короткие, по сравнению с традиционным обучением сроки;
3) индивидуализация процесса выполнения задания за счет использования компьютерных технологий.
Приоритетным направлением коррекционной работы учителя в классе является:
1) выявление и коррекция индивидуальных трудностей и проблем в учебной деятельности детей;
2) формирование коммуникативной деятельности;
3) формирование умения приобретать новые знания в процессе общения с учителем. Немаловажной задачей учителя коррекционных классов является социализация учащихся в обществе. ИКТ позволяет решать эту задачу.
2.2. Средства, формы, методы по использованию информационно-коммуникативных технологий на уроках географии в коррекционной школе VIII вида
Обучающиеся специальной (коррекционной) школы VIII вида нуждаются в специальных методах, приемах и средствах обучения, учитывающих особенности их психического развития. Грамотная коррекционная работа позволяет максимально скорригировать дефект и предотвратить вторичные отклонения. Наиболее эффективным методом обучения является применение на уроках разнообразных наглядных пособий, т.к. у таких детей возникают трудности при абстрактном мышлении. Наглядные пособия являются средством для создания новых и воспроизведения имеющихся чувственных образов в сознании ученика. Поэтому электронные презентации можно разглядывать как дидактическое средство обучения, а мультимедийный проектор – техническое средство, дозволяющее показ презентации в классе. Электронную презентацию можно отнести к электронным учебным пособиям, однако лишь с оговоркой: электронные учебные пособия рассматриваются как самостоятельные средства обучения, а презентация – вспомогательное, используемое учителем на уроке и требующее его комментариев и дополнений. Под электронной презентацией понимается логически связанную последовательность слайдов, объединенную одной темой и общими принципами дизайна. Создание и применение на уроке электронных презентаций на нынешний день очень актуально, как и разработка общих методических принципов для них. Для учеников коррекционной школы VIII вида необходимы презентации более высокого уровня, чтобы заинтересовать и увлечь учащихся с нарушениями в развитии, ведь это сделать порой очень сложно. Ответ на этот вопрос достаточно очевиден. Возможность воздействовать на все органы чувств и, следовательно, интенсифицировать воздействие на ученика и, соответственно, резко повысить возможности восприятия им учебного материала. Для работы на уроках географии необходимо создавать презентации, которые реализуют принцип наглядности на уроке. При словесном описании на уроках географии, в подавляющем числе случаев, обучающиеся с нарушением интеллекта не имеют возможности опереться на непосредственное наблюдения за предметами описания или повествования, потому что в связи с особенностью своего заболевания у них страдает образное мышление. Поэтому их географические представления, созданные методом внутренней наглядности, неизбежно будут неточны. В обучении географии никакие средства художественного рассказа, никакая образность изложения не могут создать у обучающихся с нарушением интеллекта таких точных и конкретных представлений о географических объектах, явлениях какие возникают при восприятии изучаемых предметов или их изображений. Поэтому использование мультимедийных технологий особенно оправдано именно на этих уроках. Мультимедийность облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более интересным и динамичным.
Преобладают три основных способа (или подхода) преподнесения информации:
Иллюстративный (традиционный). Подобранный визуальный ряд иллюстрирует традиционный рассказ учителя. Ученики следят за меняющимися „картинками“, часто при этом «забывая» воспринимать (а то и просто слушать) этот самый рассказ. Как правило, дальше этого использование мультимедиа не идет. В лучшем случае этот же визуальный ряд затем используется при не менее традиционном опросе или обобщении. К тому же рано или поздно наступает привыкание и восприятие «картинок» тоже притупляется.
Схематичный. В основу обучения положено конструирование опорных конспектов или структурно-логических схем. Использование мультимедиа в данном случае лишь расширяет возможности построения таких схем. Они становятся более наглядными, яркими, дополняются движущимися элементами, все теми же «картинками».
Интерактивный. Наиболее сложный. Сочетает в себе элементы иллюстративного и схематичного подходов. Разница заключается в том, что использование разнообразного визуального материала, схем и анимаций сочетается, дополняется рассказами учителя о тех или иных географических свойствах, явлениях, как правило, использование такого подхода требует очень высокого уровня квалификации учителя. Но самое главное в таком подходе
· высокий уровень методической обработки материала. Он и дается, собственно, в таком сочетании, чтобы вызвать активность учеников, спровоцировать их на сопоставление, размышление, дискуссию.
При разработке презентаций есть определенные правила, которые необходимо помнить олигофренопедагогам, составляющим презентацию. Почти все учителя о них, просто-напросто, не знают. Вот одно из таковых правил. Титульный лист. На нем должно размещаться: направление презентации, предмет, заглавие темы и т. д. Тема, если она короткого содержания и, направление, должны постоянно находиться на следующих слайдах. Ведь мы пишем тему на доске, и ученик её видит весь урок. Эта же цель преследуется и при построении слайдов. При разработке презентации почти все учителя запамятовали о диафильмах, которые в прошлые времена, помогали сделать урок более наглядным. Сейчас применять диафильмы при разработке презентаций либо подготовки к уроку можно с таковым же успехом, как и ранее. Большим успехом у учеников с ограниченными возможностями здоровья пользуются программы «Школа Кирилла и Мефодия».
Глава III Урок географии с использованием информационно-коммуникативных технологий для обучающихся коррекционной школы VIII вида
Одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Новые учебники и программы разных авторов, предлагают разную трактовку и свое видение предмета. При традиционном подходе к изучению предмета основная нагрузка падает на самый мощный слуховой канал, тогда как зрение, на которое в естественных условиях приходится 80% поступающей информации, хронически остается недогруженным, а это важнейший вид памяти, который несет немаловажную ответственность за запоминание и усвоение материала. Это заставляет учителя искать новые методы работы, и помочь ему может использование на уроке информационно-коммуникативные технологии.
В преподавании географии использование мультимедийных возможностей компьютера качественно изменяет восприятие обучающими информации. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья более эффективны такие уроки, так как они более восприимчивы к ярким иллюстрациям, для них интересны виртуальные экскурсии, путешествия по Земному шару. К лицам с нарушением умственного развития (умственно отсталым) относят лиц со стойким, необратимым нарушением преимущественно познавательной сферы, возникающим вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный (разлитой) характер. Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение высших психических функций – отражения и регуляции поведения и деятельности. Это выражается в нарушении познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, внимания) страдают эмоционально-волевая сфера, моторика, личность в целом. Дети с нарушениями психического развития обучаются в специальных (коррекционных) школах VIII вида, где обучение ведется по специальным программам на основе специального образовательного стандарта. Большое внимание уделяется воспитательной работе, целью которой является социализация воспитанников, а основными задачами – выработка положительных качеств, формирование правильной оценки окружающих и самих себя, нравственного отношения к окружающим. Специфической задачей воспитательной работы в специальной школе является повышение регулирующей роли интеллекта в поведении учеников в разных ситуациях и в процессе разных видов деятельности. Все эти задачи как нельзя лучше решаются на уроках географии. А для достижения наилучших результатов возникает необходимость применения на уроках географии в специальной (коррекционной) школе VIII вида мультимедийных технологий.
Образовательное казенное учреждение VIII вида города Холмска была открыта в 1999 году для детей с нарушениями интеллекта. В ней обучаются дети с нарушениями психического и умственного развития в слабой, средней и тяжелой формах.
Уже много лет педагоги нашей школы помогают нашим обучающимся, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, социализироваться, адаптироваться к дальнейшей самостоятельной жизни в обществе. Поэтому уроки в нашей школе должны быть достаточно яркими и одновременно простыми к усвоению, а этому могут помочь уроки с применением мультимедийных технологий.
В согласовании с национальным проектом «Образование» в ОКУ VIII вида г. Холмска был проведен Интернет. А в 2012 году появились мультимедийные доски, мультимедийные проекторы. Таким образом, применяя их на уроке, учебный процесс стал более ярким, разнообразным и познавательным, и учебные возможности школы намного увеличились.
Обучающиеся специальной (коррекционной) школы VIII вида нуждаются в специальных методах, приемах и средствах обучения, учитывающих особенности их психического развития. Грамотная коррекционная работа позволяет максимально скорригировать дефект и предотвратить вторичные отклонения. Наиболее эффективным методом обучения является применение на уроках разнообразных наглядных пособий, т.к. у таких детей возникают трудности при абстрактном мышлении. Наглядные пособия являются средством для создания новых и воспроизведения имеющихся чувственных образов в сознании ученика. Поэтому электронные презентации можно разглядывать как дидактическое средство обучения, а мультимедийный проектор – техническое средство, дозволяющее показ презентации в классе. Электронную презентацию можно отнести к электронным учебным пособиям, однако лишь с оговоркой: электронные учебные пособия рассматриваются как самостоятельные средства обучения, а презентация – вспомогательное, используемое учителем на уроке и требующее его комментариев и дополнений. Под электронной презентацией понимается логически связанную последовательность слайдов, объединенную одной темой и общими принципами дизайна.
Создание и применение на уроке электронных презентаций на нынешний день очень актуально, как и разработка общих методических принципов для них. Для учеников нашей школы необходимы презентации более высокого уровня, чтобы заинтересовать и увлечь учащихся с нарушениями в развитии, ведь это сделать порой очень сложно.
Для работы на уроках географии необходимо создавать презентации, которые реализуют принцип наглядности на уроке. При словесном описании на уроках географии, в подавляющем числе случаев, учащиеся с отклонениями в развитии не имеют возможности опереться на непосредственное наблюдение за предметами описания или повествования, потому что в связи с особенностью своих заболеваний у них страдает образное мышление. Поэтому их географические представления, созданные методом внутренней наглядности, неизбежно будут неточны. В обучении географии никакие средства художественного рассказа, никакая образность изложения не могут создать у умственно отсталых учащихся таких точных и конкретных представлений о географических объектах, явлениях какие возникают при восприятии изучаемых предметов или их изображений. Поэтому использование мультимедийных технологий особенно оправдано именно на этих уроках. Мультимедийность облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более интересным и динамичным.
Формы проведения мультимедийных уроков зависят от набора используемых медиасредств. Почти все такие уроки и пробуют назвать мультимедийными. Однако это термин не научный, а больше разговорный. При использовании презентаций, созданных учителем геоеграфии в программе Power Point тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса, что дает возможность обучающимся в течение рассказа учителя сконцентрировать на них внимание. Лекция учителя сопровождается видеорядом, который может быть представлен анимацией, рисунками, видеоматериалами, фотографиями, необходимыми картами и схемами. Фотографии, видеоматериалы, звуковое оформление позволяют помочь обучающимся ощутить реальность происходившего, это существенно влияет на их заинтересованность, повышает мотивацию к обучению. Такие уроки отличаются высокой организованностью, слаженностью. Таким образом, мультимедийный урок – это урок, когда есть деятельность учителя и учеников с применением медиасредств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ научно-методической литературы, опыт передовых школ показывают, что резервы школьного урока географии далеко не исчерпаны. Одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа.
Мультимедийный урок может значительно увеличить возможности преподавания географии в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Это достигается широким использованием аутентичных материалов, прежде всего визуальных (фото, карты, плакаты и т.п.).
Однако мультимедийный урок сам по себе не создает нового качества обучения, он расширяет возможности, но не создает нового образовательного поля.
Наиболее эффективен мультимедийный урок с использованием интерактивных технологий. С некоторым преувеличением можно даже сказать, что он тем более эффективен, чем более интерактивен.
Таким образом, можно сделать вывод, что на уроке компьютер выполняет несколько ролей:
заменяет записи на доске (тема урока, план, домашнее задание, определение и т.д.);
предъявляет наглядность (фотодокументы, карты, репродукции картин); осуществляет контроль (первичный, закрепление, проверка домашнего задания в виде тестов и др.) дополняет учебник;
Систематическое использование компьютера на уроке приводит к ряду последствий:
резко возрастает уровень использования наглядностей на уроке;
повышается производительность труда учителя и обучающихся на уроке;
учитель, создающий или использующий информационные технологии, вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительно сказывается на повышении уровня знаний учащихся;
изменяется отношение к компьютеру, как к игрушке, учащиеся начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы.
В ОКУ VIII вида на всех уроках географии учителем активно используются мультимедийные технологии. Естественно, это отбирает уйму времени и, тем не менее: приятно, когда ученик увидел, услышал, впитал в себя то, новое, что ему предложил учитель. Тем более, что дети коррекционных школ VIII вида особенные и им труднее впитывать географический материал. Многие психофизические функции организма у таких детей нарушены, в частности и слуховое восприятие. Следовательно, большая часть информации должна поступать зрительная. Сегодня, в век компьютерных технологий и Интернета, можно найти много полезной информации в Интернете. А следовательно, можно более тщательно и не испытывая каких-нибудь трудностей подготовиться к урокам.
Список используемой литературы
Новенко Д. В. Новые информационные технологии в обучении. Научно-методический журнал «География в школе», М.: «Школа-пресс», № 5, 2004 г, с. 48.
Таможняя Е. А. Компьютерные технологии: возможности использования. Научно-методический журнал «География в школе», М.: «Школа-пресс», № 4, 2004 г, с. 46.
Электронное пособие Академия АйТи «Применение международных информационных технологий: применение ИКТ в учебном процессе» Разработка презентаций средствами MS Power Point для профессионалов.
Щукина, Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: книга для учителя / Г. И. Щукина. – М.: Просвещение, 2005. - 144 с.
Ясвин, В. А. Образовательная среда / В. А. Ясвин. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.
Сластёнин В. А. Общая педагогика. Ч. 2 [Текст]: / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М.: Владос, 2003. - 252 с.
26. Сергеева Т.А. Компьютерные технологии [Текст]: / Т.А. Сергеева. – М: Просвещение, 2006. – 248с.
www.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
www.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
www.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
www [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Приложение 1
В качестве примера рассмотрим урок в 8 классе ОКУ г. Холмска VIII вида по теме: «Антарктида».
Цель урока: раскрыть представление об Антарктиде, установить особенности ее географического положения, причины суровости климата, познакомить с особым статусом материка, с именами путешественников, внесших вклад в открытие и изучение Антарктиды.
Задачи:
Формировать целенаправленную познавательную деятельность, развивать мыслительные, информационные ОУУН в соответствии с индивидуальными возможностями уч-ся.
Корригировать мышление, память, развивать связную устную речь через работу со статьей учебника.
Развивать любознательность и формировать самостоятельность в познавательной деятельности.
Оборудование: Учебник Т.М. Лифановой, Е.Н.Соломиной “География 8 класс”. Физическая карта полушарий, физическая карта Антарктиды, глобус, портреты ученых и исследователей, информационно-техническое обеспечение (компьютер, экран для проецирования, проектор); презентация учителя “Антарктида”, карточки с терминами: айсберг.
Тип урока: комбинированный урок.
Виды деятельности учащихся:– ответы на вопросы;– беседа;– физкультминутка.
Ход урока
I. Организационный момент.
1) Ответ дежурного по классу.2) Проверка готовности к уроку.
II. Изучение нового материала.
1) Сообщение темы и цели урока учащимся. Чтение стихотворения.
Таинственный полярный материкУгрюмо айсберги подходы сторожатК его ледовой, неприветной кромке,Здесь в ночь полярную и звезды не горят,Задутые густой поземкой.В горах тут труден и опасен путь:Испробуй-ка нехватку кислорода,Когда обрушится снегов крутая мутьИ зверем завывает непогода!(И. Ландо)
2) Вопросы к детям:
– О каком материке пойдет речь на уроке?
Просмотр слайдов.
3) Запись в тетрадь темы урока, нового географического понятия: айсберг.
4) Актуализация знаний учащихся. Работа с глобусом и картой.
Задание 1.– Найдите на карте полушарий самый южный материк.
Задание 2.– Найдите на глобусе самый южный материк.
Задание 3.– Сравните его размеры с Австралией.
Задание 4.– Почему этот материк на картах белого цвета?
5) Объяснение учителя.
Антарктидой называют материк, лежащий в районе Южного полюса Земли. Полярные области северного полушария называют Арктикой, а районы противоположные им называют Антарктикой. Антарктика включает в себя материк Антарктиду и океаны ее омывающие, с островами.
6) Работа с физической картой Антарктика.
7) Чтение учащимися статьи из учебника – 1, 2, 3 абзац с анализом
8) Самостоятельная работа уч-ся:
– используя план описания ГП (пункт 1), карты атласа, дайте описание ГП Антарктиды.
Работа учащихся с учебником стр.88, запись в тетрадь.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Индивидуальная работа
учащиеся 3 группы – под контролем учителя, учащиеся 1–2 гр. работают самостоятельно.
9) Физминутка.
Поставить ноги на ширине плеч, подниматься на носки и поднимать руки через стороны вверх и опускать вниз с вдохами и выдохами (2-5 раз);
Ноги на ширине плеч, совершать вращательные движения головой, наклонять ее вправо и влево, вперед и назад, к плечам (2-5 раз);
Ноги на ширине плеч, руки выпрямить параллельно полу, поворачивать верхнюю часть туловища вправо и влево (2-5 раз в каждую сторону).
III. Закрепление.
1) Вопросы к уч-ся.
– О чем говорим сегодня на уроке? Кто и когда открыл Антарктиду? Кто первым достиг Южного полюса?
2) Задание на доске. Дополни предложения.
Области обоих полюсов покрыты вечным ________. Однако на северном полюсе – это замерзшие воды _________________________________океана. На Южном полюсе лед покрывает землю материка __________________________.
IV. Подведение итогов.
1) Вопросы к уч-ся.
– Назовите тему урока. – О чем сегодня говорили? – Что означает в переводе Антарктида?– Кто первым достиг Южного полюса?
2) Выставление оценок уч-ся.
3) Домашнее задание. География 8 класс, стр. 88–89, уч-ся 1-й и 2-й группы – читать, пересказывать.
Уч-ся 3 гр. – читать, отвечать на вопросы в конце текста.
Приложение 2
Географическое описание материка
В каком полушарии расположен материк. Направление от экватора. С чем граничит. Очертания берегов. Какова береговая линия материка: извилистая, изрезанная или прямая.
Природа материка: рельеф и полезные ископаемые, климат, реки, озера.
Природные зоны материка. Растительный и животный мир материка. Как они зависят от географического положения.
Население.
Государства и их столицы.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141615
15