Семинар-практикум для родителей Вместе мы сила
Ход собрания:
-Здравствуйте, Уважаемые родители. Я хотела бы с вами немного поиграть и приглашаю Вас в центр зала. Давайте сделаем с вами круг. Сейчас каждый из Вас называет свое имя, говорит чья Вы мама ,и подает руку своему соседу. Начну я ,Я Зухра Айратовна. Я очень рада Вас видеть .(подаю руку соседу и так каждый пока не получиться замкнутая цепь)
-Уважаемые родители ,вот какой огромный круг получился у нас с вами. Не смотря на то ,что мы все разные, разной профессии, разного телосложения, разного возраста и нации, наш объединяет одно целое, как вы думаете, что нас объединяет? (Ответы родителей)
-Совершенно верно,нас объединяет в одно целое наши дети. Мне хотелось бы в процессе работы с вашими детьми всегда ощущать эту взаимосвязь и взаимную помощь. Присаживайтесь на свои места.
-Так как ,вы уже знаете в нашем ДОУ нет специализированных групп для детей с нарушениями речи, а организован логопункт. Логопедический пункт (сокращенно «логопункт») — это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями.На логопедический пукт зачисляются дети 5-7 лет через ПМПК . А теперь давайте посмотрим Отличие речевой группы от логопункта: (презентация)
• В речевой группе логопед занимается с ребенком индивидуально каждый день, а в условиях логопункта 1-2 раза в неделю.
• В речевой группе логопед в течение года занимается с 12 детьми, а на логопункте с 25-30 детьми разного возраста.
• В речевой группе срок обучения не менее 2 лет, а на логопункте – от 6 мес. - до 1, 5 лет (в зависимости от речевого нарушения) .• В логопедической группе воспитатель в течение рабочего дня закрепляет речевые навыки у детей по заданию логопеда, а в условиях логопункта первыми помощниками являются родители.
Таким образом, исходя из условий работы с детьми на логопункте, эффективность коррекционной работы по исправлению нарушений речи зависит от совместных усилий логопеда и семьи! Значит уважаемые родители вы являетесь самыми главными помощниками логопеда. Длительность периода работы над звуками в значительной степени зависит и от родителей.Сейчас звукопроизношение малыша можно сравнить с гибким молодым деревцем, пока ещё способным принять нужную форму. Но когда ребёнок покинет детский сад, «деревце» станет крепче и прочнее, и коррекция речи сильно затруднится. Логопедическое домашнее задание — индивидуальная форма учебной деятельности дошкольника. Домашние задания имеют большое воспитательное, обучающее и коррекционное значение.При выполнении домашнего задания не надо впадать в крайности. Одни родители строго заставляют ребенка делать их как школьника, игнорируя рекомендации об игровой форме работы. Это может развить у него предпосылки низкой учебной мотивации. Другие, относятся к этим заданиям крайне небрежно, считая это чем-то необязательным и несерьезным. Вы должны понимать, что не выполняя требований логопеда сегодня, завтра вы не сможете потребовать от школьника собранности, самостоятельности, ответственности. Дети воспитываются, прежде всего, на примерах старших. Выполняя задание за ребенка, вы в первую очередь хитрите не со мной. Как с логопедом. А сами с собой. Мне не нужно учить вас, мне необходимо научить вашего ребенка. И очень хорошо видно, когда задания выполнены взрослым, и ребенок честно скажет, что это сделала мама, когда он спал. Лучше не сделать вообще, чем учить ребенка обманывать. В дни своих занятий дети обязательно приносят индивидуальные папки с тетрадями, даже если домашнее задание не сделано. Первое время об этом должны напоминаете вы, родители. Необходимо усвоить следующую мысль: если сейчас дети решат, что нет ничего страшного в невыполненном задании, в том, что они забыли принести тетрадь в детский сад, а родители попустительствовали им, то в будущем никто из взрослых не сможет потребовать от них твердого выполнения школьных правил. Ваше особое значение, как родителей, в исправлении речевой патологии заключается в том, что, используя предложенный материал, вы можете закреплять с ребенком речевые умения свободном общении. Это возможно в повседневно и жизни: во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин, на рынок. При выполнении домашнего задания у многих родителей могут возникнуть следующие проблемы
У детей:
— не знают или забывают, что задано на дом;
— не знают, как приступить к выполнению домашнего задания;
— тратят много времени на его выполнение;
— делают работу не полностью;
— допускают много ошибок.
У родителей:
— невнимательно читают домашнее задание;
— не выполняют домашнюю работу вместе с ребенком;
— забывают напомнить ребенку про домашнее задание;
— не приходят к логопеду для консультации по выполнению домашнего задания.
Родителям необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
1. Не принуждать ребенка заниматься! Занятия дают наибольший эффект, если они проводятся в игровой форме и интересны ребенку.
2. Подготавливать для ребенка удобное место для занятий, правильно освещенное.
3. Проверять, правильно ли ваш ребенок сидит, кладет тетрадь, держит ручку или карандаш.
4. Внимательно читать задание.
5. Поощрять своего ребенка за хорошо выполненное домашнее задание.
6. Не пытаться выполнить задание за своего ребенка, лучше пусть он вообще не сделает его, чем сделаете его вы.
7. Продолжительность одного занятия должна быть не больше 15—20 мин.
8. Консультироваться с логопедом, если видите, что ваш ребенок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.
-Теперь поговорим об артикуляционной гимнастике. Как вы считаете, зачем она нужна?(Ответы и рассуждения родителей.)
- Артикуляционная гимнастика, является основой формирования речевых звуков - фонем -и коррекции нарушений звукопроизношения любого происхождения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения.
- Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
(Далее зачитывается рекомендации по проведению гимнастики дома.)
- Сейчас вы сможете познакомиться с органами артикуляции так, как это делают ваши дети. Каждому из вас в индивидуальную тетрадь вашего ребенка была вклеена распечатка с названиями артикуляционных упражнений и их правильным выполнением.Чтобы знать, правильно или нет, выполняет ребенок упражнение, вы сами должны уметь это делать. Поэтому сейчас мы проведем небольшой практикум по выполнению артикуляционной гимнастики. У каждого из вас есть зеркало. Поставьте его перед собой так, чтобы вам были видны органы артикуляции. Так дети наши дошкольного возраста, весь материал мы преподносим им в игровой форме. Это удерживает интерес и повышает мотивацию детей к выполнению задания. Дети очень любят сказки и стихи. Поэтому я сейчас буду зачитывать сказку о язычке в стихотворной форме, а вы на время став детьми, будете выполнять все движения по тексту.( Читаю стихотворение «СКАЗОЧКА-УКАЗОЧКА» Крупенчук О. )Далее рассказываю о правильном выполнении артикуляционных упражнений, демонстрируя презентацию. Родители выполняют упражнения (статические и динамические) .Статические подготовительные упражнения: «Лопаточка.» , « Чашечка.» « Иголочка.» , «Горка», «Трубочка (желобок).».Динамические подготовительные упражнения:«Часики», « Лошадка.», « Качели.», «Вкусное варенье.», «Маляр.», «Змейка.» , «Катушка.», «Грибок.»
- На выполнение артикуляционной гимнастики вы потратите в день всего несколько минут, и это совсем не сложно. Незаметно, день за днем моторика органов артикуляции ребенка будет лучше, мышцы крепче и соответственно произношение звуков на более высоком уровне. Чем лучше развита моторика, тем быстрее протекает процесс постановки звуков.Не всегда ребенок соглашается выполнять артикуляционную гимнастику, сидя перед зеркалом. В этом случае, можно ему предложить поиграть. Существуют различные игровые способы выполнения артикуляционных упражнений.(показ презентаций) «ФОКУС» («Снежинка на носу»), «СЛАДКАЯ ЗАРЯДКА» (упражнения с чупа-чупсом) .
Выполняя артикуляционную гимнастику вы увидите, что сначала при выполнении детьми упражнений у них наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезнет, движения станут более координированными.Не надо говорить ребенку, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу, выполнять движение. Лучше показать ребенку его сформированные умения, подбодрить.
– Уважаемые родители! На этом наша практическая часть закончена. Спасибо за то, что пришли на наше необычное родительское собрание. Задавайте свои вопросы. Спасибо за сотрудничество.